Экономическое обозрение

Ученые предложили вывозить кузбасский уголь на дирижаблях

Ученые предложили вывозить кузбасский уголь на дирижаблях
Ученые из «Кузбасского государственного технического университета» (КузГТУ) во главе с проректором Кириллом Костиковым предложили вывозить уголь из Кузбасса на дирижаблях из-за загруженности железных дорог. Об этом было заявлено на XI Сибирском транспортном форуме, который прошел в Новосибирской области с 19 по 21 июня.


Проректор ВУЗа считает, что перевозка угля дирижаблями сопоставима по стоимости с доставкой топлива по железной дороге, но в то же время позволяет экологично вывозить сырье в больших объемах и доставлять до нужной точки. Кирилл Костиков пояснил, что в Кемеровской области добывается примерно 50 % всего угля в Российской Федерации, а доля экспорта составляет порядка 70 %. В настоящее время у компаний, добывающих уголь, есть трудности с вывозом продукции из региона по причине большой загруженности железных дорог. Некоторые угледобывающие предприятия из-за проблем с логистикой вынуждены приостанавливать производство.

С целью решения возникшей проблемы сотрудники КузГТУ приступили к работе по проектированию «угольного» дирижабля. А деньги на реализацию задуманного могут выделить по программе «Чистый уголь-Зеленый Кузбасс», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 11 мая 2022 года № 1144-р. Это первая в РФ комплексная научно-техническая программа, получившая поддержку на федеральном уровне. Она призвана объединить процессы исследований, инноваций, производства и вывода на рынок высокотехнологичной, наукоемкой продукции.

Что касается затрат на перевозку угля по железной дороге и на дирижабле – она примерно одинаковая. На данный момент инициаторы проекта рассчитали, что цена перевозки угля на дирижабле равна около 10,7 тысячи рублей за 1 тонну, это всего в 1,2 раза дороже, чем затраты при транспортировке железной дорогой. А в будущем доставка дирижаблями может стать дешевле, чем на поездах.

Ранее в нашей стране уже велись обсуждения по поводу возможности использования перевозки угля по воздуху на дирижаблях в труднодоступные районы. Так, в 2022 году об этом говорили в Якутии. Председатель Правительства Якутии Андрей Тарасенко в режиме видеоконференцсвязи проводил совещание, в ходе которого обсудили проект строительства опытного образца дирижабля для использования в отдаленных арктических территориях. Также современные дирижабельные системы для перевозки грузов от тридцати до двухсот тонн планируют разработать в рамках Концепции создания дирижабельных транспортных коридоров в труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока. Однако беспилотные дирижабли не попали в национальный проект и стратегию развития отрасли беспилотных авиасистем.

Напомним, что в начале двадцатых годов прошлого века человечество активно осваивало небо. В воздух поднялись первые самолеты и дирижабли. Однако из-за серии катастроф от дирижаблей пришлось отказаться. Самым ярким примером стала авария дирижабля «Гинденбург» в 1937 году на авиабазе Лейкхерст в городе Манчестер Тауншип (Нью-Джерси, США). При попытке совершить посадку после сброса якорных канатов дирижабль с пассажирами на борту внезапно загорелся и рухнул на землю, сгорев дотла за 34 секунды. После этой аварии были прекращены работы по водородным дирижаблям почти одновременно во всех странах.

В России сейчас «на ходу» только два одноместных дирижабля фирмы «Аэростатика» (Москва), два двухместных дирижабля «Ау-12» объемом 1200 кубометров и один восьмиместный «Ау-30» («Авгуръ», Москва) объемом 5000 кубометров.

Так все-таки. Что это за архаичное решение – перевозить уголь на дирижаблях? Сегодня благодаря новым материалам и технологиям довольно капризному воздушному транспорту хотят снова дать шанс покорить небо. Однако, вполне возможно, что это просто очередная попытка получить финансы из бюджета на разработку и попытку реализации крайне сомнительной задумки. На сегодняшний день однозначный вывод сделать довольно сложно, нам остается только следить за событиями.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Мы в Мы в Яндекс Дзен