
Газопроводы «Северный поток-2» и «Сила Сибири» могут стать оружием против РФ
Руководство России и «Газпрома» не считаясь с расходами и огромными издержками, строят дорогостоящие трубопроводные проекты в Европу и Китай. Развивая с этими главными потребителями отечественного сырья долгосрочное энергетическое сотрудничество. Но так ли выгодно строить большую брешь, через которую газ будет уходить на восток и на запад? Не станут ли трубы, у которых два конца, оружием против самой РФ?
При всей своей схожести, газопроводы «Северный поток-2» и «Сила Сибири» (в том числе проектируемая вторая ветка) являются по сути антагонистами. Европа остро нуждается в российском природном топливе, несмотря на тесную дружбу с США. Прагматичный Старый свет все же оглядывается на стоимость сырья, отчего СП-2, как и любой газопроводный маршрут из РФ получает исключительно экономический подтекст, как бы Вашингтон не «рядил» сотрудничество ЕС и РФ в политическую оболочку.
В случае с «Силой Сибири» и Китаем, все получается с точностью наоборот. Китай с его неограниченным спросом и не менее огромным богатством может себе позволить брать топливо с разных направлений и почти по любой цене. Например, уже сейчас КНР закупает «океан» СПГ из США и Мьянмы, Австралии и других поставщиков. Поэтому в принципе, российский газ для Китая лишь «один из», является компенсатором дороговизны других видов топлива и не более, отчего экономический проект газопровода становится вопросом имиджа и политики, приобретая исключительно номинальную ценность.
Последнее утверждение хорошо заметно, если попытаться рассмотреть детали соглашения на поставку энергоресурсов «Газпромом» в Китай. Большинство позиций, ключевых положений договора едва ли не скрыто, а формула ценообразования хранится втайне под грифом «коммерческая тайна». Иными словами, Китай уже сейчас осознает свою роль важного «запасного аэродрома» для пополнения бюджета РФ в случае проблем на европейском экспортном направлении, поэтому диктует свои условия получения сырья, не считаясь с интересами поставщика, то есть РФ. Учитывая особенности российской экспортно-сырьевой экономики, Москва вынуждена соглашаться и идти на поводу, подвергаясь шантажу восточных партнеров.
На противоположном конце мира, в Европе, ситуация такая же неоднозначная. По оценкам экспертов, даже без учета газовой директивы ЕС, достроенный «Северный поток-2» будет пустым очень долгое время. Ему понадобится до двадцати лет, чтобы «заполниться» до проектной мощности и начать приносить доход. В любом случае это произойдет, если Европа не поймет простую вещь, что как только Россия прекратит транзит через Украину, балтийский газопровод станет орудием шантажа уже не в руках Москвы, а Брюсселя. Все же «декарбонизацию» (тем более ближе к середине столетия) и диверсификацию поставок еще никто не отменял и не собирается. И «крутить вентиль» начнут не в России, а в Германии (примерно так, как это уже делают по собственному желанию Турция и Китай).
В случае, если правительство в ближайшие годы не озаботится глубокими реформами и не переопределит общую концепцию и направленность российской макроэкономики, изменив структуру экспортной отрасли, газопроводы «Северный поток-2» и «Сила Сибири» вскоре могут стать эффективным оружием уже против самой России.
При всей своей схожести, газопроводы «Северный поток-2» и «Сила Сибири» (в том числе проектируемая вторая ветка) являются по сути антагонистами. Европа остро нуждается в российском природном топливе, несмотря на тесную дружбу с США. Прагматичный Старый свет все же оглядывается на стоимость сырья, отчего СП-2, как и любой газопроводный маршрут из РФ получает исключительно экономический подтекст, как бы Вашингтон не «рядил» сотрудничество ЕС и РФ в политическую оболочку.
В случае с «Силой Сибири» и Китаем, все получается с точностью наоборот. Китай с его неограниченным спросом и не менее огромным богатством может себе позволить брать топливо с разных направлений и почти по любой цене. Например, уже сейчас КНР закупает «океан» СПГ из США и Мьянмы, Австралии и других поставщиков. Поэтому в принципе, российский газ для Китая лишь «один из», является компенсатором дороговизны других видов топлива и не более, отчего экономический проект газопровода становится вопросом имиджа и политики, приобретая исключительно номинальную ценность.
Последнее утверждение хорошо заметно, если попытаться рассмотреть детали соглашения на поставку энергоресурсов «Газпромом» в Китай. Большинство позиций, ключевых положений договора едва ли не скрыто, а формула ценообразования хранится втайне под грифом «коммерческая тайна». Иными словами, Китай уже сейчас осознает свою роль важного «запасного аэродрома» для пополнения бюджета РФ в случае проблем на европейском экспортном направлении, поэтому диктует свои условия получения сырья, не считаясь с интересами поставщика, то есть РФ. Учитывая особенности российской экспортно-сырьевой экономики, Москва вынуждена соглашаться и идти на поводу, подвергаясь шантажу восточных партнеров.
На противоположном конце мира, в Европе, ситуация такая же неоднозначная. По оценкам экспертов, даже без учета газовой директивы ЕС, достроенный «Северный поток-2» будет пустым очень долгое время. Ему понадобится до двадцати лет, чтобы «заполниться» до проектной мощности и начать приносить доход. В любом случае это произойдет, если Европа не поймет простую вещь, что как только Россия прекратит транзит через Украину, балтийский газопровод станет орудием шантажа уже не в руках Москвы, а Брюсселя. Все же «декарбонизацию» (тем более ближе к середине столетия) и диверсификацию поставок еще никто не отменял и не собирается. И «крутить вентиль» начнут не в России, а в Германии (примерно так, как это уже делают по собственному желанию Турция и Китай).
В случае, если правительство в ближайшие годы не озаботится глубокими реформами и не переопределит общую концепцию и направленность российской макроэкономики, изменив структуру экспортной отрасли, газопроводы «Северный поток-2» и «Сила Сибири» вскоре могут стать эффективным оружием уже против самой России.
- Николай Грицай
- gazprom.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Россия нанесла серию чувствительных ударов по бизнес-интересам Азербайджана
Россия разнесла НПЗ на Украине, которые работали на азербайджанском сырье. Инцидент в Екатеринбурге был лишь поводом для обострения с Баку....

Власти РФ собираются создать в стране отрасль глубокой переработки угля
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Дмитрий Исламов рассказал в интервью ТАСС, что уже в обозримом будущем в нашей стране может появиться...

Турист ушел: Анапа теряет деньги и репутацию
В декабре 2024 года Черное море стало свидетелем одного из самых серьезных экологических бедствий: тысячи тонн мазута, выброшенного с потерпевших крушение...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Чем может ответить Россия Азербайджану
В случае торговой войны Азербайджан может поставить под сомнение статус своей страны как торгового хаба...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...