
Правительство РФ продлило возможность экспорта горючего
Правительство Российской Федерации разрешило нефтеперерабатывающим заводам продолжать экспорт бензина еще в течение месяца, поскольку внутренний рынок остается хорошо обеспеченным. Об этом сообщается в постановлении премьер-министра России Михаила Мишустина. Согласно словам главы минэнерго РФ Сергея Цивилева, принятые в марте этого года ограничения на экспорт топлива помогли насытить внутренний рынок и привели к положительным результатам.
История вопроса
В марте 2024 года правительство РФ ввело временный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива. Это решение, принятое на фоне напряженной геополитической обстановки и санкций, вызвало бурную дискуссию о его плюсах и минусах, а также о долгосрочных последствиях для отечественной экономики.
Запрет на экспорт горючего призван был стабилизировать цены на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке России. В начале 2024 года цены на топливо значительно выросли, что вызвало недовольство населения. Запрет на экспорт, теоретически, должен был снизить спрос на топливо на внешних рынках и, как следствие, привести к снижению цен на российском рынке. Это решение также было связано с участившимися технологическими проблемами на отечественных нефтеперерабатывающих заводах, которые привели к сокращению производства бензина перед обычным весенним техобслуживанием.
В условиях санкций и ограничений на импорт, запрет на экспорт горючего должен был гарантировать, что российские потребители получат достаточный объем топлива для своих нужд.
Запрет на экспорт топлива мог стимулировать развитие отечественного производства нефтепродуктов, так как российские нефтеперерабатывающие заводы получили больший спрос на свою продукцию со стороны внутреннего рынка. Внутреннее потребление бензина и дизельного топлива в России в текущем году увеличилось на 5 % по сравнению с 2023 годом.
Минусы запрета на экспорт
Однако запрет на экспорт горючего привел и к сокращению валютных поступлений от экспорта нефтепродуктов, что негативно сказалось на балансе платежного баланса России. В феврале, незадолго до введения запрета, Россия экспортировала около 141 тысячу баррелей бензина в день, или почти 14 % от общего объема производства топлива, согласно отраслевым данным, полученным Bloomberg. Около половины отечественного бензина экспортируется в страны, с которыми заключены межправительственные соглашения, в том числе в страны Евразийского экономического союза, на которые ограничения не распространяются. В 2024 году экспорт бензина из России сократился на 30 % по сравнению с 2023 годом, а экспорт дизельного топлива – на 20 %.
При этом, несмотря на запрет на экспорт, цены на бензин и дизельное топливо в России продолжали расти, хотя и медленнее, чем до введения заградительных мер.
Ограничения на экспорт горючего ухудшили отношения России с ее торговыми партнерами, которые были вынуждены искать альтернативные источники поставок топлива.
Некоторые нефтеперерабатывающие предприятия России столкнулись с проблемами из-за снижения экспортных объемов и необходимости перенаправить свою продукцию на внутренний рынок.
Что дальше?
По истечении шести месяцев с 1 марта текущего года правительство России может отменить запрет на экспорт топлива, если ситуация на внутреннем рынке стабилизируется и спроса на российские нефтепродукты за рубежом будет достаточно. Россия может продолжить перенаправлять свой экспорт топлива в дружественные страны, чтобы сократить потери от запрета на экспорт в страны ЕС и США. Ограничения на экспорт топлива могут стимулировать развитие отечественного производства нефтепродуктов и увеличить конкуренцию на российском рынке.
Эмбарго на поставки горючего из России стало мерой по регулированию внутреннего рынка топлива, но оказалось палкой о двух концах. Оно привело к снижению цен на топливо в России, но также привело к потере дохода от экспорта. Дальнейшие последствия запрета будут зависеть от того, как будет развиваться мировой рынок нефти и нефтепродуктов, а также от политической ситуации.
История вопроса
В марте 2024 года правительство РФ ввело временный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива. Это решение, принятое на фоне напряженной геополитической обстановки и санкций, вызвало бурную дискуссию о его плюсах и минусах, а также о долгосрочных последствиях для отечественной экономики.
Запрет на экспорт горючего призван был стабилизировать цены на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке России. В начале 2024 года цены на топливо значительно выросли, что вызвало недовольство населения. Запрет на экспорт, теоретически, должен был снизить спрос на топливо на внешних рынках и, как следствие, привести к снижению цен на российском рынке. Это решение также было связано с участившимися технологическими проблемами на отечественных нефтеперерабатывающих заводах, которые привели к сокращению производства бензина перед обычным весенним техобслуживанием.
В условиях санкций и ограничений на импорт, запрет на экспорт горючего должен был гарантировать, что российские потребители получат достаточный объем топлива для своих нужд.
Запрет на экспорт топлива мог стимулировать развитие отечественного производства нефтепродуктов, так как российские нефтеперерабатывающие заводы получили больший спрос на свою продукцию со стороны внутреннего рынка. Внутреннее потребление бензина и дизельного топлива в России в текущем году увеличилось на 5 % по сравнению с 2023 годом.
Минусы запрета на экспорт
Однако запрет на экспорт горючего привел и к сокращению валютных поступлений от экспорта нефтепродуктов, что негативно сказалось на балансе платежного баланса России. В феврале, незадолго до введения запрета, Россия экспортировала около 141 тысячу баррелей бензина в день, или почти 14 % от общего объема производства топлива, согласно отраслевым данным, полученным Bloomberg. Около половины отечественного бензина экспортируется в страны, с которыми заключены межправительственные соглашения, в том числе в страны Евразийского экономического союза, на которые ограничения не распространяются. В 2024 году экспорт бензина из России сократился на 30 % по сравнению с 2023 годом, а экспорт дизельного топлива – на 20 %.
При этом, несмотря на запрет на экспорт, цены на бензин и дизельное топливо в России продолжали расти, хотя и медленнее, чем до введения заградительных мер.
Ограничения на экспорт горючего ухудшили отношения России с ее торговыми партнерами, которые были вынуждены искать альтернативные источники поставок топлива.
Некоторые нефтеперерабатывающие предприятия России столкнулись с проблемами из-за снижения экспортных объемов и необходимости перенаправить свою продукцию на внутренний рынок.
Что дальше?
По истечении шести месяцев с 1 марта текущего года правительство России может отменить запрет на экспорт топлива, если ситуация на внутреннем рынке стабилизируется и спроса на российские нефтепродукты за рубежом будет достаточно. Россия может продолжить перенаправлять свой экспорт топлива в дружественные страны, чтобы сократить потери от запрета на экспорт в страны ЕС и США. Ограничения на экспорт топлива могут стимулировать развитие отечественного производства нефтепродуктов и увеличить конкуренцию на российском рынке.
Эмбарго на поставки горючего из России стало мерой по регулированию внутреннего рынка топлива, но оказалось палкой о двух концах. Оно привело к снижению цен на топливо в России, но также привело к потере дохода от экспорта. Дальнейшие последствия запрета будут зависеть от того, как будет развиваться мировой рынок нефти и нефтепродуктов, а также от политической ситуации.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Власти РФ собираются создать в стране отрасль глубокой переработки угля
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Дмитрий Исламов рассказал в интервью ТАСС, что уже в обозримом будущем в нашей стране может появиться...

Россия нанесла серию чувствительных ударов по бизнес-интересам Азербайджана
Россия разнесла НПЗ на Украине, которые работали на азербайджанском сырье. Инцидент в Екатеринбурге был лишь поводом для обострения с Баку....

Турист ушел: Анапа теряет деньги и репутацию
В декабре 2024 года Черное море стало свидетелем одного из самых серьезных экологических бедствий: тысячи тонн мазута, выброшенного с потерпевших крушение...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Чем может ответить Россия Азербайджану
В случае торговой войны Азербайджан может поставить под сомнение статус своей страны как торгового хаба...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Самоуверенные немцы глупейшим образом загубили «Мерседес»
Соотношение цены, качества и эффективности меняется. И это китайская разработка....