
Транзитный коридор "Север-Юг" — без Парижа и без Лиссабона
Международный евро-азиатский коридор «Север-Юг» планировался даже раньше, чем Восток-Запад, ещё в середине 50-х годов XX века. В начале 1970-х гг. от идеи уже перешли к проектным разработкам, а в наши дни, точнее, с начала 2010-х годов, амбициозный проект, не особо спеша, совместно реализуют Россия, Азербайджан, Иран, Индия вместе с Казахстаном и Туркменистаном.
А начиналось всё в рамках так называемого «Центрального оборонительного договора» (CENTO), который уже подзабыт и действовал только в начале второй половины минувшего века в составе Великобритании, Турции, Ирана и Пакистана. Но - с конечным выходом не на Индию, а на пакистанские порты Гвадар и Карачи.
При этом существовали также варианты с конечными выходами на территории на Индостане, в том числе через Пакистан, подконтрольные Франции и Португалии. Эти страны их активно лоббировали и в ООН, и в МВФ, и контактировали с американскими лидерами. Такая тихая географическая монополия.
Совет по экономике CENTO в середине 1957 г. одобрил проект строительства и реконструкции сквозных параллельных авто- и стальных магистралей через Турцию и Иран в Пакистан, с учётом в проекте портов тех стран. То же предусматривалось по ответвлению того же коридора через Ирак.
Маршрут был таким: Южная Турция – Мосул – Багдад – Ханекин – Нефтшах, далее на Тегеран – Захедан (ирано-пакистанская граница) – Пакистан. С участием иракского порта Басра.
То есть, широкие региональные контуры получала небезызвестная, введенная в действие ещё в канун Первой мировой войны Багдадская железная дорога. Она шла из Германии через Австро-Венгрию, Балканы и Турцию на турецкую в тот период Месопотамию и в Персию.
Но антибританская-антимонархическая революция в Ираке в 1958 г., выведшая Ирак из того блока, вынудила приостановить реализацию того комплексного проекта. В то же время активно развивались политические и экономические взаимосвязи Ирана с СССР, следствием чего было ослабление интереса Тегерана к данному проекту.
Но во Франции и особенно в Португалии были разочарованы тем, что Парижу с Лиссабоном не предложили включиться в блок CENTO. При том, что Франция поныне обладает многочисленными островами в Индийском океане, а до 1977 г. – близлежащим к Аравийскому полуострову Французским Сомали (Республика Джибути).
До 1954 г. французскими были и четыре приморских эксклава на юго-западе (Маэ) и юго-востоке Индостана (Карикал, Пондишери, Янаон). Париж предлагал в первой половине 50-х годов сориентировать упомянутый СЕNТO-коридор и на Маэ, Пондишери, но в Лондоне, Анкаре и Тегеране отвергали этот вариант.
Это было обусловлено и тем, что США с Великобританией, давно вынашивали планы «удаления» Франции из Азии, прежде всего из Ближнего Востока. Не без соучастия Вашингтона и Лондона Францию вынудили предоставить независимость её протекторату Леванту: то есть Сирии и Ливану в середине 40-х.
Те же «союзники» Парижа - в отличие от Пакистана и Португалии - не поддержали Париж в спорах с Индией в первой половине 50-х о статусе французских территорий на Индостане (Финальный аккорд французского Индостана). При этом Париж официально не признавал до 1962 г. включительно введение суверенитета Индии в тех экс-французских районах Индостана.
Что же касается Португалии, Лиссабон владел четырьмя приморскими территориями в западном Индостане - Гоа, Диу, Даман (приморские) и Дадра. И ещё в середине 1950-х гг. власти Португалии предлагали сформировать маршрут со Старого континента до Гоа – одного из старейших европейских эксклавов в Азии.
Португальский диктатор Антониу Салазар и его преемник Марсело Каэтану вынашивали проект продления того же маршрута до соседствующего с Австралией острова Тимор в Юго-Восточной Азии и южно-китайского Макао рядом с Гонконгом.
Однако в CЕNTO учитывать интересы Португалии и Франции изначально не планировали. Даже в период индо-португальской войны в 1961 году ни одна из стран НАТО не поддержала Лиссабон. Зато Пакистан был готов и военным образом поддержать португальские войска в этом конфликте.
Тем самым Пакистан рассчитывал отомстить Индии за конфликт 1971 г., завершившийся, как известно, созданием республики Бангладеш, оторванной от «большого» Пакистана.
Характерно и то, что администрация тех португальских районов на Индостане и Пакистан в середине 50-х договорились о сотрудничестве по двусторонним и транзитным перевозкам. Что могло стать первой – базовой фазой формирования евро-азиатского коридора на «Португальскую Индию».
В дальнейшем сориентировало бы на этот коридор экономические связи всей Южной Азии с Европой. Тем более что португальские, как и французские предложения не предусматривали обструкции маршрута Суэцкий канал-Красное море-Индийской океан - то есть смежного маршрута на территории Парижа и Лисабона в Индостане и в ЮВА.
Однако военно-техническая и политическая поддержка Москвой Индии в том конфликте стала решающей, «устранив» не только данный проект, но и, в целом, территории Лиссабона на Индостане. А Португалия только в 1974 г. официально признала упомянутые территории индийскими.
Относительно же Тимора, уход Португалии из упомянутых районов Индостана сделал географически невозможным «пропортугальский» евроазиатский коридор через Гоа на Тимор (в 1976 г. его португальский сектор оккупировала Индонезия, в конце 90-х Джакарта согласилась на его независимость).
Касательно же Макао, финансово-экономические связи КНР с Западом и Тайванем в общей стоимости этих связей – более чем на 20% осуществлялись именно через Макао. К очевидной выгоде и для португальского госбюджета.
Так что международный финансово-экономический коридор через южно-китайский эксклав Лиссабона действовал безотказно. Да и сегодня Аомынь (бывший Макао) числится среди крупнейших оффшорно-реэкспортных центров мира…
Вспомнить CENTO
