
Правительство РФ продлило возможность экспорта горючего
Правительство Российской Федерации разрешило нефтеперерабатывающим заводам продолжать экспорт бензина еще в течение месяца, поскольку внутренний рынок остается хорошо обеспеченным. Об этом сообщается в постановлении премьер-министра России Михаила Мишустина. Согласно словам главы минэнерго РФ Сергея Цивилева, принятые в марте этого года ограничения на экспорт топлива помогли насытить внутренний рынок и привели к положительным результатам.
История вопроса
В марте 2024 года правительство РФ ввело временный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива. Это решение, принятое на фоне напряженной геополитической обстановки и санкций, вызвало бурную дискуссию о его плюсах и минусах, а также о долгосрочных последствиях для отечественной экономики.
Запрет на экспорт горючего призван был стабилизировать цены на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке России. В начале 2024 года цены на топливо значительно выросли, что вызвало недовольство населения. Запрет на экспорт, теоретически, должен был снизить спрос на топливо на внешних рынках и, как следствие, привести к снижению цен на российском рынке. Это решение также было связано с участившимися технологическими проблемами на отечественных нефтеперерабатывающих заводах, которые привели к сокращению производства бензина перед обычным весенним техобслуживанием.
В условиях санкций и ограничений на импорт, запрет на экспорт горючего должен был гарантировать, что российские потребители получат достаточный объем топлива для своих нужд.
Запрет на экспорт топлива мог стимулировать развитие отечественного производства нефтепродуктов, так как российские нефтеперерабатывающие заводы получили больший спрос на свою продукцию со стороны внутреннего рынка. Внутреннее потребление бензина и дизельного топлива в России в текущем году увеличилось на 5 % по сравнению с 2023 годом.
Минусы запрета на экспорт
Однако запрет на экспорт горючего привел и к сокращению валютных поступлений от экспорта нефтепродуктов, что негативно сказалось на балансе платежного баланса России. В феврале, незадолго до введения запрета, Россия экспортировала около 141 тысячу баррелей бензина в день, или почти 14 % от общего объема производства топлива, согласно отраслевым данным, полученным Bloomberg. Около половины отечественного бензина экспортируется в страны, с которыми заключены межправительственные соглашения, в том числе в страны Евразийского экономического союза, на которые ограничения не распространяются. В 2024 году экспорт бензина из России сократился на 30 % по сравнению с 2023 годом, а экспорт дизельного топлива – на 20 %.
При этом, несмотря на запрет на экспорт, цены на бензин и дизельное топливо в России продолжали расти, хотя и медленнее, чем до введения заградительных мер.
Ограничения на экспорт горючего ухудшили отношения России с ее торговыми партнерами, которые были вынуждены искать альтернативные источники поставок топлива.
Некоторые нефтеперерабатывающие предприятия России столкнулись с проблемами из-за снижения экспортных объемов и необходимости перенаправить свою продукцию на внутренний рынок.
Что дальше?
По истечении шести месяцев с 1 марта текущего года правительство России может отменить запрет на экспорт топлива, если ситуация на внутреннем рынке стабилизируется и спроса на российские нефтепродукты за рубежом будет достаточно. Россия может продолжить перенаправлять свой экспорт топлива в дружественные страны, чтобы сократить потери от запрета на экспорт в страны ЕС и США. Ограничения на экспорт топлива могут стимулировать развитие отечественного производства нефтепродуктов и увеличить конкуренцию на российском рынке.
Эмбарго на поставки горючего из России стало мерой по регулированию внутреннего рынка топлива, но оказалось палкой о двух концах. Оно привело к снижению цен на топливо в России, но также привело к потере дохода от экспорта. Дальнейшие последствия запрета будут зависеть от того, как будет развиваться мировой рынок нефти и нефтепродуктов, а также от политической ситуации.
История вопроса
В марте 2024 года правительство РФ ввело временный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива. Это решение, принятое на фоне напряженной геополитической обстановки и санкций, вызвало бурную дискуссию о его плюсах и минусах, а также о долгосрочных последствиях для отечественной экономики.
Запрет на экспорт горючего призван был стабилизировать цены на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке России. В начале 2024 года цены на топливо значительно выросли, что вызвало недовольство населения. Запрет на экспорт, теоретически, должен был снизить спрос на топливо на внешних рынках и, как следствие, привести к снижению цен на российском рынке. Это решение также было связано с участившимися технологическими проблемами на отечественных нефтеперерабатывающих заводах, которые привели к сокращению производства бензина перед обычным весенним техобслуживанием.
В условиях санкций и ограничений на импорт, запрет на экспорт горючего должен был гарантировать, что российские потребители получат достаточный объем топлива для своих нужд.
Запрет на экспорт топлива мог стимулировать развитие отечественного производства нефтепродуктов, так как российские нефтеперерабатывающие заводы получили больший спрос на свою продукцию со стороны внутреннего рынка. Внутреннее потребление бензина и дизельного топлива в России в текущем году увеличилось на 5 % по сравнению с 2023 годом.
Минусы запрета на экспорт
Однако запрет на экспорт горючего привел и к сокращению валютных поступлений от экспорта нефтепродуктов, что негативно сказалось на балансе платежного баланса России. В феврале, незадолго до введения запрета, Россия экспортировала около 141 тысячу баррелей бензина в день, или почти 14 % от общего объема производства топлива, согласно отраслевым данным, полученным Bloomberg. Около половины отечественного бензина экспортируется в страны, с которыми заключены межправительственные соглашения, в том числе в страны Евразийского экономического союза, на которые ограничения не распространяются. В 2024 году экспорт бензина из России сократился на 30 % по сравнению с 2023 годом, а экспорт дизельного топлива – на 20 %.
При этом, несмотря на запрет на экспорт, цены на бензин и дизельное топливо в России продолжали расти, хотя и медленнее, чем до введения заградительных мер.
Ограничения на экспорт горючего ухудшили отношения России с ее торговыми партнерами, которые были вынуждены искать альтернативные источники поставок топлива.
Некоторые нефтеперерабатывающие предприятия России столкнулись с проблемами из-за снижения экспортных объемов и необходимости перенаправить свою продукцию на внутренний рынок.
Что дальше?
По истечении шести месяцев с 1 марта текущего года правительство России может отменить запрет на экспорт топлива, если ситуация на внутреннем рынке стабилизируется и спроса на российские нефтепродукты за рубежом будет достаточно. Россия может продолжить перенаправлять свой экспорт топлива в дружественные страны, чтобы сократить потери от запрета на экспорт в страны ЕС и США. Ограничения на экспорт топлива могут стимулировать развитие отечественного производства нефтепродуктов и увеличить конкуренцию на российском рынке.
Эмбарго на поставки горючего из России стало мерой по регулированию внутреннего рынка топлива, но оказалось палкой о двух концах. Оно привело к снижению цен на топливо в России, но также привело к потере дохода от экспорта. Дальнейшие последствия запрета будут зависеть от того, как будет развиваться мировой рынок нефти и нефтепродуктов, а также от политической ситуации.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Китайцы просверлили лондонские слитки: афера века с золотом
Журналист и инженер Александр Садовников раскрыл детали беспрецедентного мошенничества на Лондонской бирже драгоценных металлов. Китайские покупатели приобрели...

