
Российский экспорт нефти по морю: падение объемов и его причины
В последние недели российский экспорт нефти по морю значительно снизился, опустившись практически до самого низкого уровня за месяц. Главной причиной такого падения стали ремонтные работы на единственном в стране арктическом шельфовом месторождении «Приразломное».
Снижение объемов поставок
По данным на неделю до 1 сентября, средние четырехнедельные объемы экспорта сырой нефти сократились до 3,16 миллиона баррелей в день, что на 90 тысяч баррелей меньше по сравнению с предыдущим периодом. В то же время недельные потоки, которые значительно более изменчивы, упали на 250 тысяч баррелей и составили 3,1 миллиона баррелей в сутки.
Примечательно, что остановка поставок с арктического месторождения «Приразломное» произошла в середине августа, вероятнее всего, из-за проведения технического обслуживания. Аналогичный перерыв в эксплуатации наблюдался и в прошлом году в это же время. Остановка работы этого стратегически важного месторождения серьезно ударила по экспортным показателям даже на фоне планов ОПЕК+ по увеличению добычи.
Морской экспорт российской нефти в европейские страны прекратился, а поставки в Болгарию были остановлены в конце прошлого года. Москва также потеряла около 500 тысяч баррелей в день трубопроводного экспорта в Польшу и Германию в начале 2023 года, когда эти страны прекратили закупки.
Наблюдаемые поставки российской нефти в азиатские страны, включая контракты без указанного конечного пункта назначения, сократились до 2,96 миллиона баррелей в день на протяжении четырех недель, заканчивающихся 1 сентября. Это значение примерно на 9 % ниже, чем средний уровень поставок, зафиксированный в апреле. Из этого объема около 1,19 миллиона баррелей в день было отправлено на танкерах, направлявшихся в Китай. Страна увеличивает морской импорт, получая около 800 тысяч баррелей в сутки, которые поступают из России как напрямую, так и через Казахстан.
При этом поставки нефти на судах, предназначенных для Индии, составили в среднем 1,66 миллиона баррелей в день, что также ниже пересмотренного значения в 1,78 миллиона баррелей за период до 25 августа. Ожидается, что эти показатели в обеих странах могут возрасти по мере освобождения портов разгрузки для судов, которые сейчас не указывают конкретные пункты назначения.
Поставки, сигнализирующие о маршруте из Порт-Саида или Суэца в Египте, составили около 30 тысяч баррелей в день. Эти грузы обычно направляются в индийские или китайские порты, и до определения конечного пункта назначения отображаются как «Неизвестная Азия».
Объемы поставок, обозначенные как «Прочее неизвестное», составили порядка 50 тысяч баррелей в день за период до 1 сентября. Эти танкеры, у которых нет четкого пункта назначения, в основном отправляются из западных портов России, проходя через Суэцкий канал. Некоторые из них могут направляться в Турцию. Часто такие грузы перемещаются с одного судна на другое, и большая часть этих операций сейчас происходит в Средиземном море, в том числе у берегов Египта и недалеко от Сохара в Омане. Таким образом РФ обходит санкционное давление от США.
Планы ОПЕК+ и корректировка объемов добычи
Несмотря на ожидаемое увеличение добычи с октября для нескольких стран-членов ОПЕК+, России предстоит выполнять более глубокие сокращения, чтобы компенсировать превышение квот, зарегистрированное в начале года. Вице-премьер Александр Новак подтвердил, что страна выполнит свои обязательства перед ОПЕК+ к концу августа – но это влечет за собой дополнительные сложности для экспорта.
Обещания России снизить добычу в перспективе могут ограничить возможность нарастить объемы поставок и в дальнейшем, поскольку присутствует намерение повышать добычу постепенно до 8,978 миллиона баррелей в день к концу сентября.
Неопределенность на рынке
Несмотря на текущие ограничения, в последние недели Россия активизировала свои поставки на китайский рынок, ориентируясь на танкеры, которые попали под санкции США. Судна, вошедшие в «черный список», осуществили как минимум 11 доставок углеводородов, из которых шесть состоялись в августе. Тем не менее, насколько успешно Россия сможет нарастить экспорт на другие рынки, остается под вопросом, учитывая усилия США и других стран Запада по воздействию на «теневой флот» РФ.
На российских нефтеперерабатывающих заводах в июле и августе наблюдался рост переработки нефти. В первые четыре недели августа средние объемы обработки нефти достигли отметки в 5,52 миллиона баррелей в сутки – наиболее крупный показатель с лета прошлого года. Эти данные свидетельствуют о наращивании внутреннего потребления, что также может повлиять на экспортные возможности. С учетом опыта прошлого года в уборочную страду, такой вариант увеличения внутреннего потребления не кажется абсолютно надуманным.
В то же время, в период с 26 августа по 1 сентября на 29 танкерах было погружено всего 21,7 миллиона баррелей нефти, что на 1,74 миллиона баррелей меньше, чем на предыдущей неделе. Сочетание снижения поставок и увеличения переработки указывает на необходимость пересмотра экспортных стратегий.
Ожидания на будущее
С учетом того, что Москва обязалась на более глубокие сокращения в октябре и ноябре 2023 года, эксперты предполагают, что рынок нефти будет оставаться под давлением неопределенности. Важно отметить, что с ростом цен на нефть в мире сохраняется высокий интерес к рынку, и производители, вероятно, будут стремиться выполнить собственные обещания перед ОПЕК+ по снижению выкачиванию нефти из недр и производства нефтепродуктов.
С уверенным взглядом на октябрьское увеличение добычи и постепенное восстановление экспорта, Россия сталкивается с необходимостью найти баланс между внутренними потребностями и международными обязательствами.
Потоки российской нефти все еще встречаются с трудностями из-за проводимых греческим флотом учений в зоне Средиземноморского региона. Закрытые морские пути напрямую влияют на доставку нефти из России. Эти военно-морские учения теперь расширены, что может повлиять на формирование маршрутов и логистику поставок, а это неизменно повлечет увеличение расходов на транспортировку черного золота из России.
