Экономическое обозрение

Когда заработает IT-верфь в Петрозаводске на Онеге

Когда заработает IT-верфь в Петрозаводске на Онеге

У них под прицелом — Калининград и Петербург


Проект цифровой верфи с полностью автоматизированным управлением на Онежском судостроительном заводе в Петрозаводске не просто уникальный — он единственный в мире. До завершения проекта ещё довольно далеко, и главное, чтобы внешние обстоятельства этому не помешали.


Несмотря на то, что проект был утверждён ещё задолго до пандемии, а его завершение планировалось на 2020 год, реально строить IT-верфь на Онеге начали только в мае 2022 года. То есть, уже после начала СВО — можно продумать, что в иных условиях о модернизации отечественной промышленности можно только мечтать.

К тому времени многие импортные товары, необходимые для строительства, оказались под санкциями, а стоимость строительных материалов выросла до предела. Тем не менее, цифровая верфь всё же завершена на 40 процентов.

Вопрос за чей счёт? Налогоплательщиков? Впрочем, не забудем, что многие из них и сегодня отнюдь не бедствуют. Проект реализуется на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе в Петрозаводске. Работы начались с демонтажа старых зданий, вместо которых стали строить новые — уже под цифровую верфь.


Работы на обычной верфи из-за этого не остановились, поскольку взамен снесенных объектов стали возводиться вспомогательные. Для подстраховки начался монтаж временных инженерных сетей. Надо помнить, что пока план строительства цифровой верфи включает в себя выпуск судов класса «река-море».

Тем не менее, в действительности уже был опыт запуска судов океанского класса, которые работали на Севморпути, выходя с верфи в Белое море через Беломорканал. Но вот с Балтикой ситуация пока, увы, намного сложнее.

По информации от местного населения, а также от пассажиров северных речных круизов, на Беломорканале сейчас ведутся дноуглубительные работы для облегчения прохода хотя бы судов класса река-море. Пр этом через Свирь, крайне неоднородную по глубине, такие суда в Балтийское море вряд ли попадут.

И это жестокая реальность, каким бы квалифицированным ни был лоцман. Даже на Босфоре турецкие лоцманы иногда ошибаются, что приводит к соответствующим инцидентам. И не просто так проход без лоцмана там вообще запрещен.

Не секретный фарватер


Между тем, из военных кораблей Балтийского флота только один имеет океанский класс, и это большой недостаток на фоне того, что море постепенно блокируется сил, уже непосредственная угроза северной столице РФ. Официальная информация, впрочем, гласит, что на цифровой верфи будут выпускаться суда класса река-море.

Но тогда не совсем понятно, точнее — совсем непонятно, зачем на Беломорканале находятся замеченные местным населением земснаряды. Быть может, запуск судов такого класса будет пробным, далее же планируется перейти на океанский класс, но помеху модернизации Балтийского флота создает полное отсутствие работ по углублению фарватера Свири.

Добавим в негативную копилку и отсутствие работ по модернизации подъёмных мостов на реке и шлюзов двух находящейся на ней ГЭС. Так что, затраты на строительство цифровой верфи, видимо, даже по официальной публичной информации, окажутся велики, явно больше, чем планировалось.

Но прежде, чем изучать непосредственные причины, помимо работ по модернизации фарватера и удорожания строительных материалов, следует разобраться в том, что вообще такое цифровая верфь, и почему она цифровая. Итак, проект предполагает максимальную автоматизацию судостроительного процесса с сокращением затрат на штат и управлением строительством кораблей IT-специалистами.

Автоматизированы также будут наблюдение и учёт строительных материалов, которые будут управляться дистанционно. Конечно, это не значит, что на верфи совсем не будет рабочих, а будут только айтишники.

Но штат будет значительно сокращен. Это сократит расходы государства, поскольку в текущей ситуации в стратегически важных отраслях на зарплаты сотрудников тратятся значительные средства. Так, на ряде оборонных предприятий зарплата обычного маляра может доходить до 70 тыс. рублей.


Аспект социальный — увы, печальный


Государство уже не вправе мириться с тяжёлой ситуацией с инвестициями в стратегически важные предприятия. Если, например, в московских сетевых магазинах зарплата администратора около 60 тыс. рублей, но его труд приносит хозяевам прибыль, то в случае с судостроением для государства речь сейчас идёт не столько о прибыли сколько о безопасности страны — и военной, и экономической.

Понятно, что морские перевозки никто не отменял, и в обозримой перспективе не отменит. Но возникает вопрос о социальных последствиях сокращения штата сотрудников верфи, которых там сейчас всего-то 500 человек.

Если за 2022 год безработица в Карелии снизилась на 12,6 %, то в этом году наметилась тревожная тенденция. Только за февраль 2023 года она выросла на 4,2 %. Продолжительность жизни в Карелии ниже всего по СЗФО. Если в целом по России процент населения, живущего за чертой бедности, чуть более 9%, то в Карелии - все 13.

Уровень преступности составляет на сегодня более 150 на 10 тыс. населения., И это, увы, один из рекордных показателей по России. До четверть преступлений совершается в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения. Не забудем, что грибочки на карельском севере тоже под ногами растут, в качестве альтернативы суррогатам.

Ситуация мало чем изменилась со времени убийства пьяными и наевшимися псилоцибиновых грибов подростками поэта Пааво Воутилайнена в 2002 году за то, что просто не местный и то, что внешне не понравился. Точнее говоря, ситуация изменилась, но скорее в худшую сторону.

Уже в этом году бывший «оркестрант» из числа помилованных за участие в СВО рецидивистов со своим бывшим сокамерником (тоже рецидивистом) убили уже шестерых, находясь в таком же состоянии. Самое страшное, что даже на суде обвиняемые толком не смогли ответить, почему они это сделали - не помнили в состоянии интоксикации одновременно несколькими ПАВ.

При такой социальной ситуации, естественно, государство вынуждено будет сделать всё, чтобы как-то трудоустроить сокращённый штат. И лучше - сразу куда-нибудь на близкие по отрасли предприятия, например, на обслуживание инфраструктуры Беломорканала.

Автор:

Использованы фотографии: ru-bezh.ru, vskmo.ru

Мы в Мы в Яндекс Дзен