Не для всех Суэц важнее Газы
Проценты роста или... проценты судьбы?
Администрация Суэцкого канала (SCA) в конце октября объявила о повышении транзитных сборов за прохождение танкеров с нефтью, нефтепродуктами и со сжиженным газом на 5-15% с 15 января 2024 года. Точнее, транзитный сбор для начала вырастет на 13-15% для круизных кораблей.
Но отнюдь не это главное, так как тарифы вырастут также для танкеров, транспортирующих сырую нефть, нефтепродукты, и, наконец, для судов со сжиженным нефтяным и природным газом. При этом сборы для балкеров, судов для транспортировки насыпных и генеральных грузов и Ro-Ro-судов (ролкеров) вырастут только на 5%.
Рост сборов не затронет контейнеровозы, идущие из портов северо-западной Европы к портам Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и в обратном направлении. Участники рынка уверены, что увеличение транзитного сбора SCA приведёт к дальнейшему росту стоимости фрахта судов, проходящих через канал.
А это, в свою очередь, неизбежно отразится на ценах перевозимой продукции. Принятое решение сразу заставило многих вспомнить об альтернативных маршрутах. Их востребованность резко выросла, и это затронуло даже транс-израильский.
Можно предположить, что «суэцкое» решение, в том виде, как оно принято в самый разгар войны в секторе Газа, является неким косвенным ответом Каира на поддержку Израиля странами Запада. Ведь издавна до 70% объёма нефтегазовых перевозок через Красное море и Суэцкий канал - это поставки в Европу.
Откуда — тоже не секрет. В основном с Аравийского полуострова. А также из Судана, Австралии и ряда стран Юго-Восточной Азии. В целом, на суэцкий маршрут приходится около трети общего объема международных перевозок нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа.
Трубы, трубы, трубы не успели...
В связи с ростом суэцких транзитных расценок, резко возрастает роль транс-аравийских и проходящих по территории Ирака нефтепроводов к портам Турции, Сирии, Ливана и Израиля. Они позволяют обходить в первую очередь как раз Суэцкий канал.
Поэтому не исключено, что вскоре возобновится регулярная прокачка по трубопроводу Киркук (Иракский Курдистан) – порт Банияс (Сирия) с ответвлением к близлежащему северо-ливанскому порту Триполи. Киркук также связан с турецкими портами Джейхан и Искендерун.
Примечательно, в этой связи, что еще в июле 2023 г. президент Сирии Башар Асад и премьер Ирака Шиа ас-Судани договорились в Дамаске о совместной модернизации трубопровода от Киркука до Банияса и Триполи. Всё делается для возобновления его регулярной работы, запланированной с весны 2024 года.
Кроме того, ввиду удорожания суэцкого нефтяного транзита востребована регулярная работа транс-аравийского нефтепровода Дахран-Даммам-Кайсум (Саудовская Аравия) – порт Сайда (Ливан) через восточную Иорданию и южную Сирию. Еще в 2005-м и позже были сообщения, что периодически проводятся работы по обновлению инфраструктуры этой артерии.
Постоянное усложнение и удорожание транзита через Суэц повышает также востребованность нефтепроводных проектов, уже разработанных, из южного Ирака к иорданскому порту Акаба на Красном море. Кроме того, и в восточную Иорданию – для стыковки с транс-аравийским трубопроводом к ливанскому порту Сайда.
За горизонтом - Ашкелон
Одновременно повышается значимость транс-израильского нефтепровода Эйлат — Ашкелон. Этот маршрут ещё с начала нулевых годов используется для транзита так называемой «эмиратской» нефти из ОАЭ, и не только.
В профессиональной среде, а также по некоторым экспертным данным, сугубо израильская труба принимает и оманскую, и бахрейнскую, и суданскую нефть — она идёт в Европу в обход Суэца. Это, в свою очередь, влияет на удивительно сдержанную позицию нефтегазовых стран Аравии на израильскую «зачистку» Газы.
