Рекорды на «Фиоленте» - не на мысу, а на заводе
Завод «Фиолент» - старейшее предприятие Симферополя и одно из старейших производственных предприятий Крымского полуострова, основанное в 1913 году. В России он более всего известен как единственный производитель электроинструмента, тем более что до присоединения Крыма эта отрасль в РФ вообще находилась в полном упадке.
Завод — весьма эффективный импортозаместитель таких товаров. Но до последнего момента мало кто знал, что он также выпускает системы автоматизации корабельного управления. Сейчас акцент в деятельности предприятия в связи с государственными оборонными заказами делается именно на эту продукцию.
Оборонные заказы для «Фиолента» начались еще в 2016-2017 годах. После присоединения Крыма к России предприятие лишилось рынка электроинструментов материковой Украины и большинства зарубежных рынков из-за санкций.
Ситуация на момент сразу после «Крымской весны» была отнюдь не столь благостной, как её принято рисовать сегодня. ПО факту имели место почти полная изоляция Крыма и обнищание его населения и бизнеса. Госструктуры, в которых зарплаты сотрудников и бюджетные дотации из Москвы оказались экономически более выгодными, чем в украинское время, мало спасали ситуацию.
Чуть лучше себя в Крыму почувствовали также пенсионеры и инвалиды, которым повысили пенсии, но естественно, и это немногое изменило в целом. Всё это привело к довольно тяжелому положению таких предприятий, как «Фиолент», и без того дышавших на ладан. Активное участие его в импортозамещении рынка электроинструментов России помогло не сильно, по целому ряду причин.
Так, в силу снижения общероссийского уровня покупательной способности импортозаместительные предпочтения потребителя склонились к более дешёвой и менее качественной продукции из Китая и других стран АТР. Имел место и острый дефицит квалифицированных кадров, который стал сходить на нет только за счёт Новороссии.
Зато оборонные заказы с началом СВО сразу и серьёзно поддержали завод «Фиолент». Дело в том, что ещё с 1964 года завод выпускал для Министерства судостроительной промышленности СССР высокоточную корабельную автоматику. В то же время электроинструмент и бытовая электротехника были сопутствующим товаром.
Кто жил в Крыму в советское время и в ранние девяностые, помнят, какие очереди в магазинах выстраивались за симферопольскими магнитолами «Ореанда». В 1992 году завод стал переориентироваться на ручной электроинструмент. Производство стационарных обрабатывающих средств и выпуск корабельной автоматики были вообще заброшены.
А в 1995 году приказали долго жить и магнитолы «Ореанда» из-за конкуренции с откровенной, зато яркой дешёвкой из Юго-Восточной Азии. Микромашины и корабельная автоматика производились в советское время по заказам ВМФ СССР, а ни ВМФ Украины, ни КЧФ РФ долгое время таких заказов не давали.
Производство полностью переориентировалось на электроинструмент, а также автоматику гражданского назначения. Но уже в 2018 году «Фиолент» увеличил производство корабельной автоматики в рамках гособоронзаказа в два раза. Уже тогда завод работал в три смены и был загружен на 100%.
Начиная с 2014 года в модернизацию оборудования вкладывалось около миллиона долларов США в год с некоторыми колебаниями, вызванными изменениями курса рубля. Ещё до этого в порядке импортозамещения украинской продукции завод совместно с рыбинским «Сатурном» стал производить газотурбинные агрегаты для кораблей ВМФ России.
Электроинструмент завода «Фиолент» также постепенно переориентируется на нужды ВМФ России. Летом этого года были представлены новые два вида профессиональных электроинструментов для судостроительных предприятий: углошлифовальная машина – МШУ12-16-125Э М и бороздодел Б6-40.
Гособоронзаказы завод получает не только от судостроения. За период с ноября 2022 года по ноябрь 2023 года производство электрических микромашин для военной техники увеличилось на 30 %. Они применяются в наземном, воздушном и космическом вооружениях.
Всего крымская оборонка с ноября 2022 по ноябрь 2023 года нарастила производство в четыре раза. Флагманами отрасли в РК и Севастополе являются, помимо «Фиолента» Севастопольский морской завод, компания «Севмормаш», Балаклавский судоремонтный завод «Металлист».
Позитивный список вполне могут дополнить центральное КБ «Черноморец», предприятие «Стеклопластик», Феодосийский судомеханический завод, судостроительная компания «Море», Керченский судостроительный завод «Залив» и предприятие «Электрон-Звезда» (производство датчиков угловых ускорений)
Выходят из затяжного ступора также компания «Муссон-Марин» (разработка и производство аварийно-спасательного оборудования), завод «Маяк» (судовая светотехника), компания «Маяк-сервис» (световое оборудование для судов), ОКБ «Парус» (световая продукция), компания «Фотон» (телевизионная техника), предприятие «Эра» (электромонтажные работы на судах), казённый оптический завод в Феодосии.
Завод — весьма эффективный импортозаместитель таких товаров. Но до последнего момента мало кто знал, что он также выпускает системы автоматизации корабельного управления. Сейчас акцент в деятельности предприятия в связи с государственными оборонными заказами делается именно на эту продукцию.
Оборонные заказы для «Фиолента» начались еще в 2016-2017 годах. После присоединения Крыма к России предприятие лишилось рынка электроинструментов материковой Украины и большинства зарубежных рынков из-за санкций.
Ситуация на момент сразу после «Крымской весны» была отнюдь не столь благостной, как её принято рисовать сегодня. ПО факту имели место почти полная изоляция Крыма и обнищание его населения и бизнеса. Госструктуры, в которых зарплаты сотрудников и бюджетные дотации из Москвы оказались экономически более выгодными, чем в украинское время, мало спасали ситуацию.
Чуть лучше себя в Крыму почувствовали также пенсионеры и инвалиды, которым повысили пенсии, но естественно, и это немногое изменило в целом. Всё это привело к довольно тяжелому положению таких предприятий, как «Фиолент», и без того дышавших на ладан. Активное участие его в импортозамещении рынка электроинструментов России помогло не сильно, по целому ряду причин.
Так, в силу снижения общероссийского уровня покупательной способности импортозаместительные предпочтения потребителя склонились к более дешёвой и менее качественной продукции из Китая и других стран АТР. Имел место и острый дефицит квалифицированных кадров, который стал сходить на нет только за счёт Новороссии.
Зато оборонные заказы с началом СВО сразу и серьёзно поддержали завод «Фиолент». Дело в том, что ещё с 1964 года завод выпускал для Министерства судостроительной промышленности СССР высокоточную корабельную автоматику. В то же время электроинструмент и бытовая электротехника были сопутствующим товаром.
Кто жил в Крыму в советское время и в ранние девяностые, помнят, какие очереди в магазинах выстраивались за симферопольскими магнитолами «Ореанда». В 1992 году завод стал переориентироваться на ручной электроинструмент. Производство стационарных обрабатывающих средств и выпуск корабельной автоматики были вообще заброшены.
А в 1995 году приказали долго жить и магнитолы «Ореанда» из-за конкуренции с откровенной, зато яркой дешёвкой из Юго-Восточной Азии. Микромашины и корабельная автоматика производились в советское время по заказам ВМФ СССР, а ни ВМФ Украины, ни КЧФ РФ долгое время таких заказов не давали.
Производство полностью переориентировалось на электроинструмент, а также автоматику гражданского назначения. Но уже в 2018 году «Фиолент» увеличил производство корабельной автоматики в рамках гособоронзаказа в два раза. Уже тогда завод работал в три смены и был загружен на 100%.
Начиная с 2014 года в модернизацию оборудования вкладывалось около миллиона долларов США в год с некоторыми колебаниями, вызванными изменениями курса рубля. Ещё до этого в порядке импортозамещения украинской продукции завод совместно с рыбинским «Сатурном» стал производить газотурбинные агрегаты для кораблей ВМФ России.
Электроинструмент завода «Фиолент» также постепенно переориентируется на нужды ВМФ России. Летом этого года были представлены новые два вида профессиональных электроинструментов для судостроительных предприятий: углошлифовальная машина – МШУ12-16-125Э М и бороздодел Б6-40.
Гособоронзаказы завод получает не только от судостроения. За период с ноября 2022 года по ноябрь 2023 года производство электрических микромашин для военной техники увеличилось на 30 %. Они применяются в наземном, воздушном и космическом вооружениях.
