Будущее мировой нефтяной отрасли: изменение спроса и новые реалии
251

Будущее мировой нефтяной отрасли: изменение спроса и новые реалии

В последние годы мы стали свидетелями значительных изменений в глобальном нефтяном рынке. Прогнозы на будущее, в том числе от Международного энергетического агентства (МЭА), сигнализируют о кардинальных сдвигах в спросе на нефть и нефтепродукты, а также о структурных изменениях в производственных процессах.


Изменения в структуре спроса на нефть

Согласно прогнозам МЭА, с 2023 по 2030 год прирост глобального спроса на нефть составит лишь 3,2 миллиона баррелей в сутки. Это резкое сокращение по сравнению с увеличением в 10,5 миллиона баррелей в сутки в период с 2020 по 2023 год. Основной драйвер изменений – развитие технологий, в частности, в области электротранспорта и растущее внимание к экологии.

Спрос на традиционные нефтепродукты, такие как бензин, дизельное топливо и авиационный керосин, ожидается на уровне снижения на 100 тысяч баррелей в сутки. Несмотря на увеличение авиаперевозок, прогнозы показывают, что противостояние с экологическими требованиями и переход на электротягу будут оказывать давление на этот сектор.

Революция электротранспорта: влияние на рынок

Революция в области электротранспорта оказала заметное влияние на спрос на нефть. Если в 2017 году экономия от использования электромобилей составляла менее 100 тысяч баррелей в сутки, то к 2023 году она возросла до примерно 700 тысяч баррелей. Ожидается, что к 2030 году этот показатель достигнет 4,2 миллиона баррелей в сутки. Это означает, что традиционный транспортный сектор теряет свою значимость как основной потребитель нефти.

Также стоит отметить сокращение спроса на мазут, который используется в водном транспорте и электроэнергетике: его потребление, по прогнозам, сократится также на 100 тысяч баррелей в сутки.

На фоне сокращения спроса в традиционных секторах наибольший рост ожидается в нефтехимии, где используется легкие углеводороды. Прогнозы МЭА указывают на то, что спрос на чистую нафту увеличится на 1,2 миллиона баррелей в сутки, в то время как на легкие углеводороды – на 2,5 миллиона баррелей. Доля легких углеводородов в суточном потреблении также вырастет с 14 % в 2023 году до 16 % в 2030-м.

Инфраструктурные изменения: новые лидеры на рынке

Одновременно с изменениями спроса происходит быстрое развитие инфраструктуры для добычи и экспорта нефти в Северной и Южной Америке. Гайана, например, всего за несколько лет нарастила добычу до 600 тысяч баррелей в сутки, благодаря введению новых технологий и плавучих установок. США, как ожидается, станут вторым по величине экспортером нефти благодаря проекту глубоководного нефтеналивного терминала SPOT. Эти инициативы создают угрозу для эффективности действующих сделок ОПЕК+ и могут усилить противоречия внутри альянса.

Прогнозы цен: что ожидать в будущем?

Повышение добычи в Америке неизбежно приведет к снижению цен на нефть, особенно учитывая, что степень безубыточности многих производителей сократилась. Например, точка безубыточности добычи на подсолевых месторождениях Бразилии снизилась с 70 долларов до менее чем 35 долларов за баррель за последнее десятилетие. Это означает, что даже при падении цен не ожидается значительного сокращения добычи, что могло бы привести к восстановлению цен на рынке.

Таким образом, глобальная нефтяная отрасль стоит на пороге значительных структурных изменений. Инновации в области электротранспорта, увеличение расходов на нефтехимические продукты и новая инфраструктура принесут новые вызовы и возможности как для производителей, так и для потребителей нефти. Важно продолжать следить за этими изменениями, чтобы адаптироваться к новым условиям на рынке, ведь будущее нефтяной индустрии уже сейчас обрисовывается довольно четко.

Резкое снижение нефтяных цен: что стоит за этим трендом?