Характерно, что практически все упомянутые действующие артерии были созданы ещё в 1930-х – 80-х годах минувшего века. Но, подчеркнём, в постоянных арабо-израильских конфликтах эти магистрали с Аравийского полуострова и из Ирака никогда не подвергаются атакам враждующих сторон.
То же в эти дни подтверждает и война в Газе. Видимо, потому, что в регулярных, притом бессрочных транзитных доходах заинтересованы все страны Восточного Средиземноморья, включая Израиль...
- Алексей Чичкин
- moroccoworldnews.com, ekogradmoscow.ru, stratfor.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Новый дизайн купюр в 1000 и 5000 рублей
Банк России анонсировал важные изменения в дизайне российских банкнот, о которых уже активно обсуждают в обществе. Жителям страны предоставлена уникальная...
«Ростех» в сомнениях: кто виноват в прекращении экспорта высоких технологий?
Глава государственной корпорации «Ростех» Сергей Чемезов в своем недавнем заявлении выразил обеспокоенность по поводу возможного прекращения экспорта...
«Туркменгаз» приостановил поставки газа в Россию: причины и последствия
На пресс-конференции по итогам Международной конференции «Нефть и газ Туркмении – 2024» глава компании «Туркменгаз» Максат Бабаев сообщил, что поставки газа в...
В Якутии стартовало строительство Ленского моста
В Якутии (Республика Саха) начали строить Ленский мост, о чем сообщили на официальном сайте переправы. Подобные сооружения в условиях вечной мерзлоты еще не...
Запрет на установку пластиковых окон в РФ: причины появления фейка
В последние дни социальные сети и новостные ленты заполнились сенсационными сообщениями о том, что с 1 ноября 2023 года в России может быть введен запрет на...
Чем грозит антироссийский демарш основателя Linux
Основатель ОС Линус Торвальдс в весьма оскорбительном тоне поддержал исключение 11 российских программистов, привлеченных для разработки ядра Linux...
Финляндия конфискует имущество России на миллиарды долларов по указке Киева
Окружной суд Хельсинки удовлетворил ходатайство «Нафтогаза Украины» и наложил арест на ряд объектов недвижимости принадлежащие России...
Самая большая проблема США не в том, что там десятки триллионов долга
Когда Штаты упрутся в потолок, на самом деле не знает никто...
Один клик «мышки», и деньги Запада в России поменяют владельца
Американские и европейские пенсионные фонды первыми почувствуют смысл фразы «на войне как войне»...
Зарплата за полгода — и новая машина. Россия это может, но не хочет
В Китае и Индии с 300 тысячами рублей новую машину можно повыбирать, а у нас таких нет в природе...
«Ашан» спустя 22 года уходит из России
К политике уход французов отношения не имеет — конкурентную борьбу семья Мюлье с треском проиграла...
В Донецке ржавая вода из кранов, дома не отапливаются
Что там нефтедоллары, в Донецке придумали, как ржавую струйку из крана превратить в «золотой поток»....
Ровно 70 лет назад Киев «заморозил» железнодорожные проекты в Крыму
В октябре 1954 года «прохрущевское» руководство Украины и Крыма приняло решение прекратить работы по сооружению железной дороги вдоль южного берега...
Шоковая терапия автовладельцев: эксперты назвали, что ждет водителя в 2025г
Автоэксперт «Автостата» Игорь Моржаретто сделал прогноз роста расходов на автомобили в 2025 году. Среди причин увеличение цен на ТО, штрафы и инфляция...
Россия не самодостаточна в ресурсах: скрытые уязвимости
Россия традиционно ассоциируется с изобилием природных ресурсов, таких как нефть и газ. Однако за блестящей оболочкой экспорта скрывается множество проблем,...
Миграция в Европу: Евротитаник встретил свой айсберг
Бизнес радуется притоку дешевой рабочей силы на рынок труда, умножающей его прибыли. Миграционное насилие над Европой лишь верхушка айсберга, в который упёрся...