
«Газпром» заставляет украинскую трубу ржаветь, но Киев все равно с прибылью
В конце первого квартала текущего года российский «Газпром» на 30% увеличил экспорт сырья на Запад, причем сделано это полностью в обход Украины. Прокачка «голубого» топлива в Европу по самому дорогому маршруту транзита продолжает неуклонно снижаться, в то время как экспорт бьет рекорды. Фактически, российская сторона заставляет украинскую трубу простаивать, ржаветь, изнашиваться, не заполняя ее даже на треть, однако Киев все равно остается с прибылью. По крайней мере, пока.
С января по март текущего года российский газовый холдинг увеличил поставки в Европу до почти 53 млрд кубометров «голубого» топлива. Это рекордные показатели, они сопоставимы разве что с удачным для компании первым кварталом 2018 года. В том сезоне морозная зима также заставила ЕС потреблять больше импортного газа, затем «Газпром» ожидали две «теплых» зимы и провал прошлого года.
В этом, подошедшем к концу отопительном сезоне, «Газпрому» удалось выровнять суммарные показатели, и по итогам восстановить поставки и результаты деятельности за счет радикального увеличения прокачки сырья через трубопроводы «Северный поток-1», «Ямал-Европа» и «Турецкий поток» (который вообще работал в последнее время со сверхпроектной мощностью). И на этом фоне «обделенным» осталось лишь украинское направление транзита. Тут поставки снизились до чуть более, чем 100 млн кубометров в сутки. Российская сторона едва вписывается в рамки квоты прокачки (или платежа), установленной транзитным контрактом для 2021 года – 40 млрд кубометров, или 109 млн кубометров в сутки.
И если чуть ранее «Газпром» хотя бы бронировал дополнительные мощности, снижая поставки «внутри» контракта, то теперь перестал делать и это, находясь в рамках сухих цифр двустороннего договора. Впрочем, Киев все равно остается с прибылью.
Украинский транзит для России является наиболее дорогостоящим. Тариф в 31 доллар за тысячу кубов, плюс месячная дополнительная бронь, делают этот маршрут крайне невыгодным для «Газпрома», дороже даже польских транзитных тарифов, пересмотренных недавно в сторону увеличения по решению суда.
Фактически, украинская «труба» держится на контракте от 2019 года и неуступчивой политике западных патронов «незалежной». А также на системе, заложенной в условиях контракта: плати и качай. Поэтому сколько бы «Газпром» не уходил от украинского направления, все равно еще как минимум четыре года он будет платить высокую ренту за пустую ГТС Украины, даже если полностью перекроет «вентиль» на входе украинской компрессорной станции.
Поэтому намерение «Газпрома» понятно, четко обозначено и выполнено. Но уйти от расходов на содержание бюджета соседней недружелюбной страны никуда не деться.
Рекорд и антирекорд
С января по март текущего года российский газовый холдинг увеличил поставки в Европу до почти 53 млрд кубометров «голубого» топлива. Это рекордные показатели, они сопоставимы разве что с удачным для компании первым кварталом 2018 года. В том сезоне морозная зима также заставила ЕС потреблять больше импортного газа, затем «Газпром» ожидали две «теплых» зимы и провал прошлого года.
В этом, подошедшем к концу отопительном сезоне, «Газпрому» удалось выровнять суммарные показатели, и по итогам восстановить поставки и результаты деятельности за счет радикального увеличения прокачки сырья через трубопроводы «Северный поток-1», «Ямал-Европа» и «Турецкий поток» (который вообще работал в последнее время со сверхпроектной мощностью). И на этом фоне «обделенным» осталось лишь украинское направление транзита. Тут поставки снизились до чуть более, чем 100 млн кубометров в сутки. Российская сторона едва вписывается в рамки квоты прокачки (или платежа), установленной транзитным контрактом для 2021 года – 40 млрд кубометров, или 109 млн кубометров в сутки.
И если чуть ранее «Газпром» хотя бы бронировал дополнительные мощности, снижая поставки «внутри» контракта, то теперь перестал делать и это, находясь в рамках сухих цифр двустороннего договора. Впрочем, Киев все равно остается с прибылью.
«Труба» держится только на соглашении
Украинский транзит для России является наиболее дорогостоящим. Тариф в 31 доллар за тысячу кубов, плюс месячная дополнительная бронь, делают этот маршрут крайне невыгодным для «Газпрома», дороже даже польских транзитных тарифов, пересмотренных недавно в сторону увеличения по решению суда.
Фактически, украинская «труба» держится на контракте от 2019 года и неуступчивой политике западных патронов «незалежной». А также на системе, заложенной в условиях контракта: плати и качай. Поэтому сколько бы «Газпром» не уходил от украинского направления, все равно еще как минимум четыре года он будет платить высокую ренту за пустую ГТС Украины, даже если полностью перекроет «вентиль» на входе украинской компрессорной станции.
Поэтому намерение «Газпрома» понятно, четко обозначено и выполнено. Но уйти от расходов на содержание бюджета соседней недружелюбной страны никуда не деться.
- Николай Грицай
- gazprom.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Золото обогатило США и Британию, но теперь может уничтожить доллар
Все чаще звучат прогнозы о том, что роль доллара в мировой финансовой системе будет снижаться, а вместо него валютные резервы будут накапливаться в золоте....

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Линию для конвейерной сборки электромобиля «Атом» запускают в Москве
На московской производственной площадке электромобилей «Атом» были запущены новые технологические линии. На объекте появился комплекс оборудования для...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Это убьет наш автопром: на ВАЗе признали поражение перед китайскими авто
Глава АвтоВАЗа пожаловался на ценовую политику китайских автопроизводителей. В Минпромторге задумались о поддержке отечественного рынка авто...