Снижение объемов поставок
По данным на неделю до 1 сентября, средние четырехнедельные объемы экспорта сырой нефти сократились до 3,16 миллиона баррелей в день, что на 90 тысяч баррелей меньше по сравнению с предыдущим периодом. В то же время недельные потоки, которые значительно более изменчивы, упали на 250 тысяч баррелей и составили 3,1 миллиона баррелей в сутки.
Примечательно, что остановка поставок с арктического месторождения «Приразломное» произошла в середине августа, вероятнее всего, из-за проведения технического обслуживания. Аналогичный перерыв в эксплуатации наблюдался и в прошлом году в это же время. Остановка работы этого стратегически важного месторождения серьезно ударила по экспортным показателям даже на фоне планов ОПЕК+ по увеличению добычи.
Морской экспорт российской нефти в европейские страны прекратился, а поставки в Болгарию были остановлены в конце прошлого года. Москва также потеряла около 500 тысяч баррелей в день трубопроводного экспорта в Польшу и Германию в начале 2023 года, когда эти страны прекратили закупки.
Наблюдаемые поставки российской нефти в азиатские страны, включая контракты без указанного конечного пункта назначения, сократились до 2,96 миллиона баррелей в день на протяжении четырех недель, заканчивающихся 1 сентября. Это значение примерно на 9 % ниже, чем средний уровень поставок, зафиксированный в апреле. Из этого объема около 1,19 миллиона баррелей в день было отправлено на танкерах, направлявшихся в Китай. Страна увеличивает морской импорт, получая около 800 тысяч баррелей в сутки, которые поступают из России как напрямую, так и через Казахстан.
При этом поставки нефти на судах, предназначенных для Индии, составили в среднем 1,66 миллиона баррелей в день, что также ниже пересмотренного значения в 1,78 миллиона баррелей за период до 25 августа. Ожидается, что эти показатели в обеих странах могут возрасти по мере освобождения портов разгрузки для судов, которые сейчас не указывают конкретные пункты назначения.
Поставки, сигнализирующие о маршруте из Порт-Саида или Суэца в Египте, составили около 30 тысяч баррелей в день. Эти грузы обычно направляются в индийские или китайские порты, и до определения конечного пункта назначения отображаются как «Неизвестная Азия».
Объемы поставок, обозначенные как «Прочее неизвестное», составили порядка 50 тысяч баррелей в день за период до 1 сентября. Эти танкеры, у которых нет четкого пункта назначения, в основном отправляются из западных портов России, проходя через Суэцкий канал. Некоторые из них могут направляться в Турцию. Часто такие грузы перемещаются с одного судна на другое, и большая часть этих операций сейчас происходит в Средиземном море, в том числе у берегов Египта и недалеко от Сохара в Омане. Таким образом РФ обходит санкционное давление от США.
Планы ОПЕК+ и корректировка объемов добычи
Несмотря на ожидаемое увеличение добычи с октября для нескольких стран-членов ОПЕК+, России предстоит выполнять более глубокие сокращения, чтобы компенсировать превышение квот, зарегистрированное в начале года. Вице-премьер Александр Новак подтвердил, что страна выполнит свои обязательства перед ОПЕК+ к концу августа – но это влечет за собой дополнительные сложности для экспорта.
Обещания России снизить добычу в перспективе могут ограничить возможность нарастить объемы поставок и в дальнейшем, поскольку присутствует намерение повышать добычу постепенно до 8,978 миллиона баррелей в день к концу сентября.
Неопределенность на рынке
Несмотря на текущие ограничения, в последние недели Россия активизировала свои поставки на китайский рынок, ориентируясь на танкеры, которые попали под санкции США. Судна, вошедшие в «черный список», осуществили как минимум 11 доставок углеводородов, из которых шесть состоялись в августе. Тем не менее, насколько успешно Россия сможет нарастить экспорт на другие рынки, остается под вопросом, учитывая усилия США и других стран Запада по воздействию на «теневой флот» РФ.
На российских нефтеперерабатывающих заводах в июле и августе наблюдался рост переработки нефти. В первые четыре недели августа средние объемы обработки нефти достигли отметки в 5,52 миллиона баррелей в сутки – наиболее крупный показатель с лета прошлого года. Эти данные свидетельствуют о наращивании внутреннего потребления, что также может повлиять на экспортные возможности. С учетом опыта прошлого года в уборочную страду, такой вариант увеличения внутреннего потребления не кажется абсолютно надуманным.
В то же время, в период с 26 августа по 1 сентября на 29 танкерах было погружено всего 21,7 миллиона баррелей нефти, что на 1,74 миллиона баррелей меньше, чем на предыдущей неделе. Сочетание снижения поставок и увеличения переработки указывает на необходимость пересмотра экспортных стратегий.
Ожидания на будущее
С учетом того, что Москва обязалась на более глубокие сокращения в октябре и ноябре 2023 года, эксперты предполагают, что рынок нефти будет оставаться под давлением неопределенности. Важно отметить, что с ростом цен на нефть в мире сохраняется высокий интерес к рынку, и производители, вероятно, будут стремиться выполнить собственные обещания перед ОПЕК+ по снижению выкачиванию нефти из недр и производства нефтепродуктов.
С уверенным взглядом на октябрьское увеличение добычи и постепенное восстановление экспорта, Россия сталкивается с необходимостью найти баланс между внутренними потребностями и международными обязательствами.
Потоки российской нефти все еще встречаются с трудностями из-за проводимых греческим флотом учений в зоне Средиземноморского региона. Закрытые морские пути напрямую влияют на доставку нефти из России. Эти военно-морские учения теперь расширены, что может повлиять на формирование маршрутов и логистику поставок, а это неизменно повлечет увеличение расходов на транспортировку черного золота из России.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Китайцы просверлили лондонские слитки: афера века с золотом
Журналист и инженер Александр Садовников раскрыл детали беспрецедентного мошенничества на Лондонской бирже драгоценных металлов. Китайские покупатели приобрели...

Россия займется поставками "новой нефти"
Чтобы не отставать от таких глобальных конкурентов в сфере искусственного интеллекта (ИИ), как Китай и США, России предстоит оперативно решить вопрос с...

Ядерный буксир против Маска: РФ строит атомный паровоз для космоса
Одна из самых технологически развитых отраслей российской промышленности – ядерная энергетика – должна стать козырем России в космосе на ближайшие десятилетия....

Транспортные коридоры будущего: зачем России развивать маршрут «Север – Юг»?
Мир меняется, а вместе с ним изменениям подлежат и маршруты мировой торговли. На фоне санкций, политической турбулентности и переориентации России на юг и...

Запасы монетарного золота в международных резервах России: итоги марта
По утверждению Банка России, запасы монетарного золота в международных резервах на 1 апреля 2025 года составили 74,9 миллиона унций, что эквивалентно 2329,65...

Япония, догоняй! В России внезапно для Запада грянула серверная революция
Ситуацию не афишируют, но наши чипмейкеры возможно уже освоили и 28-нм техпроцесс...

Россия бросает вызов Китаю. Суперпроект закончит "игру в калькулятор"
Ранее посол Китайской Народной Республики в России Чжан Ханьхуэй заявил, что поставлять газ из нашей страны в Китай через Казахстан, скорее всего, не...

Дяденька Путин, прости: непреклонный Запад признал, что без России ему конец
У российского хора имени Пятницкого появился очень серьезный соперник: вчера западные СМИ превзошли себя и синхронно изобразили массовый плач Ярославны, от...

Вот почему Россия теряет космос
Космические пуски РФ упали до исторического минимума. А Роскосмос в 2024 г. наполовину провалил планы по запускам ракет. Так безрадостно началось десятилетие...

В России миллионы тунеядцев, а плодят их Минтруда с Минэкономразвития
Министерства гордятся победой над безработицей, но на самом деле это не более, чем миф...

Минпромторг РФ готов выделить 14 миллиардов на улучшение двигателей для МС-21
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации собирается выделить 14,2 миллиарда рублей на доработку турбовентиляторного двигателя ПД-14. Этот...

Чехия приготовила удар по всей российской нефти
Чехия сегодня празднует полный отказ от российской нефти. Она была одной из трех европейских стран, которые сохранили возможность покупать российскую нефть...

Европа не откроет своё небо для России и грозит конфискацией самолетов
Россия лоббирует возобновление авиасообщения с США в рамках соглашения о прекращении огня на Украине, однако Евросоюз продолжает настаивать на ужесточении...

У «Газпрома» и Турции наступил момент истины
Глава «Газпрома» принял руководителя главной турецкой газовой госкомпании Botas. Для обеих сторон переговоры в этом году имеют стратегическое значение....

В обмен на секретные сведения: РФ назвала жёсткие условия западным брендам
В России для западных компаний, желающих вернуться на рынок, установили новые требования. В их числе локализация производства и предоставление секретных...

Дождутся ли власти РФ от отечественных заводов 27 новых видов сельхозтехники?
Правительство Российской Федерации планирует, что отечественные заводы к 2030 году представят 27 новых моделей сельскохозяйственной техники, однако реализация...