
Ученые предложили вывозить кузбасский уголь на дирижаблях
Ученые из «Кузбасского государственного технического университета» (КузГТУ) во главе с проректором Кириллом Костиковым предложили вывозить уголь из Кузбасса на дирижаблях из-за загруженности железных дорог. Об этом было заявлено на XI Сибирском транспортном форуме, который прошел в Новосибирской области с 19 по 21 июня.
Проректор ВУЗа считает, что перевозка угля дирижаблями сопоставима по стоимости с доставкой топлива по железной дороге, но в то же время позволяет экологично вывозить сырье в больших объемах и доставлять до нужной точки. Кирилл Костиков пояснил, что в Кемеровской области добывается примерно 50 % всего угля в Российской Федерации, а доля экспорта составляет порядка 70 %. В настоящее время у компаний, добывающих уголь, есть трудности с вывозом продукции из региона по причине большой загруженности железных дорог. Некоторые угледобывающие предприятия из-за проблем с логистикой вынуждены приостанавливать производство.
С целью решения возникшей проблемы сотрудники КузГТУ приступили к работе по проектированию «угольного» дирижабля. А деньги на реализацию задуманного могут выделить по программе «Чистый уголь-Зеленый Кузбасс», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 11 мая 2022 года № 1144-р. Это первая в РФ комплексная научно-техническая программа, получившая поддержку на федеральном уровне. Она призвана объединить процессы исследований, инноваций, производства и вывода на рынок высокотехнологичной, наукоемкой продукции.
Что касается затрат на перевозку угля по железной дороге и на дирижабле – она примерно одинаковая. На данный момент инициаторы проекта рассчитали, что цена перевозки угля на дирижабле равна около 10,7 тысячи рублей за 1 тонну, это всего в 1,2 раза дороже, чем затраты при транспортировке железной дорогой. А в будущем доставка дирижаблями может стать дешевле, чем на поездах.
Ранее в нашей стране уже велись обсуждения по поводу возможности использования перевозки угля по воздуху на дирижаблях в труднодоступные районы. Так, в 2022 году об этом говорили в Якутии. Председатель Правительства Якутии Андрей Тарасенко в режиме видеоконференцсвязи проводил совещание, в ходе которого обсудили проект строительства опытного образца дирижабля для использования в отдаленных арктических территориях. Также современные дирижабельные системы для перевозки грузов от тридцати до двухсот тонн планируют разработать в рамках Концепции создания дирижабельных транспортных коридоров в труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока. Однако беспилотные дирижабли не попали в национальный проект и стратегию развития отрасли беспилотных авиасистем.
Напомним, что в начале двадцатых годов прошлого века человечество активно осваивало небо. В воздух поднялись первые самолеты и дирижабли. Однако из-за серии катастроф от дирижаблей пришлось отказаться. Самым ярким примером стала авария дирижабля «Гинденбург» в 1937 году на авиабазе Лейкхерст в городе Манчестер Тауншип (Нью-Джерси, США). При попытке совершить посадку после сброса якорных канатов дирижабль с пассажирами на борту внезапно загорелся и рухнул на землю, сгорев дотла за 34 секунды. После этой аварии были прекращены работы по водородным дирижаблям почти одновременно во всех странах.
В России сейчас «на ходу» только два одноместных дирижабля фирмы «Аэростатика» (Москва), два двухместных дирижабля «Ау-12» объемом 1200 кубометров и один восьмиместный «Ау-30» («Авгуръ», Москва) объемом 5000 кубометров.
Так все-таки. Что это за архаичное решение – перевозить уголь на дирижаблях? Сегодня благодаря новым материалам и технологиям довольно капризному воздушному транспорту хотят снова дать шанс покорить небо. Однако, вполне возможно, что это просто очередная попытка получить финансы из бюджета на разработку и попытку реализации крайне сомнительной задумки. На сегодняшний день однозначный вывод сделать довольно сложно, нам остается только следить за событиями.
Проректор ВУЗа считает, что перевозка угля дирижаблями сопоставима по стоимости с доставкой топлива по железной дороге, но в то же время позволяет экологично вывозить сырье в больших объемах и доставлять до нужной точки. Кирилл Костиков пояснил, что в Кемеровской области добывается примерно 50 % всего угля в Российской Федерации, а доля экспорта составляет порядка 70 %. В настоящее время у компаний, добывающих уголь, есть трудности с вывозом продукции из региона по причине большой загруженности железных дорог. Некоторые угледобывающие предприятия из-за проблем с логистикой вынуждены приостанавливать производство.
С целью решения возникшей проблемы сотрудники КузГТУ приступили к работе по проектированию «угольного» дирижабля. А деньги на реализацию задуманного могут выделить по программе «Чистый уголь-Зеленый Кузбасс», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 11 мая 2022 года № 1144-р. Это первая в РФ комплексная научно-техническая программа, получившая поддержку на федеральном уровне. Она призвана объединить процессы исследований, инноваций, производства и вывода на рынок высокотехнологичной, наукоемкой продукции.
Что касается затрат на перевозку угля по железной дороге и на дирижабле – она примерно одинаковая. На данный момент инициаторы проекта рассчитали, что цена перевозки угля на дирижабле равна около 10,7 тысячи рублей за 1 тонну, это всего в 1,2 раза дороже, чем затраты при транспортировке железной дорогой. А в будущем доставка дирижаблями может стать дешевле, чем на поездах.
Ранее в нашей стране уже велись обсуждения по поводу возможности использования перевозки угля по воздуху на дирижаблях в труднодоступные районы. Так, в 2022 году об этом говорили в Якутии. Председатель Правительства Якутии Андрей Тарасенко в режиме видеоконференцсвязи проводил совещание, в ходе которого обсудили проект строительства опытного образца дирижабля для использования в отдаленных арктических территориях. Также современные дирижабельные системы для перевозки грузов от тридцати до двухсот тонн планируют разработать в рамках Концепции создания дирижабельных транспортных коридоров в труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока. Однако беспилотные дирижабли не попали в национальный проект и стратегию развития отрасли беспилотных авиасистем.
Напомним, что в начале двадцатых годов прошлого века человечество активно осваивало небо. В воздух поднялись первые самолеты и дирижабли. Однако из-за серии катастроф от дирижаблей пришлось отказаться. Самым ярким примером стала авария дирижабля «Гинденбург» в 1937 году на авиабазе Лейкхерст в городе Манчестер Тауншип (Нью-Джерси, США). При попытке совершить посадку после сброса якорных канатов дирижабль с пассажирами на борту внезапно загорелся и рухнул на землю, сгорев дотла за 34 секунды. После этой аварии были прекращены работы по водородным дирижаблям почти одновременно во всех странах.
В России сейчас «на ходу» только два одноместных дирижабля фирмы «Аэростатика» (Москва), два двухместных дирижабля «Ау-12» объемом 1200 кубометров и один восьмиместный «Ау-30» («Авгуръ», Москва) объемом 5000 кубометров.
Так все-таки. Что это за архаичное решение – перевозить уголь на дирижаблях? Сегодня благодаря новым материалам и технологиям довольно капризному воздушному транспорту хотят снова дать шанс покорить небо. Однако, вполне возможно, что это просто очередная попытка получить финансы из бюджета на разработку и попытку реализации крайне сомнительной задумки. На сегодняшний день однозначный вывод сделать довольно сложно, нам остается только следить за событиями.
- Роман Земляков
- youtube.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

«Госуслуги» сделают жизнь проще: получение налогового вычета больше не проблема
В России к началу 2026 года запланированы значительные изменения в процедуре оформления налогового вычета при продаже недвижимости и транспорта. Об этом...

Уран под водой: затопление урановых шахт Украины
Председатель независимого профсоюза горняков Украины называет ситуацию на урановых шахтах в Кировоградской области критической. Укрэнерго обесточило шахты,...

Обмеление Каспия: экстравагантные проекты Казахстана и Азербайджана
Казахстан официально обратился к Российской Федерации с призывом ограничить водохозяйственное вмешательство в бассейне реки Волги, которая обеспечивает более...

Отобранная у «Газпрома» компания купит каспийский газ для Германии
Немецкая SEFE заключила 10-летний контракт на поставку газа с азербайджанской госкомпанией Socar. Первые кубометры ожидают в этом году. Полученные средства...

Пенсионные взлеты: доплаты и индексации в России
В конце 2024 года средний размер федеральной доплаты к пенсии неработающих пенсионеров в России достигнет 2 882,47 рубля. Эти данные предоставил Социальный...

«Уральские локомотивы» возводят комплекс по выпуску высокоскоростных поездов
На территории завода «Уральские локомотивы», расположенного в Верхней Пышме (Свердловская область), активно реализуется амбициозный проект, инициированный...

100 000 уволенных, на очереди 70 000: Германия уже страна-банкрот
Продолжающийся экономический кризис в Германии за год лишил промышленность страны более 100 000 рабочих мест. По данным агентства dpa, больше всего пострадал...

Катастрофа в пищевой отрасли: в РФ рухнуло производство базовых продуктов
В России отмечен заметный спад в пищевой промышленности. За первые месяцы текущего года зафиксировано сокращение объёмов производства базовых продуктов....

Российские гипермаркеты сокращают свои площади
В первом квартале 2025 года российский рынок ретейла переживает значительные изменения. Согласно отчету Infoline, общая площадь гипермаркетов, принадлежащих...

Средний класс Америки приказал долго жить и ускоренно сходит с ума
Новый доклад американского аналитического центра «Институт Людвига ко всеобщему экономическому процветанию» (LISEP) показал, что «истинный уровень безработицы»...

Стоматология в РФ стала недоступна: россияне массово скупают «зубные» туры
В России наблюдается рост интереса к стоматологическому туризму. Где сегодня выгоднее лечить зубы – дома или за рубежом – рассказали эксперты...

Мигрант, давай до свидания: в РФ предложили способ заменить дешевую рабсилу
На «Форуме будущего — 2050» прозвучала неожиданная инициатива от православного олигарха Константина Малофеева по замене труда мигрантов в России. Не менее...

Украина полным ходом готовится к отмене пенсий и социальных выплат
На Украине идёт подготовка к отказу от существующих пенсионной и социальной системы, вместо гарантированных пенсий и социальных выплат будет установлено некое...

Резервы ФНБ на исходе: тайные проекты «съели» миллиарды из «кубышки»
Фонд национального благосостояния России в ближайшее время может оказаться полностью израсходованным. Государственные проекты и «секретные направления»...

Стройка заглохла, дальше сработает принцип «домино»
РЖД сбавила грузоперевозки, добыча песка и гравия сократилась, спрос на металл тоже упадет...

Российский сжиженный природный газ добрался до Вьетнама
Вьетнам 6 июня 2023 года вступил в новую эру энергетического сотрудничества с Россией, начав импорт сжиженного природного газа (СПГ) из РФ. Танкер Blue Dragon...