Экономическое обозрение

Китай пустит скоростной экспресс по Тибету, в Индии видят в этом риски для экономики и безопасности

Китай пустит скоростной экспресс по Тибету, в Индии видят в этом риски для экономики и безопасности

В конце июня 2021 года Китай планирует запустить новый сверхскоростной пассажирский поезд – экспресс, который будет курсировать между столицей Тибетского автономного района КНР Лхасой и городским округом Ньингчи на юго-востоке Тибетского района, на границе с индийским штатом Аруначал-Прадеш. Очевидно, что именно близость конечной точки маршрута поезда к Аруначал-Прадеш и обеспокоила индийские власти. Беспокойство связано в том числе с экономическими рисками.


Район Ньингчи и планы на Аруначал-Прадеш


Немного расскажем, что такое городской округ Ньингчи. Это территория в составе Тибетского автономного района, причем в Пекине в состав округа включают и часть восточных территорий индийского штата Аруначал-Прадеш. Численность населения округа – чуть более 164 тысяч человек, что не просто капля, а капелька в море, по китайским меркам.

Основную часть населения района составляют тибетцы, исповедующие тибетский буддизм. Китайское руководство никогда особо не доверяло тибетскому населению, учитывая пребывание Далай-ламы в Индии и поддержку тибетского национального движения со стороны Нью-Дели. В свою очередь, тибетские активисты выступают против железнодорожного строительства, которое может нарушить культурную самобытность региона.

Как известно, строительство магистрали для высокоскоростных поездов протяженностью 435 км началось еще в 2014 году. Железная дорога играет важную роль в реализации амбициозного плана КНР по улучшению транспортной инфраструктуры и доступности Тибета.

Поскольку Ньингчи расположен в 50 км от китайско-индийской границы, наличие такой магистрали создает прямые риски для Индии. Тем более, что Китай традиционно рассматривает индийский штат Аруначал-Прадеш как «Южный Тибет», который по справедливости (в ее китайском понимании), должен воссоединиться с основной частью Тибета, то есть войти в состав КНР.

Развитие инфраструктуры в Ньингчи свидетельствует о том, что в Пекине не собираются отказываться от претензий на Аруначал-Прадеш. Не случайно индийское СМИ пишет, что готовящийся запуск экспресса – стратегическая проблема для Индии.

Амбициозные проекты Китая и риски для Индии


В ноябре 2020 года председатель КНР Си Цзиньпин назвал проект строительства железной дороги в Ньинчи очень важным с точки зрения реализации генерального плана Коммунистической партии Китая по улучшению управления Тибетским автономным районам и укрепления стабильности в приграничных районах Китая. Ведь территория, где пройдет железная дорога, отличается труднодоступностью и требует повышенного внимания в плане развития инфраструктуры.

Начинающаяся в Чэнду Сычуань-Тибетская железная дорога проходит через Яань и сокращает продолжительность поездки из Чэнду в Лхасу с 48 часов сразу до 13-ти. Расчетная скорость железной дороги составляет 160 км в час, подчеркивают в компании Tibet Railway Construction, занимающейся строительством железной дороги.

Китай пустит скоростной экспресс по Тибету, в Индии видят в этом риски для экономики и безопасности

Китай стремится увеличить общую протяженность магистралей до 50 000 км к 2025 году по сравнению с 37 900 км, которые были проложены к концу 2020 года. Высокоскоростные железные дороги должны охватить 98% городов с населением более 500 тысяч человек. Поезда Fuxing смогут ходить со скоростью от 160 до 350 км / ч.

Еще один амбициозный проект Китая – строительство «прохода», который бы соединил Тибет с Южной Азией. Оно рассчитано на очередную «пятилетку», озвученную руководством КПК. Конечно, у Индии есть повод для беспокойства: развитие железнодорожного сообщения позволит Китаю оперативно перебрасывать воинские контингенты и военную технику, а если говорить о гражданских целях – упрочить свое экономическое присутствие в регионе, изменить его демографическую структуру, еще больше «китаизировав» слабозаселенные части Тибета. В Индии видят в новом маршруте и экономические риски. Связывают их с тем, что из приграничных индийских районов, включая спорные население может начать переселяться на территорию соседнего Китая. Это приведёт к росту населения на примыкающих к границам Индии землях Китая и дальнейшему сокращению численно населения высокогорных районов Индии.

Интересна и реакция индийских пользователей сети. Так, один из читателей пишет о возможности размещения ядерного оружия в штате Аруначал-Прадеш, что помогло бы несколько остудить пыл китайцев по развитию транспортной инфраструктуры в Тибете.

Автор:

Использованы фотографии: Wikipedia/ping lin

Мы в Мы в Яндекс Дзен