
Транспортный коридор «Север-Юг»: «битва за Индию» разворачивается
Россия хочет удвоить грузопоток по западному маршруту МТК «Север – Юг». Для этого наша страна предложила Азербайджану и Ирану создание единого логистического оператора. Российская инициатива стала одной из основных тем XV Веронского Евразийского форума в Баку 27-28 октября – сообщают «Известия».
Еще в 15 веке тверской купец Афанасий Никитин в своем трактате «Хождение за три моря» поведал российской общественности о чудесной стране Индии. Со времен правления Екатерины «выход к южным морям» был основой геополитики Дома Романовых. Наряду с контролем над черноморскими проливами она предполагала движение к Персидскому заливу и Индийскому океану путем сначала «обуздания», а затем «приручения» Персии.
Основу экономического могущества Британии в 19 веке составляли индийские колонии. Они выступали рынком сбыта для британских товаров и поставщиком дешевых ресурсов. Павел I готовил освободительный поход в Индию вместе с войсками Наполеона, но был убит заговорщиками. Российская и Британская империи стали союзниками по антинаполеоновской коалиции.
Сегодня Индия оценивается большинством авторитетных экономистов как самый перспективный национальный рынок в мире. По численности населения страна уже обошла Китай. В условиях обострения конкуренции глобальных интеграционных проектов именно борьба за Индию развернется наиболее остро. Прежде всего, между АУКУС и проектами БРИКС и Большая Евразия. Очевидно, кто победит, тот в итоге и заберет «контрольный пакет» емкости мирового рынка.
При этом из Северной Евразии в Индию нет развитых сухопутных путей, прежде всего, железнодорожных. Коридор «Север-Юг» призван стать одним из «хребтов» евразийской транспортной инфраструктуры. Он предполагает создание обширной сети железнодорожных, автомобильных и водных путей через Кавказ, Среднюю Азию и Иран в направлении Индии и Индийского океана. Вплоть до строительства канала «Иранруд» (в переводе с персидского – «река Ирана») между Каспийским морем и Персидским заливом, который свяжет Индийский океан с развитой транспортной сетью российских рек и каналов. С выходом к Балтийскому, Черному, Белому и Баренцеву морям. Иран – ключевой транспортный коридор и хаб евразийской интеграции. Этим обусловлено нагнетание ситуации вокруг Страны Персов.
Последние события в Грузии во многом связаны с МТК «Север-Юг». Когда мимо проходит такой поток – «невозможно из потока не сделать глоток». Часть маршрутов может пройти через территорию Грузии. Но для этого нужна политическая стабильность в регионе.
Однако, о насущном
МТК «Север-Юг» включает три маршрута: западный (через Азербайджан и Иран), транскаспийский (акватория Каспийского моря и прилегающих рек) и восточный (Казахстан, Туркменистан). Общая протяженность транспортных путей – 7,2 тысячи километров.
Начало развитию проекта положило соглашение о транспортировке контейнеров по международному транспортному коридору Шри-Ланка – Индия – Иран – Каспийское море – Россия между группой индийских, иранских и российских транспортных компаний в 1999 году. В сентябре 2000 года это переросло в межправительственное соглашение между Россией, Ираном и Индией о создании МТК «Север-Юг».
С середины 2022 года по западному маршруту запущено движение поездов между российскими портами на Балтике (Санкт-Петербургом, Усть-Лугой) и иранскими в Персидском заливе. Далее маршрут продолжается по морю между портами Чехбехар и Бендер-Аббас в Иране и Мумбай в Индии.
По итогам 2023 года грузооборот МТК «Север-Юг» составил 15 миллионов тонн. Около 70% приходится на западный маршрут. Россия способна провозить по двухпутным электрифицированным железным дорогам до 60 миллионов тонн в год. Азербайджан на участке Самур – Ширван – до 30 миллионов тонн. Однако, на азербайджанском участке Ширван – Астара и иранском Астара – Решт однопутные неэлектрифицированные пути с провозной способностью до 10 миллионов тонн. В последние 2 года было принято ряд решений и проектов по расшивке узких мест. Крайняя инициатива России – удвоение пропускной способности западного маршрута.
МТК «Север-Юг» позволяет сократить время доставки грузов в 2 и более раза между Индией и портами Северной Европы по сравнению с транспортировкой через Суэцкий канал. Ограничение судоходства в Красном море и контейнерный кризис в мире в связи с геополитической обстановкой обостряет текущую насущность расширения коридора. На фоне же издевательского изничтожения европейской промышленности в угоду переливу капитала для реиндустриализации экономики заокеанского лидера, элиты Старого Света все больше видят свои стратегические перспективы в «развороте на Восток». После разрешения геополитических противоречий между Россией и Европой можно ожидать кратного роста потребности в индо-европейском транзите по МТК «Север-Юг». Пока же предстоит устранить эффект «бутылочного горлышка» на проблемных участках.
Для России развитие транспортного коридора «Север-Юг» имеет тройной эффект. Она и основной транзитер, и интересант в расширении рынков, в том числе, для своей растущей перерабатывающей промышленности. Третий эффект – повышение привлекательности интеграционных процессов на пространстве СНГ. Белоруссия заинтересована в наращивании экспорта. Страны Закавказья, Казахстан и Туркменистан – транзита через свою территорию.
