Транзитный коридор "Север-Юг" — без Парижа и без Лиссабона
Международный евро-азиатский коридор «Север-Юг» планировался даже раньше, чем Восток-Запад, ещё в середине 50-х годов XX века. В начале 1970-х гг. от идеи уже перешли к проектным разработкам, а в наши дни, точнее, с начала 2010-х годов, амбициозный проект, не особо спеша, совместно реализуют Россия, Азербайджан, Иран, Индия вместе с Казахстаном и Туркменистаном.
А начиналось всё в рамках так называемого «Центрального оборонительного договора» (CENTO), который уже подзабыт и действовал только в начале второй половины минувшего века в составе Великобритании, Турции, Ирана и Пакистана. Но - с конечным выходом не на Индию, а на пакистанские порты Гвадар и Карачи.
При этом существовали также варианты с конечными выходами на территории на Индостане, в том числе через Пакистан, подконтрольные Франции и Португалии. Эти страны их активно лоббировали и в ООН, и в МВФ, и контактировали с американскими лидерами. Такая тихая географическая монополия.
Совет по экономике CENTO в середине 1957 г. одобрил проект строительства и реконструкции сквозных параллельных авто- и стальных магистралей через Турцию и Иран в Пакистан, с учётом в проекте портов тех стран. То же предусматривалось по ответвлению того же коридора через Ирак.
Маршрут был таким: Южная Турция – Мосул – Багдад – Ханекин – Нефтшах, далее на Тегеран – Захедан (ирано-пакистанская граница) – Пакистан. С участием иракского порта Басра.
То есть, широкие региональные контуры получала небезызвестная, введенная в действие ещё в канун Первой мировой войны Багдадская железная дорога. Она шла из Германии через Австро-Венгрию, Балканы и Турцию на турецкую в тот период Месопотамию и в Персию.
Но антибританская-антимонархическая революция в Ираке в 1958 г., выведшая Ирак из того блока, вынудила приостановить реализацию того комплексного проекта. В то же время активно развивались политические и экономические взаимосвязи Ирана с СССР, следствием чего было ослабление интереса Тегерана к данному проекту.
Но во Франции и особенно в Португалии были разочарованы тем, что Парижу с Лиссабоном не предложили включиться в блок CENTO. При том, что Франция поныне обладает многочисленными островами в Индийском океане, а до 1977 г. – близлежащим к Аравийскому полуострову Французским Сомали (Республика Джибути).
До 1954 г. французскими были и четыре приморских эксклава на юго-западе (Маэ) и юго-востоке Индостана (Карикал, Пондишери, Янаон). Париж предлагал в первой половине 50-х годов сориентировать упомянутый СЕNТO-коридор и на Маэ, Пондишери, но в Лондоне, Анкаре и Тегеране отвергали этот вариант.
Это было обусловлено и тем, что США с Великобританией, давно вынашивали планы «удаления» Франции из Азии, прежде всего из Ближнего Востока. Не без соучастия Вашингтона и Лондона Францию вынудили предоставить независимость её протекторату Леванту: то есть Сирии и Ливану в середине 40-х.
Те же «союзники» Парижа - в отличие от Пакистана и Португалии - не поддержали Париж в спорах с Индией в первой половине 50-х о статусе французских территорий на Индостане (Финальный аккорд французского Индостана). При этом Париж официально не признавал до 1962 г. включительно введение суверенитета Индии в тех экс-французских районах Индостана.
Что же касается Португалии, Лиссабон владел четырьмя приморскими территориями в западном Индостане - Гоа, Диу, Даман (приморские) и Дадра. И ещё в середине 1950-х гг. власти Португалии предлагали сформировать маршрут со Старого континента до Гоа – одного из старейших европейских эксклавов в Азии.
Португальский диктатор Антониу Салазар и его преемник Марсело Каэтану вынашивали проект продления того же маршрута до соседствующего с Австралией острова Тимор в Юго-Восточной Азии и южно-китайского Макао рядом с Гонконгом.
Однако в CЕNTO учитывать интересы Португалии и Франции изначально не планировали. Даже в период индо-португальской войны в 1961 году ни одна из стран НАТО не поддержала Лиссабон. Зато Пакистан был готов и военным образом поддержать португальские войска в этом конфликте.
Тем самым Пакистан рассчитывал отомстить Индии за конфликт 1971 г., завершившийся, как известно, созданием республики Бангладеш, оторванной от «большого» Пакистана.
Характерно и то, что администрация тех португальских районов на Индостане и Пакистан в середине 50-х договорились о сотрудничестве по двусторонним и транзитным перевозкам. Что могло стать первой – базовой фазой формирования евро-азиатского коридора на «Португальскую Индию».
В дальнейшем сориентировало бы на этот коридор экономические связи всей Южной Азии с Европой. Тем более что португальские, как и французские предложения не предусматривали обструкции маршрута Суэцкий канал-Красное море-Индийской океан - то есть смежного маршрута на территории Парижа и Лисабона в Индостане и в ЮВА.
Однако военно-техническая и политическая поддержка Москвой Индии в том конфликте стала решающей, «устранив» не только данный проект, но и, в целом, территории Лиссабона на Индостане. А Португалия только в 1974 г. официально признала упомянутые территории индийскими.
Относительно же Тимора, уход Португалии из упомянутых районов Индостана сделал географически невозможным «пропортугальский» евроазиатский коридор через Гоа на Тимор (в 1976 г. его португальский сектор оккупировала Индонезия, в конце 90-х Джакарта согласилась на его независимость).
Касательно же Макао, финансово-экономические связи КНР с Западом и Тайванем в общей стоимости этих связей – более чем на 20% осуществлялись именно через Макао. К очевидной выгоде и для португальского госбюджета.
Так что международный финансово-экономический коридор через южно-китайский эксклав Лиссабона действовал безотказно. Да и сегодня Аомынь (бывший Макао) числится среди крупнейших оффшорно-реэкспортных центров мира…
Вспомнить CENTO
А начиналось всё в рамках так называемого «Центрального оборонительного договора» (CENTO), который уже подзабыт и действовал только в начале второй половины минувшего века в составе Великобритании, Турции, Ирана и Пакистана. Но - с конечным выходом не на Индию, а на пакистанские порты Гвадар и Карачи.
При этом существовали также варианты с конечными выходами на территории на Индостане, в том числе через Пакистан, подконтрольные Франции и Португалии. Эти страны их активно лоббировали и в ООН, и в МВФ, и контактировали с американскими лидерами. Такая тихая географическая монополия.
Президент США Ричард Никсон и португальский премьер Марсело Каэтану
Совет по экономике CENTO в середине 1957 г. одобрил проект строительства и реконструкции сквозных параллельных авто- и стальных магистралей через Турцию и Иран в Пакистан, с учётом в проекте портов тех стран. То же предусматривалось по ответвлению того же коридора через Ирак.
Маршрут был таким: Южная Турция – Мосул – Багдад – Ханекин – Нефтшах, далее на Тегеран – Захедан (ирано-пакистанская граница) – Пакистан. С участием иракского порта Басра.
То есть, широкие региональные контуры получала небезызвестная, введенная в действие ещё в канун Первой мировой войны Багдадская железная дорога. Она шла из Германии через Австро-Венгрию, Балканы и Турцию на турецкую в тот период Месопотамию и в Персию.
Сквозь революции и войны
Но антибританская-антимонархическая революция в Ираке в 1958 г., выведшая Ирак из того блока, вынудила приостановить реализацию того комплексного проекта. В то же время активно развивались политические и экономические взаимосвязи Ирана с СССР, следствием чего было ослабление интереса Тегерана к данному проекту.
Но во Франции и особенно в Португалии были разочарованы тем, что Парижу с Лиссабоном не предложили включиться в блок CENTO. При том, что Франция поныне обладает многочисленными островами в Индийском океане, а до 1977 г. – близлежащим к Аравийскому полуострову Французским Сомали (Республика Джибути).
До 1954 г. французскими были и четыре приморских эксклава на юго-западе (Маэ) и юго-востоке Индостана (Карикал, Пондишери, Янаон). Париж предлагал в первой половине 50-х годов сориентировать упомянутый СЕNТO-коридор и на Маэ, Пондишери, но в Лондоне, Анкаре и Тегеране отвергали этот вариант.
Это было обусловлено и тем, что США с Великобританией, давно вынашивали планы «удаления» Франции из Азии, прежде всего из Ближнего Востока. Не без соучастия Вашингтона и Лондона Францию вынудили предоставить независимость её протекторату Леванту: то есть Сирии и Ливану в середине 40-х.
Те же «союзники» Парижа - в отличие от Пакистана и Португалии - не поддержали Париж в спорах с Индией в первой половине 50-х о статусе французских территорий на Индостане (Финальный аккорд французского Индостана). При этом Париж официально не признавал до 1962 г. включительно введение суверенитета Индии в тех экс-французских районах Индостана.
Что же касается Португалии, Лиссабон владел четырьмя приморскими территориями в западном Индостане - Гоа, Диу, Даман (приморские) и Дадра. И ещё в середине 1950-х гг. власти Португалии предлагали сформировать маршрут со Старого континента до Гоа – одного из старейших европейских эксклавов в Азии.
Португальский диктатор Антониу Салазар и его преемник Марсело Каэтану вынашивали проект продления того же маршрута до соседствующего с Австралией острова Тимор в Юго-Восточной Азии и южно-китайского Макао рядом с Гонконгом.
Антониу Салазар на острове Гоа, 1972 г.
Однако в CЕNTO учитывать интересы Португалии и Франции изначально не планировали. Даже в период индо-португальской войны в 1961 году ни одна из стран НАТО не поддержала Лиссабон. Зато Пакистан был готов и военным образом поддержать португальские войска в этом конфликте.