А начиналось всё в рамках так называемого «Центрального оборонительного договора» (CENTO), который уже подзабыт и действовал только в начале второй половины минувшего века в составе Великобритании, Турции, Ирана и Пакистана. Но - с конечным выходом не на Индию, а на пакистанские порты Гвадар и Карачи.
При этом существовали также варианты с конечными выходами на территории на Индостане, в том числе через Пакистан, подконтрольные Франции и Португалии. Эти страны их активно лоббировали и в ООН, и в МВФ, и контактировали с американскими лидерами. Такая тихая географическая монополия.
Президент США Ричард Никсон и португальский премьер Марсело Каэтану
Совет по экономике CENTO в середине 1957 г. одобрил проект строительства и реконструкции сквозных параллельных авто- и стальных магистралей через Турцию и Иран в Пакистан, с учётом в проекте портов тех стран. То же предусматривалось по ответвлению того же коридора через Ирак.
Маршрут был таким: Южная Турция – Мосул – Багдад – Ханекин – Нефтшах, далее на Тегеран – Захедан (ирано-пакистанская граница) – Пакистан. С участием иракского порта Басра.
То есть, широкие региональные контуры получала небезызвестная, введенная в действие ещё в канун Первой мировой войны Багдадская железная дорога. Она шла из Германии через Австро-Венгрию, Балканы и Турцию на турецкую в тот период Месопотамию и в Персию.
Сквозь революции и войны
Но антибританская-антимонархическая революция в Ираке в 1958 г., выведшая Ирак из того блока, вынудила приостановить реализацию того комплексного проекта. В то же время активно развивались политические и экономические взаимосвязи Ирана с СССР, следствием чего было ослабление интереса Тегерана к данному проекту.
Но во Франции и особенно в Португалии были разочарованы тем, что Парижу с Лиссабоном не предложили включиться в блок CENTO. При том, что Франция поныне обладает многочисленными островами в Индийском океане, а до 1977 г. – близлежащим к Аравийскому полуострову Французским Сомали (Республика Джибути).
До 1954 г. французскими были и четыре приморских эксклава на юго-западе (Маэ) и юго-востоке Индостана (Карикал, Пондишери, Янаон). Париж предлагал в первой половине 50-х годов сориентировать упомянутый СЕNТO-коридор и на Маэ, Пондишери, но в Лондоне, Анкаре и Тегеране отвергали этот вариант.
Это было обусловлено и тем, что США с Великобританией, давно вынашивали планы «удаления» Франции из Азии, прежде всего из Ближнего Востока. Не без соучастия Вашингтона и Лондона Францию вынудили предоставить независимость её протекторату Леванту: то есть Сирии и Ливану в середине 40-х.
Те же «союзники» Парижа - в отличие от Пакистана и Португалии - не поддержали Париж в спорах с Индией в первой половине 50-х о статусе французских территорий на Индостане (Финальный аккорд французского Индостана). При этом Париж официально не признавал до 1962 г. включительно введение суверенитета Индии в тех экс-французских районах Индостана.
Что же касается Португалии, Лиссабон владел четырьмя приморскими территориями в западном Индостане - Гоа, Диу, Даман (приморские) и Дадра. И ещё в середине 1950-х гг. власти Португалии предлагали сформировать маршрут со Старого континента до Гоа – одного из старейших европейских эксклавов в Азии.
Португальский диктатор Антониу Салазар и его преемник Марсело Каэтану вынашивали проект продления того же маршрута до соседствующего с Австралией острова Тимор в Юго-Восточной Азии и южно-китайского Макао рядом с Гонконгом.
Антониу Салазар на острове Гоа, 1972 г.
Однако в CЕNTO учитывать интересы Португалии и Франции изначально не планировали. Даже в период индо-португальской войны в 1961 году ни одна из стран НАТО не поддержала Лиссабон. Зато Пакистан был готов и военным образом поддержать португальские войска в этом конфликте.
Тем самым Пакистан рассчитывал отомстить Индии за конфликт 1971 г., завершившийся, как известно, созданием республики Бангладеш, оторванной от «большого» Пакистана.
Индо-логистика
Характерно и то, что администрация тех португальских районов на Индостане и Пакистан в середине 50-х договорились о сотрудничестве по двусторонним и транзитным перевозкам. Что могло стать первой – базовой фазой формирования евро-азиатского коридора на «Португальскую Индию».
В дальнейшем сориентировало бы на этот коридор экономические связи всей Южной Азии с Европой. Тем более что португальские, как и французские предложения не предусматривали обструкции маршрута Суэцкий канал-Красное море-Индийской океан - то есть смежного маршрута на территории Парижа и Лисабона в Индостане и в ЮВА.
Однако военно-техническая и политическая поддержка Москвой Индии в том конфликте стала решающей, «устранив» не только данный проект, но и, в целом, территории Лиссабона на Индостане. А Португалия только в 1974 г. официально признала упомянутые территории индийскими.
Относительно же Тимора, уход Португалии из упомянутых районов Индостана сделал географически невозможным «пропортугальский» евроазиатский коридор через Гоа на Тимор (в 1976 г. его португальский сектор оккупировала Индонезия, в конце 90-х Джакарта согласилась на его независимость).
Касательно же Макао, финансово-экономические связи КНР с Западом и Тайванем в общей стоимости этих связей – более чем на 20% осуществлялись именно через Макао. К очевидной выгоде и для португальского госбюджета.
Так что международный финансово-экономический коридор через южно-китайский эксклав Лиссабона действовал безотказно. Да и сегодня Аомынь (бывший Макао) числится среди крупнейших оффшорно-реэкспортных центров мира…
- Алексей Чичкин
- из архива автора, historystudies.msu.ru, most.report
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Китайцы просверлили лондонские слитки: афера века с золотом
Журналист и инженер Александр Садовников раскрыл детали беспрецедентного мошенничества на Лондонской бирже драгоценных металлов. Китайские покупатели приобрели...

