Экономическое обозрение

Грузов с положительной динамикой не так много: статистика грузовых железнодорожных перевозок в России

Грузов с положительной динамикой не так много: статистика грузовых железнодорожных перевозок в России
Объемы грузоперевозок на железных дорогах России в 2020 году снизились на 2,8%, составив около 1,2 млрд. тонн. Этот результат соответствовал прогнозам и ожиданиям, еще осенью 2020 года было понятно, что объемы перевозок по результатам года снизятся примерно на 3%.


В декабре 2020 года наблюдался небольшой рост объемов перевозок, и это было закономерно, учитывая, что каждый год тарифы растут и многие старались отправить свои грузы до их повышения.

На сей раз это сработало в меньшей степени, и здесь свою негативную роль сыграли меры, принимаемые для борьбы с коронавирусной инфекцией и связанные с ними дополнительные риски для сферы сбыта продукции.

Грузов с положительной динамикой оказалось не так много. Объем перевозок минеральных удобрений +4,5%, зерна +29%, строительным материалов и оборудования +6%, контейнерные перевозки +4%, руды цветных металлов +2%.

Отрицательную динамику имели такие грузы как нефтепродукты -10,5%, черные металлы -10%, цемент - 5%, лес -3%, каменный уголь -6%

Объем перевозок ж/д транспортом нефтепродуктов продемонстрировал падение в силу обязательств перед ОПЕК+, что повлекло снижение объемов добываемой нефти, также сократился и экспорт топлива. На снижение объема жд перевозок черных металлов повлиял снизившийся спрос на внешнем рынке, на цемент — кризис в строительной сфере.

Что принесет 2021 год?


Скорее всего, в I полугодии не следует ожидать роста объема грузовых железнодорожных перевозок.

Вполне возможно, что по итогам 2021 года они могут оказаться в объеме прошлого года, а при неблагоприятной ситуации возможен и некоторый спад в районе 1,5%.

По состоянию на конец марта 2021 года было перевезено 308 млн. тонн грузов, это на всего на 0,15% превышает уровень аналогичного периода прошлого года.

Также в 1 квартале наблюдается падение объема перевозок нефтепродуктов (-7,5% или 4,3 млн. тонн), черных металлов (-5,8 или 1 млн. тонн), строительных материалов (-8,6% или 2,5 млн. тонн).



В то же время вырос объем перевозок угля (+5,7% или 4,9 млн. тонн), контейнеров (+10,9% или 1,1 млн. тонн), зерна (+32% или 1,8 млн. тонн), а также удобрений (+6,1% или 0,9 млн. тонн).

Многие эксперты полагают, что прогнозы по темпам роста экономики России в текущем году в большой степени будут опираться на рост внутреннего спроса, но на сколько он вырастет пока сложно предполагать. Если надежды не сбудутся, скорее всего произойдет снижение грузовой базы РЖД, ведь экспорт не может быть единственным локомотивом роста железнодорожных перевозок.

Руководство РЖД также прогнозов на 2021 год не высказывает. Ранее предполагалось, что по сравнению с 2020 годом может произойти рост перевозок на 3%, но, думается, по конкретным цифрам могут быть еще корректировки.

Это все указывает на то, что в 2021 году, в лучшем случае, может произойти восстановление грузовых перевозок на уровне 2019 года.

Автор:

Мы в Мы в Яндекс Дзен