
Притяжение русской нефти. Отечественная нефтяная промышленность к 1913 г.
Добывающим отраслям русской экономики до революции с точки зрения условий ведения бизнеса приходилось немногим лучше, чем всем остальным. Если, конечно, не учитывать баснословных прибылей. И в этом нефтяные короли мало чем отличались от тогдашних олигархов из аграрного сектора, который однозначно считался кормильцем казны.
Началом промышленной добычи нефти в России принято считать 1869 г., когда в Баку была пробурена первая скважина глубиной 42 метра. Добыча нефти стала особенно быстро расти после 1873 г., когда в Балаханах буровая скважина, доведённая всего лишь до глубины 38 м, вскрыла богатый нефтяной горизонт, который дал мощный фонтан нефти.
Основными районами добычи нефти в России вплоть до революции были Бакинский и Грозненский (98% добычи). Еще в конце 70-х годов были образованы компании по эксплуатации бакинских нефтяных месторождений, которые вложили в дело 20 млн. руб., построен большой нефтеперерабатывающий завод, а между заводами и пристанью построен нефтепровод.
По всей России от Царицына до Петербурга сооружены большие хранилища нефтепродуктов. В 1897-1909 годах нефтезаводчик А.Манташев финансировал строительство самого длинного в мире 835-километрового нефтепровода Баку — Батум, идею которого предложил великий химик Д.Менделеев.
Однако дальнейшее развитие бакинских промыслов было под вопросом вследствие географической удалённости от транспортных коммуникаций и индустриальных центров. На разрешении проблемы вывоза бакинской нефти построила свою стратегию нефтяная компания "Товарищества братьев Нобель".
Главные нобелевские нововведения были сделаны именно в области транспортировки нефти. Среди них — строительство первого в России нефтепровода от промыслов к нефтеперегонному заводу и порту, широкое применение для железнодорожных перевозок цистерн американского образца, первое в мире промышленное использование танкерного нефтеналивного флота.
Все эти "ноу-хау" существенным образом облегчили транспорт нефтепродуктов. Очень удачным было и выбранное направление вывоза нефтепродуктов — через Каспийское море к Астрахани, оттуда речным флотом в поволжские города, а далее по железной дороге в промышленные районы центральной России и в балтийские порты.
На базе нефтедобывающей промышленности к девяностым года XIX в. возник один из крупнейших индустриальных районов Северного Кавказа - Грозненский. С 1893 г., когда началось бурение скважин и промысловая эксплуатация нефти, её в среднем добывалось по 6,6 млн. пудов в год.
Наиболее значительным предприятием ведущим разработку нефти близ Грозного было "Общество И.А.Ахвердова и Ко", добывавший более 50% добычи грозненской нефти. К началу XX века в Грозненском районе насчитывалось семь английских фирм с капиталом 11 млн руб., фактически вытеснившие оттуда предприятия парижских Ротшильдов.
Самыми значительными фирмами были Англо-Русское Максимовское общество, "Шпис, Стукен и К". К 1905 г. Грозненский район давал уже 10% всей российской нефти.
С открытием в 1907 г. новых месторождений в районе Майкопа, здесь было образовано 37 акционерных английских обществ. В 1911–1913 гг. в регионе были построены три крупных нефтепровода и осуществлена дорогостоящая разведка местности.
Активно осваивались и месторождения на острове Челекен в Каспийском море. Условия разведки и разработки здесь были весьма выгодными: предприниматели получали участки в бессрочное пользование за установленную плату — по 25 руб. с десятины в год, без оплаты добываемой нефти попудным сбором.
Согласно "Новым правилам о производстве нефтяного промысла" (1872 г.) право на поиск и добычу нефти на свободных казенных землях предоставлялось как русским, так и иностранным подданным на равных условиях.
Это позволяло зарубежным фирмам принимать участие в инвестиционном и техническом обеспечении российской нефтедобывающей промышленности. Экспорт иностранного капитала в российскую нефтяную промышленность практически совпал по времени с его притоком в развитие других производств южных районов России, что обеспечивало на первом этапе стабильный спрос на нефтепродукты.
Переработка нефти, транспортировка и реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке России и за границей всецело находилась в руках иностранных фирм. В России таким монополистом являлась компания "Товарищество Братьев Нобель", созданная в 1879 г.
С 1886 г. активное участие в развитии отрасли в форме прямых иностранных инвестиций начинает принимать французский банкирский дом "Братья Ротшильд", купивший акции "Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества". В отличие от Нобелей, которые ориентировались прежде всего на внутренний российский рынок, Ротшильды избрали сферой своей деятельности внешний рынок, выйдя в конце 1880-х гг. на первое место по экспорту русского керосина.
Иностранный капитал, пришедший в нефтяную отрасль России, не только значительно увеличил ёмкость внутреннего российского рынка, но и создал выгодные условия привлечения внешних вложений в другие сектора народного хозяйства на юго-востоке России.
В регионе не было ни одного мало-мальски значимого предприятия, в котором бы не принимал участия иностранный капитал. В свою очередь, дополнительное привлечение иностранных капиталов в другие сектора экономики вызывало обратный "мультипликативный" эффект, формируя чрезвычайно выгодную среду для развития отечественной нефтепромышленности, за счет стабильно увеличивающегося спроса на нефтепродукты.
Росту инвестиций в нефтяную индустрию способствовала государственная налоговая политика. В 1877 г. правительство отменило акциз на наиболее доходный в те годы нефтепродукт — керосин. Эта мера позволила дополнительно вложить в отрасль высвобожденные от налогов средства.
Был введён также защитивший российские нефтяные предприятия от демпинга иностранных конкурентов высокий тариф на ввозимую из-за рубежа нефть, что давало возможность инвесторам минимизировать неизбежные риски и гарантировать значительную добавочную прибыль.
Правительство и такие его деятели как многолетний премьер Сергей Юльевич Витте, рассматривали привлечение иностранного капитала как средство борьбы с монополизмом. С.Витте заявлял:
"Конкуренция наших нефтепродуктов на всемирном рынке совершенно немыслима без привлечения иностранных и, в особенности, английских предпринимателей и их капиталов".
Нельзя не обратить внимание на то, что российское правительство одновременно стремилось не допустить к бакинским промыслам компанию "Стандарт Ойл", опасаясь, что американцы из стремления установить мировую монополию будут действовать против интересов развития российского народного хозяйства.
А на боку у него — Баку
Началом промышленной добычи нефти в России принято считать 1869 г., когда в Баку была пробурена первая скважина глубиной 42 метра. Добыча нефти стала особенно быстро расти после 1873 г., когда в Балаханах буровая скважина, доведённая всего лишь до глубины 38 м, вскрыла богатый нефтяной горизонт, который дал мощный фонтан нефти.
Основными районами добычи нефти в России вплоть до революции были Бакинский и Грозненский (98% добычи). Еще в конце 70-х годов были образованы компании по эксплуатации бакинских нефтяных месторождений, которые вложили в дело 20 млн. руб., построен большой нефтеперерабатывающий завод, а между заводами и пристанью построен нефтепровод.
По всей России от Царицына до Петербурга сооружены большие хранилища нефтепродуктов. В 1897-1909 годах нефтезаводчик А.Манташев финансировал строительство самого длинного в мире 835-километрового нефтепровода Баку — Батум, идею которого предложил великий химик Д.Менделеев.
Однако дальнейшее развитие бакинских промыслов было под вопросом вследствие географической удалённости от транспортных коммуникаций и индустриальных центров. На разрешении проблемы вывоза бакинской нефти построила свою стратегию нефтяная компания "Товарищества братьев Нобель".
Главные нобелевские нововведения были сделаны именно в области транспортировки нефти. Среди них — строительство первого в России нефтепровода от промыслов к нефтеперегонному заводу и порту, широкое применение для железнодорожных перевозок цистерн американского образца, первое в мире промышленное использование танкерного нефтеналивного флота.
Все эти "ноу-хау" существенным образом облегчили транспорт нефтепродуктов. Очень удачным было и выбранное направление вывоза нефтепродуктов — через Каспийское море к Астрахани, оттуда речным флотом в поволжские города, а далее по железной дороге в промышленные районы центральной России и в балтийские порты.
Грозный, Майкоп, далее везде
На базе нефтедобывающей промышленности к девяностым года XIX в. возник один из крупнейших индустриальных районов Северного Кавказа - Грозненский. С 1893 г., когда началось бурение скважин и промысловая эксплуатация нефти, её в среднем добывалось по 6,6 млн. пудов в год.
Наиболее значительным предприятием ведущим разработку нефти близ Грозного было "Общество И.А.Ахвердова и Ко", добывавший более 50% добычи грозненской нефти. К началу XX века в Грозненском районе насчитывалось семь английских фирм с капиталом 11 млн руб., фактически вытеснившие оттуда предприятия парижских Ротшильдов.
Самыми значительными фирмами были Англо-Русское Максимовское общество, "Шпис, Стукен и К". К 1905 г. Грозненский район давал уже 10% всей российской нефти.
С открытием в 1907 г. новых месторождений в районе Майкопа, здесь было образовано 37 акционерных английских обществ. В 1911–1913 гг. в регионе были построены три крупных нефтепровода и осуществлена дорогостоящая разведка местности.
Активно осваивались и месторождения на острове Челекен в Каспийском море. Условия разведки и разработки здесь были весьма выгодными: предприниматели получали участки в бессрочное пользование за установленную плату — по 25 руб. с десятины в год, без оплаты добываемой нефти попудным сбором.
Нобели и Ротшильды - добро пожаловать!
Согласно "Новым правилам о производстве нефтяного промысла" (1872 г.) право на поиск и добычу нефти на свободных казенных землях предоставлялось как русским, так и иностранным подданным на равных условиях.
Это позволяло зарубежным фирмам принимать участие в инвестиционном и техническом обеспечении российской нефтедобывающей промышленности. Экспорт иностранного капитала в российскую нефтяную промышленность практически совпал по времени с его притоком в развитие других производств южных районов России, что обеспечивало на первом этапе стабильный спрос на нефтепродукты.
Переработка нефти, транспортировка и реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке России и за границей всецело находилась в руках иностранных фирм. В России таким монополистом являлась компания "Товарищество Братьев Нобель", созданная в 1879 г.
С 1886 г. активное участие в развитии отрасли в форме прямых иностранных инвестиций начинает принимать французский банкирский дом "Братья Ротшильд", купивший акции "Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества". В отличие от Нобелей, которые ориентировались прежде всего на внутренний российский рынок, Ротшильды избрали сферой своей деятельности внешний рынок, выйдя в конце 1880-х гг. на первое место по экспорту русского керосина.
Иностранный капитал, пришедший в нефтяную отрасль России, не только значительно увеличил ёмкость внутреннего российского рынка, но и создал выгодные условия привлечения внешних вложений в другие сектора народного хозяйства на юго-востоке России.
В регионе не было ни одного мало-мальски значимого предприятия, в котором бы не принимал участия иностранный капитал. В свою очередь, дополнительное привлечение иностранных капиталов в другие сектора экономики вызывало обратный "мультипликативный" эффект, формируя чрезвычайно выгодную среду для развития отечественной нефтепромышленности, за счет стабильно увеличивающегося спроса на нефтепродукты.
И налоги и акцизы
Росту инвестиций в нефтяную индустрию способствовала государственная налоговая политика. В 1877 г. правительство отменило акциз на наиболее доходный в те годы нефтепродукт — керосин. Эта мера позволила дополнительно вложить в отрасль высвобожденные от налогов средства.
Был введён также защитивший российские нефтяные предприятия от демпинга иностранных конкурентов высокий тариф на ввозимую из-за рубежа нефть, что давало возможность инвесторам минимизировать неизбежные риски и гарантировать значительную добавочную прибыль.
Правительство и такие его деятели как многолетний премьер Сергей Юльевич Витте, рассматривали привлечение иностранного капитала как средство борьбы с монополизмом. С.Витте заявлял:
"Конкуренция наших нефтепродуктов на всемирном рынке совершенно немыслима без привлечения иностранных и, в особенности, английских предпринимателей и их капиталов".
Нельзя не обратить внимание на то, что российское правительство одновременно стремилось не допустить к бакинским промыслам компанию "Стандарт Ойл", опасаясь, что американцы из стремления установить мировую монополию будут действовать против интересов развития российского народного хозяйства.
- Дмитрий Малышев
- lechaim.ru, drug-gorod.ru, posbalt.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Дороже только золото: ситуация по бензину очень плохая, НПЗ продают воздух
Под удар дефицита и удорожания теперь попадает уже столичный регион, ранее неприкосновенный....

