Экономическое обозрение

Не для всех Суэц важнее Газы

Не для всех Суэц важнее Газы

Проценты роста или... проценты судьбы?


Администрация Суэцкого канала (SCA) в конце октября объявила о повышении транзитных сборов за прохождение танкеров с нефтью, нефтепродуктами и со сжиженным газом на 5-15% с 15 января 2024 года. Точнее, транзитный сбор для начала вырастет на 13-15% для круизных кораблей.


Но отнюдь не это главное, так как тарифы вырастут также для танкеров, транспортирующих сырую нефть, нефтепродукты, и, наконец, для судов со сжиженным нефтяным и природным газом. При этом сборы для балкеров, судов для транспортировки насыпных и генеральных грузов и Ro-Ro-судов (ролкеров) вырастут только на 5%.

Рост сборов не затронет контейнеровозы, идущие из портов северо-западной Европы к портам Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и в обратном направлении. Участники рынка уверены, что увеличение транзитного сбора SCA приведёт к дальнейшему росту стоимости фрахта судов, проходящих через канал.

А это, в свою очередь, неизбежно отразится на ценах перевозимой продукции. Принятое решение сразу заставило многих вспомнить об альтернативных маршрутах. Их востребованность резко выросла, и это затронуло даже транс-израильский.


Можно предположить, что «суэцкое» решение, в том виде, как оно принято в самый разгар войны в секторе Газа, является неким косвенным ответом Каира на поддержку Израиля странами Запада. Ведь издавна до 70% объёма нефтегазовых перевозок через Красное море и Суэцкий канал - это поставки в Европу.

Откуда — тоже не секрет. В основном с Аравийского полуострова. А также из Судана, Австралии и ряда стран Юго-Восточной Азии. В целом, на суэцкий маршрут приходится около трети общего объема международных перевозок нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа.

Трубы, трубы, трубы не успели...


В связи с ростом суэцких транзитных расценок, резко возрастает роль транс-аравийских и проходящих по территории Ирака нефтепроводов к портам Турции, Сирии, Ливана и Израиля. Они позволяют обходить в первую очередь как раз Суэцкий канал.

Поэтому не исключено, что вскоре возобновится регулярная прокачка по трубопроводу Киркук (Иракский Курдистан) – порт Банияс (Сирия) с ответвлением к близлежащему северо-ливанскому порту Триполи. Киркук также связан с турецкими портами Джейхан и Искендерун.


Примечательно, в этой связи, что еще в июле 2023 г. президент Сирии Башар Асад и премьер Ирака Шиа ас-Судани договорились в Дамаске о совместной модернизации трубопровода от Киркука до Банияса и Триполи. Всё делается для возобновления его регулярной работы, запланированной с весны 2024 года.

Кроме того, ввиду удорожания суэцкого нефтяного транзита востребована регулярная работа транс-аравийского нефтепровода Дахран-Даммам-Кайсум (Саудовская Аравия) – порт Сайда (Ливан) через восточную Иорданию и южную Сирию. Еще в 2005-м и позже были сообщения, что периодически проводятся работы по обновлению инфраструктуры этой артерии.

Постоянное усложнение и удорожание транзита через Суэц повышает также востребованность нефтепроводных проектов, уже разработанных, из южного Ирака к иорданскому порту Акаба на Красном море. Кроме того, и в восточную Иорданию – для стыковки с транс-аравийским трубопроводом к ливанскому порту Сайда.

За горизонтом - Ашкелон


Одновременно повышается значимость транс-израильского нефтепровода Эйлат — Ашкелон. Этот маршрут ещё с начала нулевых годов используется для транзита так называемой «эмиратской» нефти из ОАЭ, и не только.

В профессиональной среде, а также по некоторым экспертным данным, сугубо израильская труба принимает и оманскую, и бахрейнскую, и суданскую нефть — она идёт в Европу в обход Суэца. Это, в свою очередь, влияет на удивительно сдержанную позицию нефтегазовых стран Аравии на израильскую «зачистку» Газы.

Характерно, что практически все упомянутые действующие артерии были созданы ещё в 1930-х – 80-х годах минувшего века. Но, подчеркнём, в постоянных арабо-израильских конфликтах эти магистрали с Аравийского полуострова и из Ирака никогда не подвергаются атакам враждующих сторон.

То же в эти дни подтверждает и война в Газе. Видимо, потому, что в регулярных, притом бессрочных транзитных доходах заинтересованы все страны Восточного Средиземноморья, включая Израиль...

Автор:

Использованы фотографии: moroccoworldnews.com, ekogradmoscow.ru, stratfor.com

Мы в Мы в Яндекс Дзен

Как Харьков готовится выживать без центрального отопления [is-owner] Аукцион[/is-owner]

Как Харьков готовится выживать без центрального отопления

После вывода из строя ТЭЦ-5 и Змиевской ГРЭС центральное отопление станет недоступным для 80 процентов населения города. Это около 700-900 тысяч человек. Пока...
[author-avatar][/author-avatar] worldandwe.com
  • 4 205
Продажа порта Джурджулешты Украине нанесёт ущерб экономике Молдавии [is-owner] Аукцион[/is-owner]

Продажа порта Джурджулешты Украине нанесёт ущерб экономике Молдавии

Президент Молдовы Майя Санду готова променять суверенитет республики ради очередной возможности выслужиться перед своими западными хозяевами....
[author-avatar][/author-avatar] news-front.su
Армения накануне саммита ЕАЭС: «прагматизм» чреват неожиданностью [is-owner] Аукцион[/is-owner]

Армения накануне саммита ЕАЭС: «прагматизм» чреват неожиданностью

Окончательная утеря субъектности Армении во взаимоотношениях с ближними и дальними соседями, мягко говоря, едва ли будет способствовать динамичному развитию...
[author-avatar][/author-avatar] vpoanalytics.com
  • 2 790
США вынуждено корректируют санкционную политику в отношении России [is-owner] Аукцион[/is-owner]

США вынуждено корректируют санкционную политику в отношении России

Российские банковские учреждения получили разрешение на проведение операций в области энергетики. В Москве называют все навязанные и навязываемые Вашингтоном и...
[author-avatar][/author-avatar] fondsk.ru
  • 2 326