Осенний валютный марафон: рубль снизу вверх, доллар сверху вниз
2 205

Осенний валютный марафон: рубль снизу вверх, доллар сверху вниз

ДЕНЬГИ



Психологический рубеж. Повтор возможен


В техническом анализе есть понятие психологического уровня. Обычно это круглые значения, за которыми может начаться либо усиление ралли, либо в случае сильнейшей перекупленности финансового инструмента, - откат до так называемых «справедливых» значений.

В нашем случае, после пересечения долларом отметки в 100 рублей, вероятнее всего, будет второе. Биржевые трейдеры, читающие новости об американской экономике, вряд ли верят в такую уничтожительную мощь ничем не обеспеченной мировой резервной валюты.

К тому же, нынешняя жёсткая для видимости, но по-прежнему либеральная к экспортёрам, политика ЦБ РФ не способствует тому, чтобы доллар и дальше укреплялся до нереальных значений. Вопрос теперь только в том, грозит ли России в связи с эти гиперинфляция?

В истории такое было только один раз: в годы военного коммунизма, когда цена коробка спичек доходила до миллиона рублей. То, что было во время дефолта 1998 года и то, что происходит сейчас, - довольно слабые масштабы обесценивания национальной валюты по сравнению с современной ситуацией.

Особенно, если сравнивать не с собой, в например, с Венесуэлой или Зимбабве, в котором вообще отказались от собственной валюты в пользу доллара США. Тем не менее, на протяжении всего октября кризисные явления в российской экономике, обусловившие девальвацию рубля, действительно присутствовали.

Но кризис-то есть


Объяснять кризисные симптомы злокозненными спекуляциями коллективного Запада на российском валютном рынке было бы неверно: на нём уже давно нет западных трейдеров, да и раньше их было немного. Хотя Запад, конечно, свою роль сыграл, как всегда, но не в спекулятивном курсе рубля, а в общей макроэкономической ситуации.

Рост цен на нефть и газ является палкой о двух концах: с одной стороны, слабый рубль выгоден экспортёрам углеводородов, что может вызвать рост отечественного фондового рынка, но никак не рубля. С другой стороны, поскольку экспортеров законодательно обязали продавать не менее 90% валютной выручки, цены на нефть, курс рубля и фондовый индекс Мосбиржи могут прийти к общему знаменателю.

На практике это значит, что приобретая значительную корреляцию между собой, они стабилизирую и валютный курс рубля. До начала санкционного давления на Россию в 2014 году эта корреляция в той или иной степени была, но затем стала снижаться, поскольку экспортёры первым дело точно оценили сомнительные перспективы российской экономики.


С каждым днём они, чтобы там не твердили наверху, увы, становятся всё более и более туманными, и экспортёры стали удерживать полученные в иностранной валюте средства в ней же, а зачастую в зарубежных банках. Принятый в октябре закон о репатриации средств, естественно, прекратит наращивание российскими компаниями валютных резервов за рубежом, вызовет их приток на российский валютный рынок.

И, разумеется, прекратит кризис ликвидности, точнее, должен прекратить. Но есть одно «но». Обязать экспортёров Родину любить - это значит ухудшить динамику фондового рынка, поскольку это снизит оптимизм инвесторов по поводу их будущих финансовых показателей.

Всё происходит а фоне неопределённости развития событий как на Украине, так и в Израиле и даже в маленьком Косово. И уже напоминает «предчувствие» Третьей мировой, которой пугали народ ещё со времён Холодной войны. И дальнейшая эскалация такого рода событий явно не сыграет на руку российской экономике.

Раньше у экспортёров был инструмент хеджирования рисков - теперь его практически нет. А учитывая, что именно экспортёры сырья составляют львиную долю голубых фишек российского фондового рынка, ухудшение динамики их акций может потянуть за собой весь рынок.

Не регулятор — администратор!


Немаловажный момент заключается в том, что административными мерами, которые, помимо принятых законов включают в себя повышение ЦБ РФ процентных ставок, как показывает мировая практика, длительного эффекта не добьешься. Это скорая помощь, экстренная мера спасения. А лечение больной экономики будет, видимо, длительным, и во многом зависеть от ситуации на Украине.

Пока она не сдвинется с мертвой точки, строить далеко идущие прогнозы довольно сложно. Фактически, в России промышленность работает на нужды ВПК, а экспортом сырья и высокими ценами на нефть ситуацию не оздоровишь. Как бы ни было, административные меры по восстановлению курса рубля могут дать хотя бы временный импульс развития многих отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Во-первых, большую роль, конечно, играет улучшение покупательной способности населения. А причем тут покупательная способность - спросите вы: народ ведь зарплату в рублях получает и покупает товары первой необходимости либо отечественного производства, либо по импортозамещению, западных товаров в магазинах уже давно почти нет, какая разница, что там с долларом и евро.

Действительно, разве рядовые россияне ездят в Ниццу и на Кипр отдыхать? Но в реальности следует учитывать и тот факт, что даже сельское хозяйство во многом зависит от техники и нередко вспомогательных пищевых продуктов, покупаемых за доллары и евро. Поэтому считать, что рядовые россияне никак не зависят от валютного курса, было бы неправильно.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас