
Филиппинское сражение — кто, где и когда
Без предупреждения
Официальные лица заявляют, что на днях корабль береговой охраны Китая и сопровождающее его судно без предупреждения протаранили филиппинские корабль береговой охраны. Вместе с ним, что для такого рода случаев — редкость, пострадало и военное судно снабжения вблизи спорных вод в Южно-Китайском море.
Филиппинский МИД оперативно выразил протест, китайский же МИД периодически заявляет, что практически весь этот бассейн – внутренние воды и даже составная часть КНР. Что вполне продолжает аналогичную политику Китая ещё 70-х – 80-х годов, после Даманского и подобных ему инцидентов на других рубежах.
Потому неудивительно, что этот бассейн со второй половины 2010-х гг. - по крайней мере его сектор, примыкающий к Малайзии, Брунею, Филиппинам, Камбодже и «бывшему» Южному Вьетнаму, - периодически патрулируют ВМС и ВВС США. Тем временем, Филиппины в конце сентября выразили решительный протест действиям Китая.
Протест был вызван тем, что китайцы, без каких-либо предупреждений и уведомлений, установили широкое плавучее заграждение на границе спорных вод в Южно-Китайском море (ЮКМ). Из-за этого «устройства» филиппинские рыбопромысловые суда не могут проходить в бóльшую часть примыкающей акватории.
О невозможности освоения примыкающих к Филиппинам в этом районе запасов нефтегазового сырья можно и вовсе не вспоминать. Эти запасы в бассейне Южно-Китайского моря оцениваются в пересчёте на нефть не менее чем в 300 млрд. тонн, в том числе промышленные – минимум в 240 млрд. тонн.
Море южное, не совсем китайское
Около 70% этих запасов находится в секторах Южно-Китайского моря, которые примыкают к побережью Вьетнама, Малайзии, Филиппин и Брунея. Остальная часть этих запасов – невдалеке от Тайваня и принадлежащего КНР острова Хайнань
Китай активно осваивает эти ресурсы с начала 2020-х гг., причем большинство китайских скважин расположены именно в спорных районах моря, отнюдь не внутреннего для КНР. Такая «добывающая» экспансия КНР, начиная с 2023 г. только расширяется – вопреки протестам соседних стран.
По имеющимся данным, к середине 2023 г. до 80% нефтегазового сырья, добытого в бассейне Южно-Китайского моря, приходится именно на китайские скважины в спорных районах. Как отмечают китайские СМИ, дальнейшее увеличение добычи в этом бассейне позволит Китаю сокращать зависимость страны от импорта нефти и газа.
По прогнозам, и не только китайским, доля нефтегазового сырья из этого «морского источника» к началу 2030-х гг. оценивается примерно в 25% от совокупного обеспечении внутрикитайского спроса на нефть и газ. Чтобы обосновать свои притязания, Китай 28 августа 2023 года даже опубликовал особую карту своей территории, обозначенную как официальная.
Приводимая нами карта включает, как впрочем, и более ранние, аналогичные ей карты - не менее 70% бассейна Южно-Китайского моря. В то же время, другие страны региона тоже претендуют на ту же часть бассейна, что оправдано уже самой географией расположения их побережий – в отличие от китайского побережья в том же бассейне.
Иные берега
Дело в том, что в колониальный и постколониальный периоды бывшие метрополии (США, Великобритания, Франция) и постколониальные государства так и не удосужились провести чёткие разграничения а этой акватории. В 1970-х гг. Тайвань и Южный Вьетнам предлагали странам региона региональное разграничение в этом бассейне, но без участия КНР.
Понятно, что без Пекина эти договоренности мало что бы значили, хотя Тайвань с Южным Вьетнамом смогли договориться друг с другом и с Филиппинами по принадлежности ряда участков Южно-китайского моря. Но в Пекине эти договоренности, естественно, не признают.
«Тайванские» же Договоренности Тайваня с Филиппинами по «своему» морю Пекин пока не нарушает, а это тем более нивелирует риск военного конфликта КНР с Тайванем. Дело в том, что Китай до 1949 года, как и Тайвань уже после 1949-го имеют одинаковые позиции по спорному бассейну.
Однако Тайвань традиционно выдвигал и выдвигает по поводу Южно-китайского моря только претензии, а не притязания, столь характерные для официального Пекина.
Впрочем, летом 2022-го в Южно-Китайском море Тайбэй проводил военные учения, что вызвало протесты со стороны Вьетнама и КНР, но не других соседних стран. Видимо, потому, что последние считают Тайбэй сдерживающим фактором для Пекина и в этом бассейне.
Ещё в конце марта нынешнего года Пекин предупредил Вашингтон о «серьезных последствиях» в связи с тем, что американский эсминец USS Milius проходил недалеко от Парасельских островов в северном секторе Южно-Китайского моря.
«Действия американских военных серьезно нарушили суверенитет и безопасность Китая, грубо нарушили международное право и стали неопровержимым доказательством того, что США преследуют навигационную гегемонию и милитаризацию Южно-Китайского моря», - заявил тогда представитель китайского минобороны Тань Кэфэй.
При том, что эти острова были захвачены Китаем у Южного Вьетнама ещё в 1974 году. В связи с этим не лишним будет напомнить, что еще в 2020-м Вьетнам выразил протест Китаю из-за его заявления о формировании двух островных уездов на тех же Парасельских островах и архипелаге Спратли (Наньша) в Южно-Китайском или Восточном, по-вьетнамски море.
Канал мечты
«Вьетнам решительно выступает против действий Китая и считает, что подобные решения не имеют законной силы. Такие шаги китайской стороны серьезно нарушают суверенитет Вьетнама, способствуют осложнению обстановки в Восточном море, в регионе и в мире в целом».
Такого рода послания периодически адресуют Пекину почти все страны региона, но китайская позиция в отношении ЮКМ и его ресурсов остаётся неизменной. Но стремление Пекина овладеть этим бассейна обусловлено и тем, что КНР издавна продвигает проект «своего» Панамского канала - судоходного канала примерно в 90 км через южно-таиландский перешеек Кра.
Не менее 70% объёмов финансирования этого проекта обеспечит Пекин. Ещё в 80-90-х гг. минувшего века существовал проект аналогичной артерии через сопредельную с этим перешейком северную Малайю, но активные протесты Куала-Лумпура против политики Пекина в Южно-Китайском море привели к отказу Пекина от этого варианта.
Уже создана совместная китайско-таиландская компания по строительству и эксплуатации этого канала, который более чем на треть сократит морской маршрут между Китаем и Юго-Восточной Азией, с одной стороны, и бассейном Индийского океана – с другой.
То есть, маршрут того же канала на выходе Сиамский залив почти сразу окажется в территориальных водах КНР, если Пекину удастся окончательно овладеть Южно-Китайским морем…
- Алексей Чичкин
- capitmuscas.com, portnews.ru, sevastopol.su
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Китайцы просверлили лондонские слитки: афера века с золотом
Журналист и инженер Александр Садовников раскрыл детали беспрецедентного мошенничества на Лондонской бирже драгоценных металлов. Китайские покупатели приобрели...

