Филиппинское сражение — кто, где и когда
Без предупреждения
Официальные лица заявляют, что на днях корабль береговой охраны Китая и сопровождающее его судно без предупреждения протаранили филиппинские корабль береговой охраны. Вместе с ним, что для такого рода случаев — редкость, пострадало и военное судно снабжения вблизи спорных вод в Южно-Китайском море.
Филиппинский МИД оперативно выразил протест, китайский же МИД периодически заявляет, что практически весь этот бассейн – внутренние воды и даже составная часть КНР. Что вполне продолжает аналогичную политику Китая ещё 70-х – 80-х годов, после Даманского и подобных ему инцидентов на других рубежах.
Потому неудивительно, что этот бассейн со второй половины 2010-х гг. - по крайней мере его сектор, примыкающий к Малайзии, Брунею, Филиппинам, Камбодже и «бывшему» Южному Вьетнаму, - периодически патрулируют ВМС и ВВС США. Тем временем, Филиппины в конце сентября выразили решительный протест действиям Китая.
Протест был вызван тем, что китайцы, без каких-либо предупреждений и уведомлений, установили широкое плавучее заграждение на границе спорных вод в Южно-Китайском море (ЮКМ). Из-за этого «устройства» филиппинские рыбопромысловые суда не могут проходить в бóльшую часть примыкающей акватории.
О невозможности освоения примыкающих к Филиппинам в этом районе запасов нефтегазового сырья можно и вовсе не вспоминать. Эти запасы в бассейне Южно-Китайского моря оцениваются в пересчёте на нефть не менее чем в 300 млрд. тонн, в том числе промышленные – минимум в 240 млрд. тонн.
Море южное, не совсем китайское
Около 70% этих запасов находится в секторах Южно-Китайского моря, которые примыкают к побережью Вьетнама, Малайзии, Филиппин и Брунея. Остальная часть этих запасов – невдалеке от Тайваня и принадлежащего КНР острова Хайнань
Китай активно осваивает эти ресурсы с начала 2020-х гг., причем большинство китайских скважин расположены именно в спорных районах моря, отнюдь не внутреннего для КНР. Такая «добывающая» экспансия КНР, начиная с 2023 г. только расширяется – вопреки протестам соседних стран.
По имеющимся данным, к середине 2023 г. до 80% нефтегазового сырья, добытого в бассейне Южно-Китайского моря, приходится именно на китайские скважины в спорных районах. Как отмечают китайские СМИ, дальнейшее увеличение добычи в этом бассейне позволит Китаю сокращать зависимость страны от импорта нефти и газа.
По прогнозам, и не только китайским, доля нефтегазового сырья из этого «морского источника» к началу 2030-х гг. оценивается примерно в 25% от совокупного обеспечении внутрикитайского спроса на нефть и газ. Чтобы обосновать свои притязания, Китай 28 августа 2023 года даже опубликовал особую карту своей территории, обозначенную как официальная.
Приводимая нами карта включает, как впрочем, и более ранние, аналогичные ей карты - не менее 70% бассейна Южно-Китайского моря. В то же время, другие страны региона тоже претендуют на ту же часть бассейна, что оправдано уже самой географией расположения их побережий – в отличие от китайского побережья в том же бассейне.
Иные берега
Дело в том, что в колониальный и постколониальный периоды бывшие метрополии (США, Великобритания, Франция) и постколониальные государства так и не удосужились провести чёткие разграничения а этой акватории. В 1970-х гг. Тайвань и Южный Вьетнам предлагали странам региона региональное разграничение в этом бассейне, но без участия КНР.
Понятно, что без Пекина эти договоренности мало что бы значили, хотя Тайвань с Южным Вьетнамом смогли договориться друг с другом и с Филиппинами по принадлежности ряда участков Южно-китайского моря. Но в Пекине эти договоренности, естественно, не признают.
«Тайванские» же Договоренности Тайваня с Филиппинами по «своему» морю Пекин пока не нарушает, а это тем более нивелирует риск военного конфликта КНР с Тайванем. Дело в том, что Китай до 1949 года, как и Тайвань уже после 1949-го имеют одинаковые позиции по спорному бассейну.
Однако Тайвань традиционно выдвигал и выдвигает по поводу Южно-китайского моря только претензии, а не притязания, столь характерные для официального Пекина.
Впрочем, летом 2022-го в Южно-Китайском море Тайбэй проводил военные учения, что вызвало протесты со стороны Вьетнама и КНР, но не других соседних стран. Видимо, потому, что последние считают Тайбэй сдерживающим фактором для Пекина и в этом бассейне.
Ещё в конце марта нынешнего года Пекин предупредил Вашингтон о «серьезных последствиях» в связи с тем, что американский эсминец USS Milius проходил недалеко от Парасельских островов в северном секторе Южно-Китайского моря.
«Действия американских военных серьезно нарушили суверенитет и безопасность Китая, грубо нарушили международное право и стали неопровержимым доказательством того, что США преследуют навигационную гегемонию и милитаризацию Южно-Китайского моря», - заявил тогда представитель китайского минобороны Тань Кэфэй.
