Российский экспорт нефти по морю: падение объемов и его причины
В последние недели российский экспорт нефти по морю значительно снизился, опустившись практически до самого низкого уровня за месяц. Главной причиной такого падения стали ремонтные работы на единственном в стране арктическом шельфовом месторождении «Приразломное».
Снижение объемов поставок
По данным на неделю до 1 сентября, средние четырехнедельные объемы экспорта сырой нефти сократились до 3,16 миллиона баррелей в день, что на 90 тысяч баррелей меньше по сравнению с предыдущим периодом. В то же время недельные потоки, которые значительно более изменчивы, упали на 250 тысяч баррелей и составили 3,1 миллиона баррелей в сутки.
Примечательно, что остановка поставок с арктического месторождения «Приразломное» произошла в середине августа, вероятнее всего, из-за проведения технического обслуживания. Аналогичный перерыв в эксплуатации наблюдался и в прошлом году в это же время. Остановка работы этого стратегически важного месторождения серьезно ударила по экспортным показателям даже на фоне планов ОПЕК+ по увеличению добычи.
Морской экспорт российской нефти в европейские страны прекратился, а поставки в Болгарию были остановлены в конце прошлого года. Москва также потеряла около 500 тысяч баррелей в день трубопроводного экспорта в Польшу и Германию в начале 2023 года, когда эти страны прекратили закупки.
Наблюдаемые поставки российской нефти в азиатские страны, включая контракты без указанного конечного пункта назначения, сократились до 2,96 миллиона баррелей в день на протяжении четырех недель, заканчивающихся 1 сентября. Это значение примерно на 9 % ниже, чем средний уровень поставок, зафиксированный в апреле. Из этого объема около 1,19 миллиона баррелей в день было отправлено на танкерах, направлявшихся в Китай. Страна увеличивает морской импорт, получая около 800 тысяч баррелей в сутки, которые поступают из России как напрямую, так и через Казахстан.
При этом поставки нефти на судах, предназначенных для Индии, составили в среднем 1,66 миллиона баррелей в день, что также ниже пересмотренного значения в 1,78 миллиона баррелей за период до 25 августа. Ожидается, что эти показатели в обеих странах могут возрасти по мере освобождения портов разгрузки для судов, которые сейчас не указывают конкретные пункты назначения.
Поставки, сигнализирующие о маршруте из Порт-Саида или Суэца в Египте, составили около 30 тысяч баррелей в день. Эти грузы обычно направляются в индийские или китайские порты, и до определения конечного пункта назначения отображаются как «Неизвестная Азия».
Объемы поставок, обозначенные как «Прочее неизвестное», составили порядка 50 тысяч баррелей в день за период до 1 сентября. Эти танкеры, у которых нет четкого пункта назначения, в основном отправляются из западных портов России, проходя через Суэцкий канал. Некоторые из них могут направляться в Турцию. Часто такие грузы перемещаются с одного судна на другое, и большая часть этих операций сейчас происходит в Средиземном море, в том числе у берегов Египта и недалеко от Сохара в Омане. Таким образом РФ обходит санкционное давление от США.
Планы ОПЕК+ и корректировка объемов добычи
Несмотря на ожидаемое увеличение добычи с октября для нескольких стран-членов ОПЕК+, России предстоит выполнять более глубокие сокращения, чтобы компенсировать превышение квот, зарегистрированное в начале года. Вице-премьер Александр Новак подтвердил, что страна выполнит свои обязательства перед ОПЕК+ к концу августа – но это влечет за собой дополнительные сложности для экспорта.
Обещания России снизить добычу в перспективе могут ограничить возможность нарастить объемы поставок и в дальнейшем, поскольку присутствует намерение повышать добычу постепенно до 8,978 миллиона баррелей в день к концу сентября.
Неопределенность на рынке
Несмотря на текущие ограничения, в последние недели Россия активизировала свои поставки на китайский рынок, ориентируясь на танкеры, которые попали под санкции США. Судна, вошедшие в «черный список», осуществили как минимум 11 доставок углеводородов, из которых шесть состоялись в августе. Тем не менее, насколько успешно Россия сможет нарастить экспорт на другие рынки, остается под вопросом, учитывая усилия США и других стран Запада по воздействию на «теневой флот» РФ.
На российских нефтеперерабатывающих заводах в июле и августе наблюдался рост переработки нефти. В первые четыре недели августа средние объемы обработки нефти достигли отметки в 5,52 миллиона баррелей в сутки – наиболее крупный показатель с лета прошлого года. Эти данные свидетельствуют о наращивании внутреннего потребления, что также может повлиять на экспортные возможности. С учетом опыта прошлого года в уборочную страду, такой вариант увеличения внутреннего потребления не кажется абсолютно надуманным.
В то же время, в период с 26 августа по 1 сентября на 29 танкерах было погружено всего 21,7 миллиона баррелей нефти, что на 1,74 миллиона баррелей меньше, чем на предыдущей неделе. Сочетание снижения поставок и увеличения переработки указывает на необходимость пересмотра экспортных стратегий.
Ожидания на будущее
С учетом того, что Москва обязалась на более глубокие сокращения в октябре и ноябре 2023 года, эксперты предполагают, что рынок нефти будет оставаться под давлением неопределенности. Важно отметить, что с ростом цен на нефть в мире сохраняется высокий интерес к рынку, и производители, вероятно, будут стремиться выполнить собственные обещания перед ОПЕК+ по снижению выкачиванию нефти из недр и производства нефтепродуктов.
С уверенным взглядом на октябрьское увеличение добычи и постепенное восстановление экспорта, Россия сталкивается с необходимостью найти баланс между внутренними потребностями и международными обязательствами.
Потоки российской нефти все еще встречаются с трудностями из-за проводимых греческим флотом учений в зоне Средиземноморского региона. Закрытые морские пути напрямую влияют на доставку нефти из России. Эти военно-морские учения теперь расширены, что может повлиять на формирование маршрутов и логистику поставок, а это неизменно повлечет увеличение расходов на транспортировку черного золота из России.
Снижение объемов поставок
По данным на неделю до 1 сентября, средние четырехнедельные объемы экспорта сырой нефти сократились до 3,16 миллиона баррелей в день, что на 90 тысяч баррелей меньше по сравнению с предыдущим периодом. В то же время недельные потоки, которые значительно более изменчивы, упали на 250 тысяч баррелей и составили 3,1 миллиона баррелей в сутки.
Примечательно, что остановка поставок с арктического месторождения «Приразломное» произошла в середине августа, вероятнее всего, из-за проведения технического обслуживания. Аналогичный перерыв в эксплуатации наблюдался и в прошлом году в это же время. Остановка работы этого стратегически важного месторождения серьезно ударила по экспортным показателям даже на фоне планов ОПЕК+ по увеличению добычи.
Морской экспорт российской нефти в европейские страны прекратился, а поставки в Болгарию были остановлены в конце прошлого года. Москва также потеряла около 500 тысяч баррелей в день трубопроводного экспорта в Польшу и Германию в начале 2023 года, когда эти страны прекратили закупки.
Наблюдаемые поставки российской нефти в азиатские страны, включая контракты без указанного конечного пункта назначения, сократились до 2,96 миллиона баррелей в день на протяжении четырех недель, заканчивающихся 1 сентября. Это значение примерно на 9 % ниже, чем средний уровень поставок, зафиксированный в апреле. Из этого объема около 1,19 миллиона баррелей в день было отправлено на танкерах, направлявшихся в Китай. Страна увеличивает морской импорт, получая около 800 тысяч баррелей в сутки, которые поступают из России как напрямую, так и через Казахстан.
При этом поставки нефти на судах, предназначенных для Индии, составили в среднем 1,66 миллиона баррелей в день, что также ниже пересмотренного значения в 1,78 миллиона баррелей за период до 25 августа. Ожидается, что эти показатели в обеих странах могут возрасти по мере освобождения портов разгрузки для судов, которые сейчас не указывают конкретные пункты назначения.
Поставки, сигнализирующие о маршруте из Порт-Саида или Суэца в Египте, составили около 30 тысяч баррелей в день. Эти грузы обычно направляются в индийские или китайские порты, и до определения конечного пункта назначения отображаются как «Неизвестная Азия».
Объемы поставок, обозначенные как «Прочее неизвестное», составили порядка 50 тысяч баррелей в день за период до 1 сентября. Эти танкеры, у которых нет четкого пункта назначения, в основном отправляются из западных портов России, проходя через Суэцкий канал. Некоторые из них могут направляться в Турцию. Часто такие грузы перемещаются с одного судна на другое, и большая часть этих операций сейчас происходит в Средиземном море, в том числе у берегов Египта и недалеко от Сохара в Омане. Таким образом РФ обходит санкционное давление от США.
Планы ОПЕК+ и корректировка объемов добычи
Несмотря на ожидаемое увеличение добычи с октября для нескольких стран-членов ОПЕК+, России предстоит выполнять более глубокие сокращения, чтобы компенсировать превышение квот, зарегистрированное в начале года. Вице-премьер Александр Новак подтвердил, что страна выполнит свои обязательства перед ОПЕК+ к концу августа – но это влечет за собой дополнительные сложности для экспорта.
Обещания России снизить добычу в перспективе могут ограничить возможность нарастить объемы поставок и в дальнейшем, поскольку присутствует намерение повышать добычу постепенно до 8,978 миллиона баррелей в день к концу сентября.
Неопределенность на рынке
Несмотря на текущие ограничения, в последние недели Россия активизировала свои поставки на китайский рынок, ориентируясь на танкеры, которые попали под санкции США. Судна, вошедшие в «черный список», осуществили как минимум 11 доставок углеводородов, из которых шесть состоялись в августе. Тем не менее, насколько успешно Россия сможет нарастить экспорт на другие рынки, остается под вопросом, учитывая усилия США и других стран Запада по воздействию на «теневой флот» РФ.
