
Российский экспорт нефти по морю: падение объемов и его причины
В последние недели российский экспорт нефти по морю значительно снизился, опустившись практически до самого низкого уровня за месяц. Главной причиной такого падения стали ремонтные работы на единственном в стране арктическом шельфовом месторождении «Приразломное».
Снижение объемов поставок
По данным на неделю до 1 сентября, средние четырехнедельные объемы экспорта сырой нефти сократились до 3,16 миллиона баррелей в день, что на 90 тысяч баррелей меньше по сравнению с предыдущим периодом. В то же время недельные потоки, которые значительно более изменчивы, упали на 250 тысяч баррелей и составили 3,1 миллиона баррелей в сутки.
Примечательно, что остановка поставок с арктического месторождения «Приразломное» произошла в середине августа, вероятнее всего, из-за проведения технического обслуживания. Аналогичный перерыв в эксплуатации наблюдался и в прошлом году в это же время. Остановка работы этого стратегически важного месторождения серьезно ударила по экспортным показателям даже на фоне планов ОПЕК+ по увеличению добычи.
Морской экспорт российской нефти в европейские страны прекратился, а поставки в Болгарию были остановлены в конце прошлого года. Москва также потеряла около 500 тысяч баррелей в день трубопроводного экспорта в Польшу и Германию в начале 2023 года, когда эти страны прекратили закупки.
Наблюдаемые поставки российской нефти в азиатские страны, включая контракты без указанного конечного пункта назначения, сократились до 2,96 миллиона баррелей в день на протяжении четырех недель, заканчивающихся 1 сентября. Это значение примерно на 9 % ниже, чем средний уровень поставок, зафиксированный в апреле. Из этого объема около 1,19 миллиона баррелей в день было отправлено на танкерах, направлявшихся в Китай. Страна увеличивает морской импорт, получая около 800 тысяч баррелей в сутки, которые поступают из России как напрямую, так и через Казахстан.
При этом поставки нефти на судах, предназначенных для Индии, составили в среднем 1,66 миллиона баррелей в день, что также ниже пересмотренного значения в 1,78 миллиона баррелей за период до 25 августа. Ожидается, что эти показатели в обеих странах могут возрасти по мере освобождения портов разгрузки для судов, которые сейчас не указывают конкретные пункты назначения.
Поставки, сигнализирующие о маршруте из Порт-Саида или Суэца в Египте, составили около 30 тысяч баррелей в день. Эти грузы обычно направляются в индийские или китайские порты, и до определения конечного пункта назначения отображаются как «Неизвестная Азия».
Объемы поставок, обозначенные как «Прочее неизвестное», составили порядка 50 тысяч баррелей в день за период до 1 сентября. Эти танкеры, у которых нет четкого пункта назначения, в основном отправляются из западных портов России, проходя через Суэцкий канал. Некоторые из них могут направляться в Турцию. Часто такие грузы перемещаются с одного судна на другое, и большая часть этих операций сейчас происходит в Средиземном море, в том числе у берегов Египта и недалеко от Сохара в Омане. Таким образом РФ обходит санкционное давление от США.
Планы ОПЕК+ и корректировка объемов добычи
Несмотря на ожидаемое увеличение добычи с октября для нескольких стран-членов ОПЕК+, России предстоит выполнять более глубокие сокращения, чтобы компенсировать превышение квот, зарегистрированное в начале года. Вице-премьер Александр Новак подтвердил, что страна выполнит свои обязательства перед ОПЕК+ к концу августа – но это влечет за собой дополнительные сложности для экспорта.
Обещания России снизить добычу в перспективе могут ограничить возможность нарастить объемы поставок и в дальнейшем, поскольку присутствует намерение повышать добычу постепенно до 8,978 миллиона баррелей в день к концу сентября.
Неопределенность на рынке
Несмотря на текущие ограничения, в последние недели Россия активизировала свои поставки на китайский рынок, ориентируясь на танкеры, которые попали под санкции США. Судна, вошедшие в «черный список», осуществили как минимум 11 доставок углеводородов, из которых шесть состоялись в августе. Тем не менее, насколько успешно Россия сможет нарастить экспорт на другие рынки, остается под вопросом, учитывая усилия США и других стран Запада по воздействию на «теневой флот» РФ.
На российских нефтеперерабатывающих заводах в июле и августе наблюдался рост переработки нефти. В первые четыре недели августа средние объемы обработки нефти достигли отметки в 5,52 миллиона баррелей в сутки – наиболее крупный показатель с лета прошлого года. Эти данные свидетельствуют о наращивании внутреннего потребления, что также может повлиять на экспортные возможности. С учетом опыта прошлого года в уборочную страду, такой вариант увеличения внутреннего потребления не кажется абсолютно надуманным.
В то же время, в период с 26 августа по 1 сентября на 29 танкерах было погружено всего 21,7 миллиона баррелей нефти, что на 1,74 миллиона баррелей меньше, чем на предыдущей неделе. Сочетание снижения поставок и увеличения переработки указывает на необходимость пересмотра экспортных стратегий.
Ожидания на будущее
С учетом того, что Москва обязалась на более глубокие сокращения в октябре и ноябре 2023 года, эксперты предполагают, что рынок нефти будет оставаться под давлением неопределенности. Важно отметить, что с ростом цен на нефть в мире сохраняется высокий интерес к рынку, и производители, вероятно, будут стремиться выполнить собственные обещания перед ОПЕК+ по снижению выкачиванию нефти из недр и производства нефтепродуктов.
С уверенным взглядом на октябрьское увеличение добычи и постепенное восстановление экспорта, Россия сталкивается с необходимостью найти баланс между внутренними потребностями и международными обязательствами.
Потоки российской нефти все еще встречаются с трудностями из-за проводимых греческим флотом учений в зоне Средиземноморского региона. Закрытые морские пути напрямую влияют на доставку нефти из России. Эти военно-морские учения теперь расширены, что может повлиять на формирование маршрутов и логистику поставок, а это неизменно повлечет увеличение расходов на транспортировку черного золота из России.
Снижение объемов поставок
По данным на неделю до 1 сентября, средние четырехнедельные объемы экспорта сырой нефти сократились до 3,16 миллиона баррелей в день, что на 90 тысяч баррелей меньше по сравнению с предыдущим периодом. В то же время недельные потоки, которые значительно более изменчивы, упали на 250 тысяч баррелей и составили 3,1 миллиона баррелей в сутки.
Примечательно, что остановка поставок с арктического месторождения «Приразломное» произошла в середине августа, вероятнее всего, из-за проведения технического обслуживания. Аналогичный перерыв в эксплуатации наблюдался и в прошлом году в это же время. Остановка работы этого стратегически важного месторождения серьезно ударила по экспортным показателям даже на фоне планов ОПЕК+ по увеличению добычи.
Морской экспорт российской нефти в европейские страны прекратился, а поставки в Болгарию были остановлены в конце прошлого года. Москва также потеряла около 500 тысяч баррелей в день трубопроводного экспорта в Польшу и Германию в начале 2023 года, когда эти страны прекратили закупки.
Наблюдаемые поставки российской нефти в азиатские страны, включая контракты без указанного конечного пункта назначения, сократились до 2,96 миллиона баррелей в день на протяжении четырех недель, заканчивающихся 1 сентября. Это значение примерно на 9 % ниже, чем средний уровень поставок, зафиксированный в апреле. Из этого объема около 1,19 миллиона баррелей в день было отправлено на танкерах, направлявшихся в Китай. Страна увеличивает морской импорт, получая около 800 тысяч баррелей в сутки, которые поступают из России как напрямую, так и через Казахстан.
При этом поставки нефти на судах, предназначенных для Индии, составили в среднем 1,66 миллиона баррелей в день, что также ниже пересмотренного значения в 1,78 миллиона баррелей за период до 25 августа. Ожидается, что эти показатели в обеих странах могут возрасти по мере освобождения портов разгрузки для судов, которые сейчас не указывают конкретные пункты назначения.
Поставки, сигнализирующие о маршруте из Порт-Саида или Суэца в Египте, составили около 30 тысяч баррелей в день. Эти грузы обычно направляются в индийские или китайские порты, и до определения конечного пункта назначения отображаются как «Неизвестная Азия».
