Индо-Тихоокеанский регион. Китайский крах - это американский страх
3 552

Индо-Тихоокеанский регион. Китайский крах - это американский страх

Прогнозы, посвященные американской проекции силы в Индо-Тихоокеанском регионе, неизменно нацелены на мрачный сценарий начала войны между Китаем и США в результате территориальных столкновений, особенно на море из-за Тайваня, или, что бывает реже, вмешательства американских войск в территориальные споры между Китаем и другими его соседями по региону.


Однако лишь немногие из этих прогнозов посвящены другому кошмарному сценарию – потенциальному краху китайского влияния в Индо-Тихоокеанском регионе, который может произойти в результате внутренней дестабилизации китайского правительства или регионального спада, сравнимого с распадом Советского Союза.

В результате такого сценария в регионе образуется вакуум власти, который США могут оказаться не готовы адекватно «заполнить».
Перспектива начала войны – такое удручающее развитие событий неоднократно обдумывалось как геополитиками, так и писателями-фантастами. И это был бы кошмарный сценарий. Открытая война между США и Китаем в Тихом океане означала бы первое прямое столкновение двух ядерных держав в XXI веке.

И это, еще не говоря о риске освоения обеими державами новых рубежей некинетической (энергетической, кибернетической и информационной) войны. Нет нужды говорить о том, что вероятность такого развития событий существует, однако на сегодняшний день она весьма невелика.

Во-первых, обе державы, скорее всего, знакомы с теориями ядерного сдерживания времен холодной войны, сформировавшими доктрину взаимного гарантированного уничтожения, или ВГУ (англ. MAD). В американской культурной среде подобные идеи можно увидеть в классических теоретических работах, таких как «Ядерное оружие и внешняя политика» Генри Киссинджера или «Оружие и влияние» Томаса Шеллинга.

В то время как обыватели могут нервно грызть ногти из-за беспочвенных слухов о войне, ученые, военачальники и политики, как правило, прекрасно понимают, что нависшая угроза ядерной катастрофы держит руки мировых лидеров подальше от «красной кнопки».

Все это делает угрозу прямой кинетической войны между США и Китаем, к счастью, маловероятной, но, впрочем, не исключает и марионеточных конфликтов, которые могут стать основой еще одного прогноза относительно будущего американо-китайских отношений. Однако именно сенсационность этой темы – возможный военный конфликт, будь то прямой или с привлечением других стран, между Китаем и США – делает рассуждения о ней более интересными, чем другие варианты исхода событий, в том числе крах китайского превосходства в Индо-Тихоокеанском регионе.

До сих пор, несмотря на все разногласия, США всегда везло, когда дело касалось внутренних преобразований в Китайской Народной Республике. Приход к власти Дэн Сяопина в 1980-х годах, а также вступление Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2001 году вселили в американских политиков надежду на то, что Китай будет включен в международный экономический и политический порядок под руководством США.

Как и многие другие оптимистические прогнозы американской внешнеполитической элиты, данный вариант развития событий оказался абсурдным. Дилемма вступления КНР рассматривается в статье Филипа Леви в журнале Foreign Affairs за 2018 год «Было ли ошибкой принятие Китая в ВТО?».


Совсем недавно, в октябре 2023 г., Си Цзиньпин встретился с губернатором Калифорнии Гэвином Ньюсомом. После этого поддерживаемое американским правительством международное новостное издание «Голос Америки» в статье «Китай и США стремятся к более теплым отношениям?» от 26 октября 2023 г. задало оптимистичный тон.

Этот оптимизм, как и оптимизм, побудивший США поддержать вступление Китая в ВТО, может оказаться опасным, но не из-за возможности целенаправленных ухищрений Китая под руководством Си Цзиньпина, а из-за исторического прецедента, связанного с аналогичным сценарием примирения США с другой соперничающей державой конца XX века - Советским Союзом.

Си Цзиньпин в этот момент вспоминает покойного Михаила Горбачева, который руководил прекращением коммунистической власти (в качестве главы России) в Восточной Европе и Центральной Азии. Достаточно проследить исторический путь, пройденный в регионе, чтобы определить, как может выглядеть «дорожная карта» потенциального снижения китайского могущества при Си Цзиньпине.

Си Цзиньпин, если верить последним публикациям в СМИ, оказался в положении, очень похожем на положение Михаила Горбачева. Стремясь к более теплым отношениям с США при Джозефе Р. Байдене, Си Цзиньпин, возможно, косвенно встает на путь снижения китайской влияния в Индо-Тихоокеанском регионе. Американские политики могут приветствовать такие перемены, рассматривая их в качестве новых возможностей для расширения американского влияния в регионе.

Однако такой оптимизм может оказаться ошибочным. История, как говорится, не повторяется, но слишком часто рифмуется. Последствия распада Советского Союза - это не та поэма, которую стоит перечитывать. Поэтому американские политики будут готовиться к ситуации, которую редко имеют ввиду деятели внешней политики: краху китайского могущества в Индо-Тихоокеанском регионе и множеству опасностей, которые этот крах может в конечном итоге принести.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас