
«Газпром» заставляет украинскую трубу ржаветь, но Киев все равно с прибылью
В конце первого квартала текущего года российский «Газпром» на 30% увеличил экспорт сырья на Запад, причем сделано это полностью в обход Украины. Прокачка «голубого» топлива в Европу по самому дорогому маршруту транзита продолжает неуклонно снижаться, в то время как экспорт бьет рекорды. Фактически, российская сторона заставляет украинскую трубу простаивать, ржаветь, изнашиваться, не заполняя ее даже на треть, однако Киев все равно остается с прибылью. По крайней мере, пока.
С января по март текущего года российский газовый холдинг увеличил поставки в Европу до почти 53 млрд кубометров «голубого» топлива. Это рекордные показатели, они сопоставимы разве что с удачным для компании первым кварталом 2018 года. В том сезоне морозная зима также заставила ЕС потреблять больше импортного газа, затем «Газпром» ожидали две «теплых» зимы и провал прошлого года.
В этом, подошедшем к концу отопительном сезоне, «Газпрому» удалось выровнять суммарные показатели, и по итогам восстановить поставки и результаты деятельности за счет радикального увеличения прокачки сырья через трубопроводы «Северный поток-1», «Ямал-Европа» и «Турецкий поток» (который вообще работал в последнее время со сверхпроектной мощностью). И на этом фоне «обделенным» осталось лишь украинское направление транзита. Тут поставки снизились до чуть более, чем 100 млн кубометров в сутки. Российская сторона едва вписывается в рамки квоты прокачки (или платежа), установленной транзитным контрактом для 2021 года – 40 млрд кубометров, или 109 млн кубометров в сутки.
И если чуть ранее «Газпром» хотя бы бронировал дополнительные мощности, снижая поставки «внутри» контракта, то теперь перестал делать и это, находясь в рамках сухих цифр двустороннего договора. Впрочем, Киев все равно остается с прибылью.
Украинский транзит для России является наиболее дорогостоящим. Тариф в 31 доллар за тысячу кубов, плюс месячная дополнительная бронь, делают этот маршрут крайне невыгодным для «Газпрома», дороже даже польских транзитных тарифов, пересмотренных недавно в сторону увеличения по решению суда.
Фактически, украинская «труба» держится на контракте от 2019 года и неуступчивой политике западных патронов «незалежной». А также на системе, заложенной в условиях контракта: плати и качай. Поэтому сколько бы «Газпром» не уходил от украинского направления, все равно еще как минимум четыре года он будет платить высокую ренту за пустую ГТС Украины, даже если полностью перекроет «вентиль» на входе украинской компрессорной станции.
Поэтому намерение «Газпрома» понятно, четко обозначено и выполнено. Но уйти от расходов на содержание бюджета соседней недружелюбной страны никуда не деться.
Рекорд и антирекорд
С января по март текущего года российский газовый холдинг увеличил поставки в Европу до почти 53 млрд кубометров «голубого» топлива. Это рекордные показатели, они сопоставимы разве что с удачным для компании первым кварталом 2018 года. В том сезоне морозная зима также заставила ЕС потреблять больше импортного газа, затем «Газпром» ожидали две «теплых» зимы и провал прошлого года.
В этом, подошедшем к концу отопительном сезоне, «Газпрому» удалось выровнять суммарные показатели, и по итогам восстановить поставки и результаты деятельности за счет радикального увеличения прокачки сырья через трубопроводы «Северный поток-1», «Ямал-Европа» и «Турецкий поток» (который вообще работал в последнее время со сверхпроектной мощностью). И на этом фоне «обделенным» осталось лишь украинское направление транзита. Тут поставки снизились до чуть более, чем 100 млн кубометров в сутки. Российская сторона едва вписывается в рамки квоты прокачки (или платежа), установленной транзитным контрактом для 2021 года – 40 млрд кубометров, или 109 млн кубометров в сутки.
И если чуть ранее «Газпром» хотя бы бронировал дополнительные мощности, снижая поставки «внутри» контракта, то теперь перестал делать и это, находясь в рамках сухих цифр двустороннего договора. Впрочем, Киев все равно остается с прибылью.
«Труба» держится только на соглашении
Украинский транзит для России является наиболее дорогостоящим. Тариф в 31 доллар за тысячу кубов, плюс месячная дополнительная бронь, делают этот маршрут крайне невыгодным для «Газпрома», дороже даже польских транзитных тарифов, пересмотренных недавно в сторону увеличения по решению суда.
Фактически, украинская «труба» держится на контракте от 2019 года и неуступчивой политике западных патронов «незалежной». А также на системе, заложенной в условиях контракта: плати и качай. Поэтому сколько бы «Газпром» не уходил от украинского направления, все равно еще как минимум четыре года он будет платить высокую ренту за пустую ГТС Украины, даже если полностью перекроет «вентиль» на входе украинской компрессорной станции.
Поэтому намерение «Газпрома» понятно, четко обозначено и выполнено. Но уйти от расходов на содержание бюджета соседней недружелюбной страны никуда не деться.
- Николай Грицай
- gazprom.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Осло напросился: Москва предъявила ультиматум норвежским рыбакам
Растет напряженность между Россией и Норвегией из-за использования совместных рыбных ресурсов....

В Техасе обнаружили новое «белое золото», могущее изменить мировой энергетический рынок
Разработка месторождения позволит региону занять лидирующую позицию во всем мире по новым энергетическим ресурсам....

Баку на грани срыва: основной источник дохода исчезает
Азербайджан начал агрессивную кампанию, которую он просто не может себе позволить, тем более что республика теряет экспортные рынки....

«Неаполь мертв»: вышедший из-под контроля туризм опустошает города Италии
Проблема приобретает характер национального бедствия для некогда прославленного мирового курорта....

Облегчения не ждать: стали известны три срока ремонта завода «Новатэка» в Усть-Луге
БПЛА Украины наносят повторные удары по уже недавно атакованным целям. Это усложняет ремонт и введение в строй инфраструктуры....

Запад споткнулся о собственный «ценовой порог» на нефть, уготованный России
Ограничения, введенные против отечественного сырья, не подействовали в России, зато хорошо приживутся на западном рынке....

Даже СССР такие расходы были не по карману: национальные интересы РФ все дороже
Свобода в принципе не может быть дешевой или легкодоступной. Ее достижение сулит напряжение – физическое и материальное....

Денег нет. Все ушли на «золотые парашюты»
Нельзя повышать и зарплаты в банках, если они испытывают трудности...

Перспективный авиадвигатель: новый шаг в российской авиации
В России запланировано создание нового тяжелого авиадвигателя с тягой 26 тонн, который, как ожидается, станет революцией в отечественном авиастроении. Об этом...

У 14 самолетов SSJ-100 обнаружились проблемы с фюзеляжами
Ситуация с российскими воздушными судами Sukhoi Superjet 100 (RRJ-95) вызывает серьезные вопросы. Как стало известно из недавних материалов издания «Известия»,...

Шумят, зато работают годами. Чем Россия заменила немецкие турбины
Немецкие тише, они эффективнее, но постоянно ломаются, потому что основная прибыль от этих двигателей – обслуживание и постоянный ремонт...

По цене металлолома: Киев продает крупнейший стратегический химзавод Украины
На Украине пытаются решить сразу две задачи – получить деньги и выжить еще некоторое время и отдать западным кураторам остатки ценного имущества....

Конец нефтяной мечты: Азербайджан остается без золотой жилы
Запад внимательно следит за нефтяными доходами России в условиях санкций, тогда как экспорт других нефтяных стран также снижается. В Азербайджане, где власти в...

Медицинский исход: эксперты раскрыли причину бегства врачей из Петербурга
Привлекательные условия для трудоустройства врачей в сельские ЛПУ начали работать. Выпускница медвуза раскрыла преимущества переезда в Ленобласть...

Новый завод полного цикла по производству чипов появится в РФ
В России стартует амбициозный проект по запуску предприятия полного цикла, который будет производить микрочипы. Проект расположат на территории...

Россия засыпана картошкой: рекордный урожай обрушил рынок
В России в этом году фиксируется хороший урожай картофеля. Однако это не радует аграриев и вызывает беспокойство у экспертов...