Всего крымская оборонка с ноября 2022 по ноябрь 2023 года нарастила производство в четыре раза. Флагманами отрасли в РК и Севастополе являются, помимо «Фиолента» Севастопольский морской завод, компания «Севмормаш», Балаклавский судоремонтный завод «Металлист».
Позитивный список вполне могут дополнить центральное КБ «Черноморец», предприятие «Стеклопластик», Феодосийский судомеханический завод, судостроительная компания «Море», Керченский судостроительный завод «Залив» и предприятие «Электрон-Звезда» (производство датчиков угловых ускорений)
Выходят из затяжного ступора также компания «Муссон-Марин» (разработка и производство аварийно-спасательного оборудования), завод «Маяк» (судовая светотехника), компания «Маяк-сервис» (световое оборудование для судов), ОКБ «Парус» (световая продукция), компания «Фотон» (телевизионная техника), предприятие «Эра» (электромонтажные работы на судах), казённый оптический завод в Феодосии.
- Роман Мамчиц
- i.ytimg.com, selcdn.net
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Москва одним ударом по судну в Черноморске отбила у Турции желание помогать Украине
Изощренность атак вооруженных сил России не знает границ. Данные показывают, что нанесенный удар подорвет остатки энергосистемы Украины....
Четыре из семи: крупнейшие НПЗ Индии «отравились» нероссийской нефтью
Санкции Вашингтона рассыпаются на глазах, тем более что они очень вредны для инфраструктуры....
Каспийская платформа Филановского атакована: Киев впервые ударил по нефтедобыче РФ
Украина не унимается и после фактической потери своей энергосистемы провоцирует Москву на продолжение ответных ударов....
Торговое судно впервые отразило вооруженное нападение пиратов
В конце 2025 года торговцы на опасных морских путях научились защищать себя от нападений....
Уже не помочь: на Украине полный блэкаут, но ВСУ вновь бьют по каспийской нефтедобыче
Однажды в Киеве «шутили», что у России ракет на два залпа, а оказалось, что это у энергосистемы Незалежной запас прочности на две атаки....
Стало известно, почему «Росморпорт» не смог построить новые ледоколы РФ
Наличие Северного морского пути подразумевает обязательное владение мощным ледокольным флотом. Без него на этом пути делать нечего....
Россия еще даже не начинала: в «Укрэнерго» предупредили о катастрофе
Пока разъяренные граждане Украины выходят на митинги и бунты, перекрывают дороги, в Киеве думают, как еще «насолить» Москве и не получить жесткий ответ....
Полный запрет: ЕС все же отобрал у Украины шампанское и коньяк
Киев все больше теряет самостоятельность и становится послушной колонией Запада....
Тревога в ЕС: русские березки завоевывают Европу
Серьезную выгоду, как обычно, получает Москва, этот факт вынужденно признают на Западе....
Россия забирает западные активы на 18 трлн рублей
Евросоюз окончательно отказался от временного характера заморозки русских резервов, превратив их в инструмент долгосрочного политического давления. В ответ...
МС-21 — возможный следующий шаг, которого США опасаются больше всего
Россия впервые после развала Советского Союза может создать производство собственных самолетов за границей. Воспользоваться нашим технологическим...
Больше не веерные: Украина приближается к катастрофе каскадных отключений энергии
Энергетики пытаются выиграть время, соревнуясь с самой судьбой. Но отсрочить неизбежное почти невозможно....
Россия наносит ответный удар после «бессрочной» заморозки активов
В ЕС 12 декабря заморозили на «неопределенный срок» 210 млрд евро российских активов. Средства будут заблокированы «до окончания украинского конфликта» и до...
РФ захлебнулась в теневой «аренде мигрантов»: суммы поражают даже экспертов
Россия столкнулась с тайным рынком аутстаффинга: фирмы зарабатывают миллиарды на мигрантах, а государство теряет контроль над занятостью...
Сотни самолётов пустят в расход: Россия рискует потерять треть авиапарка
Россия стремительно теряет собственное небо. Кроме шуток. Тенденция с нехваткой запчастей и с техобслуживанием пассажирских авиалайнеров весьма...
Украина стала «лысой» и задыхается, но зато «рекордные прибыли»
Союзник Запада стал наибеднейшим государством Европы. Это увядший рай, который живет только на деньги спонсоров....