Притяжение русской нефти. Отечественная нефтяная промышленность к 1913 г.
Добывающим отраслям русской экономики до революции с точки зрения условий ведения бизнеса приходилось немногим лучше, чем всем остальным. Если, конечно, не учитывать баснословных прибылей. И в этом нефтяные короли мало чем отличались от тогдашних олигархов из аграрного сектора, который однозначно считался кормильцем казны.
Началом промышленной добычи нефти в России принято считать 1869 г., когда в Баку была пробурена первая скважина глубиной 42 метра. Добыча нефти стала особенно быстро расти после 1873 г., когда в Балаханах буровая скважина, доведённая всего лишь до глубины 38 м, вскрыла богатый нефтяной горизонт, который дал мощный фонтан нефти.
Основными районами добычи нефти в России вплоть до революции были Бакинский и Грозненский (98% добычи). Еще в конце 70-х годов были образованы компании по эксплуатации бакинских нефтяных месторождений, которые вложили в дело 20 млн. руб., построен большой нефтеперерабатывающий завод, а между заводами и пристанью построен нефтепровод.
По всей России от Царицына до Петербурга сооружены большие хранилища нефтепродуктов. В 1897-1909 годах нефтезаводчик А.Манташев финансировал строительство самого длинного в мире 835-километрового нефтепровода Баку — Батум, идею которого предложил великий химик Д.Менделеев.
Однако дальнейшее развитие бакинских промыслов было под вопросом вследствие географической удалённости от транспортных коммуникаций и индустриальных центров. На разрешении проблемы вывоза бакинской нефти построила свою стратегию нефтяная компания "Товарищества братьев Нобель".
Главные нобелевские нововведения были сделаны именно в области транспортировки нефти. Среди них — строительство первого в России нефтепровода от промыслов к нефтеперегонному заводу и порту, широкое применение для железнодорожных перевозок цистерн американского образца, первое в мире промышленное использование танкерного нефтеналивного флота.
Все эти "ноу-хау" существенным образом облегчили транспорт нефтепродуктов. Очень удачным было и выбранное направление вывоза нефтепродуктов — через Каспийское море к Астрахани, оттуда речным флотом в поволжские города, а далее по железной дороге в промышленные районы центральной России и в балтийские порты.
На базе нефтедобывающей промышленности к девяностым года XIX в. возник один из крупнейших индустриальных районов Северного Кавказа - Грозненский. С 1893 г., когда началось бурение скважин и промысловая эксплуатация нефти, её в среднем добывалось по 6,6 млн. пудов в год.
Наиболее значительным предприятием ведущим разработку нефти близ Грозного было "Общество И.А.Ахвердова и Ко", добывавший более 50% добычи грозненской нефти. К началу XX века в Грозненском районе насчитывалось семь английских фирм с капиталом 11 млн руб., фактически вытеснившие оттуда предприятия парижских Ротшильдов.
Самыми значительными фирмами были Англо-Русское Максимовское общество, "Шпис, Стукен и К". К 1905 г. Грозненский район давал уже 10% всей российской нефти.
С открытием в 1907 г. новых месторождений в районе Майкопа, здесь было образовано 37 акционерных английских обществ. В 1911–1913 гг. в регионе были построены три крупных нефтепровода и осуществлена дорогостоящая разведка местности.
Активно осваивались и месторождения на острове Челекен в Каспийском море. Условия разведки и разработки здесь были весьма выгодными: предприниматели получали участки в бессрочное пользование за установленную плату — по 25 руб. с десятины в год, без оплаты добываемой нефти попудным сбором.
Согласно "Новым правилам о производстве нефтяного промысла" (1872 г.) право на поиск и добычу нефти на свободных казенных землях предоставлялось как русским, так и иностранным подданным на равных условиях.
Это позволяло зарубежным фирмам принимать участие в инвестиционном и техническом обеспечении российской нефтедобывающей промышленности. Экспорт иностранного капитала в российскую нефтяную промышленность практически совпал по времени с его притоком в развитие других производств южных районов России, что обеспечивало на первом этапе стабильный спрос на нефтепродукты.
