Экономическое обозрение

Какой улов у крымских берегов. Путина на полуострове под вопросом

Какой улов у крымских берегов. Путина на полуострове под вопросом
Это Венецию, даже из-за формы острова, принято сравнивать с рыбой. Крым по форме, скорее напоминает камбалу, однако Василий Аксёнов, пусть и смело, ограничился тем, что обозвал полуостров островом. Как в воду глядел. В последние годы Крым — это остров по сути.


Курорт — это ещё не совсем курорт


Крым, как известно, при всех его курортных преимуществах, регион из разряда депрессивных. Делают свое дело и западные санкции, и рейдерские захваты предприятий, и ещё много факторов. Некоторые из них существуют и были аж до 2014 года, ещё при доившем вовсю крымский бизнес сыне Януковича.

Некоторые появились уже в российское время. Так или иначе, рыбная отрасль Крыма является одной из профилирующих в региональной экономике РК и Севастополя. Как можно справиться с негативными процессами, происходящими в ней в последнее время и можно ли поставить ее на ноги?

С рыбой и морепродуктами на крымских рынках и в розничных сетях стало в последнее время, мягко скажем, не очень. С одной стороны, по данным ученых, наблюдается снижение поголовья рыбы в связи с цикличностью сброса пресной воды в Черное море из рек, в связи с чем наблюдается его осолонение, особенно на фоне катастрофы на Каховской ГЭС.

С другой стороны, объективно говоря, например, под Севастополем остаются довольно значительные запасы дикой черноморской мидии. Вооружившись сеткой и комплектом номер один её можно набрать вполне прилично, но только вот цены на замороженную мидию на севастопольских рынках зашкаливают.

Напомню, что заморозка - это бледная копия свежевыловленной мидии, как в кулинарном смысле, так и по пользе для здоровья. Не говоря уже о Симферополе, не имеющем выхода к морю. Отдельный разговор о рапане, на которую объявлены квоты, поскольку это инвазивный вид, вредящий биоценозу Черного моря. Она тоже баснословно дорогая, хотя в море её хватает.

С рыбой – совсем грустная песня. На текущий момент наибольшие объемы промысла в Крыму приходятся на вылов мелких сортов рыбы, идущей косяками во время путины, - хамсы и кильки (включая шпрот).

Всё это - социально значимые сорта, бюджетная рыба Это она идёт на «братские могилы», как называют консервы из неё, обеспечивающие продовольственную безопасность страны не меньше, чем хлеб, тушёнка, картофель, крупы, капуста и морковь.

Не только Керчь и Севастополь


При этом наиболее значительный по объёмам и наиболее автоматизированный вылов приходится в Севастополе и Керчи, главных рыболовецких центрах Крыма именно на ту рыбу, которую ловят траулерами. И траулерный лов касается только вылавливаемой в огромных количествах вот этой самой кандидатуры на роль покойников в братских могилах.


Общий объем её вылова крымскими предприятиями составляет около 30 тыс тонн в год. Но следует учесть, что траулерам, в основном, по 40-45 лет, и флот нужно обновлять. Во многих странах на это даются субсидии государства, в России тоже что-то выделяется, но это скорее символически, чем реально помогает.

Президент РФ Владимир Путин предложил отдавать суда рыбакам в лизинг, вроде как это и для Крыма должно работать, он же тоже часть РФ. Проект заработал, но сказывается уже другой фактор, экологический, - сокращение запасов рыбы в Черном и Азовском морях.

Есть ещё одна причина. По статистике рыбопромышленников, она увеличила затраты на вылов на 50%. Это закрытие (постоянное или периодическое) зон лова в связи с СВО. Эо связано не только с рыболовством, но и морской аквакультурой: под угрозой атак дронов или даже ракет ВСУ оказались плантации мидий и устриц, расположенные по несчастливой случайности вблизи военных объектов.

В первый год проведения СВО снижение добычи рыбы в Крыму было катастрофическим: за 2022 год она снизилась на 36,8%. При этом в Чёрном море снижение вылова было больше, чем в прифронтовом Азовском (-41,7 % против – 28,7%)

А ведь Азовское море к тому же подвержено большим экологическим проблемам, чем Чёрное из-за резкого сезонного сокращения сброса пресной воды из Дона. Повлияла также слишком тёплая погода 2022 года, сдвинувшая сроки путины. Путина камбалы-калкана, объекта экспорта в Турцию, была, фактически, провалена.

В этом году такой жары уже нет, но есть объективное снижение количества рыбы, относительно высокие цены на нефть и угрозы атак ВСУ, срывающие нередко выход в море рыболовецких судов. Все это не только уменьшает доходы, но и повышает затраты рыболовов примерно на 30-50 %.

Видишь рыбу? – Нет. – А она есть


Возможно, выход для крымской рыбной отрасли видится, как и для виноделия, в налаживании сбыта на большой земле. И для начала - в переориентировке отрасли на высоко-маржинальные виды промысла. В частности, это промысел рапаны.


Разумеется, при вылове её драгами, а не при участии водолазов, которым за работу нужно платить. Не забудем и калкана, и луфаря, в первую очередь, для экспорта в Турцию, где эти виды рыбы считаются элитной закуской. Особенно под «аслан сютю» - ракы, разбавленный родниковой водой.

Всё это, не говоря уже о промысле барабульки (султанки), саргана и т.п. Однако в материковой России покупателям мало что известно о том, что такое калкан, которого путают с камбалой, хотя он из отряда ромбов, глаза в другую сторону, потому удивляются, почему так дорого.

Кстати, мало кто ведает и что такое барабулька, не говоря уже о саргане. Всё это, при всей потенциальной маржинальности бизнеса, дорогие для вылова рыбы. Это связано с невозможностью ловить её траулерами и низкими по сравнению с хамсой и килькой объёмами вылова, причём как в путину, так и вне её.

Вопрос, кто в России при снижении покупательной способности населения будет покупать калкана? В Турции тоже не всё гладко, кризисных явлений в экономике ей не удалось избежать. Поставлять на местный рынок – разве что только в рестораны.

Словом, крымским рыболовам предстоит серьёзная работа, в первую очередь, по созданию брендов, которые бы пользовались спросом и в Крыму, и на материке, и по ту сторону Черного моря. И вполне возможно, что стратегический путь отрасли будет заключаться в переработке сырья и поставке на большие прилавки готовых упакованных продуктов.

К примеру, в виде консервов или снэков. Но ориентироваться только на «социально-значимые» сорта рыбы – значит, загубить отрасль черноморского рыболовства в Крыму. Можно ловить и в Атлантике, и в Антарктике, но водь Чёрное и Азовское моря – это у нас под боком.

Автор:

Использованы фотографии: fisnews.ru, gstatic.com

Мы в Мы в Яндекс Дзен