Транспортный коридор «Север-Юг»: «битва за Индию» разворачивается
15 339

Транспортный коридор «Север-Юг»: «битва за Индию» разворачивается

Россия хочет удвоить грузопоток по западному маршруту МТК «Север – Юг». Для этого наша страна предложила Азербайджану и Ирану создание единого логистического оператора. Российская инициатива стала одной из основных тем XV Веронского Евразийского форума в Баку 27-28 октября – сообщают «Известия».


Еще в 15 веке тверской купец Афанасий Никитин в своем трактате «Хождение за три моря» поведал российской общественности о чудесной стране Индии. Со времен правления Екатерины «выход к южным морям» был основой геополитики Дома Романовых. Наряду с контролем над черноморскими проливами она предполагала движение к Персидскому заливу и Индийскому океану путем сначала «обуздания», а затем «приручения» Персии.

Основу экономического могущества Британии в 19 веке составляли индийские колонии. Они выступали рынком сбыта для британских товаров и поставщиком дешевых ресурсов. Павел I готовил освободительный поход в Индию вместе с войсками Наполеона, но был убит заговорщиками. Российская и Британская империи стали союзниками по антинаполеоновской коалиции.

Сегодня Индия оценивается большинством авторитетных экономистов как самый перспективный национальный рынок в мире. По численности населения страна уже обошла Китай. В условиях обострения конкуренции глобальных интеграционных проектов именно борьба за Индию развернется наиболее остро. Прежде всего, между АУКУС и проектами БРИКС и Большая Евразия. Очевидно, кто победит, тот в итоге и заберет «контрольный пакет» емкости мирового рынка.

При этом из Северной Евразии в Индию нет развитых сухопутных путей, прежде всего, железнодорожных. Коридор «Север-Юг» призван стать одним из «хребтов» евразийской транспортной инфраструктуры. Он предполагает создание обширной сети железнодорожных, автомобильных и водных путей через Кавказ, Среднюю Азию и Иран в направлении Индии и Индийского океана. Вплоть до строительства канала «Иранруд» (в переводе с персидского – «река Ирана») между Каспийским морем и Персидским заливом, который свяжет Индийский океан с развитой транспортной сетью российских рек и каналов. С выходом к Балтийскому, Черному, Белому и Баренцеву морям. Иран – ключевой транспортный коридор и хаб евразийской интеграции. Этим обусловлено нагнетание ситуации вокруг Страны Персов.

Последние события в Грузии во многом связаны с МТК «Север-Юг». Когда мимо проходит такой поток – «невозможно из потока не сделать глоток». Часть маршрутов может пройти через территорию Грузии. Но для этого нужна политическая стабильность в регионе.

Однако, о насущном

МТК «Север-Юг» включает три маршрута: западный (через Азербайджан и Иран), транскаспийский (акватория Каспийского моря и прилегающих рек) и восточный (Казахстан, Туркменистан). Общая протяженность транспортных путей – 7,2 тысячи километров.

Начало развитию проекта положило соглашение о транспортировке контейнеров по международному транспортному коридору Шри-Ланка – Индия – Иран – Каспийское море – Россия между группой индийских, иранских и российских транспортных компаний в 1999 году. В сентябре 2000 года это переросло в межправительственное соглашение между Россией, Ираном и Индией о создании МТК «Север-Юг».

С середины 2022 года по западному маршруту запущено движение поездов между российскими портами на Балтике (Санкт-Петербургом, Усть-Лугой) и иранскими в Персидском заливе. Далее маршрут продолжается по морю между портами Чехбехар и Бендер-Аббас в Иране и Мумбай в Индии.

По итогам 2023 года грузооборот МТК «Север-Юг» составил 15 миллионов тонн. Около 70% приходится на западный маршрут. Россия способна провозить по двухпутным электрифицированным железным дорогам до 60 миллионов тонн в год. Азербайджан на участке Самур – Ширван – до 30 миллионов тонн. Однако, на азербайджанском участке Ширван – Астара и иранском Астара – Решт однопутные неэлектрифицированные пути с провозной способностью до 10 миллионов тонн. В последние 2 года было принято ряд решений и проектов по расшивке узких мест. Крайняя инициатива России – удвоение пропускной способности западного маршрута.

МТК «Север-Юг» позволяет сократить время доставки грузов в 2 и более раза между Индией и портами Северной Европы по сравнению с транспортировкой через Суэцкий канал. Ограничение судоходства в Красном море и контейнерный кризис в мире в связи с геополитической обстановкой обостряет текущую насущность расширения коридора. На фоне же издевательского изничтожения европейской промышленности в угоду переливу капитала для реиндустриализации экономики заокеанского лидера, элиты Старого Света все больше видят свои стратегические перспективы в «развороте на Восток». После разрешения геополитических противоречий между Россией и Европой можно ожидать кратного роста потребности в индо-европейском транзите по МТК «Север-Юг». Пока же предстоит устранить эффект «бутылочного горлышка» на проблемных участках.

Для России развитие транспортного коридора «Север-Юг» имеет тройной эффект. Она и основной транзитер, и интересант в расширении рынков, в том числе, для своей растущей перерабатывающей промышленности. Третий эффект – повышение привлекательности интеграционных процессов на пространстве СНГ. Белоруссия заинтересована в наращивании экспорта. Страны Закавказья, Казахстан и Туркменистан – транзита через свою территорию.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Что «творится» с рублем?

Что «творится» с рублем?

С 11 ноября курс доллара к рублю на Forex вырос на 10%, приблизившись к отметке в 110 рублей по итогам торгового дня 29 ноября (109,58 рубля). Это самый...