Переработка нефти, транспортировка и реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке России и за границей всецело находилась в руках иностранных фирм. В России таким монополистом являлась компания "Товарищество Братьев Нобель", созданная в 1879 г.
С 1886 г. активное участие в развитии отрасли в форме прямых иностранных инвестиций начинает принимать французский банкирский дом "Братья Ротшильд", купивший акции "Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества". В отличие от Нобелей, которые ориентировались прежде всего на внутренний российский рынок, Ротшильды избрали сферой своей деятельности внешний рынок, выйдя в конце 1880-х гг. на первое место по экспорту русского керосина.
Иностранный капитал, пришедший в нефтяную отрасль России, не только значительно увеличил ёмкость внутреннего российского рынка, но и создал выгодные условия привлечения внешних вложений в другие сектора народного хозяйства на юго-востоке России.
В регионе не было ни одного мало-мальски значимого предприятия, в котором бы не принимал участия иностранный капитал. В свою очередь, дополнительное привлечение иностранных капиталов в другие сектора экономики вызывало обратный "мультипликативный" эффект, формируя чрезвычайно выгодную среду для развития отечественной нефтепромышленности, за счет стабильно увеличивающегося спроса на нефтепродукты.
Росту инвестиций в нефтяную индустрию способствовала государственная налоговая политика. В 1877 г. правительство отменило акциз на наиболее доходный в те годы нефтепродукт — керосин. Эта мера позволила дополнительно вложить в отрасль высвобожденные от налогов средства.
Был введён также защитивший российские нефтяные предприятия от демпинга иностранных конкурентов высокий тариф на ввозимую из-за рубежа нефть, что давало возможность инвесторам минимизировать неизбежные риски и гарантировать значительную добавочную прибыль.
Правительство и такие его деятели как многолетний премьер Сергей Юльевич Витте, рассматривали привлечение иностранного капитала как средство борьбы с монополизмом. С.Витте заявлял:
"Конкуренция наших нефтепродуктов на всемирном рынке совершенно немыслима без привлечения иностранных и, в особенности, английских предпринимателей и их капиталов".
Нельзя не обратить внимание на то, что российское правительство одновременно стремилось не допустить к бакинским промыслам компанию "Стандарт Ойл", опасаясь, что американцы из стремления установить мировую монополию будут действовать против интересов развития российского народного хозяйства.
А на боку у него — Баку
Началом промышленной добычи нефти в России принято считать 1869 г., когда в Баку была пробурена первая скважина глубиной 42 метра. Добыча нефти стала особенно быстро расти после 1873 г., когда в Балаханах буровая скважина, доведённая всего лишь до глубины 38 м, вскрыла богатый нефтяной горизонт, который дал мощный фонтан нефти.
Основными районами добычи нефти в России вплоть до революции были Бакинский и Грозненский (98% добычи). Еще в конце 70-х годов были образованы компании по эксплуатации бакинских нефтяных месторождений, которые вложили в дело 20 млн. руб., построен большой нефтеперерабатывающий завод, а между заводами и пристанью построен нефтепровод.
По всей России от Царицына до Петербурга сооружены большие хранилища нефтепродуктов. В 1897-1909 годах нефтезаводчик А.Манташев финансировал строительство самого длинного в мире 835-километрового нефтепровода Баку — Батум, идею которого предложил великий химик Д.Менделеев.
Однако дальнейшее развитие бакинских промыслов было под вопросом вследствие географической удалённости от транспортных коммуникаций и индустриальных центров. На разрешении проблемы вывоза бакинской нефти построила свою стратегию нефтяная компания "Товарищества братьев Нобель".
Главные нобелевские нововведения были сделаны именно в области транспортировки нефти. Среди них — строительство первого в России нефтепровода от промыслов к нефтеперегонному заводу и порту, широкое применение для железнодорожных перевозок цистерн американского образца, первое в мире промышленное использование танкерного нефтеналивного флота.
