
Транспортный коридор «Север-Юг»: «битва за Индию» разворачивается
Россия хочет удвоить грузопоток по западному маршруту МТК «Север – Юг». Для этого наша страна предложила Азербайджану и Ирану создание единого логистического оператора. Российская инициатива стала одной из основных тем XV Веронского Евразийского форума в Баку 27-28 октября – сообщают «Известия».
Еще в 15 веке тверской купец Афанасий Никитин в своем трактате «Хождение за три моря» поведал российской общественности о чудесной стране Индии. Со времен правления Екатерины «выход к южным морям» был основой геополитики Дома Романовых. Наряду с контролем над черноморскими проливами она предполагала движение к Персидскому заливу и Индийскому океану путем сначала «обуздания», а затем «приручения» Персии.
Основу экономического могущества Британии в 19 веке составляли индийские колонии. Они выступали рынком сбыта для британских товаров и поставщиком дешевых ресурсов. Павел I готовил освободительный поход в Индию вместе с войсками Наполеона, но был убит заговорщиками. Российская и Британская империи стали союзниками по антинаполеоновской коалиции.
Сегодня Индия оценивается большинством авторитетных экономистов как самый перспективный национальный рынок в мире. По численности населения страна уже обошла Китай. В условиях обострения конкуренции глобальных интеграционных проектов именно борьба за Индию развернется наиболее остро. Прежде всего, между АУКУС и проектами БРИКС и Большая Евразия. Очевидно, кто победит, тот в итоге и заберет «контрольный пакет» емкости мирового рынка.
При этом из Северной Евразии в Индию нет развитых сухопутных путей, прежде всего, железнодорожных. Коридор «Север-Юг» призван стать одним из «хребтов» евразийской транспортной инфраструктуры. Он предполагает создание обширной сети железнодорожных, автомобильных и водных путей через Кавказ, Среднюю Азию и Иран в направлении Индии и Индийского океана. Вплоть до строительства канала «Иранруд» (в переводе с персидского – «река Ирана») между Каспийским морем и Персидским заливом, который свяжет Индийский океан с развитой транспортной сетью российских рек и каналов. С выходом к Балтийскому, Черному, Белому и Баренцеву морям. Иран – ключевой транспортный коридор и хаб евразийской интеграции. Этим обусловлено нагнетание ситуации вокруг Страны Персов.
Последние события в Грузии во многом связаны с МТК «Север-Юг». Когда мимо проходит такой поток – «невозможно из потока не сделать глоток». Часть маршрутов может пройти через территорию Грузии. Но для этого нужна политическая стабильность в регионе.
Однако, о насущном
МТК «Север-Юг» включает три маршрута: западный (через Азербайджан и Иран), транскаспийский (акватория Каспийского моря и прилегающих рек) и восточный (Казахстан, Туркменистан). Общая протяженность транспортных путей – 7,2 тысячи километров.
Начало развитию проекта положило соглашение о транспортировке контейнеров по международному транспортному коридору Шри-Ланка – Индия – Иран – Каспийское море – Россия между группой индийских, иранских и российских транспортных компаний в 1999 году. В сентябре 2000 года это переросло в межправительственное соглашение между Россией, Ираном и Индией о создании МТК «Север-Юг».
С середины 2022 года по западному маршруту запущено движение поездов между российскими портами на Балтике (Санкт-Петербургом, Усть-Лугой) и иранскими в Персидском заливе. Далее маршрут продолжается по морю между портами Чехбехар и Бендер-Аббас в Иране и Мумбай в Индии.
По итогам 2023 года грузооборот МТК «Север-Юг» составил 15 миллионов тонн. Около 70% приходится на западный маршрут. Россия способна провозить по двухпутным электрифицированным железным дорогам до 60 миллионов тонн в год. Азербайджан на участке Самур – Ширван – до 30 миллионов тонн. Однако, на азербайджанском участке Ширван – Астара и иранском Астара – Решт однопутные неэлектрифицированные пути с провозной способностью до 10 миллионов тонн. В последние 2 года было принято ряд решений и проектов по расшивке узких мест. Крайняя инициатива России – удвоение пропускной способности западного маршрута.
МТК «Север-Юг» позволяет сократить время доставки грузов в 2 и более раза между Индией и портами Северной Европы по сравнению с транспортировкой через Суэцкий канал. Ограничение судоходства в Красном море и контейнерный кризис в мире в связи с геополитической обстановкой обостряет текущую насущность расширения коридора. На фоне же издевательского изничтожения европейской промышленности в угоду переливу капитала для реиндустриализации экономики заокеанского лидера, элиты Старого Света все больше видят свои стратегические перспективы в «развороте на Восток». После разрешения геополитических противоречий между Россией и Европой можно ожидать кратного роста потребности в индо-европейском транзите по МТК «Север-Юг». Пока же предстоит устранить эффект «бутылочного горлышка» на проблемных участках.
Для России развитие транспортного коридора «Север-Юг» имеет тройной эффект. Она и основной транзитер, и интересант в расширении рынков, в том числе, для своей растущей перерабатывающей промышленности. Третий эффект – повышение привлекательности интеграционных процессов на пространстве СНГ. Белоруссия заинтересована в наращивании экспорта. Страны Закавказья, Казахстан и Туркменистан – транзита через свою территорию.
Еще в 15 веке тверской купец Афанасий Никитин в своем трактате «Хождение за три моря» поведал российской общественности о чудесной стране Индии. Со времен правления Екатерины «выход к южным морям» был основой геополитики Дома Романовых. Наряду с контролем над черноморскими проливами она предполагала движение к Персидскому заливу и Индийскому океану путем сначала «обуздания», а затем «приручения» Персии.
Основу экономического могущества Британии в 19 веке составляли индийские колонии. Они выступали рынком сбыта для британских товаров и поставщиком дешевых ресурсов. Павел I готовил освободительный поход в Индию вместе с войсками Наполеона, но был убит заговорщиками. Российская и Британская империи стали союзниками по антинаполеоновской коалиции.
Сегодня Индия оценивается большинством авторитетных экономистов как самый перспективный национальный рынок в мире. По численности населения страна уже обошла Китай. В условиях обострения конкуренции глобальных интеграционных проектов именно борьба за Индию развернется наиболее остро. Прежде всего, между АУКУС и проектами БРИКС и Большая Евразия. Очевидно, кто победит, тот в итоге и заберет «контрольный пакет» емкости мирового рынка.
При этом из Северной Евразии в Индию нет развитых сухопутных путей, прежде всего, железнодорожных. Коридор «Север-Юг» призван стать одним из «хребтов» евразийской транспортной инфраструктуры. Он предполагает создание обширной сети железнодорожных, автомобильных и водных путей через Кавказ, Среднюю Азию и Иран в направлении Индии и Индийского океана. Вплоть до строительства канала «Иранруд» (в переводе с персидского – «река Ирана») между Каспийским морем и Персидским заливом, который свяжет Индийский океан с развитой транспортной сетью российских рек и каналов. С выходом к Балтийскому, Черному, Белому и Баренцеву морям. Иран – ключевой транспортный коридор и хаб евразийской интеграции. Этим обусловлено нагнетание ситуации вокруг Страны Персов.
Последние события в Грузии во многом связаны с МТК «Север-Юг». Когда мимо проходит такой поток – «невозможно из потока не сделать глоток». Часть маршрутов может пройти через территорию Грузии. Но для этого нужна политическая стабильность в регионе.
Однако, о насущном
МТК «Север-Юг» включает три маршрута: западный (через Азербайджан и Иран), транскаспийский (акватория Каспийского моря и прилегающих рек) и восточный (Казахстан, Туркменистан). Общая протяженность транспортных путей – 7,2 тысячи километров.
Начало развитию проекта положило соглашение о транспортировке контейнеров по международному транспортному коридору Шри-Ланка – Индия – Иран – Каспийское море – Россия между группой индийских, иранских и российских транспортных компаний в 1999 году. В сентябре 2000 года это переросло в межправительственное соглашение между Россией, Ираном и Индией о создании МТК «Север-Юг».
С середины 2022 года по западному маршруту запущено движение поездов между российскими портами на Балтике (Санкт-Петербургом, Усть-Лугой) и иранскими в Персидском заливе. Далее маршрут продолжается по морю между портами Чехбехар и Бендер-Аббас в Иране и Мумбай в Индии.
По итогам 2023 года грузооборот МТК «Север-Юг» составил 15 миллионов тонн. Около 70% приходится на западный маршрут. Россия способна провозить по двухпутным электрифицированным железным дорогам до 60 миллионов тонн в год. Азербайджан на участке Самур – Ширван – до 30 миллионов тонн. Однако, на азербайджанском участке Ширван – Астара и иранском Астара – Решт однопутные неэлектрифицированные пути с провозной способностью до 10 миллионов тонн. В последние 2 года было принято ряд решений и проектов по расшивке узких мест. Крайняя инициатива России – удвоение пропускной способности западного маршрута.
МТК «Север-Юг» позволяет сократить время доставки грузов в 2 и более раза между Индией и портами Северной Европы по сравнению с транспортировкой через Суэцкий канал. Ограничение судоходства в Красном море и контейнерный кризис в мире в связи с геополитической обстановкой обостряет текущую насущность расширения коридора. На фоне же издевательского изничтожения европейской промышленности в угоду переливу капитала для реиндустриализации экономики заокеанского лидера, элиты Старого Света все больше видят свои стратегические перспективы в «развороте на Восток». После разрешения геополитических противоречий между Россией и Европой можно ожидать кратного роста потребности в индо-европейском транзите по МТК «Север-Юг». Пока же предстоит устранить эффект «бутылочного горлышка» на проблемных участках.
Для России развитие транспортного коридора «Север-Юг» имеет тройной эффект. Она и основной транзитер, и интересант в расширении рынков, в том числе, для своей растущей перерабатывающей промышленности. Третий эффект – повышение привлекательности интеграционных процессов на пространстве СНГ. Белоруссия заинтересована в наращивании экспорта. Страны Закавказья, Казахстан и Туркменистан – транзита через свою территорию.
- Иван Молотов
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Москва отказала шантажу: индийские государственные НПЗ не получат нефть из РФ
Вашингтон давит на Нью-Дели, чтобы тот прекратил покупки сырья в России, похоже, скоро так и будет, причем естественным путем....

Семь дней без электричества: Словакия отомстила Украине за «Дружбу»
Братислава не признается в содеянном, а Киев молчит о заслуженном....

США начали активно участвовать в финансировании российской СВО
Неожиданное открытие сделали немецкие эксперты, проанализировавшие поведение Вашингтона за семь месяцев текущего года....

Стал известен жесткий невыполнимый ультиматум Индии по закупке российской нефти
Нью-Дели повел себя совсем не как партнер и друг Москвы по трудным временам противостояния Западу....

Россия возродила сталинский ГУЛАГ – Reuters
Западные аналитики нашли лазейку, которой может воспользоваться правительство для помощи национальной экономике....

Есть 20 кланов, которым отдана «на кормление» вся Россия
821 объект недвижимости и больше 5 миллиардов рублей — награбленное экс-мэром Владивостока поражает воображение бывалых следователей...

Бегство Saudi Aramco из США подвело сланцевый нефтегаз Америки к банкротству
Деньги и бизнес сейчас лучше держать поодаль от того сектора, что еще недавно приносил огромные прибыли....

Триллионы рублей: власти уже в текущем месяце круто срежут невоенные расходы
Специалисты британского издания проанализировали, что или кто попадет под сокращение и стоит ли переживать рядовым гражданам....

Китай не колебался: нанесен мощный удар по европейской промышленности
Китай, крупнейший покупатель свинины из ЕС, решил ввести антидемпинговые пошлины. Это создает серьезную проблему для производителей мяса, вынужденных искать...

Что хорошо государству – то населению смерть, или почему рекордно обрушили рубль
Национальное платежное средство продолжает неприятно удивлять, покоряя вершины антирекордов....

Си улыбается Путину, но российские платежи заблокированы в Китае
Власти России не смогли упросить китайскую сторону разблокировать проводку платежей через китайские банки....

Полное истребление борщевика: в Петербурге оценили чудо-препарат от монстра
Учёные Петербурга предложили новый химикат для полного уничтожения борщевика. Эксперты оценили возможности чудо-средства...

«Сюрприз» из канализации: Росстат показал пугающие цифры по всей стране
Износ канализационных сетей в стране достиг 46%. В отдельных регионах цифра перевалила за 70%, что ставит под угрозу экологию и безопасность жителей...

Уголь уходит в прошлое: эксперты раскрыли, что придёт на смену шахтам в ДНР
Экономика ДНР сегодня стоит между двумя полюсами: убыточным угольным наследием и перспективными промышленными проектами...

Пенсии рванут вверх: в Госдуме сообщили об индексации выплат в 2026 году
Стало известно об изменении пенсионных выплат в 2026 году. Депутат Госдумы рассказал об этапах запланированной индексации...

Сколько трудовых мигрантов вернулось в Узбекистан?
Несмотря на ужесточение миграционной политики РФ, российские источники какого-либо заметного сокращения притока трудовых мигрантов из Узбекистана не фиксируют....