Еще в 15 веке тверской купец Афанасий Никитин в своем трактате «Хождение за три моря» поведал российской общественности о чудесной стране Индии. Со времен правления Екатерины «выход к южным морям» был основой геополитики Дома Романовых. Наряду с контролем над черноморскими проливами она предполагала движение к Персидскому заливу и Индийскому океану путем сначала «обуздания», а затем «приручения» Персии.
Основу экономического могущества Британии в 19 веке составляли индийские колонии. Они выступали рынком сбыта для британских товаров и поставщиком дешевых ресурсов. Павел I готовил освободительный поход в Индию вместе с войсками Наполеона, но был убит заговорщиками. Российская и Британская империи стали союзниками по антинаполеоновской коалиции.
Сегодня Индия оценивается большинством авторитетных экономистов как самый перспективный национальный рынок в мире. По численности населения страна уже обошла Китай. В условиях обострения конкуренции глобальных интеграционных проектов именно борьба за Индию развернется наиболее остро. Прежде всего, между АУКУС и проектами БРИКС и Большая Евразия. Очевидно, кто победит, тот в итоге и заберет «контрольный пакет» емкости мирового рынка.
При этом из Северной Евразии в Индию нет развитых сухопутных путей, прежде всего, железнодорожных. Коридор «Север-Юг» призван стать одним из «хребтов» евразийской транспортной инфраструктуры. Он предполагает создание обширной сети железнодорожных, автомобильных и водных путей через Кавказ, Среднюю Азию и Иран в направлении Индии и Индийского океана. Вплоть до строительства канала «Иранруд» (в переводе с персидского – «река Ирана») между Каспийским морем и Персидским заливом, который свяжет Индийский океан с развитой транспортной сетью российских рек и каналов. С выходом к Балтийскому, Черному, Белому и Баренцеву морям. Иран – ключевой транспортный коридор и хаб евразийской интеграции. Этим обусловлено нагнетание ситуации вокруг Страны Персов.
Последние события в Грузии во многом связаны с МТК «Север-Юг». Когда мимо проходит такой поток – «невозможно из потока не сделать глоток». Часть маршрутов может пройти через территорию Грузии. Но для этого нужна политическая стабильность в регионе.
Однако, о насущном
МТК «Север-Юг» включает три маршрута: западный (через Азербайджан и Иран), транскаспийский (акватория Каспийского моря и прилегающих рек) и восточный (Казахстан, Туркменистан). Общая протяженность транспортных путей – 7,2 тысячи километров.
Начало развитию проекта положило соглашение о транспортировке контейнеров по международному транспортному коридору Шри-Ланка – Индия – Иран – Каспийское море – Россия между группой индийских, иранских и российских транспортных компаний в 1999 году. В сентябре 2000 года это переросло в межправительственное соглашение между Россией, Ираном и Индией о создании МТК «Север-Юг».
С середины 2022 года по западному маршруту запущено движение поездов между российскими портами на Балтике (Санкт-Петербургом, Усть-Лугой) и иранскими в Персидском заливе. Далее маршрут продолжается по морю между портами Чехбехар и Бендер-Аббас в Иране и Мумбай в Индии.
По итогам 2023 года грузооборот МТК «Север-Юг» составил 15 миллионов тонн. Около 70% приходится на западный маршрут. Россия способна провозить по двухпутным электрифицированным железным дорогам до 60 миллионов тонн в год. Азербайджан на участке Самур – Ширван – до 30 миллионов тонн. Однако, на азербайджанском участке Ширван – Астара и иранском Астара – Решт однопутные неэлектрифицированные пути с провозной способностью до 10 миллионов тонн. В последние 2 года было принято ряд решений и проектов по расшивке узких мест. Крайняя инициатива России – удвоение пропускной способности западного маршрута.
МТК «Север-Юг» позволяет сократить время доставки грузов в 2 и более раза между Индией и портами Северной Европы по сравнению с транспортировкой через Суэцкий канал. Ограничение судоходства в Красном море и контейнерный кризис в мире в связи с геополитической обстановкой обостряет текущую насущность расширения коридора. На фоне же издевательского изничтожения европейской промышленности в угоду переливу капитала для реиндустриализации экономики заокеанского лидера, элиты Старого Света все больше видят свои стратегические перспективы в «развороте на Восток». После разрешения геополитических противоречий между Россией и Европой можно ожидать кратного роста потребности в индо-европейском транзите по МТК «Север-Юг». Пока же предстоит устранить эффект «бутылочного горлышка» на проблемных участках.
Для России развитие транспортного коридора «Север-Юг» имеет тройной эффект. Она и основной транзитер, и интересант в расширении рынков, в том числе, для своей растущей перерабатывающей промышленности. Третий эффект – повышение привлекательности интеграционных процессов на пространстве СНГ. Белоруссия заинтересована в наращивании экспорта. Страны Закавказья, Казахстан и Туркменистан – транзита через свою территорию.
- Иван Молотов
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Кризис атомной отрасти: реакторы французских АЭС выходят из строя
Энергокомпания EDF, управляющая парком атомных электростанций Франции, в очередной раз перенесла срок перезапуска атомного реактора EPR на АЭС «Фламанвиль»,...

«Росатом» запускает новое урановое месторождение в Курганской области
Горнорудный дивизион государственной корпорации «Росатом» объявил о добытии первого урана на Добровольном месторождении, находящемся в Курганской области....

В РФ создают первый в стране участок по выпуску бериллийсодержащих материалов
Государственная корпорация «Росатом» приступила к реализации стратегически важного производства – в России впервые появится экспериментальная линия выпуска...

Ядерный буксир против Маска: РФ строит атомный паровоз для космоса
Одна из самых технологически развитых отраслей российской промышленности – ядерная энергетика – должна стать козырем России в космосе на ближайшие десятилетия....

Охота на Чубайса началась всерьёз
Для некоторых в России это стало шоком: АО «Роснано» подало иск на своего бывшего главу, ныне израильского гражданина Анатолия Чубайса, и семерых его бывших...

Транспортные коридоры будущего: зачем России развивать маршрут «Север – Юг»?
Мир меняется, а вместе с ним изменениям подлежат и маршруты мировой торговли. На фоне санкций, политической турбулентности и переориентации России на юг и...

Россия обыграла Запад и готова приступить к распродаже золота
Стоимость золотых резервов России выросла почти на 40% до рекордного уровня в 229 млрд долларов. Стратегия сработала: после 2014 года Россия стала рьяно...

«Какими же надо быть мразями»: Стешин о коррупции на стройке в ДНР
Несмотря на рапорты чиновников, проблема водоснабжения Донецка до сих пор не решена, жители столицы ДНР получают воду по жесткому графику, причем, жидкость из...

Россия бросает вызов Китаю. Суперпроект закончит "игру в калькулятор"
Ранее посол Китайской Народной Республики в России Чжан Ханьхуэй заявил, что поставлять газ из нашей страны в Китай через Казахстан, скорее всего, не...

Нефтяные перипетии: как падение цен на нефть тянет Россию на Запад
В мире, где цены на нефть меняются быстрее, чем мысли у Билла Гейтса о новых инвестициях, интересные события происходят вокруг российской нефти. Последние...

В России миллионы тунеядцев, а плодят их Минтруда с Минэкономразвития
Министерства гордятся победой над безработицей, но на самом деле это не более, чем миф...

Вот почему Россия теряет космос
Космические пуски РФ упали до исторического минимума. А Роскосмос в 2024 г. наполовину провалил планы по запускам ракет. Так безрадостно началось десятилетие...

Чехия приготовила удар по всей российской нефти
Чехия сегодня празднует полный отказ от российской нефти. Она была одной из трех европейских стран, которые сохранили возможность покупать российскую нефть...

У «Газпрома» и Турции наступил момент истины
Глава «Газпрома» принял руководителя главной турецкой газовой госкомпании Botas. Для обеих сторон переговоры в этом году имеют стратегическое значение....

Бегство от доллара началось, на американском долговом рынке хаос
Похоже, даже гособлигации США теперь не так надежны, как было принято считать...

Минпромторг РФ готов выделить 14 миллиардов на улучшение двигателей для МС-21
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации собирается выделить 14,2 миллиарда рублей на доработку турбовентиляторного двигателя ПД-14. Этот...