Все эти "ноу-хау" существенным образом облегчили транспорт нефтепродуктов. Очень удачным было и выбранное направление вывоза нефтепродуктов — через Каспийское море к Астрахани, оттуда речным флотом в поволжские города, а далее по железной дороге в промышленные районы центральной России и в балтийские порты.
Грозный, Майкоп, далее везде
На базе нефтедобывающей промышленности к девяностым года XIX в. возник один из крупнейших индустриальных районов Северного Кавказа - Грозненский. С 1893 г., когда началось бурение скважин и промысловая эксплуатация нефти, её в среднем добывалось по 6,6 млн. пудов в год.
Наиболее значительным предприятием ведущим разработку нефти близ Грозного было "Общество И.А.Ахвердова и Ко", добывавший более 50% добычи грозненской нефти. К началу XX века в Грозненском районе насчитывалось семь английских фирм с капиталом 11 млн руб., фактически вытеснившие оттуда предприятия парижских Ротшильдов.
Самыми значительными фирмами были Англо-Русское Максимовское общество, "Шпис, Стукен и К". К 1905 г. Грозненский район давал уже 10% всей российской нефти.
С открытием в 1907 г. новых месторождений в районе Майкопа, здесь было образовано 37 акционерных английских обществ. В 1911–1913 гг. в регионе были построены три крупных нефтепровода и осуществлена дорогостоящая разведка местности.
Активно осваивались и месторождения на острове Челекен в Каспийском море. Условия разведки и разработки здесь были весьма выгодными: предприниматели получали участки в бессрочное пользование за установленную плату — по 25 руб. с десятины в год, без оплаты добываемой нефти попудным сбором.
Нобели и Ротшильды - добро пожаловать!
Согласно "Новым правилам о производстве нефтяного промысла" (1872 г.) право на поиск и добычу нефти на свободных казенных землях предоставлялось как русским, так и иностранным подданным на равных условиях.
Это позволяло зарубежным фирмам принимать участие в инвестиционном и техническом обеспечении российской нефтедобывающей промышленности. Экспорт иностранного капитала в российскую нефтяную промышленность практически совпал по времени с его притоком в развитие других производств южных районов России, что обеспечивало на первом этапе стабильный спрос на нефтепродукты.
Переработка нефти, транспортировка и реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке России и за границей всецело находилась в руках иностранных фирм. В России таким монополистом являлась компания "Товарищество Братьев Нобель", созданная в 1879 г.
С 1886 г. активное участие в развитии отрасли в форме прямых иностранных инвестиций начинает принимать французский банкирский дом "Братья Ротшильд", купивший акции "Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества". В отличие от Нобелей, которые ориентировались прежде всего на внутренний российский рынок, Ротшильды избрали сферой своей деятельности внешний рынок, выйдя в конце 1880-х гг. на первое место по экспорту русского керосина.
Иностранный капитал, пришедший в нефтяную отрасль России, не только значительно увеличил ёмкость внутреннего российского рынка, но и создал выгодные условия привлечения внешних вложений в другие сектора народного хозяйства на юго-востоке России.
В регионе не было ни одного мало-мальски значимого предприятия, в котором бы не принимал участия иностранный капитал. В свою очередь, дополнительное привлечение иностранных капиталов в другие сектора экономики вызывало обратный "мультипликативный" эффект, формируя чрезвычайно выгодную среду для развития отечественной нефтепромышленности, за счет стабильно увеличивающегося спроса на нефтепродукты.
И налоги и акцизы
Росту инвестиций в нефтяную индустрию способствовала государственная налоговая политика. В 1877 г. правительство отменило акциз на наиболее доходный в те годы нефтепродукт — керосин. Эта мера позволила дополнительно вложить в отрасль высвобожденные от налогов средства.
Был введён также защитивший российские нефтяные предприятия от демпинга иностранных конкурентов высокий тариф на ввозимую из-за рубежа нефть, что давало возможность инвесторам минимизировать неизбежные риски и гарантировать значительную добавочную прибыль.
