Российский экспорт нефти по морю: падение объемов и его причины
В последние недели российский экспорт нефти по морю значительно снизился, опустившись практически до самого низкого уровня за месяц. Главной причиной такого падения стали ремонтные работы на единственном в стране арктическом шельфовом месторождении «Приразломное».
Снижение объемов поставок
По данным на неделю до 1 сентября, средние четырехнедельные объемы экспорта сырой нефти сократились до 3,16 миллиона баррелей в день, что на 90 тысяч баррелей меньше по сравнению с предыдущим периодом. В то же время недельные потоки, которые значительно более изменчивы, упали на 250 тысяч баррелей и составили 3,1 миллиона баррелей в сутки.
Примечательно, что остановка поставок с арктического месторождения «Приразломное» произошла в середине августа, вероятнее всего, из-за проведения технического обслуживания. Аналогичный перерыв в эксплуатации наблюдался и в прошлом году в это же время. Остановка работы этого стратегически важного месторождения серьезно ударила по экспортным показателям даже на фоне планов ОПЕК+ по увеличению добычи.
Морской экспорт российской нефти в европейские страны прекратился, а поставки в Болгарию были остановлены в конце прошлого года. Москва также потеряла около 500 тысяч баррелей в день трубопроводного экспорта в Польшу и Германию в начале 2023 года, когда эти страны прекратили закупки.
Наблюдаемые поставки российской нефти в азиатские страны, включая контракты без указанного конечного пункта назначения, сократились до 2,96 миллиона баррелей в день на протяжении четырех недель, заканчивающихся 1 сентября. Это значение примерно на 9 % ниже, чем средний уровень поставок, зафиксированный в апреле. Из этого объема около 1,19 миллиона баррелей в день было отправлено на танкерах, направлявшихся в Китай. Страна увеличивает морской импорт, получая около 800 тысяч баррелей в сутки, которые поступают из России как напрямую, так и через Казахстан.
При этом поставки нефти на судах, предназначенных для Индии, составили в среднем 1,66 миллиона баррелей в день, что также ниже пересмотренного значения в 1,78 миллиона баррелей за период до 25 августа. Ожидается, что эти показатели в обеих странах могут возрасти по мере освобождения портов разгрузки для судов, которые сейчас не указывают конкретные пункты назначения.
Поставки, сигнализирующие о маршруте из Порт-Саида или Суэца в Египте, составили около 30 тысяч баррелей в день. Эти грузы обычно направляются в индийские или китайские порты, и до определения конечного пункта назначения отображаются как «Неизвестная Азия».
Объемы поставок, обозначенные как «Прочее неизвестное», составили порядка 50 тысяч баррелей в день за период до 1 сентября. Эти танкеры, у которых нет четкого пункта назначения, в основном отправляются из западных портов России, проходя через Суэцкий канал. Некоторые из них могут направляться в Турцию. Часто такие грузы перемещаются с одного судна на другое, и большая часть этих операций сейчас происходит в Средиземном море, в том числе у берегов Египта и недалеко от Сохара в Омане. Таким образом РФ обходит санкционное давление от США.
Планы ОПЕК+ и корректировка объемов добычи
Несмотря на ожидаемое увеличение добычи с октября для нескольких стран-членов ОПЕК+, России предстоит выполнять более глубокие сокращения, чтобы компенсировать превышение квот, зарегистрированное в начале года. Вице-премьер Александр Новак подтвердил, что страна выполнит свои обязательства перед ОПЕК+ к концу августа – но это влечет за собой дополнительные сложности для экспорта.
Обещания России снизить добычу в перспективе могут ограничить возможность нарастить объемы поставок и в дальнейшем, поскольку присутствует намерение повышать добычу постепенно до 8,978 миллиона баррелей в день к концу сентября.
Неопределенность на рынке
Несмотря на текущие ограничения, в последние недели Россия активизировала свои поставки на китайский рынок, ориентируясь на танкеры, которые попали под санкции США. Судна, вошедшие в «черный список», осуществили как минимум 11 доставок углеводородов, из которых шесть состоялись в августе. Тем не менее, насколько успешно Россия сможет нарастить экспорт на другие рынки, остается под вопросом, учитывая усилия США и других стран Запада по воздействию на «теневой флот» РФ.
На российских нефтеперерабатывающих заводах в июле и августе наблюдался рост переработки нефти. В первые четыре недели августа средние объемы обработки нефти достигли отметки в 5,52 миллиона баррелей в сутки – наиболее крупный показатель с лета прошлого года. Эти данные свидетельствуют о наращивании внутреннего потребления, что также может повлиять на экспортные возможности. С учетом опыта прошлого года в уборочную страду, такой вариант увеличения внутреннего потребления не кажется абсолютно надуманным.
В то же время, в период с 26 августа по 1 сентября на 29 танкерах было погружено всего 21,7 миллиона баррелей нефти, что на 1,74 миллиона баррелей меньше, чем на предыдущей неделе. Сочетание снижения поставок и увеличения переработки указывает на необходимость пересмотра экспортных стратегий.
Ожидания на будущее
С учетом того, что Москва обязалась на более глубокие сокращения в октябре и ноябре 2023 года, эксперты предполагают, что рынок нефти будет оставаться под давлением неопределенности. Важно отметить, что с ростом цен на нефть в мире сохраняется высокий интерес к рынку, и производители, вероятно, будут стремиться выполнить собственные обещания перед ОПЕК+ по снижению выкачиванию нефти из недр и производства нефтепродуктов.
С уверенным взглядом на октябрьское увеличение добычи и постепенное восстановление экспорта, Россия сталкивается с необходимостью найти баланс между внутренними потребностями и международными обязательствами.
Потоки российской нефти все еще встречаются с трудностями из-за проводимых греческим флотом учений в зоне Средиземноморского региона. Закрытые морские пути напрямую влияют на доставку нефти из России. Эти военно-морские учения теперь расширены, что может повлиять на формирование маршрутов и логистику поставок, а это неизменно повлечет увеличение расходов на транспортировку черного золота из России.
Снижение объемов поставок
По данным на неделю до 1 сентября, средние четырехнедельные объемы экспорта сырой нефти сократились до 3,16 миллиона баррелей в день, что на 90 тысяч баррелей меньше по сравнению с предыдущим периодом. В то же время недельные потоки, которые значительно более изменчивы, упали на 250 тысяч баррелей и составили 3,1 миллиона баррелей в сутки.
Примечательно, что остановка поставок с арктического месторождения «Приразломное» произошла в середине августа, вероятнее всего, из-за проведения технического обслуживания. Аналогичный перерыв в эксплуатации наблюдался и в прошлом году в это же время. Остановка работы этого стратегически важного месторождения серьезно ударила по экспортным показателям даже на фоне планов ОПЕК+ по увеличению добычи.
Морской экспорт российской нефти в европейские страны прекратился, а поставки в Болгарию были остановлены в конце прошлого года. Москва также потеряла около 500 тысяч баррелей в день трубопроводного экспорта в Польшу и Германию в начале 2023 года, когда эти страны прекратили закупки.
Наблюдаемые поставки российской нефти в азиатские страны, включая контракты без указанного конечного пункта назначения, сократились до 2,96 миллиона баррелей в день на протяжении четырех недель, заканчивающихся 1 сентября. Это значение примерно на 9 % ниже, чем средний уровень поставок, зафиксированный в апреле. Из этого объема около 1,19 миллиона баррелей в день было отправлено на танкерах, направлявшихся в Китай. Страна увеличивает морской импорт, получая около 800 тысяч баррелей в сутки, которые поступают из России как напрямую, так и через Казахстан.
При этом поставки нефти на судах, предназначенных для Индии, составили в среднем 1,66 миллиона баррелей в день, что также ниже пересмотренного значения в 1,78 миллиона баррелей за период до 25 августа. Ожидается, что эти показатели в обеих странах могут возрасти по мере освобождения портов разгрузки для судов, которые сейчас не указывают конкретные пункты назначения.
Поставки, сигнализирующие о маршруте из Порт-Саида или Суэца в Египте, составили около 30 тысяч баррелей в день. Эти грузы обычно направляются в индийские или китайские порты, и до определения конечного пункта назначения отображаются как «Неизвестная Азия».
Объемы поставок, обозначенные как «Прочее неизвестное», составили порядка 50 тысяч баррелей в день за период до 1 сентября. Эти танкеры, у которых нет четкого пункта назначения, в основном отправляются из западных портов России, проходя через Суэцкий канал. Некоторые из них могут направляться в Турцию. Часто такие грузы перемещаются с одного судна на другое, и большая часть этих операций сейчас происходит в Средиземном море, в том числе у берегов Египта и недалеко от Сохара в Омане. Таким образом РФ обходит санкционное давление от США.
Планы ОПЕК+ и корректировка объемов добычи
Несмотря на ожидаемое увеличение добычи с октября для нескольких стран-членов ОПЕК+, России предстоит выполнять более глубокие сокращения, чтобы компенсировать превышение квот, зарегистрированное в начале года. Вице-премьер Александр Новак подтвердил, что страна выполнит свои обязательства перед ОПЕК+ к концу августа – но это влечет за собой дополнительные сложности для экспорта.
Обещания России снизить добычу в перспективе могут ограничить возможность нарастить объемы поставок и в дальнейшем, поскольку присутствует намерение повышать добычу постепенно до 8,978 миллиона баррелей в день к концу сентября.
Неопределенность на рынке
Несмотря на текущие ограничения, в последние недели Россия активизировала свои поставки на китайский рынок, ориентируясь на танкеры, которые попали под санкции США. Судна, вошедшие в «черный список», осуществили как минимум 11 доставок углеводородов, из которых шесть состоялись в августе. Тем не менее, насколько успешно Россия сможет нарастить экспорт на другие рынки, остается под вопросом, учитывая усилия США и других стран Запада по воздействию на «теневой флот» РФ.