При том, что эти острова были захвачены Китаем у Южного Вьетнама ещё в 1974 году. В связи с этим не лишним будет напомнить, что еще в 2020-м Вьетнам выразил протест Китаю из-за его заявления о формировании двух островных уездов на тех же Парасельских островах и архипелаге Спратли (Наньша) в Южно-Китайском или Восточном, по-вьетнамски море.
Канал мечты
«Вьетнам решительно выступает против действий Китая и считает, что подобные решения не имеют законной силы. Такие шаги китайской стороны серьезно нарушают суверенитет Вьетнама, способствуют осложнению обстановки в Восточном море, в регионе и в мире в целом».
Такого рода послания периодически адресуют Пекину почти все страны региона, но китайская позиция в отношении ЮКМ и его ресурсов остаётся неизменной. Но стремление Пекина овладеть этим бассейна обусловлено и тем, что КНР издавна продвигает проект «своего» Панамского канала - судоходного канала примерно в 90 км через южно-таиландский перешеек Кра.
Не менее 70% объёмов финансирования этого проекта обеспечит Пекин. Ещё в 80-90-х гг. минувшего века существовал проект аналогичной артерии через сопредельную с этим перешейком северную Малайю, но активные протесты Куала-Лумпура против политики Пекина в Южно-Китайском море привели к отказу Пекина от этого варианта.
Уже создана совместная китайско-таиландская компания по строительству и эксплуатации этого канала, который более чем на треть сократит морской маршрут между Китаем и Юго-Восточной Азией, с одной стороны, и бассейном Индийского океана – с другой.
То есть, маршрут того же канала на выходе Сиамский залив почти сразу окажется в территориальных водах КНР, если Пекину удастся окончательно овладеть Южно-Китайским морем…
- Алексей Чичкин
- capitmuscas.com, portnews.ru, sevastopol.su
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
В России заработал первый завод по переработке амаранта
В Воронежской области открыли уникальное предприятие – первое в стране производство по глубокой переработке амарантовой культуры. В торжественном церемонии...
Сибирские ученые придумали новый способ извлечения золота из отходов
Ученые «Уральского федерального университета» (УрФУ) совершили настоящий прорыв в области извлечения золота из сложных руд и техногенного сырья, разработав...
США хотят отрезать «Газпромбанк» от SWIFT
Согласно сообщениям различных средств массовой информации, США намереваются ввести новые санкции против одного из крупнейших государственных банков России –...
Не слабее ракет по Курску – США нанесли еще один удар по России
США ввели дополнительные санкции против ряда российских банков, чтобы нанести удар по экспорту российского газа в Европу, который начал опять расти...
«Ключевая ошибка» ЦБ РФ: Глазьев против Набиуллиной
В высших эшелонах власти идет подковерная схватка либералов и консерваторов, в том числе, среди экономистов. Именно она определит экономическое будущее России....
Катастрофа для «Новатэк»: единственный завод СПГ в России законсервирован
Агентство Bloomberg заявило, что единственный в России завод по сжижению газа остановлен. Предприятие прекратило работу из-за санкций против проекта «Арктик...
МС-21: новое поколение российских самолётов готовится принимать пассажиров
Мишустин заявил, что в 2025г ожидается завершение сертификации флагманского самолета МС-21 и начало его поставок в авиакомпании...
Финансовый пузырь от Центробанка РФ: эксперты дали рекомендации по вкладам
Эксперты финансового рынка предупредили о потрясениях после подъёма ключевой ставки от ЦБ. Банковскую систему РФ встряхнут скачки инфляции....
Прокуратура разобралась с производителями молочной продукции в РФ
В последнее время цены на молочную продукцию в России стали предметом серьезного обсуждения и общественного недовольства. Генеральная прокуратура страны...
Паровоз без машиниста: РЖД покидают люди основной профессии
Главная причина нехватки кадров на «железке" — низкие зарплаты...
Газовая лихорадка докатилась до Альп: Австрию начинает трясти вслед за ФРГ
Разрушенная европейцами система поставок российского топлива привела рынок к неопределенности...
В современных технологиях мы отстали навсегда
Россия презентовала суперкомпьютер нового поколения. Пора замахнуться и на бытовые?...
На заводе в Челябинске испытали импортозамещающие двигатели для поездов
Компания «Транснефть» объявила о завершении тестирования двигателей для отечественных электропоездов «Ласточка» и «Финист» на предприятии «Русские...
Евросоюз будет уничтожен, но страны вроде Венгрии и Словакии могут спастись
Между молотом и наковальней: в грядущей торговой войне Европа на стороне того, кто её прихлопнет...
США перестанет «топить» свои АЭС российским ураном
Правительство Российской Федерации приняло важное решение, касающееся экспорта обогащенного урана в США. Сообщается, что постановление о введении временных...
Соратник Трампа: В первый же день начнём банкротить Иран и Россию
С первого же дня своего нового президентского срока Трамп начнёт принуждать Кремль к выполнению приказов США, используя жёсткие экономические меры....