В США испугались русского палладия больше, чем российского оружия
В Вашингтоне бьют тревогу и собираются вводить пошлины и санкции против Москвы....

РФ все равно богаче: торговля телом и запрещенными препаратами спасла бюджет ЕС
Брюсселю приходится выкручиваться и допускать явления, которые в любое другое время могли бы показаться несмываемым позором....

Стоп-кран сырья: Россия экстренно приостанавливает добычу нефти
Москва приходится принимать меры для стабилизации баланса между спросом и предложением, в том числе зарубежным....

Прокуратура на тропе войны против империи российского «кондитерского» олигарха
Государство может изъять многомиллиардные активы группы компаний в свою собственность....

«Год ремонта насмарку»: Трипольскую ГЭС Киев больше не восстановит, нет денег
Объекты энергетики Украины страдают даже больше, чем российские от атак украинских БПЛА....

Во Владивостоке рушится империя: Генпрокуратура наложила вето на 80 млрд
У клана Пушкарёвых во Владивостоке Генпрокуратура РФ намерена забрать активы и имущество на 80 млрд рублей...

Предательское поведение: китайская Chery уходит из России, скрывая бегство
Производитель оставляет рынок, который помог ему стать одним из чемпионов по финансовым и производственным показателям....

Обрушение близко: неожиданные технологии завели американскую энергосистему в крах
Еще немного и Штаты накроет всеобщий блэкаут, страна погрузится во тьму за считанные секунды....

Крупнейший «военный» НПЗ Кубани продан малой убыточной компании с одним сотрудником
Мутные схемы и манипуляции с имуществом в стиле 90-х годов вновь набирают популярность в России на фоне финансового и экономического застоя....

Российский ответ за НПЗ может очень не понравиться Западу
У РФ и есоюзников остаются инструменты для кризисов в нефтепроизводящих регионах. А Китай и Индия будут обеспечены за счёт российских энергоносителей...

Уникальное ядерное топливо будущего запущено в серийное производство в России
Сырье прошло все стадии испытаний и показало высокий результат, в то время как у конкурентов нет ничего подобного даже на стадии разработки....

Россия готова зеркально ответить: названа сумма активов Запада в РФ
Названа сумма западных активов, которые будут изъяты в России в случае непродуманных действий ЕС и партнёров...

Убытки на $500 миллиардов: Запад санкциями сберегает нефтегазовые ресурсы РФ как свои
Ложь относительно «ошеломляющих запасов» нефти выходит боком для крупных игроков отрасли....

Коварные планы: «пузырь» искусственного интеллекта вскоре взорвется
Финансисты заметили существенное нерациональное распределение капитала инвесторов в ИИ – он оседает в карманах....

«Мы отучим их барыжничать!»: в Госдуме объявили войну управляющим компаниям
ЛДПР объявила войну пеням за ЖКХ. В партии рассказали, почему коммунальные службы не должны быть приравнены к банковским организациям...