Иранский транзитный перекрёсток может и подождать
3 659

Иранский транзитный перекрёсток может и подождать

Восток нужен как воздух


Иран готов предоставить государствам-членам ШОС транзитный плацдарм по обеим глобальным коридорам — как Восток-Запад, который активно продвигает Китай, так и менее распиаренный Север-Юг. Об этом заявил первый вице-президент Ирана Мохаммад Мохбер на 22-м заседании Совета глав правительств стран ШОС 26 октября в Бишкеке.


Такому подходу способствует, прежде всего, географическое расположение Ирана и его железнодорожной сети, а также развитой ещё со времён Второй мировой войны и ленд-лиза портовой системы. В то же время, продление в середине-октября 2023г. санкций ЕС, США, Канадой, Австралией и Великобританией санкций против Ирана, создаёт риски вторичных санкций для пользователей этих коридоров.

Напомним, что к санкциям Запада уже почти полностью подключена «офшорно-финансовая» Швейцария — что-то вроде последней лазейки для несогласных. Прежде всего — России и Ирана. Но характерно, что наименьшие риски при этом «адресованы», точнее прямо «предназначены» для прокитайского коридора «Восток-Запад-Восток».

Похоже, Западу, при всей антироссийской, антииранской и антикитайской патетике, как воздух нужен коридор с Востока. Интересно, что иранский вице-президент, уточняя упомянутое предложение, пояснил:

«…Иран готов создать всеобъемлющий транзитный коридор для соединения стран-членов ШОС. В соответствии с этой целью, он уже предпринял важные шаги в виде коридора Север-Юг».

При его «полной реализации, имея в виду прежде всего четырежды перенесённое строительство железнодорожной линии Решт-Астара (теперь на вторую половину 2020-х. – Прим. Ред.), он облегчит коммерческий и экономический доступ из Южной и Восточной Азии в страны Центральной Азии, Кавказа, в Россию, страны Черного моря и Европы».

Причём здесь санкции


Первый вице-президент также заявил о «необходимости создания коридора Восток-Запад». Видимо, имеется ввиду регулярное использование действующего с 2021 г. железнодорожного коридора КНР-Пакистан-Иран-Турция-Балканы с ответвлениями в Азербайджан-Грузию, Ирак и Сирию-Ливан.


К этому коридору, как известно, примыкает крупнейший транзитный порт в юго-западной Азии - пакистанский Гвадар (кстати, британский до 1957 г. включительно). А транзитные грузоперевозки по «Восток-Запад-Восток» всё активнее растут с 2022 года, что связано, в том числе, с антироссийскими санкциями Запада.

Фактически страны-пользователи коридора Север-Юг - в основном, они же используют и «Восток-Запад-Восток» (ВЗВ) - склоняются в большему объёму транзита именно по этому горизонтальному маршруту. Поскольку он не проходит через территорию Российской Федерации.

По имеющейся информации, Китай уже в 2024-25 гг. предоставит новые крупные инвестиции в развитие коридора Восток — Запад - Восток. В том числе потому, что это направление – подчеркнём - географически и политически соотносится, если не полностью совпадает, с известной китайской инициативой «Один пояс-один путь».

Планируется также включить в тот же ВЗВ Бангладеш, Шри Ланку, страны Индокитая. Причём столь обширный ареал данного коридора был предложен Экономической комиссией ООН для Азиатско-Тихоокеанского региона ещё в начале 1980 годов.


Сказано в Бишкеке


Примечательно, в этой связи, что на том же Бишкекском саммите ШОС премьер Госсовета КНР Ли Цян заявил на встрече с вице-президентом Ирана, что Китай

«готов укреплять связи и координацию с Ираном в рамках ООН, ШОС, БРИКС и других многосторонних механизмов, защищать общие интересы развивающихся стран».

Но особо отмечено китайским премьером то, что

«Китай и Иран будут продвигать совместное строительство «Пояса и пути», и добиваться новых достижений в китайско-иранском сотрудничестве».

Аналогичное мнение высказал иранский вице-президент, тоже акцентируя дискуссию на актуальности «совместного созидания «Пояса и пути», всё более востребованного многими странами». То есть, просматривается обоюдный приоритет коридора Восток-Запад-Восток.

В контексте же западных санкций, они в рамках коридора Север-Юг касаются не только России и Ирана, но и транзита через Россию и Иран. При этом по коридору Восток-Запад-Восток под санкции и прочие препятствия попадает только Иран и лоббируемый Тегераном трансиранский транзит.

Хотя распространение санкций на транзит через Россию и Иран пока, в основном, декларативное, очевидно, что горизонтальный маршрут через Иран, то есть «Восток-Запад-Восток» - менее уязвимый политически. Так что и в этом аспекте этот коридор конкурентоспособностью. Дополнительно усиливая, тем самым, политико-экономическое влияние китайской стратегии «Один пояс-один путь» на всём евразийском пространстве.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас