
Не для всех Суэц важнее Газы
Проценты роста или... проценты судьбы?
Администрация Суэцкого канала (SCA) в конце октября объявила о повышении транзитных сборов за прохождение танкеров с нефтью, нефтепродуктами и со сжиженным газом на 5-15% с 15 января 2024 года. Точнее, транзитный сбор для начала вырастет на 13-15% для круизных кораблей.
Но отнюдь не это главное, так как тарифы вырастут также для танкеров, транспортирующих сырую нефть, нефтепродукты, и, наконец, для судов со сжиженным нефтяным и природным газом. При этом сборы для балкеров, судов для транспортировки насыпных и генеральных грузов и Ro-Ro-судов (ролкеров) вырастут только на 5%.
Рост сборов не затронет контейнеровозы, идущие из портов северо-западной Европы к портам Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и в обратном направлении. Участники рынка уверены, что увеличение транзитного сбора SCA приведёт к дальнейшему росту стоимости фрахта судов, проходящих через канал.
А это, в свою очередь, неизбежно отразится на ценах перевозимой продукции. Принятое решение сразу заставило многих вспомнить об альтернативных маршрутах. Их востребованность резко выросла, и это затронуло даже транс-израильский.
Можно предположить, что «суэцкое» решение, в том виде, как оно принято в самый разгар войны в секторе Газа, является неким косвенным ответом Каира на поддержку Израиля странами Запада. Ведь издавна до 70% объёма нефтегазовых перевозок через Красное море и Суэцкий канал - это поставки в Европу.
Откуда — тоже не секрет. В основном с Аравийского полуострова. А также из Судана, Австралии и ряда стран Юго-Восточной Азии. В целом, на суэцкий маршрут приходится около трети общего объема международных перевозок нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа.
Трубы, трубы, трубы не успели...
В связи с ростом суэцких транзитных расценок, резко возрастает роль транс-аравийских и проходящих по территории Ирака нефтепроводов к портам Турции, Сирии, Ливана и Израиля. Они позволяют обходить в первую очередь как раз Суэцкий канал.
Поэтому не исключено, что вскоре возобновится регулярная прокачка по трубопроводу Киркук (Иракский Курдистан) – порт Банияс (Сирия) с ответвлением к близлежащему северо-ливанскому порту Триполи. Киркук также связан с турецкими портами Джейхан и Искендерун.
Примечательно, в этой связи, что еще в июле 2023 г. президент Сирии Башар Асад и премьер Ирака Шиа ас-Судани договорились в Дамаске о совместной модернизации трубопровода от Киркука до Банияса и Триполи. Всё делается для возобновления его регулярной работы, запланированной с весны 2024 года.
Кроме того, ввиду удорожания суэцкого нефтяного транзита востребована регулярная работа транс-аравийского нефтепровода Дахран-Даммам-Кайсум (Саудовская Аравия) – порт Сайда (Ливан) через восточную Иорданию и южную Сирию. Еще в 2005-м и позже были сообщения, что периодически проводятся работы по обновлению инфраструктуры этой артерии.
Постоянное усложнение и удорожание транзита через Суэц повышает также востребованность нефтепроводных проектов, уже разработанных, из южного Ирака к иорданскому порту Акаба на Красном море. Кроме того, и в восточную Иорданию – для стыковки с транс-аравийским трубопроводом к ливанскому порту Сайда.
За горизонтом - Ашкелон
Одновременно повышается значимость транс-израильского нефтепровода Эйлат — Ашкелон. Этот маршрут ещё с начала нулевых годов используется для транзита так называемой «эмиратской» нефти из ОАЭ, и не только.
В профессиональной среде, а также по некоторым экспертным данным, сугубо израильская труба принимает и оманскую, и бахрейнскую, и суданскую нефть — она идёт в Европу в обход Суэца. Это, в свою очередь, влияет на удивительно сдержанную позицию нефтегазовых стран Аравии на израильскую «зачистку» Газы.
Характерно, что практически все упомянутые действующие артерии были созданы ещё в 1930-х – 80-х годах минувшего века. Но, подчеркнём, в постоянных арабо-израильских конфликтах эти магистрали с Аравийского полуострова и из Ирака никогда не подвергаются атакам враждующих сторон.
То же в эти дни подтверждает и война в Газе. Видимо, потому, что в регулярных, притом бессрочных транзитных доходах заинтересованы все страны Восточного Средиземноморья, включая Израиль...
- Алексей Чичкин
- moroccoworldnews.com, ekogradmoscow.ru, stratfor.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

«Мертворожденный»: в «Газпроме» признали крах проекта газового хаба с Турцией, закрыв вопрос навсегда
Геополитическая обстановка заставила признать то, что было изначально заметно, и что отказывались принимать как реальность....

Крупнейший НПЗ России прекратил прием сырой нефти, ожидается глобальная цепная реакция
В России слишком мало хранилищ для запасов нефтепродуктов, что играет на руку врагу....

Первый шаг к отмене пенсий? В Госдуме посоветовали пенсионерам стать «самостоятельными» и обеспечивать себя
Подобные высказывания народных избранников – не что иное как замаскированный сигнал о финансовых проблемах....

Российская делегация привезла с собой на Аляску чемоданы долларов
Госсекретарь США выдал публике неприглядную изнанку короткого визита главы державы на Аляску....

600 км через тундру: зачем России стройка века на краю Баренцева моря?
Россия строит «ворота в Арктику», которые изменят баланс сил в мировой торговле. Что скрывается за проектом Индига и почему он вызывает такой ажиотаж?...

Правительство РФ резко увеличит число мест в СИЗО. Для кого готовят?
Планируется масштабное расширение вместимости мест для содержания временно задержанных и арестованных. Выделены огромные бюджетные средства....

В США выпускников лучших вузов массово выставляют за дверь
Одни из лучших специалистов остаются без работы и это становится массовым явлением. Им приходится бороться за выживание....

Конец США, Канаде и Бразилии: энергетический пафос Трампа угодил в ловушку ОПЕК+
Вашингтон не получит своего профита даже при всем давлении, которое он оказывает на любые независимые страны и объединения....

Известны сроки ремонта: РФ потеряла более 13% нефтеперерабатывающих мощностей
Украине дорого обойдется энергетическая война с Россией. НПЗ починят, а то, что потеряет Киев после ответных ударов будет уже не восстановить....

Индия приняла окончательное решение по российской нефти
Вашингтон очень скоро пожалеет, что испортил отношения с Нью-Дели и попытался за счет Индии насолить Москве....

130 млрд на дорогу будущего: как Ленский мост изменит жизнь в Якутии
Четыре десятилетия мечтаний — и вот первая свая вбита. Ленский мост обещает не просто соединить берега Лены, а изменить будущее всего региона....

«Маяк» для вывода средств: в РФ выявили крупных пособников киевского режима
В Крыму выявили масштабную мошенническую сеть, которая выводила огромные средства на Украину. СМИ рассказали о семье пособников Киева...

Нефтяная сделка на Аляске: в СМИ раскрыли предмет торга Трампа и Путина
В день переговоров с Трампом президент РФ Владимир Путин создал условия возвращения в Россию американской корпорации...

Пенсионная реформа-2: нас ждет отказ от пенсий?
Заявление знаменитой фигуристки, а ныне депутата Госдумы от «Единой России» Родниной о жизни пожилых людей, шокировало россиян...

Азербайджану дорого обходится попытка сменить хозяина
Идет попытка со стороны Баку снизить давление со стороны Лондона и сменить Вritish Petroleum на Exxon Mobil....

В Латвии стараются спасти умирающий без русских туристов ресторанный бизнес
Оголтелая русофобия литовской элиты уничтожила некогда прибыльный сектор и повесила его на шею бюджету....