Кто не с нами...
Индия в конце года выдвинула свой проект глобального транзитного коридора «Север-Юг». Данный коридор числится как альтернативный и в то же время дополняющий масштабный китайский проект «Один пояс — один путь», который нередко называют «Восток-Запад».
Инициативу Нью-Дели, неожиданно активно поддержали в США, Израиле и... вот уж парадокс, в Саудовском королевстве. Причин у своеобразного индийского демарша немало, но явно выделяется одна. Это регулярные проволочки в создании на северо-западе Ирана главной стыковочной линии этого коридора – Решт-Астара.
Это всего лишь железно-дорожная магистраль длиной в 140 км, которую Москва и Тегеран якобы готовы строить ещё с прошлого века. Добавьте санкции Запада против России и Ирана,и поймёте, какие обстоятельства привели к тому, что Индия «хочет уйти».
Индийский проект тем и неприятен для России и Ирана, что исключает их участие в нём. Мало того, за скобками может остаться и будто бы всемогущий Китай с его распиаренной программой «один пояс-один путь», что для Нью-Дели привлекательно даже не вдвойне, а многократно.
Достаточно сказать, что строительство линии Решт-Астара с 2005 года переносилось, как минимум, пять раз. Теперь объявлено, что её построят к концу 2020-х гг., но не факт, что это реальный срок. В то же время западные санкции против Москвы и Тегерана, изначально не способствуют активному транзитному использованию маршрута «Север-Юг» другими странами.
Индия хочет уйти
Мало того, что по санкциям идёт постоянное ужесточение, имеют место ещё и вторичные санкции со стороны Запада. В такой ситуации любому приходится вырабатывать альтернативы. К тому же, в Индии не без веских на то оснований негативно оценивают китайский проект «Один пояс-один путь».
Даже на саммитах БРИКС со индийской стороны не раз звучало примерно такое - этот проект, при всех его перспективах, нацелен на изоляцию Индии и гегемонию Пекина в Азии. Плюс к тому, между Индией и КНР сохраняются территориальные споры по всей обширной взаимной границе - в 3400 км.
Вдобавок, в Индии с конца 50-х гг. сохраняется антипекинское «правительство Тибета в изгнании». В ответ в Пекине не стесняясь, издавна «сочувствуют» «сталинско-маоистским» партизанам, в том числе и откровенным сепаратистам, оперирующим в сопредельных с КНР восточно-индийских штатах Манипур, Мизорам и Нагаленд.
Как следствие, в сентябре в Нью-Дели - в рамках опекаемого Вашингтоном «Партнёрства по глобальной инфраструктуре и инвестициям»(PGII) был подписан меморандум о создании экономического коридора Индия — Ближний Восток — Европа. В числе подписантов - Европейская комиссия, США, Индия, Саудовская Аравия и ОАЭ.
При этом в таком коридоре предусмотрено участие и Израиля, против чего не возражают даже арабские страны, подписи представителей которых стоят под документом. Ради полноты картины стоит привести развернутую оценку проекта израильским премьером Б. Нетаньяху:
«…Израиль находится в центре беспрецедентного международного проекта, который свяжет инфраструктуру Азии и Европы, «изменит лицо Ближнего Востока, Израиля и повлияет на весь мир. Наша страна станет в этом коридоре центральным узлом: наши железнодорожные пути и морские порты откроют новые врата из Индии через Ближний Восток в Европу, а также обратно – из Европы в Индию».
Гранаты у них не той системы
Отнюдь не случайно премьер уточнил, что несколько месяцев назад США обратились «к нам по вопросу реализации этой исторической возможности и начали осуществлять энергичные контакты, чтобы добиться сегодняшнего прорыва. …Проект будет включать строительство новых железных дорог, прокладку водородного трубопровода, волоконно-оптических коммуникаций, линий электропередач и других систем».
Вероятно, в числе «других систем» подразумеваются и проект транс-израильского канала, который может стать дублёром Суэцкого, и восстановление регулярной работы транс-аравийского нефтепровода Саудовская Аравия — Иордания — Сирия - южно-ливанский порт Сайда.
В канун подписания этого меморандума американский президент Дж. Байден заявил, что США, ЕС, Саудовская Аравия, ОАЭ, Израиль, Индия и Иордания «завершили работу над историческим соглашением о новом экономическом коридоре Индия — Ближний Восток — Европа». Так что к проекту подключена и Иордания.
К середине ноября 2023 г. созданы совместные рабочие группы для определения наиболее востребованных проектов в рамках этой инициативы и для создания совместного кредитно-инвестиционного фонда.
Первые предложения по этим вопросам планируется представить не позднее декабря 2023-го. Проектом планируется интегрировать, прежде всего, железнодорожные линии и портовые соединения из Индии в Европу через ОАЭ, Саудовскую Аравию, Иорданию и Израиль – в рамках объединенной межгосударственной корпорации.
Как видим, целый ряд факторов способствуют проектам, отнюдь не повышающим конкурентоспособность транзитного коридора с участием России, Азербайджана, Ирана и Индии.