Экономическое обозрение

Разговоры о том, что Минск оставит Киев без бензина, оказались блефом

Разговоры о том, что Минск оставит Киев без бензина, оказались блефом
Как выяснилось, слухи об ожидающем Украину в качестве расплаты за откровенно хамское поведение в отношении Белоруссии «бензиновом голоде» оказались очень сильно преувеличенными. В самом скором времени после того, как Киев отреагировал на арест Романа Протасевича разрывом авиасообщения с Минском и запретом на полеты «Белавиа» в свои аэропорты, в «нэзалэжной» действительно возникла легкая паника, связанная как раз с топливным вопросом.


Все дело было в том, что белорусские поставщики нефтепродуктов «вдруг» отказались подтвердить заявленные ранее объемы, запланированные ко ввозу уже в июне месяце. С учетом того факта, что как раз именно бензин из этой страны составляет до половины объема всего украинского рынка (не менее 55 тысяч тонн в месяц) ситуация грозила стать воистину катастрофической.

Многочисленные местные эксперты тут же напророчили дефицит бензина и, как следствие «километровые очереди» на украинских АЗС, а также подорожание топлива 95-й марки до 50 гривен (примерно 133 рублей) за литр. Сейчас цена на него держится в пределах 30 гривен (что тоже немало, особенно для Украины), так что речь шла чуть ли не о двукратном ее увеличении. При этом представители трейдерских компаний честно признавали, что более или менее оперативно можно будет заполнить «дыру» в 10-15 тысяч тонн ежемесячно. Но где брать остальное?

С учетом того, что основные каналы поставки топлива непосредственно из России Украина не так давно перекрыла себе сама (благодаря «мудрому» решению своего президента), а ее собственные производственные мощности по нефтепереработке являются незначительными, реального выхода из ситуации как-то не просматривалось. «Литовский транзит», (который, кстати, Минск при желании мог бы «перерезать» без проблем) проблему не мог решить в силу своих малых объемов. А найти топливо в летний период, когда оно и так становится товаром повышенного спроса, из других источников Киев вряд ли смог бы.

Впрочем, как оказалось, переживания и страхи были напрасными. Проблема с поставками своей причиной имела вовсю не политическую волю белорусских властей, а самые, что ни на есть банальные и житейские причины. Все дело в плановом ремонте, намеченном с начала июня на Мозырском НПЗ. А также с определенными неурядицами на НПЗ «Нафтан», сегодня недополучающем нефть из России.

Тем не менее, стоило украинским СМИ «поднять волну» относительно политической подоплеки всего происходящего, как в Белорусской нефтяной компании тут же заявили, что и в мыслях не имели «наказывать» соседей. А также выразили готовность поставить на Украину в ближайшее время 20 тысяч тонн бензина Аи-95 все с того же Мозырского НПЗ. Правда, это все равно не привычные 55 тысяч тонн, но украинские трейдеры обещают изыскать недостающее количество за счет увеличения внутреннего производства и поставок морским путем.

Так что же получается – Лукашенко «пожалел» Украину? Или решил спустить с рук ее руководству явно недружественные демарши? Скорее, тут роль сыграла известная всем практичность Александра Григорьевича. Не делая «резких движений», он пытается пока сохранить для своих предприятий привычный рынок «нэзалэжной». А вот как раз свой Белоруссия для украинских товаров именно сейчас закрывает. На шесть месяцев обязательное лицензирование (а, фактически, экспортные ограничения) введены для трех десятков видов украинских товаров. И это, судя по всему, только начало.

Украина на протяжении всех последних лет импортировала из Белоруссии гораздо больше товаров, чем экспортировала их туда. Тем не менее, в ее нынешнем положении потеря любой экспортной выручки будет для нее весьма болезненной. К тому же, Минск, скорее всего, все-таки пойдет на существенное сокращение, а то и полное прекращение торговли с вводящей против него санкции «соседкой». И вот тогда украинские страхи относительно топливного кризиса действительно воплотятся в реальность. Пока же разговоры о том, что Минск оставит Украину без бензина, окались не более чем блефом.

Автор:

Использованы фотографии: Мозырский НПЗ

Мы в Мы в Яндекс Дзен

Казахстан предъявил иск к западным монополиям на 150 млрд долларов [is-owner] Аукцион[/is-owner]

Казахстан предъявил иск к западным монополиям на 150 млрд долларов

Власти Казахстана увеличили сумму исковых требований к разработчикам нефтяного месторождения Кашаган до 150 млрд долларов, требуя компенсировать упущенную...
[author-avatar][/author-avatar] vpoanalytics.com
Массовый исход иностранного капитала из КНР: потери $0,5-0,7 трлн в год [is-owner] Аукцион[/is-owner]

Массовый исход иностранного капитала из КНР: потери $0,5-0,7 трлн в год

В последние годы Запад начал радикально менять свою долгосрочную стратегию по отношению к материковому Китаю. Все это время, впервые за прошедшие 40 лет,...
[author-avatar][/author-avatar] topcor.ru
  • 2 607
Новые российские лифты будут собирать в Татарстане [is-owner] Аукцион[/is-owner]

Новые российские лифты будут собирать в Татарстане

Компания «Татлифт» запустила в Республике Татарстан предприятие, которое будет специализироваться на производстве лифтового оборудования. Глава региона Рустам...
[author-avatar][/author-avatar] finobzor.ru
Международные инвестиции: богатые становятся богаче, бедные – беднее [is-owner] Аукцион[/is-owner]

Международные инвестиции: богатые становятся богаче, бедные – беднее

Постепенно США из чистого экспортера капитала стали превращаться в чистого его импортера. И это не только не ухудшило экономического положения Америки, но даже...
[author-avatar][/author-avatar] fondsk.ru
«Новатэк» приступил к добыче на Северо-Часельском месторождении [is-owner] Аукцион[/is-owner]

«Новатэк» приступил к добыче на Северо-Часельском месторождении

«Новатэк-Юрхаровнефтегаз» (дочерняя компания ПАО «Новатэк») начал добычу на Северо-Часельском месторождении (нефть, горючий газ, конденсат, этан, пропан,...
[author-avatar][/author-avatar] finobzor.ru
  • 825