Россия займется поставками "новой нефти"
Чтобы не отставать от таких глобальных конкурентов в сфере искусственного интеллекта (ИИ), как Китай и США, России предстоит оперативно решить вопрос с...

Ядерный буксир против Маска: РФ строит атомный паровоз для космоса
Одна из самых технологически развитых отраслей российской промышленности – ядерная энергетика – должна стать козырем России в космосе на ближайшие десятилетия....

Запасы монетарного золота в международных резервах России: итоги марта
По утверждению Банка России, запасы монетарного золота в международных резервах на 1 апреля 2025 года составили 74,9 миллиона унций, что эквивалентно 2329,65...

Транспортные коридоры будущего: зачем России развивать маршрут «Север – Юг»?
Мир меняется, а вместе с ним изменениям подлежат и маршруты мировой торговли. На фоне санкций, политической турбулентности и переориентации России на юг и...

Япония, догоняй! В России внезапно для Запада грянула серверная революция
Ситуацию не афишируют, но наши чипмейкеры возможно уже освоили и 28-нм техпроцесс...

Россия бросает вызов Китаю. Суперпроект закончит "игру в калькулятор"
Ранее посол Китайской Народной Республики в России Чжан Ханьхуэй заявил, что поставлять газ из нашей страны в Китай через Казахстан, скорее всего, не...

Дяденька Путин, прости: непреклонный Запад признал, что без России ему конец
У российского хора имени Пятницкого появился очень серьезный соперник: вчера западные СМИ превзошли себя и синхронно изобразили массовый плач Ярославны, от...

Вот почему Россия теряет космос
Космические пуски РФ упали до исторического минимума. А Роскосмос в 2024 г. наполовину провалил планы по запускам ракет. Так безрадостно началось десятилетие...

В России миллионы тунеядцев, а плодят их Минтруда с Минэкономразвития
Министерства гордятся победой над безработицей, но на самом деле это не более, чем миф...

Минпромторг РФ готов выделить 14 миллиардов на улучшение двигателей для МС-21
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации собирается выделить 14,2 миллиарда рублей на доработку турбовентиляторного двигателя ПД-14. Этот...

Чехия приготовила удар по всей российской нефти
Чехия сегодня празднует полный отказ от российской нефти. Она была одной из трех европейских стран, которые сохранили возможность покупать российскую нефть...

Европа не откроет своё небо для России и грозит конфискацией самолетов
Россия лоббирует возобновление авиасообщения с США в рамках соглашения о прекращении огня на Украине, однако Евросоюз продолжает настаивать на ужесточении...

У «Газпрома» и Турции наступил момент истины
Глава «Газпрома» принял руководителя главной турецкой газовой госкомпании Botas. Для обеих сторон переговоры в этом году имеют стратегическое значение....

В обмен на секретные сведения: РФ назвала жёсткие условия западным брендам
В России для западных компаний, желающих вернуться на рынок, установили новые требования. В их числе локализация производства и предоставление секретных...

Дождутся ли власти РФ от отечественных заводов 27 новых видов сельхозтехники?
Правительство Российской Федерации планирует, что отечественные заводы к 2030 году представят 27 новых моделей сельскохозяйственной техники, однако реализация...