Экономическое обозрение

На АЗС команду ФАС могут и не услышать. О ситуации с ценами на топливо

На АЗС команду ФАС могут и не услышать. О ситуации с ценами на топливо
Многих сегодня не перестаёт удивлять позиция властей в отношении двух вещей — курса рубля и цен на бензин. Даже «строгий» подход к инфляции и росту потребительских цен или тарифов ЖКХ со стороны верхов смотрится как более адекватный.


Впрочем, в качестве негатива можно ещё вспомнить приватизацию или более свежее — пенсионную реформу, но это, как говорится, уже проехали. А вот о том, что на дорогом бензине мы можем закатиться прямиком в серьёзнейший кризис, не пишет только ленивый (На таком бензине далеко не уедем).

Итак, это истина, больше похожая на аксиому, которая в доказательствах не нуждается. Но вспомнили о ней, только когда дизель в глубинке нацелился на отметку, очень похожую на курсовую для доллара. Там 100 рублей за зелёный, а тут за литр дизеля - самого доступного и экономичного вообще-то топлива.

Но сегодня за дело уже взялся профильный вице-премьер Александр Новак, куда чаще активный в переговорах с саудовскими принцами в ОПЕК. В правительственном пресс-релизе первым делом сказано, что господин Новак поручил Минсельхозу и Федеральной антимонопольной службе ФАС «провести мониторинг наценок на дизельное топливо при продаже аграриям».

Что ж, оно и понятно, уборочная, рекордный урожай, которым гордится вся Россия, назло супостатам, торги по зерновой сделке. Тем не менее, вице-премьер Новак также требует «обеспечить снижение цен у посредников, которые покупают дизтопливо на нефтебазах».

Что было на совещании у вице-премьера, точно знают только те, кто там присутствовал. На выходе же сообщается, что обсуждались меры Минфина и Минэнерго по введению заградительных пошлин для отдельных категорий экспортёров.

«Такие меры сохранят экспорт только для добросовестных производителей и закроют возможности для серого экспорта»,— говорится в сообщении правительства. Интересно, а разве раньше нельзя было навести порядок с серым экспортом, или у нас границы настежь, и мы вывозим бензин без всякого контроля куда угодно?

Нефтяные компании, которых у нас вообще-то не так много, получили указание в ускоренном режиме «транслировать снижение биржевых цен на мелкий опт». Опять же, можно подумать, что мониторинг такого рода — это нечто новое, чего не было никогда ранее.

Информационные агентства уже спешат дать знать широкой публике, что ФАС завела несколько дел против независимых автозаправочных станций и нефтебаз из-за завышения цен на топливо. О том же сообщается и на сайте правительства. Но и там и там не привели названий компаний, которым принадлежат АЗС.

На АЗС команду ФАС могут и не услышать. О ситуации с ценами на топливо

Однако, при наличии всё ещё непомерно высоких цен на АЗС, уже пошли отчёты с бирж о снижении котировок по бензину и дизтопливу. Так, на бирже в Санкт-Петербурге и на международной товарно-сырьевой бирже они упали на 16% и 21%. Как быстро на это отреагирую продавцы в рознице сказать сложно.

Напомним, что АЗС очень долго держали не самые высокие цены на все виды топлива, когда на биржах котировки уже росли как на дрожжах. Всем было ясно, что повышение розничных цен не за горами, но тогда никто и никаких мер почему-то не принимал, и никакую команду ФАС не отдавал.

Как известно, запрет правительства России на экспорт бензина и дизельного топлива вступил в силу ещё 21 сентября. Эта мера, тоже, увы, была не опережающей, но крайне жёсткой и достаточно оперативной, хотя и производит стойкое впечатление какой-то пожарной.

Такой запрет, мы считаем ещё и рискованным, поскольку он, из-за резкого сужения каналов сбыта, может вынудить нефтеперерабатывающие заводы приступить к сокращению производства. Первые сигналы об этом уже не раз поступали с мест, но конкретной ответной реакции от регулирующих органов пока не чувствуется.

Зато цены на все виды топлива, для начала оптовые, уже начали снижаться, хотя судя по АЗС столичного региона, там снижение пока откладывается. При этом, уже накануне, 4 октября, было заявлено, что «ситуация на российском топливном рынке стабилизируется, запасы топлива выросли на 430 тыс. тонн с начала действия запрета на экспорт, а цены на него снижаются».

При этом поступило официальное подтверждение из Минэнерго, что «вопрос снятия эмбарго на экспорт продукции нефтепереработки обсуждается». Однако конкретного решения по-прежнему нет.

Зато есть стойкое ощущение неких метаний регуляторов из стороны в сторону, которые вряд ли способны заменить последовательную протекционистскую политику в пользу внутреннего рынка.

Остаётся констатировать, что по данным из аппарата вице-премьера Новака, снижение цен а дизтопливо в мелком опте зафиксировано в 81 субъекте РФ. Информацию, признаем, позитивную, подтверждают и Минэнерго, по данным которого среднее снижение оптовых цен составляет 4,9 тыс. руб. за тонну.

Автор:

Использованы фотографии: neftregaz.ru

Мы в Мы в Яндекс Дзен