Россия займется поставками "новой нефти"
Чтобы не отставать от таких глобальных конкурентов в сфере искусственного интеллекта (ИИ), как Китай и США, России предстоит оперативно решить вопрос с...

Ядерный буксир против Маска: РФ строит атомный паровоз для космоса
Одна из самых технологически развитых отраслей российской промышленности – ядерная энергетика – должна стать козырем России в космосе на ближайшие десятилетия....

Транспортные коридоры будущего: зачем России развивать маршрут «Север – Юг»?
Мир меняется, а вместе с ним изменениям подлежат и маршруты мировой торговли. На фоне санкций, политической турбулентности и переориентации России на юг и...

Запасы монетарного золота в международных резервах России: итоги марта
По утверждению Банка России, запасы монетарного золота в международных резервах на 1 апреля 2025 года составили 74,9 миллиона унций, что эквивалентно 2329,65...

Япония, догоняй! В России внезапно для Запада грянула серверная революция
Ситуацию не афишируют, но наши чипмейкеры возможно уже освоили и 28-нм техпроцесс...

Россия бросает вызов Китаю. Суперпроект закончит "игру в калькулятор"
Ранее посол Китайской Народной Республики в России Чжан Ханьхуэй заявил, что поставлять газ из нашей страны в Китай через Казахстан, скорее всего, не...

Дяденька Путин, прости: непреклонный Запад признал, что без России ему конец
У российского хора имени Пятницкого появился очень серьезный соперник: вчера западные СМИ превзошли себя и синхронно изобразили массовый плач Ярославны, от...

Вот почему Россия теряет космос
Космические пуски РФ упали до исторического минимума. А Роскосмос в 2024 г. наполовину провалил планы по запускам ракет. Так безрадостно началось десятилетие...

В России миллионы тунеядцев, а плодят их Минтруда с Минэкономразвития
Министерства гордятся победой над безработицей, но на самом деле это не более, чем миф...

Минпромторг РФ готов выделить 14 миллиардов на улучшение двигателей для МС-21
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации собирается выделить 14,2 миллиарда рублей на доработку турбовентиляторного двигателя ПД-14. Этот...

Чехия приготовила удар по всей российской нефти
Чехия сегодня празднует полный отказ от российской нефти. Она была одной из трех европейских стран, которые сохранили возможность покупать российскую нефть...

Европа не откроет своё небо для России и грозит конфискацией самолетов
Россия лоббирует возобновление авиасообщения с США в рамках соглашения о прекращении огня на Украине, однако Евросоюз продолжает настаивать на ужесточении...

У «Газпрома» и Турции наступил момент истины
Глава «Газпрома» принял руководителя главной турецкой газовой госкомпании Botas. Для обеих сторон переговоры в этом году имеют стратегическое значение....

В обмен на секретные сведения: РФ назвала жёсткие условия западным брендам
В России для западных компаний, желающих вернуться на рынок, установили новые требования. В их числе локализация производства и предоставление секретных...

Дождутся ли власти РФ от отечественных заводов 27 новых видов сельхозтехники?
Правительство Российской Федерации планирует, что отечественные заводы к 2030 году представят 27 новых моделей сельскохозяйственной техники, однако реализация...