Есть пенсии в бюджете: кому, когда и сколько
4 593

Есть пенсии в бюджете: кому, когда и сколько

ЗАКОН

Минимум не по максимуму



В первом чтении документ был принят ещё 26 сентября, а к второму бюджетный расклад представил председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Говоря об основных расходах Фонда и различных выплатах из него, для начала отметим, что планируется регулярно повышать прожиточный минимум пенсионера (ПМП).

Так, согласно документу, ПМП составит по годам:

«в 2024-м году - 13 290 руб, в 2025-м -14 554 руб и в 2026-м - 16 056 руб. При этом предусмотрена также индексация по целому ряду социальных выплат. В первую очередь, социальных пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению с 1 апреля - на 7,5% (в 2025 г. – на 9,5%, 2026 г. – ещё на 10,3%).

В бюджет заложен и рост страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней с 1 января 2024 г. - на 7,5% (в 2025 г. – с 1 февраля 4,5%, с 1 апреля на 2,2%, в 2026 г. – с 1 февраля на 4,0%, с 1 апреля на 2,3%).

Размер пенсии по старости неработающим пенсионерам составит на конец 2023 г. 21 777,20 руб., на конец 2024 г. – 23 244,55 руб. Соотношение среднегодового размера страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров с ПМП составит: в 2024 году – 175,4%, в 2025 году – 168,5%, в 2026 году – 162,4%.

С 1 января 2024года стоимость одного пенсионного коэффициента (СПК) составит 133,05 руб., в 2025 году: с 1 февраля – 139,04 руб., с 1 апреля 142,10 руб.; в 2026 году: с 1 января– 142,10 руб., с 1 февраля – 147,78 руб., с 1 апреля – 151,18 руб.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом индексации на 7,5% устанавливается с 1 января 2024 г. в сумме 8 134 руб. 88 коп».


Есть пенсии в бюджете: кому, когда и сколько

Что причитается матерям и семьям


Размер материнского (семейного) капитала (далее – МСК) определён, исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. В 2024 году он вырастет «на 7,5%, в 2025 году – на 4,5%, в 2026 году – на 4,0% и составит: при условии, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 года включительно, а также в случае рождения (усыновления) первого ребенка, начиная с 1 января 2020 года, в 2024 году – 630 967,72 руб., в 2025 году – 659 361,27 руб., в 2026 году – 685 735,72 руб.»;

«В случае рождения или усыновления второго ребёнка, начиная с 1 января 2020 года, а также в случае рождения или усыновления третьего ребёнка или последующих детей, начиная с 1 января 2020 года, при условии, что ранее право на дополнительные меры господдержки не возникло, то в 2024 году размер составит 833 800,37 руб., в 2025 году – 871 321,39 руб., в 2026 году – 906 174,25 руб.»

Необходимо отметить, что все расходы такого рода финансируются за счёт средств федерального бюджета, то есть на регионы центром ничего не перекладывается. При этом никаких ограничений местной инициативы по таким выплатам нет. Расходы на дополнительные страховые гарантии отдельным категориям медицинских работников в виде единовременной страховой выплаты запланированы в 2024 году в сумме 223,5 тыс. руб.

Как будет работать социальная казна


В бюджете Фонда запланированы средства на реализацию концепции «Социальное казначейство» и интеграции систем с Единой цифровой платформой в социальной сфере (ГИС ЕЦП), которые осуществляются за счёт средств бюджета Фонда. На указанные цели предусмотрено «в 2024 году – 6,72 млрд. руб., в 2025 году – 5,23 млрд. руб., в 2026 году – 6,54 млрд. руб.

Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета соответствует объёмам средств, предусмотренных в законопроекте о федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. Сумма составляет в 2024 году 5 425,87 млрд. руб., в 2025 году – 5 288,66 млрд. руб., в 2026 году – 5 416,78 млрд. руб.»


Объёмы межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов субъектов РФ – «на выплату ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, учтены на 2024 год в сумме 294,85 млрд. руб., на 2025 год – 322,48 млрд. руб., на 2026 год – 411,02 млрд. руб.»

Одной из новаций нового трёхлетнего бюджета станет межбюджетный трансферт из бюджета ФОМС. Он будет направлен на «осуществление специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе ОМС либо территориальных программах ОМС».

Размер трансферта предусмотрен в 2024 – 2026 годах в объёме 96,34 млрд. руб. ежегодно. Федеральный бюджет 2024 - 2026 гг., как известно, в полной мере охватывает и новые регионы страны. В первую очередь принято решение об использовании остатков субвенций из бюджетов ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на 1 января 2024 года.

Они образовались в бюджете Фонда в результате неполного их использования на выплату пенсий, ежемесячных пенсионных выплат, предусмотренных законодательством ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области. Средства будут в 2024 году направлены Фондом на те же цели, с соответствующим внесением изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.

Почему обещанного три года ждут


К законопроекту поступили и поправки, две из которых были рекомендованы к отклонению. По ним выступила их автор Нина Останина, председатель думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей


По словам депутата, в поправках речь идёт об увеличении расходов на компенсационные выплаты лицам, которые осуществляют уход за нетрудоспособными гражданами как взрослыми, так и детьми-инвалидами. Останина напомнила, что фактически речь идёт об указе президента № 1455 от 2006 года, которым определяется, что оплата по уходу за нетрудоспособными лицами составляет тысяча 200 рублей.

Напомним, что в 2019 году сумма была увеличена до 10 тысяч рублей, но вот некоторым гражданам, как выяснила депутат, «по-прежнему платят тысячу 200 рублей. Речь идёт о дополнительных расходах в объёме 316 миллиардов рублей. Другая поправка касалась выплат по уходу за детьми-инвалидами. Там фигурирует всё та же самая «мизерная» сумма - тысяча 200 рублей».

Нина Останина напомнила, что «кстати, в нашем комитете восемь законопроектов только с начала работы Думы текущего созыва было внесено в основном коллегами из фракций ЛДПР, КПРФ и "Справедливая Россия – За правду" о необходимости увеличения суммы по уходу за детьми-инвалидами».

Депутат напомнила, что таких детей насчитывается в России 156 тысяч 820 человек, а в 2026 году их будет уже 167 тысяч 620. Сумма предлагаемых поправок составляет 18 миллиардов рублей. И по справедливому мнению Нины Останиной, выплата в 1200 руб. совершенно не отражает их потребностей.

«Нам странным кажется, что до сих пор и профильное министерство, и Фонд социального страхования, даже попыток не сделал актуализировать этот указ». – заметила депутат.

Андрей Макаров в ответ, хотя и заявил, что необходимо менять эту ситуацию, но задал вопрос: «Каким образом?»


«Размер выплаты определён указом президента, в одном случае это 175-й Указ от 7 марта 2019 года, в другом случае это Указ №1455 от 26 декабря 2006 года. И для того, чтобы изменить размер выплаты, надо поменять указ. Нельзя в бюджете выделить деньги, если нормативная база говорит о том, что вот выплата идёт такой», - пояснил Макаров. Глава бюджетного комитета подчеркнул, что «без изменения нормативной базы, принять такие поправки в бюджет невозможно».

Поэтому комитет предлагает данные поправки отклонить, но, указал депутат, надо к вопросу возвращаться и создавать нормативную базу по повышению этого размера, и это предстоит делать уже в следующем бюджетном цикле. Если следующий цикл будет таким же, как нынешний, то ждать придётся, как минимум, три года. В точном соответствии с известной поговоркой о том, сколько у нас ждут обещанного.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас