
Иранский транзитный перекрёсток может и подождать
Восток нужен как воздух
Иран готов предоставить государствам-членам ШОС транзитный плацдарм по обеим глобальным коридорам — как Восток-Запад, который активно продвигает Китай, так и менее распиаренный Север-Юг. Об этом заявил первый вице-президент Ирана Мохаммад Мохбер на 22-м заседании Совета глав правительств стран ШОС 26 октября в Бишкеке.
Такому подходу способствует, прежде всего, географическое расположение Ирана и его железнодорожной сети, а также развитой ещё со времён Второй мировой войны и ленд-лиза портовой системы. В то же время, продление в середине-октября 2023г. санкций ЕС, США, Канадой, Австралией и Великобританией санкций против Ирана, создаёт риски вторичных санкций для пользователей этих коридоров.
Напомним, что к санкциям Запада уже почти полностью подключена «офшорно-финансовая» Швейцария — что-то вроде последней лазейки для несогласных. Прежде всего — России и Ирана. Но характерно, что наименьшие риски при этом «адресованы», точнее прямо «предназначены» для прокитайского коридора «Восток-Запад-Восток».
Похоже, Западу, при всей антироссийской, антииранской и антикитайской патетике, как воздух нужен коридор с Востока. Интересно, что иранский вице-президент, уточняя упомянутое предложение, пояснил:
«…Иран готов создать всеобъемлющий транзитный коридор для соединения стран-членов ШОС. В соответствии с этой целью, он уже предпринял важные шаги в виде коридора Север-Юг».
При его «полной реализации, имея в виду прежде всего четырежды перенесённое строительство железнодорожной линии Решт-Астара (теперь на вторую половину 2020-х. – Прим. Ред.), он облегчит коммерческий и экономический доступ из Южной и Восточной Азии в страны Центральной Азии, Кавказа, в Россию, страны Черного моря и Европы».
Причём здесь санкции
Первый вице-президент также заявил о «необходимости создания коридора Восток-Запад». Видимо, имеется ввиду регулярное использование действующего с 2021 г. железнодорожного коридора КНР-Пакистан-Иран-Турция-Балканы с ответвлениями в Азербайджан-Грузию, Ирак и Сирию-Ливан.
К этому коридору, как известно, примыкает крупнейший транзитный порт в юго-западной Азии - пакистанский Гвадар (кстати, британский до 1957 г. включительно). А транзитные грузоперевозки по «Восток-Запад-Восток» всё активнее растут с 2022 года, что связано, в том числе, с антироссийскими санкциями Запада.
Фактически страны-пользователи коридора Север-Юг - в основном, они же используют и «Восток-Запад-Восток» (ВЗВ) - склоняются в большему объёму транзита именно по этому горизонтальному маршруту. Поскольку он не проходит через территорию Российской Федерации.
По имеющейся информации, Китай уже в 2024-25 гг. предоставит новые крупные инвестиции в развитие коридора Восток — Запад - Восток. В том числе потому, что это направление – подчеркнём - географически и политически соотносится, если не полностью совпадает, с известной китайской инициативой «Один пояс-один путь».
Планируется также включить в тот же ВЗВ Бангладеш, Шри Ланку, страны Индокитая. Причём столь обширный ареал данного коридора был предложен Экономической комиссией ООН для Азиатско-Тихоокеанского региона ещё в начале 1980 годов.
Сказано в Бишкеке
Примечательно, в этой связи, что на том же Бишкекском саммите ШОС премьер Госсовета КНР Ли Цян заявил на встрече с вице-президентом Ирана, что Китай
«готов укреплять связи и координацию с Ираном в рамках ООН, ШОС, БРИКС и других многосторонних механизмов, защищать общие интересы развивающихся стран».
Но особо отмечено китайским премьером то, что
«Китай и Иран будут продвигать совместное строительство «Пояса и пути», и добиваться новых достижений в китайско-иранском сотрудничестве».
Аналогичное мнение высказал иранский вице-президент, тоже акцентируя дискуссию на актуальности «совместного созидания «Пояса и пути», всё более востребованного многими странами». То есть, просматривается обоюдный приоритет коридора Восток-Запад-Восток.
В контексте же западных санкций, они в рамках коридора Север-Юг касаются не только России и Ирана, но и транзита через Россию и Иран. При этом по коридору Восток-Запад-Восток под санкции и прочие препятствия попадает только Иран и лоббируемый Тегераном трансиранский транзит.
Хотя распространение санкций на транзит через Россию и Иран пока, в основном, декларативное, очевидно, что горизонтальный маршрут через Иран, то есть «Восток-Запад-Восток» - менее уязвимый политически. Так что и в этом аспекте этот коридор конкурентоспособностью. Дополнительно усиливая, тем самым, политико-экономическое влияние китайской стратегии «Один пояс-один путь» на всём евразийском пространстве.
- Алексей Чичкин, Виктор Алексеев
- islam-today.ru, hronikatm.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Зачем и почему начались разговоры об отмене пенсий?
Скорее всего, разыгрывается классический сценарий «окна Овертона». Вбросы последуют еще и еще. Причем будут подключены все новые персоналии. При этом...

Обмеление Каспия: экстравагантные проекты Казахстана и Азербайджана
Казахстан официально обратился к Российской Федерации с призывом ограничить водохозяйственное вмешательство в бассейне реки Волги, которая обеспечивает более...

Российско-белорусский самолет «Освей» может подняться в воздух в 2026 году
Российско-белорусский самолет ЛМС-192 «Освей» должен подняться в воздух в 2026 году. В эфире телеканала «Беларусь 1» председатель Брестского облисполкома Петр...

«Уральские локомотивы» возводят комплекс по выпуску высокоскоростных поездов
На территории завода «Уральские локомотивы», расположенного в Верхней Пышме (Свердловская область), активно реализуется амбициозный проект, инициированный...

Кузбасс пытается бороться с кризисом в угольной отрасли
Кемеровская область, известная как один из центров угольной промышленности России, сегодня сталкивается с серьезными вызовами. Однако, несмотря на кризис в...

У Sony появился конкурент — Красногорск утер нос Токио
Западные эксперты утверждали, что в области производства объективов догнать японцев невозможно, но у русских получилось...

Удар по курьерам: Почта России готовит «убийцу» баснословных зарплат
В РФ заявили, что зарплаты курьеров слишком высокие. Персонал по доставке хотят вывести в цифровое поле для оптимизации оплаты труда....

Каким будет урожай зерна в этом году?
В прошлом году, даже несмотря на сложные погодные условия, Россия собрала пятый по объему урожай зерна в своей истории – примерно 130 миллионов тонн. Согласно...

Долги списать, конторы закрыть: россиянам приготовили приятный сюрприз
В Госдуме предложили полностью избавиться от микрофинансовых организаций. Должникам МФО могут простить невыплату средств....

Российское зерно теряет в стоимости: анализ текущей обстановки
В последние недели ситуация на российском рынке зерна характеризуется значительным падением цен. Согласно информации аналитической фирмы «Совэкон», закупочные...

РФ простила Таджикистану долг за электричество: в чем смысл такой щедрости?
16 июня 2025 года было подписано знаковое соглашение между министром энергетики России Сергеем Цивилевым и его таджикским коллегой Далером Джумой. Этот...

Пенсий не будет?
В Госдуме вновь заговорили о повышении пенсионного возраста. На этот раз до 70 лет. К такому решению государство подталкивает провал демографической политики....

Во имя чего в Тихом океане горят 3000 жертв зеленого безумия
Человечество скачет на литиевой бомбе, прекрасно зная — рванет так, что мало не покажется...

Новый поворот пенсионной реформы в РФ
«Третий Рим» подговаривает Путина ввести «поколенческий налог»...

Коррупционный беспредел: в РФ раскрыли шокирующий масштаб взяточничества
В России зафиксировали резкий скачок коррупции. Генпрокуратура раскрыла информацию о росте правонарушений....

«Роснано» подает признаки жизни
В Зеленограде (Калининградская область) создано стратегическое объединение в области микроэлектроники. На базе «Зеленоградского нанотехнологического центра»...