Экономическое обозрение

Великая Китайская стена против западных санкций

Великая Китайская стена против западных санкций

Две дороги или два «пути»


Китай очень активно изучает действия России по противодействию санкциям Запада. И готов перенять «передовой опыт» России в случае конфликта на Тайване. А американцы внимательно за этим изучением присматривают и ищут самые болевые точки Китая, на которые можно нажать.


Как известно, в Китае иероглиф «путь» считается более глубоким и позитивным чем просто «дорога». Изучая разного рода «пути», в агентстве Reuters, раскрученном, но давно растерявшем львиную долю авторитета, уже усмотрели в китайских источниках массу интересного: Китай взвешивает варианты смягчения санкций... 

Готовятся в штатах к китайскому отпору очень серьёзно, не исключено, что Россия — это только полигон для будущих схваток куда большего масштаба. К тому же, до конца ещё не изучен и «горячий» опыт торговой войны с Китаем, которую несколько лет назад затеял Дональд Трамп.

Подборка фактуры у экспертов из Reuters очень объёмистая, с массой источников, фамилий и названий компаний, и его не могли проигнорировать в Китае. Итак, дискуссия в Китае о том, как противодействовать санкциям США, ведётся в основном по двум линиям.

Первая линия - как избежать санкций, если конфликт на Тайване всё же случится. Предложения здесь очевидны, надо сделать так, чтобы ущерб для США от собственных санкций против Китая был существенно больше, чем для самого Китая.

Все китайские аналитики сходятся во мнении, что на санкции США Китай ответит замораживанием или конфискацией активов США. Так что надо приложить усилия, чтобы этих активов стало как можно больше.

И может быть тогда США проглотят горькую пилюлю без лишнего шума. Но судя по тому, что из Китая идёт отток американского производственного капитала (во Вьетнам, Индию, Индонезию и т.д.), американцы простые вещи прекрасно понимают не хуже китайцев и уже к этому сценарию готовятся.

Вторая линия рассматривает вариант реального введения санкций и меры противодействия им. Главная мера в арсенале США, это СВИФТ. На заморозку китайских трежерис в США  ответ понятен, аналогичные действия в отношении американских активов в Китае.

Как рассчитаться с Западом


А на отключение от платёжной системы, чем отвечать? С картами российских банков,  привязанных к китайской платёжной системе UnionPay, западные санкции расправились просто безжалостно. Точно так же будет и со всей UnionPay в случае введения санкций.

Китаю необходимо найти шлюз для проведения платежей с Западом. Закон о запрете оборота в США китайской цифры е-СNY висит без движения в Конгрессе. Но при введении санкций его примут моментально. Так что CBDC Банка Китая точно не вариант.

Китайские аналитики развитие проекта е-СNY в качестве антисанкционной меры даже не обсуждают. Швейцарский франк наверняка последует за долларом и евро. И остаётся слабенькая надежда на гонконгский доллар. Но его физически не хватит, чтобы оплатить весь китайский экспорт в 4,5-5 трлн. долларов. Надо что-то придумывать.


Остаётся золото, и этот вариант в КНР активно дискутируется. Есть голоса как за, так и против.  Причём с серьёзной аргументацией. Но весьма странно одно обстоятельство. Китай совершенно не готовится к тому, чтобы в случае острой необходимости быстро перейти на золотодевизный стандарт во внешней торговле. Хотя вся необходимая инфраструктура у него уже давно имеется.

Шанхайская биржа золота функционирует с 2002 года. И торгует как физическим металлом, так и фьючерсами. Чтобы де-факто ввести золотодевизный стандарт и полностью ликвидировать волатильность  цены на золото Китаю требуется совсем немного.  

Члены БРИКС — Россия, ЮАР и Китай обеспечивают почти половину годовой добычи золота в мире. Им принять решение о том, что всё реализуемое этими странами золото проходит через Шанхайскую биржу золота, не составит труда.

На бирже несколько банков становятся маркетмейкерами, выставляя котировки и на покупку, и  на продажу, причём  по цене, привязанной к замыкающим затратам на шахтах Южной Африки. Там они особенно высокие.

И эта цена плавно растёт с темпом мирохозяйственной инфляции, которую  создают США своей бескрайней долларовой эмиссией. Цена, естественно, номинируется в юанях, юань де-факто приобретает все черты золотодевизного стандарта.

И никакой SWIFT для расчётов больше не нужен.  В данном сценарии опасения китайских экономистов, что после введения этого механизма цена юаня начнёт расти к доллару, не надо преувеличивать.

Да, китайские товары будут чуть дорожать в США. Но они будут дорожать с темпом внутриамериканской инфляции, а может и немного ниже, если слегка подкорректировать цену на Шанхайской бирже золота. И на этом фоне потребители в США   рост курса юаня просто не заметят.
Китайским аналитикам есть, над чем подумать.

Автор:

Использованы фотографии: ixbt.com, picabu.ru

Мы в Мы в Яндекс Дзен