
Доллары за пустые трубы: старые транзитные договора тянут Газпром «на дно»
Балканское направление транзита становится для «Газпрома» очень дорогим и невыгодным. В первом полугодии Болгария вышла на первое место по стоимости услуг транспортировки, обойдя даже Украину. Российский холдинг платил за фактически предоставленную услугу, а также за невыбранные зарезервированные объемы. Такое положение дел, особенно во время кризиса, тянет компанию на дно. Об этом пишет издание «Евразия дэйли».
«Золотой» транзит
За шесть месяцев прокачка российского «голубого» топлива в Турцию и Грецию через Болгарию сократилась на рекордные 63%. При этом доходы «Булгартрансгаза» от международного транзита сырья удивительным образом увеличились на треть – до 80 млн долларов. Об этом официально сообщил болгарский оператор местной газотранспортной системы.
В прошлом сезоне объемы транзита за аналогичный период были зафиксированы на уровне приблизительно 4 млрд кубометров. В этом году показатель составил лишь 1,5 млрд. И дело тут не только в запуске в январе 2020 магистрали «Турецкого потока», изменившего маршрутную сетку поставок российского газа.

Ситуация с кардинальной сменой направлений транзита никак не снизила дополнительные расходы «Газпрома» на прокачку сырья через Болгарию, а наоборот увеличила. Если ранее плата составляла 64 млн долларов, то ныне это уже 84 млн в год, что на 70% образует бюджет болгарского оператора ГТС. Иными словами, реальная стоимость транзита тысячи кубометров выросла с 17 долларов до 62!
Такие суммы «Газпром» не платит никому, даже Украине. Киевский тариф за транзит по прошлогоднему двустороннему контракту составляет 40 долларов за тысячу кубометров. Болгарское «направление» побило и этот антирекорд.
Старые договора
Как подчеркивают эксперты, несмотря на смену конъюнктуры рынка и колебания спроса, а также энергетический кризис и пандемию, у «Газпрома» остаются старые контракты на транзит сырья через Болгарию, датированные далекими 1998 и 2006 годом, в которых прописаны абсурдные по нынешним временам условия и объемы прокачки.
По этим договорам, российский холдинг обязывается прокачивать по Трансбалканскому газопроводу уже невостребованные ныне объемы сырья вплоть до 2030 года.
Речь идет о 60 млн кубометров в сутки или 20 млрд в год, которые просто некому поставлять при нынешнем уровне спроса. «Газпрому» остается лишь из года в год оплачивать «пустую трубу» и бумажные кубометры топлива на Украине, в Румынии и Болгарии с которыми у него долгосрочные договорные отношения.
«Золотой» транзит
За шесть месяцев прокачка российского «голубого» топлива в Турцию и Грецию через Болгарию сократилась на рекордные 63%. При этом доходы «Булгартрансгаза» от международного транзита сырья удивительным образом увеличились на треть – до 80 млн долларов. Об этом официально сообщил болгарский оператор местной газотранспортной системы.
В прошлом сезоне объемы транзита за аналогичный период были зафиксированы на уровне приблизительно 4 млрд кубометров. В этом году показатель составил лишь 1,5 млрд. И дело тут не только в запуске в январе 2020 магистрали «Турецкого потока», изменившего маршрутную сетку поставок российского газа.

Ситуация с кардинальной сменой направлений транзита никак не снизила дополнительные расходы «Газпрома» на прокачку сырья через Болгарию, а наоборот увеличила. Если ранее плата составляла 64 млн долларов, то ныне это уже 84 млн в год, что на 70% образует бюджет болгарского оператора ГТС. Иными словами, реальная стоимость транзита тысячи кубометров выросла с 17 долларов до 62!
Такие суммы «Газпром» не платит никому, даже Украине. Киевский тариф за транзит по прошлогоднему двустороннему контракту составляет 40 долларов за тысячу кубометров. Болгарское «направление» побило и этот антирекорд.
Старые договора
Как подчеркивают эксперты, несмотря на смену конъюнктуры рынка и колебания спроса, а также энергетический кризис и пандемию, у «Газпрома» остаются старые контракты на транзит сырья через Болгарию, датированные далекими 1998 и 2006 годом, в которых прописаны абсурдные по нынешним временам условия и объемы прокачки.
По этим договорам, российский холдинг обязывается прокачивать по Трансбалканскому газопроводу уже невостребованные ныне объемы сырья вплоть до 2030 года.
Речь идет о 60 млн кубометров в сутки или 20 млрд в год, которые просто некому поставлять при нынешнем уровне спроса. «Газпрому» остается лишь из года в год оплачивать «пустую трубу» и бумажные кубометры топлива на Украине, в Румынии и Болгарии с которыми у него долгосрочные договорные отношения.
- afp.com; delo.ua
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Власти РФ собираются создать в стране отрасль глубокой переработки угля
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Дмитрий Исламов рассказал в интервью ТАСС, что уже в обозримом будущем в нашей стране может появиться...

Турист ушел: Анапа теряет деньги и репутацию
В декабре 2024 года Черное море стало свидетелем одного из самых серьезных экологических бедствий: тысячи тонн мазута, выброшенного с потерпевших крушение...

Россия нанесла серию чувствительных ударов по бизнес-интересам Азербайджана
Россия разнесла НПЗ на Украине, которые работали на азербайджанском сырье. Инцидент в Екатеринбурге был лишь поводом для обострения с Баку....

Герман Греф: 2026 год будет непростым для российского бизнеса
На недавнем годовом собрании акционеров Сбербанка Герман Греф (глава банка) заявил, что 2026 год станет непростым для бизнеса и кредитных организаций. По его...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Завод «Янтарь» передал Индии фрегат Tamal
На судостроительном заводе «Янтарь» (входит в состав «Объединенной судостроительной корпорации») в Калининграде состоялась передача военно-морским силам (ВМС)...

Цена электроэнергии добила крупнейший металлургический завод Украины
Крупнейший металлургический завод Украины оказался на грани остановки из-за самых высоких в Европе цен на электроэнергию. Помощь материнской компании в сотни...

Чем может ответить Россия Азербайджану
В случае торговой войны Азербайджан может поставить под сомнение статус своей страны как торгового хаба...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Самоуверенные немцы глупейшим образом загубили «Мерседес»
Соотношение цены, качества и эффективности меняется. И это китайская разработка....

«Росатом» ищет покупателей на турецкую АЭС
«Росатом» ведет переговоры о продаже 49% проекта АЭС «Аккую». Об этом сообщил председатель совета директоров АО «Аккую Нуклеар» Антон Дедусенко....