Российский экспорт нефти по морю: падение объемов и его причины
464

Российский экспорт нефти по морю: падение объемов и его причины

В последние недели российский экспорт нефти по морю значительно снизился, опустившись практически до самого низкого уровня за месяц. Главной причиной такого падения стали ремонтные работы на единственном в стране арктическом шельфовом месторождении «Приразломное».


Снижение объемов поставок

По данным на неделю до 1 сентября, средние четырехнедельные объемы экспорта сырой нефти сократились до 3,16 миллиона баррелей в день, что на 90 тысяч баррелей меньше по сравнению с предыдущим периодом. В то же время недельные потоки, которые значительно более изменчивы, упали на 250 тысяч баррелей и составили 3,1 миллиона баррелей в сутки.

Примечательно, что остановка поставок с арктического месторождения «Приразломное» произошла в середине августа, вероятнее всего, из-за проведения технического обслуживания. Аналогичный перерыв в эксплуатации наблюдался и в прошлом году в это же время. Остановка работы этого стратегически важного месторождения серьезно ударила по экспортным показателям даже на фоне планов ОПЕК+ по увеличению добычи.

Морской экспорт российской нефти в европейские страны прекратился, а поставки в Болгарию были остановлены в конце прошлого года. Москва также потеряла около 500 тысяч баррелей в день трубопроводного экспорта в Польшу и Германию в начале 2023 года, когда эти страны прекратили закупки.

Наблюдаемые поставки российской нефти в азиатские страны, включая контракты без указанного конечного пункта назначения, сократились до 2,96 миллиона баррелей в день на протяжении четырех недель, заканчивающихся 1 сентября. Это значение примерно на 9 % ниже, чем средний уровень поставок, зафиксированный в апреле. Из этого объема около 1,19 миллиона баррелей в день было отправлено на танкерах, направлявшихся в Китай. Страна увеличивает морской импорт, получая около 800 тысяч баррелей в сутки, которые поступают из России как напрямую, так и через Казахстан.

При этом поставки нефти на судах, предназначенных для Индии, составили в среднем 1,66 миллиона баррелей в день, что также ниже пересмотренного значения в 1,78 миллиона баррелей за период до 25 августа. Ожидается, что эти показатели в обеих странах могут возрасти по мере освобождения портов разгрузки для судов, которые сейчас не указывают конкретные пункты назначения.

Поставки, сигнализирующие о маршруте из Порт-Саида или Суэца в Египте, составили около 30 тысяч баррелей в день. Эти грузы обычно направляются в индийские или китайские порты, и до определения конечного пункта назначения отображаются как «Неизвестная Азия».

Объемы поставок, обозначенные как «Прочее неизвестное», составили порядка 50 тысяч баррелей в день за период до 1 сентября. Эти танкеры, у которых нет четкого пункта назначения, в основном отправляются из западных портов России, проходя через Суэцкий канал. Некоторые из них могут направляться в Турцию. Часто такие грузы перемещаются с одного судна на другое, и большая часть этих операций сейчас происходит в Средиземном море, в том числе у берегов Египта и недалеко от Сохара в Омане. Таким образом РФ обходит санкционное давление от США.

Планы ОПЕК+ и корректировка объемов добычи

Несмотря на ожидаемое увеличение добычи с октября для нескольких стран-членов ОПЕК+, России предстоит выполнять более глубокие сокращения, чтобы компенсировать превышение квот, зарегистрированное в начале года. Вице-премьер Александр Новак подтвердил, что страна выполнит свои обязательства перед ОПЕК+ к концу августа – но это влечет за собой дополнительные сложности для экспорта.

Обещания России снизить добычу в перспективе могут ограничить возможность нарастить объемы поставок и в дальнейшем, поскольку присутствует намерение повышать добычу постепенно до 8,978 миллиона баррелей в день к концу сентября.

Неопределенность на рынке

Несмотря на текущие ограничения, в последние недели Россия активизировала свои поставки на китайский рынок, ориентируясь на танкеры, которые попали под санкции США. Судна, вошедшие в «черный список», осуществили как минимум 11 доставок углеводородов, из которых шесть состоялись в августе. Тем не менее, насколько успешно Россия сможет нарастить экспорт на другие рынки, остается под вопросом, учитывая усилия США и других стран Запада по воздействию на «теневой флот» РФ.

На российских нефтеперерабатывающих заводах в июле и августе наблюдался рост переработки нефти. В первые четыре недели августа средние объемы обработки нефти достигли отметки в 5,52 миллиона баррелей в сутки – наиболее крупный показатель с лета прошлого года. Эти данные свидетельствуют о наращивании внутреннего потребления, что также может повлиять на экспортные возможности. С учетом опыта прошлого года в уборочную страду, такой вариант увеличения внутреннего потребления не кажется абсолютно надуманным.

В то же время, в период с 26 августа по 1 сентября на 29 танкерах было погружено всего 21,7 миллиона баррелей нефти, что на 1,74 миллиона баррелей меньше, чем на предыдущей неделе. Сочетание снижения поставок и увеличения переработки указывает на необходимость пересмотра экспортных стратегий.

Ожидания на будущее

С учетом того, что Москва обязалась на более глубокие сокращения в октябре и ноябре 2023 года, эксперты предполагают, что рынок нефти будет оставаться под давлением неопределенности. Важно отметить, что с ростом цен на нефть в мире сохраняется высокий интерес к рынку, и производители, вероятно, будут стремиться выполнить собственные обещания перед ОПЕК+ по снижению выкачиванию нефти из недр и производства нефтепродуктов.

С уверенным взглядом на октябрьское увеличение добычи и постепенное восстановление экспорта, Россия сталкивается с необходимостью найти баланс между внутренними потребностями и международными обязательствами.

Потоки российской нефти все еще встречаются с трудностями из-за проводимых греческим флотом учений в зоне Средиземноморского региона. Закрытые морские пути напрямую влияют на доставку нефти из России. Эти военно-морские учения теперь расширены, что может повлиять на формирование маршрутов и логистику поставок, а это неизменно повлечет увеличение расходов на транспортировку черного золота из России.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас