Экономическое обозрение

Турецкую нефть ищите в иракском Курдистане и... в Сирии

Турецкую нефть ищите в иракском Курдистане и... в Сирии
Проведение Турцией в начале октября очередной «антитеррористической» операции на севере Ирака (Иракский Курдистан) вызвало резко негативную реакцию со стороны иракских властей. Подлинный же смысл этой операции, как и предыдущих, остаётся прежним: полный контроль за добычей, а заодно и за транзитом северо-иракской нефти.


Транзит дело тонкое


И дело, в случае предсказуемого военного успеха турок, вряд ли ограничится только перекачкой чужого «чёрного золота» к турецким портам. Это — программа минимум, как и было на днях официально анонсировано Анкарой.

Кстати, такая цель турецкой политики в отношении Ирака обозначилась много десятилетий тому назад, в чем Анкару обвиняли ещё иракский король Фейсал II и Нури Саид, премьер-министр тогда ещё монархического Ирака…

ВВС Турции на днях атаковали объекты курдских повстанцев на севере Ирака: по данным Анкары, в результате были уничтожены 20 объектов марксистской Рабочей партии Курдистана (РПК). Как известно, в Турции она признана террористической организацией.

Эти удары «возмездия» последовали вслед за совершенным в Анкаре терактом, что привело к многочисленным жертвам. Ответственность за эту акцию взяла на себя именно РПК.

Отметим, что Турция издавна демонстрирует военную активность на севере Ирака, включая регулярные вторжения туда своего спецназа. В Анкаре смело пользуются слабостью центральной власти этой страны, особенно после свержения режима Саддама Хусейна.

В Ираке же не сомневаются, что операции против РПК – это прикрытие стратегии Анкары по аннексии «нефтегазового» Иракского Курдистана. В связи с турецкой операцией, президент Ирака Абдул-Латиф Рашид заявил только, что в результате турецких ударов «гибнут мирные жители и гости региона».

Глава Ирака при этом выразил надежду на соглашение между Багдадом и Анкарой, по типу ранее заключенных договоренностей с Тегераном в отношении сопредельного приграничья. Но это не более, чем «возможная перспектива: в действительности мы можем наблюдать лишь банальную реализацию «права сильного».

Понимая, что ни Ирак, ни Сирия пока не могут дать турецким войскам достойный отпор, Анкара «проводит свои военные операции на территориях суверенных государств, будучи уверенной в своей полной безнаказанности». А на днях – одновременно с проведенной Турцией операцией - обозначилось подтверждение её нефтяного следа.


В Багдаде неспокойно, а Анкара не дремлет


Министр энергетики и природных ресурсов Турции Алпарслан Байрактар, выступая на международной нефтегазовой конференции «ADIPEC 2023» в Абу-Даби (ОАЭ) заявил, что «нефтепровод между Ираком и Турцией, Киркук-Джейхан, возобновит свою работу на текущей неделе». Об этом тут же поспешили сообщить СМИ, причём не только турецкие.

Министр подчеркнул, что Турция «давно является надёжным транзитным маршрутом для нефти и природного газа. В настоящее время через турецкие проливы проходит два миллиона баррелей нефти в день, а нефтепровод Ирак-Турция, который действует уже 45 лет, имеет пропускную способность 500 тыс. баррелей в сутки».

Г-н Байрактар уточнил, что «нефтепровод Ирак-Турция готов к работе уже с сегодняшнего дня (то есть со 2 октября.- Прим. Ред.). На этой неделе мы начнём его эксплуатацию, что позволит поставлять на мировые рынки, повторюсь, 500 тыс. баррелей нефти за сутки».

Очевидно, что турецкий министр, говоря не о турецкой части возобновляемого маршрута, а именно о всей его трассе, то есть из Северного Ирака до Джейхана включительно, имеет в виду полный контроль Турции над данной артерией. При том, что Арбитражный суд Международной торговой палаты в Париже в конце марта 2023 г. принял решение в пользу Ирака по его иску к Турции.

Иск был подан ещё в январе, и в нём оспаривалась легитимность турецкого контроля за экспортом нефти из Иракского Курдистана через Джейхан. Иракский же Курдистан, как отмечено в упомянутом решении, самостоятельно экспортировал нефть при содействии турецких компаний.

Вырученные за неё средства получали в Курдистане без какой-либо без координации с правительством Ирака. Соответственно, это решение вынудило Анкару остановить работу турецкой части данного трубопровода с 25 марта с.г. Вскоре остановилась прокачка из Киркука.

Тем временем, иракские власти уже поставили под сомнение заявление упомянутого турецкого министра, что возобновление работы нефтепровода состоится на днях и будет легитимным. Кроме того, по мнению иракской стороны, «должны быть решены также коммерческие и другие финансовые вопросы» по эксплуатации данной артерии.

Но, по всем признакам, Анкару все эти вопросы не очень-то озадачивают. Заметим, что нефтепровод из Северного Ирака к сирийскому порту Банияс загружен, и не первый год, лишь на 20%, ввиду известной ситуации в Сирии.

Да и работает он с перерывами. И не случайно турецкая сторона стремится как можно быстрее и полностью переключить на Турцию транзит северо-иракской нефти на экспорт.

Использованы фотографии: mining-enc.ru, neftregaz.ru

Мы в Мы в Яндекс Дзен