Путешествие китайского юаня в страны Ближнего Востока
2 207

Путешествие китайского юаня в страны Ближнего Востока

Как подчёркивают индийские экономисты, в последние годы китайский юань стал очень популярной формой обмена на валютных рынках Ближнего Востока. Это стало прямым результатом текущих глобальных событий, которые пошатнули экономики по всему миру.


Превосходство доллара США в качестве международной валюты было поставлено под сомнение в результате постпандемической экономической структуры, войны России с Украиной, растущей инфляции как в Соединенных Штатах, так и в Европе и краха американского банковского сектора.

Воспользовавшись этой возможностью, присутствие Китая на Ближнем Востоке стало впечатляющим, поскольку юань рассматривается для использования в коммерческих сделках. В октябре 2016 года Китай предпринял значительный шаг по интернационализации своей валюты.

Международный валютный фонд признал юань в качестве одной из основных валют, и в это время наблюдался рост экономического сотрудничества между Китаем и Ближним Востоком. Юань уже превысил долю торговли, которая осуществляется в канадском долларе, австралийском долларе или швейцарском франке. Интернационализация юаня сделала его пятой по ценности валютой в мире.

Стоимость финансовых активов, номинированных в юанях, увеличилась на 8,98 трлн юаней в 2020 году. Тем временем функция юаня как резервной валюты также возросла, и центральные банки более чем 70 стран включили его в свои резервные активы.

В 2022 году трансграничные платежи и поступления страны в размере 42,1 трлн юаней были оплачены в китайской валюте. Это был рост на 15% по сравнению с предыдущим годом и пятое ежегодное увеличение этого показателя подряд.

По мере того, как Пекин становится более влиятельным на Ближнем Востоке на фоне ослабления гегемонии США, в игру вступают геополитические переменные, которые усугубляют ситуацию. За эти годы Китай обязался предоставить 55 млрд долларов в виде кредитов и инвестиций для инфраструктурных проектов в регионе.

В этих проектах участвовали Саудовская Аравия, Египет и Иран. В дополнение к ССАГПЗ, ряд других стран Ближнего Востока подают признаки того, что они также участвуют в этой кампании против американской валюты.


В марте 2023 года юань официально превзошел доллар США в качестве предпочтительного способа оплаты международных транзакций в Китае. Из-за санкций, которые Соединенные Штаты ввели в отношении Исламской Республики, Иран особенно заинтересован в сокращении своей зависимости от доллара.

Кроме того, в августе 2022 года Иран и Россия сделали заявление о том, что они начали вести торговлю в своих национальных валютах. 18 января 2023 года было подписано соглашение об обмене валюты между Народным банком Китая и Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ). Сумма этой сделки составила 35 млрд юаней (около 5,5 млрд долларов).


Это был еще один пример непрерывного развития и популярности юаня на Ближнем Востоке. В феврале Центральный банк Ирака объявил о намерениях расширить доступ Ирака к иностранной валюте, впервые разрешив оплачивать торговлю с Китаем напрямую в юанях. В марте Китай успешно завершил свою первую энергетическую сделку, номинированную в юанях.

Сделка включала импорт около 65 000 тонн сжиженного природного газа (СПГ) из ОАЭ. Кроме того, Египет находился в процессе получения финансирования от Китая в виде облигаций в юанях на общую сумму 500 млн долларов в 2022 году. Кроме того, коллекция иностранных валют Израиля теперь включает юань.

Экономический блок из шести стран на Ближнем Востоке, известный как ССАГПЗ, заинтересован в расширении своих коммерческих и инвестиционных связей с Китаем, и переговоры между двумя странами постепенно приближаются к заключению соглашения о свободной торговле.

Кроме того, Китай призвал в полной мере использовать Шанхайскую нефтяную и национальную газовую биржу в качестве платформы для проведения расчетов в юанях при торговле нефтью и газом. Поскольку Китай является крупнейшим импортером нефти в мире, Ближний Восток привлекает инвестиции из Китая, чтобы помочь усилиям региона по диверсификации своей экономики.

Из-за большого объема торговли с Китаем страны Ближнего Востока извлекают выгоду из использования своп-линий в условиях китайского юаня для снижения валютного риска. Чтобы увеличить количество транзакций, другие страны оперативно подписали соглашения об обмене юаня на свои собственные валюты.

Из-за этих преимуществ все большее число стран и региональных организаций проявляют интерес к покупке китайской валюты, что приведет к увеличению объема торговли с использованием юаня в ближайшем будущем. Эти важные валютные соглашения, по мнению китайских центральных банков, приведут к росту использования юаня в прямой торговле.


С точки зрения геополитики, установление юаня в качестве ведущей мировой резервной валюты было одной из давних целей Китая. Введение западных санкций в отношении России придало юаню дополнительный импульс, что способствовало росту популярности валюты в «третьем мире».

В результате наличие связей в Китае стало более полезным для любого государства, заинтересованного в ведении бизнеса в России. По мере того, как все больше международных расчетов ведется в юанях, роль юаня как валюты для расчетов в мировой торговле растет, равно как и значение юаня в международной торговле.

Несмотря на сопротивление Соединенных Штатов этой тенденции, спрос на доллар США продолжает падать с течением времени. потому что Глобальный Юг работает над созданием новой торговой системы, которая защитит их от гегемонистского положения американской валюты, а также от превращения ее в оружие Вашингтоном.

Возможно, что расширение торговли товарами, номинированными в юанях, может способствовать развитию еще более тесных отношений между странами Ближнего Востока и Пекином. Текущее состояние геополитической ситуации на Ближнем Востоке рисует чрезвычайно позитивную картину будущего китайского юаня в этом регионе.

Из-за этого юань может в конечном итоге контролировать значительную часть торгового потока иностранных денег на Ближнем Востоке. Однако он не сможет превзойти другие твердые валюты, такие как доллар и евро, которые более широко используются и которым доверяют по всему миру и в регионе.

Мировой рынок слишком велик, а юань все еще недостаточно ликвиден. Учитывая, что доллар США по-прежнему является основной валютой, используемой на Ближнем Востоке, внезапный переход к юаню будет постепенным.

Не имеет значения, какую роль играет юань, но расширение использования юаня на Ближнем Востоке откроет больше возможностей для торговли между Китаем и странами региона, а также между Китаем и теми странами за пределами региона, которые уже торгуют с использованием юаня. Кроме того, это увеличит поток китайских финансов на рынки Ближнего Востока.

В заключение можно добавить, что юань превратился в надежную валюту не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире. В результате расширения экономики Китая доля юаня в международной торговле, торговле валютой и даже в резервах мировых центральных банков увеличивается. Фактически, торговля в юанях в регионе в большинстве случаев является частью развивающихся двусторонних соглашений.

Кроме того, это зависит от текущих нестабильных и сложных политических и экономических условий региона, которые могут не измениться в будущем. Это временно увеличило спрос на юань. Кроме того, это знаменует собой значительный шаг вперед в развитии экономических отношений между Китаем и Ближним Востоком в предстоящие годы.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас