
Доллары за пустые трубы: старые транзитные договора тянут Газпром «на дно»
Балканское направление транзита становится для «Газпрома» очень дорогим и невыгодным. В первом полугодии Болгария вышла на первое место по стоимости услуг транспортировки, обойдя даже Украину. Российский холдинг платил за фактически предоставленную услугу, а также за невыбранные зарезервированные объемы. Такое положение дел, особенно во время кризиса, тянет компанию на дно. Об этом пишет издание «Евразия дэйли».
«Золотой» транзит
За шесть месяцев прокачка российского «голубого» топлива в Турцию и Грецию через Болгарию сократилась на рекордные 63%. При этом доходы «Булгартрансгаза» от международного транзита сырья удивительным образом увеличились на треть – до 80 млн долларов. Об этом официально сообщил болгарский оператор местной газотранспортной системы.
В прошлом сезоне объемы транзита за аналогичный период были зафиксированы на уровне приблизительно 4 млрд кубометров. В этом году показатель составил лишь 1,5 млрд. И дело тут не только в запуске в январе 2020 магистрали «Турецкого потока», изменившего маршрутную сетку поставок российского газа.

Ситуация с кардинальной сменой направлений транзита никак не снизила дополнительные расходы «Газпрома» на прокачку сырья через Болгарию, а наоборот увеличила. Если ранее плата составляла 64 млн долларов, то ныне это уже 84 млн в год, что на 70% образует бюджет болгарского оператора ГТС. Иными словами, реальная стоимость транзита тысячи кубометров выросла с 17 долларов до 62!
Такие суммы «Газпром» не платит никому, даже Украине. Киевский тариф за транзит по прошлогоднему двустороннему контракту составляет 40 долларов за тысячу кубометров. Болгарское «направление» побило и этот антирекорд.
Старые договора
Как подчеркивают эксперты, несмотря на смену конъюнктуры рынка и колебания спроса, а также энергетический кризис и пандемию, у «Газпрома» остаются старые контракты на транзит сырья через Болгарию, датированные далекими 1998 и 2006 годом, в которых прописаны абсурдные по нынешним временам условия и объемы прокачки.
По этим договорам, российский холдинг обязывается прокачивать по Трансбалканскому газопроводу уже невостребованные ныне объемы сырья вплоть до 2030 года.
Речь идет о 60 млн кубометров в сутки или 20 млрд в год, которые просто некому поставлять при нынешнем уровне спроса. «Газпрому» остается лишь из года в год оплачивать «пустую трубу» и бумажные кубометры топлива на Украине, в Румынии и Болгарии с которыми у него долгосрочные договорные отношения.
«Золотой» транзит
За шесть месяцев прокачка российского «голубого» топлива в Турцию и Грецию через Болгарию сократилась на рекордные 63%. При этом доходы «Булгартрансгаза» от международного транзита сырья удивительным образом увеличились на треть – до 80 млн долларов. Об этом официально сообщил болгарский оператор местной газотранспортной системы.
В прошлом сезоне объемы транзита за аналогичный период были зафиксированы на уровне приблизительно 4 млрд кубометров. В этом году показатель составил лишь 1,5 млрд. И дело тут не только в запуске в январе 2020 магистрали «Турецкого потока», изменившего маршрутную сетку поставок российского газа.

Ситуация с кардинальной сменой направлений транзита никак не снизила дополнительные расходы «Газпрома» на прокачку сырья через Болгарию, а наоборот увеличила. Если ранее плата составляла 64 млн долларов, то ныне это уже 84 млн в год, что на 70% образует бюджет болгарского оператора ГТС. Иными словами, реальная стоимость транзита тысячи кубометров выросла с 17 долларов до 62!
Такие суммы «Газпром» не платит никому, даже Украине. Киевский тариф за транзит по прошлогоднему двустороннему контракту составляет 40 долларов за тысячу кубометров. Болгарское «направление» побило и этот антирекорд.
Старые договора
Как подчеркивают эксперты, несмотря на смену конъюнктуры рынка и колебания спроса, а также энергетический кризис и пандемию, у «Газпрома» остаются старые контракты на транзит сырья через Болгарию, датированные далекими 1998 и 2006 годом, в которых прописаны абсурдные по нынешним временам условия и объемы прокачки.
По этим договорам, российский холдинг обязывается прокачивать по Трансбалканскому газопроводу уже невостребованные ныне объемы сырья вплоть до 2030 года.
Речь идет о 60 млн кубометров в сутки или 20 млрд в год, которые просто некому поставлять при нынешнем уровне спроса. «Газпрому» остается лишь из года в год оплачивать «пустую трубу» и бумажные кубометры топлива на Украине, в Румынии и Болгарии с которыми у него долгосрочные договорные отношения.
- afp.com; delo.ua
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Золото обогатило США и Британию, но теперь может уничтожить доллар
Все чаще звучат прогнозы о том, что роль доллара в мировой финансовой системе будет снижаться, а вместо него валютные резервы будут накапливаться в золоте....

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Линию для конвейерной сборки электромобиля «Атом» запускают в Москве
На московской производственной площадке электромобилей «Атом» были запущены новые технологические линии. На объекте появился комплекс оборудования для...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Украина получила базу перелётов россиян за 16 лет. Чем это грозит
К ВСУ попали конфиденциальные данные из 664 млн записей. Взлом выявил уязвимость системы, элементы которой по-прежнему связаны с западными сервисами...