Банковский билет в одну тысячу рублей — не без креста, не без полумесяца
3 178

Банковский билет в одну тысячу рублей — не без креста, не без полумесяца

Буквально накануне из Центрального Банка России сообщили, что выпуск быстро ставшей скандально известной банкноты номиналом в 1 (одну) тысячу рублей в Гознаке приостановлен. Напомним, что на красивой вообще-то купюре было решено изобразить, среди прочего, башню Сююмбике в Казани.


Стоит также напомнить, что башню в своё время повторил на Казанском вокзале прославленный архитектор А.В. Щусев, а на банкноте её дополнили изображениями музея государственности Татарстана и татарского народа, а также Нижнего Новгорода и Уфы. Однако в оборот банкнота попасть так и не успела.

Евразийцы, такие как наш постоянный комментатор Александр Разуваев, тут же назвали дизайн новой банкноты с Сююмбике провокацией. Не стану спорить - по оценке очень многих "приверженцев ислама Татарстана» не может не смущать тот факт, что на башне нет мусульманского полумесяца".

Когда полумесяца не было на самой Сююмбике, и конечно же — на башне вокзала в российской столице, это почему-то никого не смущало. Иван Грозный повелел снять, заменив крестом, а вернули символ ислама совсем недавно. Сейчас, как видно, эксперты забыли подсказать.

Про отсутствие экспертизы говорить не приходится. На сайте ЦБ РФ опубликован солидный список членов экспертной группы по Приволжскому федеральному округу из 10 человек. В списке есть даже профессор кафедры ЮНЕСКО, помимо краеведа, писателя, и даже фотографа. Но не из Казани, а из Нижнего Новгорода.

Оно, вроде бы, и понятно — на купюре же не только Казань, а ещё и Нижний и Уфа. Но как же обошлись без других экспертов, ведь сейчас иные времена, да и процесс вытеснения наличных из оборота, простите за тавтологию, набирает обороты.

Однако именно наличные, как бы кому-то не хотелось иного, остаются чем-то вроде национальных, точнее государственных символов. Налицо поверхностный подход — и вот вам результат, всё или почти всё, похоже, придётся переделать.

Конечно, банкнота это не флаг, не герб, и даже не гимн. Купюры - не ордена и не медали, не знаки отличия на погонах, рукавах и петлицах. Но внимание к банкнотам — совершенно особое, причём не только потому, что массовое. И не только среди граждан страны, но и у иностранцев.

Пусть это покажется натяжкой, но по местным банкнотам, особенно новым, можно судить как об экономических перспективах, так и о настроениях в обществе. Думаю, стоит в связи с этим кое-что вспомнить.

Для начала — замечательный фильм «Банковский билет в миллион фунтов стерлингов» с бесподобным Грегори Пеком в роли его держателя. Сколько страстей по поводу самого факта существования красивой бумажки, которую даже в оборот пустить непросто.

Но вот что значит доверие к наличности. Сколько раз повторял, и не устану повторять, что деньги — это не более, чем суррогат доверия. Так и в фильме. Есть миллион — есть доверие, нет миллиона — и нет его. Разве может с живым миллионом сравниться какая-то электронная строчка в гаджете.

Вспомнился мне и легендарный фотограф Аркадий Колыбалов, снимки которого по-прежнему украшают массу изданий, вплоть до правительственного официоза - «Российской газеты». Так вот он сетовал, что вечно мучается с фотографиями церквей и соборов. Стоит чуть промахнуться — то крест куда-то пропадёт, то иконостас замажется.

Случай с новой тысячерублёвой купюрой из той же серии, якобы дополненный к тому же «отсутствием какой-либо экспертизы». О том, что это не совсем так, точнее — совсем не так, уже сказано, но увы, отнюдь неспроста оппоненты евразийцев из числа ура-патриотов, увидели на купюре, как минимум, поругание русских символов.

Не совсем понятно, почему вообще вдруг разгорелись такие страсти из-за какой-то там купюры. Но ведь она же — это считайте навсегда. После неё других, быть может, уже и вовсе не будет.

И всё же, зависть что ли кого-то одолела. Из серии — почему Казань, а не Рязань или Юрюзань? Или вообще кому-то не терпится действовать по принципу - "Бей своих, чтобы чужие боялись?" Так уже боятся...

Времена сейчас действительно сложные, и внимание к разного рода символам совершенно особое. И второй из главных русских вопросов - «Кто виноват?» задают, кажется, куда чаще, чем первый - «Что делать?». Хотя надо бы совсем наоборот.

Кто-то из очень православных священников назвал произошедшее «тупостью дизайнеров», а заодно и «сознательной провокацией». Хотя как может быть провокацией всего-навсего точное изображение выбранного объекта.

Или когда конкретные промахи и ошибки были — это была не провокация, а так — опечатка? И не более того. И ходили и ходят по стране ярославские храмы с плохо различимыми крестами, и никто даже не почесался.


И раз уж у нас страна многоконфессиональная, со свободой вероисповедания, пусть на банкнотах и кресты будут, и полумесяцы. Украшают и заодно о многом напоминают. А тем, кому неймётся отметиться по любому поводу, стоит и ещё кое-что напомнить.

До чего же верно говорил когда-то незабвенный Виктор Степанович Черномырдин, которого готов процитировать вместе с уже упомянутым Александром Разуваевым:

«Не надо чесать там, где не чешется»

Остаётся лишь процитировать предельно взвешенное заявление депутата Государственной Думы Ярослава Нилова: «На территории Казанского Кремля есть прекрасный православный собор, есть прекрасная мечеть, и они гармонично сочетаются на одной фотографии. Можно было именно это изображение поместить на дизайн банкноты и не допустить ненужных интерпретаций».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас