
Транспортный коридор «Север-Юг»: «битва за Индию» разворачивается
Россия хочет удвоить грузопоток по западному маршруту МТК «Север – Юг». Для этого наша страна предложила Азербайджану и Ирану создание единого логистического оператора. Российская инициатива стала одной из основных тем XV Веронского Евразийского форума в Баку 27-28 октября – сообщают «Известия».
Еще в 15 веке тверской купец Афанасий Никитин в своем трактате «Хождение за три моря» поведал российской общественности о чудесной стране Индии. Со времен правления Екатерины «выход к южным морям» был основой геополитики Дома Романовых. Наряду с контролем над черноморскими проливами она предполагала движение к Персидскому заливу и Индийскому океану путем сначала «обуздания», а затем «приручения» Персии.
Основу экономического могущества Британии в 19 веке составляли индийские колонии. Они выступали рынком сбыта для британских товаров и поставщиком дешевых ресурсов. Павел I готовил освободительный поход в Индию вместе с войсками Наполеона, но был убит заговорщиками. Российская и Британская империи стали союзниками по антинаполеоновской коалиции.
Сегодня Индия оценивается большинством авторитетных экономистов как самый перспективный национальный рынок в мире. По численности населения страна уже обошла Китай. В условиях обострения конкуренции глобальных интеграционных проектов именно борьба за Индию развернется наиболее остро. Прежде всего, между АУКУС и проектами БРИКС и Большая Евразия. Очевидно, кто победит, тот в итоге и заберет «контрольный пакет» емкости мирового рынка.
При этом из Северной Евразии в Индию нет развитых сухопутных путей, прежде всего, железнодорожных. Коридор «Север-Юг» призван стать одним из «хребтов» евразийской транспортной инфраструктуры. Он предполагает создание обширной сети железнодорожных, автомобильных и водных путей через Кавказ, Среднюю Азию и Иран в направлении Индии и Индийского океана. Вплоть до строительства канала «Иранруд» (в переводе с персидского – «река Ирана») между Каспийским морем и Персидским заливом, который свяжет Индийский океан с развитой транспортной сетью российских рек и каналов. С выходом к Балтийскому, Черному, Белому и Баренцеву морям. Иран – ключевой транспортный коридор и хаб евразийской интеграции. Этим обусловлено нагнетание ситуации вокруг Страны Персов.
Последние события в Грузии во многом связаны с МТК «Север-Юг». Когда мимо проходит такой поток – «невозможно из потока не сделать глоток». Часть маршрутов может пройти через территорию Грузии. Но для этого нужна политическая стабильность в регионе.
Однако, о насущном
МТК «Север-Юг» включает три маршрута: западный (через Азербайджан и Иран), транскаспийский (акватория Каспийского моря и прилегающих рек) и восточный (Казахстан, Туркменистан). Общая протяженность транспортных путей – 7,2 тысячи километров.
Начало развитию проекта положило соглашение о транспортировке контейнеров по международному транспортному коридору Шри-Ланка – Индия – Иран – Каспийское море – Россия между группой индийских, иранских и российских транспортных компаний в 1999 году. В сентябре 2000 года это переросло в межправительственное соглашение между Россией, Ираном и Индией о создании МТК «Север-Юг».
С середины 2022 года по западному маршруту запущено движение поездов между российскими портами на Балтике (Санкт-Петербургом, Усть-Лугой) и иранскими в Персидском заливе. Далее маршрут продолжается по морю между портами Чехбехар и Бендер-Аббас в Иране и Мумбай в Индии.
По итогам 2023 года грузооборот МТК «Север-Юг» составил 15 миллионов тонн. Около 70% приходится на западный маршрут. Россия способна провозить по двухпутным электрифицированным железным дорогам до 60 миллионов тонн в год. Азербайджан на участке Самур – Ширван – до 30 миллионов тонн. Однако, на азербайджанском участке Ширван – Астара и иранском Астара – Решт однопутные неэлектрифицированные пути с провозной способностью до 10 миллионов тонн. В последние 2 года было принято ряд решений и проектов по расшивке узких мест. Крайняя инициатива России – удвоение пропускной способности западного маршрута.
МТК «Север-Юг» позволяет сократить время доставки грузов в 2 и более раза между Индией и портами Северной Европы по сравнению с транспортировкой через Суэцкий канал. Ограничение судоходства в Красном море и контейнерный кризис в мире в связи с геополитической обстановкой обостряет текущую насущность расширения коридора. На фоне же издевательского изничтожения европейской промышленности в угоду переливу капитала для реиндустриализации экономики заокеанского лидера, элиты Старого Света все больше видят свои стратегические перспективы в «развороте на Восток». После разрешения геополитических противоречий между Россией и Европой можно ожидать кратного роста потребности в индо-европейском транзите по МТК «Север-Юг». Пока же предстоит устранить эффект «бутылочного горлышка» на проблемных участках.
Для России развитие транспортного коридора «Север-Юг» имеет тройной эффект. Она и основной транзитер, и интересант в расширении рынков, в том числе, для своей растущей перерабатывающей промышленности. Третий эффект – повышение привлекательности интеграционных процессов на пространстве СНГ. Белоруссия заинтересована в наращивании экспорта. Страны Закавказья, Казахстан и Туркменистан – транзита через свою территорию.
Еще в 15 веке тверской купец Афанасий Никитин в своем трактате «Хождение за три моря» поведал российской общественности о чудесной стране Индии. Со времен правления Екатерины «выход к южным морям» был основой геополитики Дома Романовых. Наряду с контролем над черноморскими проливами она предполагала движение к Персидскому заливу и Индийскому океану путем сначала «обуздания», а затем «приручения» Персии.
Основу экономического могущества Британии в 19 веке составляли индийские колонии. Они выступали рынком сбыта для британских товаров и поставщиком дешевых ресурсов. Павел I готовил освободительный поход в Индию вместе с войсками Наполеона, но был убит заговорщиками. Российская и Британская империи стали союзниками по антинаполеоновской коалиции.
Сегодня Индия оценивается большинством авторитетных экономистов как самый перспективный национальный рынок в мире. По численности населения страна уже обошла Китай. В условиях обострения конкуренции глобальных интеграционных проектов именно борьба за Индию развернется наиболее остро. Прежде всего, между АУКУС и проектами БРИКС и Большая Евразия. Очевидно, кто победит, тот в итоге и заберет «контрольный пакет» емкости мирового рынка.
При этом из Северной Евразии в Индию нет развитых сухопутных путей, прежде всего, железнодорожных. Коридор «Север-Юг» призван стать одним из «хребтов» евразийской транспортной инфраструктуры. Он предполагает создание обширной сети железнодорожных, автомобильных и водных путей через Кавказ, Среднюю Азию и Иран в направлении Индии и Индийского океана. Вплоть до строительства канала «Иранруд» (в переводе с персидского – «река Ирана») между Каспийским морем и Персидским заливом, который свяжет Индийский океан с развитой транспортной сетью российских рек и каналов. С выходом к Балтийскому, Черному, Белому и Баренцеву морям. Иран – ключевой транспортный коридор и хаб евразийской интеграции. Этим обусловлено нагнетание ситуации вокруг Страны Персов.
Последние события в Грузии во многом связаны с МТК «Север-Юг». Когда мимо проходит такой поток – «невозможно из потока не сделать глоток». Часть маршрутов может пройти через территорию Грузии. Но для этого нужна политическая стабильность в регионе.
Однако, о насущном
МТК «Север-Юг» включает три маршрута: западный (через Азербайджан и Иран), транскаспийский (акватория Каспийского моря и прилегающих рек) и восточный (Казахстан, Туркменистан). Общая протяженность транспортных путей – 7,2 тысячи километров.
Начало развитию проекта положило соглашение о транспортировке контейнеров по международному транспортному коридору Шри-Ланка – Индия – Иран – Каспийское море – Россия между группой индийских, иранских и российских транспортных компаний в 1999 году. В сентябре 2000 года это переросло в межправительственное соглашение между Россией, Ираном и Индией о создании МТК «Север-Юг».
С середины 2022 года по западному маршруту запущено движение поездов между российскими портами на Балтике (Санкт-Петербургом, Усть-Лугой) и иранскими в Персидском заливе. Далее маршрут продолжается по морю между портами Чехбехар и Бендер-Аббас в Иране и Мумбай в Индии.
По итогам 2023 года грузооборот МТК «Север-Юг» составил 15 миллионов тонн. Около 70% приходится на западный маршрут. Россия способна провозить по двухпутным электрифицированным железным дорогам до 60 миллионов тонн в год. Азербайджан на участке Самур – Ширван – до 30 миллионов тонн. Однако, на азербайджанском участке Ширван – Астара и иранском Астара – Решт однопутные неэлектрифицированные пути с провозной способностью до 10 миллионов тонн. В последние 2 года было принято ряд решений и проектов по расшивке узких мест. Крайняя инициатива России – удвоение пропускной способности западного маршрута.
МТК «Север-Юг» позволяет сократить время доставки грузов в 2 и более раза между Индией и портами Северной Европы по сравнению с транспортировкой через Суэцкий канал. Ограничение судоходства в Красном море и контейнерный кризис в мире в связи с геополитической обстановкой обостряет текущую насущность расширения коридора. На фоне же издевательского изничтожения европейской промышленности в угоду переливу капитала для реиндустриализации экономики заокеанского лидера, элиты Старого Света все больше видят свои стратегические перспективы в «развороте на Восток». После разрешения геополитических противоречий между Россией и Европой можно ожидать кратного роста потребности в индо-европейском транзите по МТК «Север-Юг». Пока же предстоит устранить эффект «бутылочного горлышка» на проблемных участках.
Для России развитие транспортного коридора «Север-Юг» имеет тройной эффект. Она и основной транзитер, и интересант в расширении рынков, в том числе, для своей растущей перерабатывающей промышленности. Третий эффект – повышение привлекательности интеграционных процессов на пространстве СНГ. Белоруссия заинтересована в наращивании экспорта. Страны Закавказья, Казахстан и Туркменистан – транзита через свою территорию.
- Иван Молотов
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Снова национализация: бизнес челябинского бизнесмена могут отдать государству
Советский районный суд Челябинска стал арбитром в конфликте между Генеральной прокуратурой и одним из самых известных бизнесменов России – Константином...

Железные дороги и порты Прибалтики: дальше ехать некуда
Латвия будет вынуждена разобрать железные дороги, соединяющие её с Россией и Белоруссией: по крайне мере, с такой инициативой с июня с. г. выступают некоторые...

Донецкий металлургический завод вернулся к довоенному уровню производства
На Донецком металлургическом заводе произвели более 40 тысяч тонн стали, Енакиевский металлургический завод получит федеральную помощь для развития...

Цена электроэнергии добила крупнейший металлургический завод Украины
Крупнейший металлургический завод Украины оказался на грани остановки из-за самых высоких в Европе цен на электроэнергию. Помощь материнской компании в сотни...

Евразийский экономический форум и приближающийся крах западной гегемонии
События двух июньских дней в Минске показали, что сегодня на евразийском пространстве вокруг России и Белоруссии формируется серьёзный пул государств, которые...

Сюрприз от государства: власти решили избавить россиян от весомой доли трат
Власти РФ рассказали о подготовке сюрприза для молодых семей с детьми. Политики рассчитывают избавить пары от весомой доли расходов...

Российские застройщики начинают чистку кадров
Как можно понять из исследования hh.ru, в 2025 году 21% российских компаний планируют сократить штат сотрудников, что представляет собой рост на 12% по...

«Убийца Starlink» не взлетел: налоговая решила банкротить SR Space
Федеральная налоговая служба нанесла неожиданный удар по космической отрасли, став инициатором банкротства компании АО «СР Спейс»...

Чем может обернуться для Азербайджана прекращение миграции в Россию
Возможное прекращение миграционных связей России с Азербайджаном не лучшим образом скажется на общем состоянии его экономики, которая лишится до 0,5 млрд...

Самые дотационные регионы России: лидеры все те же
В Российской Федерации регионы с высокой зависимостью от федеральных дотаций являются ярким отражением экономического неравенства и разницы в уровне развития....

Россия соскочила с нефтяной иглы: Минфин раскрыл источники доходов в казну
Минфин РФ опубликовал данные о поступлениях в казну от нефтегазового сектора. Они оказались не основными в общем объёме...

Терминал СПГ ушел из Германии в Египет: у немцев получился долгострой
Регазификационное судно-танкер покинуло Германию и отправилось в Египет. Немецкий оператор сдал терминал в субаренду, чтобы помочь африканской стране...

Российские заводы переходят на 4-дневку или останавливаются
Предприниматели и экономисты признают, что в стране кризис, курс на самодостаточную экономику себя не оправдал...

Автомобилистов прижмут к стенке: новый сбор ударит по кошелькам россиян
Власти России готовят нововведение, которое позволит изъять средства из частного импорта и направить их на поддержку внутреннего автопрома...

Жителей квартир в МКД ждут жёсткие штрафы: меры коснутся домовых чатов
Адвокат рассказал об особенностях общения в общедомовых чатах МКД. Юрист пояснил при каких обстоятельствах можно получить тюремный срок...

Крым безводный: Такой тяжелой засухи на полурстрове не случалось 50 лет
Важная подробность. Крымские водохранилища делятся на два типа — естественного стока и наливные. Первый тип самый распространенный....