
Без спешки и убытков как в ЕС: Газпром разрабатывает водородную стратегию
Тема «зеленой» энергетики в странах США, Европы и даже некоторых азиатских государствах превращается в идею фикс. Однако в России такой «мейнстрим» не прошел, точнее, правительство и крупный бизнес в стране решили заняться темой экологически чистых энергоносителей, однако не бросаясь в крайности, из-за которых население страдает от сбоев электричества как в Техасе или городах Германии этой зимой.
Особенно это касается вопросов производства водорода. В правительстве РФ еще в октябре 2020-го года одобрили «Стратегию внедрения водорода в энергетику до 2024 года».
Однако такой план – это лишь исследования и проработка отдельных вопросов производства (экономически целесообразного, а не как самоцель) энергоносителя, его хранения и транспортировки. Никаких проектов, стоимостью в десятки миллиардов евро, вроде европейской HyDeal Ambition (запустить 95 ГВт мощностей солнечной энергетики и 67 ГВт электролизеров) в РФ реализовывать пока не собираются.
Зато есть вполне здравая стратегия «Газпрома», который сейчас работает с Российской академией наук (РАН).
В ходе недавнего заседания Совета по устойчивому развитию в Санкт-Петербурге руководство российского газового холдинга и работники РАН обсудили детали изучения «водородного вопроса». Разумеется, в первую очередь, речь шла именно о «голубом» водороде (производится из газа, но с обязательным улавливанием СО2 в ходе этого процесса). Сырьевая база для такой задачи у «Газпрома» есть. Нужна лишь инфраструктура по производству водорода и технологии улавливания вредных веществ.
Решение всех этих вопросов будет прорабатываться для сценария устойчивого развития «Газпрома» до 2050 года. Только после того как будет готово технико-экономическое обоснование проектов по созданию такого энергоносителя, компания (возможно, при поддержке государства) начнет вкладывать в это серьезные средства.
Основные задачи, с которыми будут работать сотрудники РАН и газового холдинга: общая оценка отрасли, прогнозирование реального спроса на такой продукт на мировом рынке, технологические решения доставки водорода покупателю.
Очевидно, что большая часть всех этих проектов будет направлена на производство и экспорт водорода, а не его потребление внутри России. Стоит напомнить, что в «Газпроме» уже неоднократно предлагали правительству и бизнесу в Германии построить завод по производству «голубого» водорода на территории ФРГ – как раз на выходе веток «Северных потоков».
Идея вполне справедливая, ведь по нынешним (даже самым новым) трубопроводам из РФ в Европу можно прокачивать лишь 10-20% водорода (остальное – природный газ). Такой энергоноситель крайне взрывоопасен и довольно быстро разрушает структуру труб.
«Газпром» предлагает вполне адекватное решение – производить водород сразу «рядом» с покупателем. Европа уже сама будет разбираться с тратами на разработку и транспортировку водорода внутри Старого света, а РФ при этом лишь будет зарабатывать еще больше. Ведь водород в любом случае будет стоить больше обычного метана.
Особенно это касается вопросов производства водорода. В правительстве РФ еще в октябре 2020-го года одобрили «Стратегию внедрения водорода в энергетику до 2024 года».
Однако такой план – это лишь исследования и проработка отдельных вопросов производства (экономически целесообразного, а не как самоцель) энергоносителя, его хранения и транспортировки. Никаких проектов, стоимостью в десятки миллиардов евро, вроде европейской HyDeal Ambition (запустить 95 ГВт мощностей солнечной энергетики и 67 ГВт электролизеров) в РФ реализовывать пока не собираются.
Зато есть вполне здравая стратегия «Газпрома», который сейчас работает с Российской академией наук (РАН).
Без спешки и убытков как в ЕС
В ходе недавнего заседания Совета по устойчивому развитию в Санкт-Петербурге руководство российского газового холдинга и работники РАН обсудили детали изучения «водородного вопроса». Разумеется, в первую очередь, речь шла именно о «голубом» водороде (производится из газа, но с обязательным улавливанием СО2 в ходе этого процесса). Сырьевая база для такой задачи у «Газпрома» есть. Нужна лишь инфраструктура по производству водорода и технологии улавливания вредных веществ.
Решение всех этих вопросов будет прорабатываться для сценария устойчивого развития «Газпрома» до 2050 года. Только после того как будет готово технико-экономическое обоснование проектов по созданию такого энергоносителя, компания (возможно, при поддержке государства) начнет вкладывать в это серьезные средства.
Как «Газпром» разрабатывает водородную стратегию
Основные задачи, с которыми будут работать сотрудники РАН и газового холдинга: общая оценка отрасли, прогнозирование реального спроса на такой продукт на мировом рынке, технологические решения доставки водорода покупателю.
Очевидно, что большая часть всех этих проектов будет направлена на производство и экспорт водорода, а не его потребление внутри России. Стоит напомнить, что в «Газпроме» уже неоднократно предлагали правительству и бизнесу в Германии построить завод по производству «голубого» водорода на территории ФРГ – как раз на выходе веток «Северных потоков».
Идея вполне справедливая, ведь по нынешним (даже самым новым) трубопроводам из РФ в Европу можно прокачивать лишь 10-20% водорода (остальное – природный газ). Такой энергоноситель крайне взрывоопасен и довольно быстро разрушает структуру труб.
«Газпром» предлагает вполне адекватное решение – производить водород сразу «рядом» с покупателем. Европа уже сама будет разбираться с тратами на разработку и транспортировку водорода внутри Старого света, а РФ при этом лишь будет зарабатывать еще больше. Ведь водород в любом случае будет стоить больше обычного метана.
- Круглей Илья
- media.gazprom-neft.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Осло напросился: Москва предъявила ультиматум норвежским рыбакам
Растет напряженность между Россией и Норвегией из-за использования совместных рыбных ресурсов....