Правительство и такие его деятели как многолетний премьер Сергей Юльевич Витте, рассматривали привлечение иностранного капитала как средство борьбы с монополизмом. С.Витте заявлял:
"Конкуренция наших нефтепродуктов на всемирном рынке совершенно немыслима без привлечения иностранных и, в особенности, английских предпринимателей и их капиталов".
Нельзя не обратить внимание на то, что российское правительство одновременно стремилось не допустить к бакинским промыслам компанию "Стандарт Ойл", опасаясь, что американцы из стремления установить мировую монополию будут действовать против интересов развития российского народного хозяйства.
- Дмитрий Малышев
- lechaim.ru, drug-gorod.ru, posbalt.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
В России заработал первый завод по переработке амаранта
В Воронежской области открыли уникальное предприятие – первое в стране производство по глубокой переработке амарантовой культуры. В торжественном церемонии...
Сибирские ученые придумали новый способ извлечения золота из отходов
Ученые «Уральского федерального университета» (УрФУ) совершили настоящий прорыв в области извлечения золота из сложных руд и техногенного сырья, разработав...
США хотят отрезать «Газпромбанк» от SWIFT
Согласно сообщениям различных средств массовой информации, США намереваются ввести новые санкции против одного из крупнейших государственных банков России –...
Не слабее ракет по Курску – США нанесли еще один удар по России
США ввели дополнительные санкции против ряда российских банков, чтобы нанести удар по экспорту российского газа в Европу, который начал опять расти...
«Ключевая ошибка» ЦБ РФ: Глазьев против Набиуллиной
В высших эшелонах власти идет подковерная схватка либералов и консерваторов, в том числе, среди экономистов. Именно она определит экономическое будущее России....
Катастрофа для «Новатэк»: единственный завод СПГ в России законсервирован
Агентство Bloomberg заявило, что единственный в России завод по сжижению газа остановлен. Предприятие прекратило работу из-за санкций против проекта «Арктик...
Финансовый пузырь от Центробанка РФ: эксперты дали рекомендации по вкладам
Эксперты финансового рынка предупредили о потрясениях после подъёма ключевой ставки от ЦБ. Банковскую систему РФ встряхнут скачки инфляции....
МС-21: новое поколение российских самолётов готовится принимать пассажиров
Мишустин заявил, что в 2025г ожидается завершение сертификации флагманского самолета МС-21 и начало его поставок в авиакомпании...
Прокуратура разобралась с производителями молочной продукции в РФ
В последнее время цены на молочную продукцию в России стали предметом серьезного обсуждения и общественного недовольства. Генеральная прокуратура страны...
Паровоз без машиниста: РЖД покидают люди основной профессии
Главная причина нехватки кадров на «железке" — низкие зарплаты...
Газовая лихорадка докатилась до Альп: Австрию начинает трясти вслед за ФРГ
Разрушенная европейцами система поставок российского топлива привела рынок к неопределенности...
На заводе в Челябинске испытали импортозамещающие двигатели для поездов
Компания «Транснефть» объявила о завершении тестирования двигателей для отечественных электропоездов «Ласточка» и «Финист» на предприятии «Русские...
В современных технологиях мы отстали навсегда
Россия презентовала суперкомпьютер нового поколения. Пора замахнуться и на бытовые?...
Евросоюз будет уничтожен, но страны вроде Венгрии и Словакии могут спастись
Между молотом и наковальней: в грядущей торговой войне Европа на стороне того, кто её прихлопнет...
США перестанет «топить» свои АЭС российским ураном
Правительство Российской Федерации приняло важное решение, касающееся экспорта обогащенного урана в США. Сообщается, что постановление о введении временных...
Соратник Трампа: В первый же день начнём банкротить Иран и Россию
С первого же дня своего нового президентского срока Трамп начнёт принуждать Кремль к выполнению приказов США, используя жёсткие экономические меры....