Объемы поставок, обозначенные как «Прочее неизвестное», составили порядка 50 тысяч баррелей в день за период до 1 сентября. Эти танкеры, у которых нет четкого пункта назначения, в основном отправляются из западных портов России, проходя через Суэцкий канал. Некоторые из них могут направляться в Турцию. Часто такие грузы перемещаются с одного судна на другое, и большая часть этих операций сейчас происходит в Средиземном море, в том числе у берегов Египта и недалеко от Сохара в Омане. Таким образом РФ обходит санкционное давление от США.
Планы ОПЕК+ и корректировка объемов добычи
Несмотря на ожидаемое увеличение добычи с октября для нескольких стран-членов ОПЕК+, России предстоит выполнять более глубокие сокращения, чтобы компенсировать превышение квот, зарегистрированное в начале года. Вице-премьер Александр Новак подтвердил, что страна выполнит свои обязательства перед ОПЕК+ к концу августа – но это влечет за собой дополнительные сложности для экспорта.
Обещания России снизить добычу в перспективе могут ограничить возможность нарастить объемы поставок и в дальнейшем, поскольку присутствует намерение повышать добычу постепенно до 8,978 миллиона баррелей в день к концу сентября.
Неопределенность на рынке
Несмотря на текущие ограничения, в последние недели Россия активизировала свои поставки на китайский рынок, ориентируясь на танкеры, которые попали под санкции США. Судна, вошедшие в «черный список», осуществили как минимум 11 доставок углеводородов, из которых шесть состоялись в августе. Тем не менее, насколько успешно Россия сможет нарастить экспорт на другие рынки, остается под вопросом, учитывая усилия США и других стран Запада по воздействию на «теневой флот» РФ.
На российских нефтеперерабатывающих заводах в июле и августе наблюдался рост переработки нефти. В первые четыре недели августа средние объемы обработки нефти достигли отметки в 5,52 миллиона баррелей в сутки – наиболее крупный показатель с лета прошлого года. Эти данные свидетельствуют о наращивании внутреннего потребления, что также может повлиять на экспортные возможности. С учетом опыта прошлого года в уборочную страду, такой вариант увеличения внутреннего потребления не кажется абсолютно надуманным.
В то же время, в период с 26 августа по 1 сентября на 29 танкерах было погружено всего 21,7 миллиона баррелей нефти, что на 1,74 миллиона баррелей меньше, чем на предыдущей неделе. Сочетание снижения поставок и увеличения переработки указывает на необходимость пересмотра экспортных стратегий.
Ожидания на будущее
С учетом того, что Москва обязалась на более глубокие сокращения в октябре и ноябре 2023 года, эксперты предполагают, что рынок нефти будет оставаться под давлением неопределенности. Важно отметить, что с ростом цен на нефть в мире сохраняется высокий интерес к рынку, и производители, вероятно, будут стремиться выполнить собственные обещания перед ОПЕК+ по снижению выкачиванию нефти из недр и производства нефтепродуктов.
С уверенным взглядом на октябрьское увеличение добычи и постепенное восстановление экспорта, Россия сталкивается с необходимостью найти баланс между внутренними потребностями и международными обязательствами.
Потоки российской нефти все еще встречаются с трудностями из-за проводимых греческим флотом учений в зоне Средиземноморского региона. Закрытые морские пути напрямую влияют на доставку нефти из России. Эти военно-морские учения теперь расширены, что может повлиять на формирование маршрутов и логистику поставок, а это неизменно повлечет увеличение расходов на транспортировку черного золота из России.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Россия нанесла серию чувствительных ударов по бизнес-интересам Азербайджана
Россия разнесла НПЗ на Украине, которые работали на азербайджанском сырье. Инцидент в Екатеринбурге был лишь поводом для обострения с Баку....

Власти РФ собираются создать в стране отрасль глубокой переработки угля
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Дмитрий Исламов рассказал в интервью ТАСС, что уже в обозримом будущем в нашей стране может появиться...

Турист ушел: Анапа теряет деньги и репутацию
В декабре 2024 года Черное море стало свидетелем одного из самых серьезных экологических бедствий: тысячи тонн мазута, выброшенного с потерпевших крушение...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Чем может ответить Россия Азербайджану
В случае торговой войны Азербайджан может поставить под сомнение статус своей страны как торгового хаба...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...