На российских нефтеперерабатывающих заводах в июле и августе наблюдался рост переработки нефти. В первые четыре недели августа средние объемы обработки нефти достигли отметки в 5,52 миллиона баррелей в сутки – наиболее крупный показатель с лета прошлого года. Эти данные свидетельствуют о наращивании внутреннего потребления, что также может повлиять на экспортные возможности. С учетом опыта прошлого года в уборочную страду, такой вариант увеличения внутреннего потребления не кажется абсолютно надуманным.
В то же время, в период с 26 августа по 1 сентября на 29 танкерах было погружено всего 21,7 миллиона баррелей нефти, что на 1,74 миллиона баррелей меньше, чем на предыдущей неделе. Сочетание снижения поставок и увеличения переработки указывает на необходимость пересмотра экспортных стратегий.
Ожидания на будущее
С учетом того, что Москва обязалась на более глубокие сокращения в октябре и ноябре 2023 года, эксперты предполагают, что рынок нефти будет оставаться под давлением неопределенности. Важно отметить, что с ростом цен на нефть в мире сохраняется высокий интерес к рынку, и производители, вероятно, будут стремиться выполнить собственные обещания перед ОПЕК+ по снижению выкачиванию нефти из недр и производства нефтепродуктов.
С уверенным взглядом на октябрьское увеличение добычи и постепенное восстановление экспорта, Россия сталкивается с необходимостью найти баланс между внутренними потребностями и международными обязательствами.
Потоки российской нефти все еще встречаются с трудностями из-за проводимых греческим флотом учений в зоне Средиземноморского региона. Закрытые морские пути напрямую влияют на доставку нефти из России. Эти военно-морские учения теперь расширены, что может повлиять на формирование маршрутов и логистику поставок, а это неизменно повлечет увеличение расходов на транспортировку черного золота из России.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
США хотят отрезать «Газпромбанк» от SWIFT
Согласно сообщениям различных средств массовой информации, США намереваются ввести новые санкции против одного из крупнейших государственных банков России –...
Сибирские ученые придумали новый способ извлечения золота из отходов
Ученые «Уральского федерального университета» (УрФУ) совершили настоящий прорыв в области извлечения золота из сложных руд и техногенного сырья, разработав...
Новый суперкомпьютер: революция в вычислительных технологиях России
Холдинг «Росэлектроника» (входит в состав государственной корпорации «Ростех») вместе с Российской академией наук (РАН) представляет новый амбициозный проект –...
Не слабее ракет по Курску – США нанесли еще один удар по России
США ввели дополнительные санкции против ряда российских банков, чтобы нанести удар по экспорту российского газа в Европу, который начал опять расти...
В России заработал первый завод по переработке амаранта
В Воронежской области открыли уникальное предприятие – первое в стране производство по глубокой переработке амарантовой культуры. В торжественном церемонии...
«Ключевая ошибка» ЦБ РФ: Глазьев против Набиуллиной
В высших эшелонах власти идет подковерная схватка либералов и консерваторов, в том числе, среди экономистов. Именно она определит экономическое будущее России....
МС-21: новое поколение российских самолётов готовится принимать пассажиров
Мишустин заявил, что в 2025г ожидается завершение сертификации флагманского самолета МС-21 и начало его поставок в авиакомпании...
«Мерседес» и «БМВ» тихо скребутся в российскую дверь
Немецкие автопроизводители явно хотят обратно на наш рынок, но фарш невозможно прокрутить назад...
Прокуратура разобралась с производителями молочной продукции в РФ
В последнее время цены на молочную продукцию в России стали предметом серьезного обсуждения и общественного недовольства. Генеральная прокуратура страны...
Паровоз без машиниста: РЖД покидают люди основной профессии
Главная причина нехватки кадров на «железке" — низкие зарплаты...
Газовая лихорадка докатилась до Альп: Австрию начинает трясти вслед за ФРГ
Разрушенная европейцами система поставок российского топлива привела рынок к неопределенности...
Курс доллара в России выше 100 рублей – в чем причины?
На этой неделе курс доллара на внебиржевых торгах преодолел отметку в 100 рублей – такой уровень не наблюдался с октября 2023 года. Эта динамика в значительной...
Из списка «Форбс» — в банкроты: 600 авто и элитное вино до добра не доведут
Долговая яма — еще не самый худший вариант для тех, кто вчера ворочал миллиардами...
В современных технологиях мы отстали навсегда
Россия презентовала суперкомпьютер нового поколения. Пора замахнуться и на бытовые?...
Катастрофа для «Новатэк»: единственный завод СПГ в России законсервирован
Агентство Bloomberg заявило, что единственный в России завод по сжижению газа остановлен. Предприятие прекратило работу из-за санкций против проекта «Арктик...
Евросоюз будет уничтожен, но страны вроде Венгрии и Словакии могут спастись
Между молотом и наковальней: в грядущей торговой войне Европа на стороне того, кто её прихлопнет...