Экономическое обозрение

«Кронштадт» в Дубне — как завод строили и как не достроили

«Кронштадт» в Дубне — как завод строили и как не достроили

Сдаётся недострой


Самое позитивное, что многострадальный завод даже под сомнительным управлением, несмотря ни что, уже работает, и тоже в три смены. Стоит поэтому вспомнить, что когда в Великую Отечественную запускали эвакуированные заводы под открытым небом, без фундаментов и сетей, это вполне можно было оправдать.


Непонятно, зачем это понадобилось сегодня. Когда под крыло государству пытаются сдать чуть ли не недострой. На днях по всем мировым СМИ проскочила новость: украинские и НАТОвские спутники засекли на территории России сразу несколько строящихся объектов.

Среди них нельзя не выделить Дубненский машиностроительный завод, с некоторых пор являющийся дочерним предприятием “Группы Кронштадт”. Там запланировано и уже началось производство крупных беспилотников, в том числе, и ударного действия.

Тут же выяснилось, что недавно завод посещал лично министр обороны Сергей Шойгу, который допустил в адрес топ-менеджмента предприятия пару нелестных высказываний. Всем было видно, что генерал армии раздражен. Наверное, знает о предприятии что-то - подумали зрители видео.

И, скорее всего, не ошиблись. Сергея Кужугетовича при инспекции новых производственных мощностей завода не могло не возмутить, что топ-менеджмент дочки Кронштадта толком даже не знает будущий состав и численность сотрудников оборонного предприятия.

Оказывается, “общагу” для высококвалифицированных специалистов собираются, по словам топ-менеджеров, строить то ли на 300, то ли на 400 семей, а ориентировочное количество специалистов вместе членами их семей, которые переедут из других регионов России, составляет 1500.

Кадры не решают ничего


Завод предназначен для разработки и производства БПЛА, не уступающих зарубежным аналогам (если не более современных),и судя по словам министра, его тону и выражению лица, неприятно удивило не только это. И он отреагировал вполне предсказуемо.


Первым делом Сергей Шойгу высказал неудовольствие тем, что одно из высших лиц руководства завода не знает точное количество людей, которые будут в них заняты. И это, уже после того, как производственные мощности якобы сданы в эксплуатацию.

Ладно уж с членами семей, но уж хоть количество работников можно было бы выяснить. Да и количество квартир в оборонке и военных городках — для приезжих служащих - дело обычное. Ещё в советское время всё это строилось с запасом, с учётом не только постоянных жильцов, но и командировочных, а также с перспективой возможного расширения производства.

Завод ведь, в силу объективных причин, может наращивать, как производственные отрасли, так и численность личного состава. Но несомненно, что генерал армии Шойгу уже тогда знал не только об этом, но и о многих мутных сторонах прошлого «Группы Кронштадт».

В августе сего года против группы начала судебный процесс с целью обанкротить оппонента компания-продавец ряда оборудования для БПЛА «Турбоджет-Микро». Вероятнее всего, среди прочего и потому, в случае запуска производства в Дубне «Группа Кронштадт» уже не будет зависеть от её поставок.

Но всё сложилось точно, как в анекдоте - ложка нашлась, но дёготь в осадке остался. Причиной возможного банкротства «Кронштадта» были долги. По меркам российского ВПК задолженность была небольшая: 3 млн рублей. Но это только вершина айсберга.

Далее из досье finobzor.ru:
C мая 2023 года, когда российский ВПК понял, что без инвестиций в высокотехнологичные средства ведения войны е` быстро прекратить невозможно, «Кронштадт» получил от сотрудничающих ним компаний, минимум 9 исков на сумму более 700 млн рублей.


Причём здесь «Мост»


«Сотрудничество» про этом значилось отнюдь не в прошедшем, а в настоящем времени, так как когда Дубненский завод наймёт персонал — никому пока не известно. Примерно на 90 % всей суммы исков в этом году, приходится на компанию «Мост» Олега Шишова.

Сам Шишов отказался комментировать подробности иска, потому высказывать какие-либо конспирологические теории бесполезно. К Крымскому мосту компания Шишова отношения официально не имеет, потому это может быть и не связано с неудачной охраной моста беспилотниками “Кронштадта” во время терактов.

Но, с другой стороны, почему именно Шишова приглашали во время восстановительных работ в СМИ комментировать их ход? Помимо того, иски подавали еще несколько профильных инженерных компаний. С ними всё понятно, речь в большинстве случаев идет о неоплате поставленного товара.

Финансовые показатели компании «Кронштадт» не менее мутные, чем подробности судебных тяжб. Поскольку она не является публично торгуемой, данные по результатам деятельности она представляет как заблагорассудится. Последние данные были еще в 2020 году, то есть, ещё до СВО и даже до подготовки к ней.

Из них следует, что чистый убыток за год составил 3,6 млрд рублей. Известно, правда, что топ-менеджмент “Кронштадта” явно не бедствует. Вывод такой может следовать из того, что в начале ноября финский суд конфисковал у попавшего под санкции управляющего компании Алёшина активы на 2,5 млн евро.

Представлены эти активы в виде двух земельных участков на берегу Финского залива. Спрашивается, как один из ведущих сотрудников стратегической оборонной компании мог иметь активы в стране, которая давно уже стремилась войти в НАТО и наконец в этом году стала его членом?

Да и вообще к «Кронштадту» возникает слишком много вопросов. Завод уже работает, причём в три смены, в условиях СВО производит стратегически необходимую продукцию, но материнская компания оказалась на грани банкротства, к тому же, почему-то до сих пор не решён вопрос о том, сколько человек на нем будут работать. Это как?

Автор:

Использованы фотографии: aex.ru, ic.pics.livejournal.com

Мы в Мы в Яндекс Дзен