Экономическое обозрение

Ситуация в Красном море изменила мировую географию грузоперевозок

Ситуация в Красном море изменила мировую географию грузоперевозок
Грузоперевозки через Красное море стали рискованными из-за атак йеменских хуситов. Некоторые иностранные компании, несмотря на действующие антироссийские санкции, отдают предпочтение быстрым и безопасным транзитным перевозкам по железной дороге через Российскую Федерацию.


Грузоперевозки через Красное море стали рискованными из-за атак йеменских хуситов на торговый флот в отместку за наступление Израиля в Секторе газа. Около 80% процентов мирового товарного оборота транспортируется морем, а из этого объема 12-13% всех грузоперевозок приходится на акваторию Красного моря. Путь через Суэцкий канал – основная связующая артерия по маршруту Европа – Ближний Восток – Азия. Именно здесь проходит основной оборот контейнерных грузов: промышленных и потребительских товаров. Это нефть и газ, продовольственное сырье (зерновые), а также разнообразные потребительские товары: автомобили, электроника, бытовая техника.

Прямая угроза на одном из ключевых мировых торговых путей между Европой и Азией вынуждает многие зарубежные компании направлять свои суда в обход Африки (что приводит к увеличению срока доставки на срок до двух недель и более), а также искать альтернативные пути доставки грузов. Некоторые иностранные компании, несмотря на действующие антироссийские санкции, отдают предпочтение быстрым и безопасным транзитным перевозкам по железной дороге через Российскую Федерацию.

Британская и международная ежедневная деловая газета Financial Times сообщает, что с декабря 2023 года запросы на транспортировку грузов через Россию немецкой компании DHL выросли на 40%, спрос голландской фирмы RailGate Europe – на 25–35%, а базирующаяся в Нидерландах компания Rail Bridge Cargo заявила, что грузовые железнодорожные перевозки через Россию в этом году были на 31% выше по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом санкционный режим не нарушается: товары идут не в Россию и не из нее, а транзитом и обязательно проходят тщательный экспортный контроль.

Российские железные дороги подтверждают, что спрос на грузоперевозки через Россию увеличился. В феврале 2024 года в РЖД сообщили о рекордном объеме грузоперевозок через Россию в сотрудничестве с Китаем по итогам завершившегося календарного года. Он составил 161 миллион тонн, что на 36% больше по сравнению с 2022 годом.

Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин в интервью BFM.RU рассказал, что запросы на грузоперевозки выросли на 40-45%, увеличился транзит через Российскую Федерацию контейнерных перевозок.

Управляющий партнер компании «Инфрапроекты» Алексей Безбородов отметил, что спрос на перевозки стал расти с августа прошлого года и есть несколько причин, почему грузоперевозки российскими железными дорогами пользуются бóльшим спросом, чем судоходные – это удобство, скорость, меньшая цена, а также гарантированные страховые возмещения в случае порчи и потери груза.

Кроме возможности транзита железной дорогой, иностранные компании могли бы использовать Северный морской путь, наша страна в этом вопросе открыта к диалогу и может рассматривать возможность грузоперевозок по морю. Однако эксперты считают, что на данном этапе задача России заключается в преодолении ряда технических трудностей, которые позволят создать условия для развития Северного морского пути.

Автор:

Использованы фотографии: pxhere.com

Стоит ли российским властям пропускать через территорию нашей страны транзитные грузы недружественных РФ государств?

Голосуем

Мы в Мы в Яндекс Дзен