Россия займется поставками "новой нефти"
Чтобы не отставать от таких глобальных конкурентов в сфере искусственного интеллекта (ИИ), как Китай и США, России предстоит оперативно решить вопрос с...

Правительство РФ решило помочь рыболовам Астраханской области
Астраханская область, известная своими богатыми рыбными запасами, получит дополнительные средства для улучшения состояния своих водоемов. В соответствии с...

Ядерный буксир против Маска: РФ строит атомный паровоз для космоса
Одна из самых технологически развитых отраслей российской промышленности – ядерная энергетика – должна стать козырем России в космосе на ближайшие десятилетия....

Запасы монетарного золота в международных резервах России: итоги марта
По утверждению Банка России, запасы монетарного золота в международных резервах на 1 апреля 2025 года составили 74,9 миллиона унций, что эквивалентно 2329,65...

Япония, догоняй! В России внезапно для Запада грянула серверная революция
Ситуацию не афишируют, но наши чипмейкеры возможно уже освоили и 28-нм техпроцесс...

Дяденька Путин, прости: непреклонный Запад признал, что без России ему конец
У российского хора имени Пятницкого появился очень серьезный соперник: вчера западные СМИ превзошли себя и синхронно изобразили массовый плач Ярославны, от...

Минпромторг РФ готов выделить 14 миллиардов на улучшение двигателей для МС-21
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации собирается выделить 14,2 миллиарда рублей на доработку турбовентиляторного двигателя ПД-14. Этот...

Европа не откроет своё небо для России и грозит конфискацией самолетов
Россия лоббирует возобновление авиасообщения с США в рамках соглашения о прекращении огня на Украине, однако Евросоюз продолжает настаивать на ужесточении...

Чехия приготовила удар по всей российской нефти
Чехия сегодня празднует полный отказ от российской нефти. Она была одной из трех европейских стран, которые сохранили возможность покупать российскую нефть...

У «Газпрома» и Турции наступил момент истины
Глава «Газпрома» принял руководителя главной турецкой газовой госкомпании Botas. Для обеих сторон переговоры в этом году имеют стратегическое значение....

В обмен на секретные сведения: РФ назвала жёсткие условия западным брендам
В России для западных компаний, желающих вернуться на рынок, установили новые требования. В их числе локализация производства и предоставление секретных...

Кошмар на «платке»: М-4 трассу «Дон» летом ждет армагедон
До старта курортного сезона еще больше месяца, но путь на юг стал дико тяжел даже по жадной до чужих денег дороге...

Прорыв импортозамещения в авиации: ОАК подготовила к запуску новый SJ-100
В России подошла к завершению подготовка первого полёта импортозамещённого лайнера SJ-100. Руководство «ОАК» анонсировало скорый запуск....

Денежное табу: россиян ждут жёсткие лимиты при купле-продаже недвижимости
В РФ хотят запретить приобретать за наличные жильё дороже миллиона рублей. Законопроект планируют принять летом....

Петербургский «Императорский фарфоровый завод» проводит крупную модернизацию
Петербургский «Императорский фарфоровый завод» (ИФЗ) проводит крупнейшую за всю свою историю модернизацию производства, которая должна завершиться в 2025 году....