В последние недели новостные ленты полнятся заголовками о резком падении цен на нефть. Снижение фьючерсов на нефть марки Brent с 80 до 73 долларов за баррель стало одной из самых обсуждаемых тем на финансовых рынках. Причины этого падения многогранны и уже вызвали волну комментариев о проблемах экономики США и Китая, а также о способности ОПЕК+ контролировать созданную ситуацию. В этой статье мы проанализируем текущие тенденции в нефтяной отрасли и их возможные последствия.

Падение цен: краткосрочный или долгосрочный тренд?

Экономический обозреватель Кирилл Родионов считает, что текущее снижение может быть лишь признаком долгосрочного тренда, который связан не только с глобальными экономическими изменениями, но и с внутренними проблемами сырьевого рынка. Некоторый рост экономических факторов после пандемии COVID-19 фактически завершен, и теперь в игру включаются новые стимулы, в частности падение востребованности нефтепродуктов в топливном секторе.

Основные причины падения стоимости «черного золота»

1. США не аргумент экономики

Одним из главных факторов, влияющих на снижение цен, являются вероятность замедления в американской производящей отрасли. Индекс PMI Manufacturing, который регулярно публикуется на основе опросов 800 компаний в обрабатывающих отраслях, уже второй месяц подряд находится ниже 50 пунктов, что говорит о вероятности рецессии. Это негативно сказывается на прогнозах спроса на нефть в будущем.

2. Падение экономики КНР

Не менее важным фактором является замедление экономического роста в Китае. По расчетам МВФ, динамика развития ВВП Поднебесной снизится с 5,2 % в 2023 году до 5,0 % в 2024-м и 4,5 % в 2025-м. Это также оказывает давление на глобальный спрос на нефть.

После резкого падения нефтяных цен большинство ведущих стран ОПЕК+, таких как саудиты и РФ, были вынуждены отложить планы по смягчению квот на добычу нефти. Вместо предполагаемого наращивания добычи с октября 2024 года теперь они планируют принять решение лишь в последнем месяце текущего. Эта задержка может указывать на то, что ОПЕК+ осознает риски, связанные с замедлением спроса.

Где-то нужно ужаться

Условия, при которых страны-участницы ОПЕК+ работают в последнее время, крайне непростые. С момента крайнего пика выработки в апреле 2020 года, когда предыдущая сделка ОПЕК+ распалась, а новая только начинала действовать, игроки, лидирующие в выработке сократили ее промысел на 6,5 миллиона баррелей в сутки. Необходимость и участие в выставляемых лотах упала с 47 % до 39 %. Столь заметное снижение, особенно в условиях уже существующего кризиса, не может не настораживать.

Нефть нужна

Невозможно исключать вопросы, с которыми сталкивается рынок, таковым является необходимость потребности в нефти. Снижение подъема в условиях пандемии приводит к снижению потребления в транспортном сегменте. Это, в свою очередь, не может быть полностью компенсировано увеличением потребности в секторе нефтехимии.

Транспортный сектор как ключевой фактор

Транспортный сектор традиционно является одним из главных потребителей нефти. Однако с действием новых технологий, таких как электромобили и альтернативные виды топлива, наблюдается снижение спроса на нефть в этом сегменте. Если этот тренд продолжится, последствия могут быть глубокими и многогранными.

Инвесторы и аналитики рынка должны внимательно следить за этими изменениями, чтобы адекватно реагировать на потенциальные риски. В условиях нестабильности важно принимать обоснованные решения и не упускать из виду долгосрочные тренды.

Важно рассмотреть возможность диверсификации активов. Это может помочь минимизировать риски, связанные с падением цен на нефть. Инвестирование в альтернативные источники энергии, смартфоны и технологии может стать актуальным подходом в новых условиях.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Война до последнего рубля

Война до последнего рубля

Правительство представило проект федерального бюджета на 2025 год. По сравнению с планом 2023 года, доля военных расходов выросла с 25% до 32%, а социальная...