Газопроводы «Северный поток-2» и «Сила Сибири» могут стать оружием против РФ
Руководство России и «Газпрома» не считаясь с расходами и огромными издержками, строят дорогостоящие трубопроводные проекты в Европу и Китай. Развивая с этими главными потребителями отечественного сырья долгосрочное энергетическое сотрудничество. Но так ли выгодно строить большую брешь, через которую газ будет уходить на восток и на запад? Не станут ли трубы, у которых два конца, оружием против самой РФ?
При всей своей схожести, газопроводы «Северный поток-2» и «Сила Сибири» (в том числе проектируемая вторая ветка) являются по сути антагонистами. Европа остро нуждается в российском природном топливе, несмотря на тесную дружбу с США. Прагматичный Старый свет все же оглядывается на стоимость сырья, отчего СП-2, как и любой газопроводный маршрут из РФ получает исключительно экономический подтекст, как бы Вашингтон не «рядил» сотрудничество ЕС и РФ в политическую оболочку.
В случае с «Силой Сибири» и Китаем, все получается с точностью наоборот. Китай с его неограниченным спросом и не менее огромным богатством может себе позволить брать топливо с разных направлений и почти по любой цене. Например, уже сейчас КНР закупает «океан» СПГ из США и Мьянмы, Австралии и других поставщиков. Поэтому в принципе, российский газ для Китая лишь «один из», является компенсатором дороговизны других видов топлива и не более, отчего экономический проект газопровода становится вопросом имиджа и политики, приобретая исключительно номинальную ценность.
Последнее утверждение хорошо заметно, если попытаться рассмотреть детали соглашения на поставку энергоресурсов «Газпромом» в Китай. Большинство позиций, ключевых положений договора едва ли не скрыто, а формула ценообразования хранится втайне под грифом «коммерческая тайна». Иными словами, Китай уже сейчас осознает свою роль важного «запасного аэродрома» для пополнения бюджета РФ в случае проблем на европейском экспортном направлении, поэтому диктует свои условия получения сырья, не считаясь с интересами поставщика, то есть РФ. Учитывая особенности российской экспортно-сырьевой экономики, Москва вынуждена соглашаться и идти на поводу, подвергаясь шантажу восточных партнеров.
На противоположном конце мира, в Европе, ситуация такая же неоднозначная. По оценкам экспертов, даже без учета газовой директивы ЕС, достроенный «Северный поток-2» будет пустым очень долгое время. Ему понадобится до двадцати лет, чтобы «заполниться» до проектной мощности и начать приносить доход. В любом случае это произойдет, если Европа не поймет простую вещь, что как только Россия прекратит транзит через Украину, балтийский газопровод станет орудием шантажа уже не в руках Москвы, а Брюсселя. Все же «декарбонизацию» (тем более ближе к середине столетия) и диверсификацию поставок еще никто не отменял и не собирается. И «крутить вентиль» начнут не в России, а в Германии (примерно так, как это уже делают по собственному желанию Турция и Китай).
В случае, если правительство в ближайшие годы не озаботится глубокими реформами и не переопределит общую концепцию и направленность российской макроэкономики, изменив структуру экспортной отрасли, газопроводы «Северный поток-2» и «Сила Сибири» вскоре могут стать эффективным оружием уже против самой России.
При всей своей схожести, газопроводы «Северный поток-2» и «Сила Сибири» (в том числе проектируемая вторая ветка) являются по сути антагонистами. Европа остро нуждается в российском природном топливе, несмотря на тесную дружбу с США. Прагматичный Старый свет все же оглядывается на стоимость сырья, отчего СП-2, как и любой газопроводный маршрут из РФ получает исключительно экономический подтекст, как бы Вашингтон не «рядил» сотрудничество ЕС и РФ в политическую оболочку.
В случае с «Силой Сибири» и Китаем, все получается с точностью наоборот. Китай с его неограниченным спросом и не менее огромным богатством может себе позволить брать топливо с разных направлений и почти по любой цене. Например, уже сейчас КНР закупает «океан» СПГ из США и Мьянмы, Австралии и других поставщиков. Поэтому в принципе, российский газ для Китая лишь «один из», является компенсатором дороговизны других видов топлива и не более, отчего экономический проект газопровода становится вопросом имиджа и политики, приобретая исключительно номинальную ценность.
Последнее утверждение хорошо заметно, если попытаться рассмотреть детали соглашения на поставку энергоресурсов «Газпромом» в Китай. Большинство позиций, ключевых положений договора едва ли не скрыто, а формула ценообразования хранится втайне под грифом «коммерческая тайна». Иными словами, Китай уже сейчас осознает свою роль важного «запасного аэродрома» для пополнения бюджета РФ в случае проблем на европейском экспортном направлении, поэтому диктует свои условия получения сырья, не считаясь с интересами поставщика, то есть РФ. Учитывая особенности российской экспортно-сырьевой экономики, Москва вынуждена соглашаться и идти на поводу, подвергаясь шантажу восточных партнеров.