В Техасе обнаружили новое «белое золото», могущее изменить мировой энергетический рынок
Разработка месторождения позволит региону занять лидирующую позицию во всем мире по новым энергетическим ресурсам....

Баку на грани срыва: основной источник дохода исчезает
Азербайджан начал агрессивную кампанию, которую он просто не может себе позволить, тем более что республика теряет экспортные рынки....

Чужой среди своих: в РФ вернут государству американскую долю в военном предприятии
Времена слишком изменились, чтобы позволять одному из главных противников владеть технологическими секретами....

«Неаполь мертв»: вышедший из-под контроля туризм опустошает города Италии
Проблема приобретает характер национального бедствия для некогда прославленного мирового курорта....

Облегчения не ждать: стали известны три срока ремонта завода «Новатэка» в Усть-Луге
БПЛА Украины наносят повторные удары по уже недавно атакованным целям. Это усложняет ремонт и введение в строй инфраструктуры....

Рынок в упадке: китайский автопром прощается с Россией
Происходит постепенный откат в автомобильном секторе после всплеска нескольких волн роста поставок....

Даже СССР такие расходы были не по карману: национальные интересы РФ все дороже
Свобода в принципе не может быть дешевой или легкодоступной. Ее достижение сулит напряжение – физическое и материальное....

Запад споткнулся о собственный «ценовой порог» на нефть, уготованный России
Ограничения, введенные против отечественного сырья, не подействовали в России, зато хорошо приживутся на западном рынке....

Денег нет. Все ушли на «золотые парашюты»
Нельзя повышать и зарплаты в банках, если они испытывают трудности...

У 14 самолетов SSJ-100 обнаружились проблемы с фюзеляжами
Ситуация с российскими воздушными судами Sukhoi Superjet 100 (RRJ-95) вызывает серьезные вопросы. Как стало известно из недавних материалов издания «Известия»,...

Медицинский исход: эксперты раскрыли причину бегства врачей из Петербурга
Привлекательные условия для трудоустройства врачей в сельские ЛПУ начали работать. Выпускница медвуза раскрыла преимущества переезда в Ленобласть...

Перспективный авиадвигатель: новый шаг в российской авиации
В России запланировано создание нового тяжелого авиадвигателя с тягой 26 тонн, который, как ожидается, станет революцией в отечественном авиастроении. Об этом...

Сентябрь может стать для рубля «началом конца»
Традиционно форс-мажорный, «проклятый» для рубля август выдался месяцем на диво спокойным, если не сказать, сонным....

Подбиты ещё два российских НПЗ. Нефтяные воротилы не шевелятся с защитой
Cледствие – уже начавшийся рост цен, дефицит и недовольство населения. Но собственники не спешат внедрять защиту, хотя их предупреждали заранее....

Космическое наследие СССР терпит крах
Путин ищет своего Илона Маска, способного частный космос сделать передовым...