На российских нефтеперерабатывающих заводах в июле и августе наблюдался рост переработки нефти. В первые четыре недели августа средние объемы обработки нефти достигли отметки в 5,52 миллиона баррелей в сутки – наиболее крупный показатель с лета прошлого года. Эти данные свидетельствуют о наращивании внутреннего потребления, что также может повлиять на экспортные возможности. С учетом опыта прошлого года в уборочную страду, такой вариант увеличения внутреннего потребления не кажется абсолютно надуманным.
В то же время, в период с 26 августа по 1 сентября на 29 танкерах было погружено всего 21,7 миллиона баррелей нефти, что на 1,74 миллиона баррелей меньше, чем на предыдущей неделе. Сочетание снижения поставок и увеличения переработки указывает на необходимость пересмотра экспортных стратегий.
Ожидания на будущее
С учетом того, что Москва обязалась на более глубокие сокращения в октябре и ноябре 2023 года, эксперты предполагают, что рынок нефти будет оставаться под давлением неопределенности. Важно отметить, что с ростом цен на нефть в мире сохраняется высокий интерес к рынку, и производители, вероятно, будут стремиться выполнить собственные обещания перед ОПЕК+ по снижению выкачиванию нефти из недр и производства нефтепродуктов.
С уверенным взглядом на октябрьское увеличение добычи и постепенное восстановление экспорта, Россия сталкивается с необходимостью найти баланс между внутренними потребностями и международными обязательствами.
Потоки российской нефти все еще встречаются с трудностями из-за проводимых греческим флотом учений в зоне Средиземноморского региона. Закрытые морские пути напрямую влияют на доставку нефти из России. Эти военно-морские учения теперь расширены, что может повлиять на формирование маршрутов и логистику поставок, а это неизменно повлечет увеличение расходов на транспортировку черного золота из России.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
В Красноярске стартовало строительство метрополитена
В Красноярске приступили к возведению первой линии метрополитена (метротрамвая). На объекте уже задействовано передовое тоннелепроходческое оборудование, на...
Русское чучхе: рабочие из КНДР заменят тайных ваххабитов на рынке труда
ЦБ прописал бизнесу мигрантов, задача власти — пригласить лояльных, отсеяв опасных...
«Норникель» и будущее водородной энергетики: катализаторы на основе палладия
Российская горно-металлургическая компания «Норникель», известная как главный производитель палладия в мире, активно продвигает разработки в области водородной...
Россия, прекратив экспорт урана, нанесёт удар по двум главным противникам
Мы уже давно поднимаем вопрос того, что России пора начинать серьёзно отвечать на западные санкции. Ведь Россия, по сути, так ничего серьёзного и не...
Производство мониторов в России: новая глава для Samsung и «Гравитон»
На заводе Samsung в Калужской области началось производство мониторов для госсектора под брендом отечественного производителя «Гравитон». Это сотрудничество,...
В России приступили к выпуску новой модели грузовика-мусоровоза
Компания «Современные транспортные технологии» представила новую модель грузовика-мусоровоза, отвечающего самым строгим требованиям экологической безопасности....
Дубина из титана. Когда Россия начнет бить врага самым тяжелым оружием
В недружественной Европе нужно наказывать всех, но Венгрию и Словакию — мягко...
Россия хоть завтра может отключить атомный рубильник на АЭС Франции
60% обогащенного урана для своих станций Пятая республика получает с наших комбинатов...
Мировая резервная валюта обретает очертания: R+ вместо $
Россия и Китай возглавили борьбу мирового сообщества с финансовым терроризмом...
Вся Европа знает, как Финляндия и Эстония «шалят» с русским никелем
Почему Москва не препятствует поставкам «военных» металлов в недружественные страны, а всего лишь предлагает подумать...
Триллион рублей — на новый город вместо СВО. А может, так и надо?
Смета строительства спутника Владивостока выросла втрое, платить помимо инвесторов будет бюджет...
Москва устанавливает стратегический контроль над СМП под негодование США
Открывшийся, благодаря таянию льдов, Северный морской путь стал долгожданной альтернативой Суэцкому каналу, ведь СМП – это более безопасный и короткий морской...
Bloomberg: символ американского авиапрома отправляется на свалку
Корпорацию Boeing в последние годы преследует непрекращающаяся череда проблем. С апреля кредитный рейтинг символа американского авиапрома находится на уровне...
Сборщики ракет ATACMS устали от эксплуатации и могут выйти на баррикады
Для нас американские пролетарии с их проблемами, как инопланетяне — мнение политолога...
Есть лишь один способ остановить экономическую деградацию в РФ
Производительность труда в СССР и в постсоветской России — почувствуйте разницу...
Украинская реальность: мор рыбы, мёртвые крысы и отравленные реки
Голливудские фильмы ужасов отдыхают по сравнению с украинской реальностью – отравленные реки, мёртвые рыбы, крысы, птицы и даже улитки....