На противоположном конце мира, в Европе, ситуация такая же неоднозначная. По оценкам экспертов, даже без учета газовой директивы ЕС, достроенный «Северный поток-2» будет пустым очень долгое время. Ему понадобится до двадцати лет, чтобы «заполниться» до проектной мощности и начать приносить доход. В любом случае это произойдет, если Европа не поймет простую вещь, что как только Россия прекратит транзит через Украину, балтийский газопровод станет орудием шантажа уже не в руках Москвы, а Брюсселя. Все же «декарбонизацию» (тем более ближе к середине столетия) и диверсификацию поставок еще никто не отменял и не собирается. И «крутить вентиль» начнут не в России, а в Германии (примерно так, как это уже делают по собственному желанию Турция и Китай).
В случае, если правительство в ближайшие годы не озаботится глубокими реформами и не переопределит общую концепцию и направленность российской макроэкономики, изменив структуру экспортной отрасли, газопроводы «Северный поток-2» и «Сила Сибири» вскоре могут стать эффективным оружием уже против самой России.
- Николай Грицай
- gazprom.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Не дошел до терминала: два атомных ледокола России не помогли СПГ-танкеру на СМП
Иногда природа оказывается гораздо сильнее всех усилий как кажется всесильного человека и даже атома....
Москва одним ударом по судну в Черноморске отбила у Турции желание помогать Украине
Изощренность атак вооруженных сил России не знает границ. Данные показывают, что нанесенный удар подорвет остатки энергосистемы Украины....
Четыре из семи: крупнейшие НПЗ Индии «отравились» нероссийской нефтью
Санкции Вашингтона рассыпаются на глазах, тем более что они очень вредны для инфраструктуры....
Каспийская платформа Филановского атакована: Киев впервые ударил по нефтедобыче РФ
Украина не унимается и после фактической потери своей энергосистемы провоцирует Москву на продолжение ответных ударов....
Россия еще даже не начинала: в «Укрэнерго» предупредили о катастрофе
Пока разъяренные граждане Украины выходят на митинги и бунты, перекрывают дороги, в Киеве думают, как еще «насолить» Москве и не получить жесткий ответ....
Стало известно, почему «Росморпорт» не смог построить новые ледоколы РФ
Наличие Северного морского пути подразумевает обязательное владение мощным ледокольным флотом. Без него на этом пути делать нечего....
Уже не помочь: на Украине полный блэкаут, но ВСУ вновь бьют по каспийской нефтедобыче
Однажды в Киеве «шутили», что у России ракет на два залпа, а оказалось, что это у энергосистемы Незалежной запас прочности на две атаки....
Полный запрет: ЕС все же отобрал у Украины шампанское и коньяк
Киев все больше теряет самостоятельность и становится послушной колонией Запада....
Россия забирает западные активы на 18 трлн рублей
Евросоюз окончательно отказался от временного характера заморозки русских резервов, превратив их в инструмент долгосрочного политического давления. В ответ...
Тревога в ЕС: русские березки завоевывают Европу
Серьезную выгоду, как обычно, получает Москва, этот факт вынужденно признают на Западе....
МС-21 — возможный следующий шаг, которого США опасаются больше всего
Россия впервые после развала Советского Союза может создать производство собственных самолетов за границей. Воспользоваться нашим технологическим...
Торговое судно впервые отразило вооруженное нападение пиратов
В конце 2025 года торговцы на опасных морских путях научились защищать себя от нападений....
Россия наносит ответный удар после «бессрочной» заморозки активов
В ЕС 12 декабря заморозили на «неопределенный срок» 210 млрд евро российских активов. Средства будут заблокированы «до окончания украинского конфликта» и до...
Больше не веерные: Украина приближается к катастрофе каскадных отключений энергии
Энергетики пытаются выиграть время, соревнуясь с самой судьбой. Но отсрочить неизбежное почти невозможно....
РФ захлебнулась в теневой «аренде мигрантов»: суммы поражают даже экспертов
Россия столкнулась с тайным рынком аутстаффинга: фирмы зарабатывают миллиарды на мигрантах, а государство теряет контроль над занятостью...
Сотни самолётов пустят в расход: Россия рискует потерять треть авиапарка
Россия стремительно теряет собственное небо. Кроме шуток. Тенденция с нехваткой запчастей и с техобслуживанием пассажирских авиалайнеров весьма...