На фоне колоссальной недостачи в ПХГ и огромной цены на сырье, поведение «Газпрома» возмутительно
- примерно так пытается обвинять российскую сторону глава Оператора ГТС Украины Сергей Макогон, как обычно выступая на страницах «рупора демократии» - Facebook.
Все дело в том, что холдинг опять и опять отказывается бронировать допмощности транзита и поставляет только то, что предусмотрено контрактом по схеме «плати и качай». Но по словам чиновника из Украины «транзит снизился с 124 миллионов кубометров в сутки до 109». Хотя это и есть параметры «чистого» транзита, начиная со второго года контракта.
С упорством, достойным лучшего применения (например, в деле развития добычи или разведки ископаемых) Украина в лице Оператора ГТС выставила на сентябрь еще один небольшой лот с 15 миллионами кубометров в сутки. Но опять получила отказ, хотя постоянно предлагает потенциально возможные 63 миллиона в сутки.
Естественно, что Макогон клянется, что спать не может и переживает не за наживу Украины, а за европейские интересы в борьбе против «злобного монополиста» из России. Но на самом деле любому, кто знаком с ситуацией, очевидно, что вина Киева в росте цен на сырье в ЕС, а также в том, что проблема «Северного потока-2» стала столь раздутой и болезненной, есть непосредственная. Украинская сторона газовых отношений если и не главная виновница кризиса, но точно не последняя. С такой «помощью», которую оказывает Украина Европе в этом вопросе, она только больше вредит нормальным отношениям поставщика и покупателя, вклиниваясь в сбалансированную кооперацию.
Плохой новостью для Европы также стали сообщения, что упали показатели не только на украинском направлении транзита, но и очередная колоссальная просадка прокачки газа по трубопроводу «Ямал-Европа», где ежедневные объемы упали до 1,46 миллиона кубов (что почти равно тому мизеру, который был зафиксирован во время августовской аварии на заводе «Газпрома»).
Поэтому «доводы» Киева смехотворны: снижение поставок идет по всем направлениям, так как ЕС «притормозил» с заявками из-за нереально высокой цены на сырье и ждет какого-либо сдвига в перегретом рынке «голубого» топлива, что мог бы помочь снизить стоимость и, одновременно, насытить его необходимым продуктом. Возможно, физический запуск «Северного потока-2» станет тем «спусковым» крючком, который запустит позитивные процессы в топливной отрасли Старого света.