Тем самым Пакистан рассчитывал отомстить Индии за конфликт 1971 г., завершившийся, как известно, созданием республики Бангладеш, оторванной от «большого» Пакистана.
Индо-логистика
Характерно и то, что администрация тех португальских районов на Индостане и Пакистан в середине 50-х договорились о сотрудничестве по двусторонним и транзитным перевозкам. Что могло стать первой – базовой фазой формирования евро-азиатского коридора на «Португальскую Индию».
В дальнейшем сориентировало бы на этот коридор экономические связи всей Южной Азии с Европой. Тем более что португальские, как и французские предложения не предусматривали обструкции маршрута Суэцкий канал-Красное море-Индийской океан - то есть смежного маршрута на территории Парижа и Лисабона в Индостане и в ЮВА.
Однако военно-техническая и политическая поддержка Москвой Индии в том конфликте стала решающей, «устранив» не только данный проект, но и, в целом, территории Лиссабона на Индостане. А Португалия только в 1974 г. официально признала упомянутые территории индийскими.
Относительно же Тимора, уход Португалии из упомянутых районов Индостана сделал географически невозможным «пропортугальский» евроазиатский коридор через Гоа на Тимор (в 1976 г. его португальский сектор оккупировала Индонезия, в конце 90-х Джакарта согласилась на его независимость).
Касательно же Макао, финансово-экономические связи КНР с Западом и Тайванем в общей стоимости этих связей – более чем на 20% осуществлялись именно через Макао. К очевидной выгоде и для португальского госбюджета.
Так что международный финансово-экономический коридор через южно-китайский эксклав Лиссабона действовал безотказно. Да и сегодня Аомынь (бывший Макао) числится среди крупнейших оффшорно-реэкспортных центров мира…
- Алексей Чичкин
- из архива автора, historystudies.msu.ru, most.report
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
В России заработал первый завод по переработке амаранта
В Воронежской области открыли уникальное предприятие – первое в стране производство по глубокой переработке амарантовой культуры. В торжественном церемонии...
Сибирские ученые придумали новый способ извлечения золота из отходов
Ученые «Уральского федерального университета» (УрФУ) совершили настоящий прорыв в области извлечения золота из сложных руд и техногенного сырья, разработав...
США хотят отрезать «Газпромбанк» от SWIFT
Согласно сообщениям различных средств массовой информации, США намереваются ввести новые санкции против одного из крупнейших государственных банков России –...
Не слабее ракет по Курску – США нанесли еще один удар по России
США ввели дополнительные санкции против ряда российских банков, чтобы нанести удар по экспорту российского газа в Европу, который начал опять расти...
«Ключевая ошибка» ЦБ РФ: Глазьев против Набиуллиной
В высших эшелонах власти идет подковерная схватка либералов и консерваторов, в том числе, среди экономистов. Именно она определит экономическое будущее России....
Катастрофа для «Новатэк»: единственный завод СПГ в России законсервирован
Агентство Bloomberg заявило, что единственный в России завод по сжижению газа остановлен. Предприятие прекратило работу из-за санкций против проекта «Арктик...
Финансовый пузырь от Центробанка РФ: эксперты дали рекомендации по вкладам
Эксперты финансового рынка предупредили о потрясениях после подъёма ключевой ставки от ЦБ. Банковскую систему РФ встряхнут скачки инфляции....
МС-21: новое поколение российских самолётов готовится принимать пассажиров
Мишустин заявил, что в 2025г ожидается завершение сертификации флагманского самолета МС-21 и начало его поставок в авиакомпании...
Прокуратура разобралась с производителями молочной продукции в РФ
В последнее время цены на молочную продукцию в России стали предметом серьезного обсуждения и общественного недовольства. Генеральная прокуратура страны...
Паровоз без машиниста: РЖД покидают люди основной профессии
Главная причина нехватки кадров на «железке" — низкие зарплаты...
Газовая лихорадка докатилась до Альп: Австрию начинает трясти вслед за ФРГ
Разрушенная европейцами система поставок российского топлива привела рынок к неопределенности...
На заводе в Челябинске испытали импортозамещающие двигатели для поездов
Компания «Транснефть» объявила о завершении тестирования двигателей для отечественных электропоездов «Ласточка» и «Финист» на предприятии «Русские...
В современных технологиях мы отстали навсегда
Россия презентовала суперкомпьютер нового поколения. Пора замахнуться и на бытовые?...
Евросоюз будет уничтожен, но страны вроде Венгрии и Словакии могут спастись
Между молотом и наковальней: в грядущей торговой войне Европа на стороне того, кто её прихлопнет...
США перестанет «топить» свои АЭС российским ураном
Правительство Российской Федерации приняло важное решение, касающееся экспорта обогащенного урана в США. Сообщается, что постановление о введении временных...
Соратник Трампа: В первый же день начнём банкротить Иран и Россию
С первого же дня своего нового президентского срока Трамп начнёт принуждать Кремль к выполнению приказов США, используя жёсткие экономические меры....