Что скрыто за снижением дефицита бюджета?
537

Что скрыто за снижением дефицита бюджета?

Дефицит бюджета России за 10 месяцев 2024 года снизился до 0,1% ВВП и составил 220 миллиардов рублей – об этом 7 ноября сообщило министерство финансов РФ.


Бюджетный дефицит снизился по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 830 миллиардов рублей. По итогам года его показатель ожидается на уровне 1,7% ВВП.

Расходы федерального бюджета за январь – октябрь 2024 года увеличились на 23,7% и составили 29,89 триллиона рублей. Однако, доходы выросли еще больше – на 28,4%. Их объем составил 29,67 триллиона рублей.

Расширенная статистика

В 2025 году расходы федерального бюджета вырастут лишь на 5,2%, тогда как в 2024-м их рост составил 16%. Снизится и доля этих расходов в ВВП с 20,1% в 2024 году до 19,3% в 2025-м. При этом доходы бюджета наоборот вырастут с – с 18,4% до 18,8% ВВП.

Что означает дефицит бюджета?

Государство «морозит» совокупный спрос. Наряду с жесткой денежно-кредитной политикой (ДКП) Банка России мы видим скоординированную политику правительства и Центробанка по замедлению совокупного спроса и таргетированию инфляции.

У государства есть два основных инструмента макроэкономической политики (регулирования экономики) – денежно-кредитная и фискальная (бюджетно-налоговая) политика. ДКП осуществляет Центробанк, фискальную – правительство.

Как это работает?

Обе политики могут стимулировать или замедлять совокупный спрос. В нем 4 составляющие: потребительский спрос, инвестиционный спрос (покупки предприятий), государственные расходы и чистый экспорт (разница между экспортом и импортом). Совокупный спрос равен ВВП страны.

Фискальная политика имеет как социальную (выплаты бюджетникам), так и регулирующую функцию. Чем больше государственные расходы, тем выше совокупный спрос и наоборот. Налоги – это изъятие денег из экономики. Чем они выше, тем потребители меньше тратят, а предприятия меньше инвестируют, то есть ниже совокупный спрос.

Соответственно, дефицит бюджета в допустимых пределах – это хорошо. Когда он растет, это означает, что государство стимулирует совокупный спрос и экономический рост и наоборот.

Денежно-кредитная политика оперирует ключевой ставкой. Это уровень процентной ставки, не ниже которой Банк России кредитует коммерческие банки. Они, в свою очередь, выдают кредиты населению и бизнесу. Чем ниже ключевая ставка, тем дешевле кредиты. Это увеличивает объем денежной массы в экономике, растет потребительский и инвестиционный спрос.

Рост денежной массы происходит через банковский мультипликатор. Это отношение денежной массы к денежной базе (в узком смысле – наличные деньги и резервы банков в ЦБ). Ниже ставка – доступнее кредиты – объем денежной массы в экономике растет без увеличения денежной базы.

При этом фискальная политика – более гибкий инструмент. С помощью него можно стимулировать развитие отдельных отраслей и секторов экономики, снижая или повышая налоги для отдельных категорий налогоплательщиков. В этом плане он является важной составляющей промышленной политики. В России это пока слабо развито, но имеет позитивные тенденции. Например, снижение налогов на зарплату малых и средних высокотехнологичных компаний.

Что мешает правительству и Центробанку стимулировать экономику постоянно?

Главный враг «бесконечного экономического счастья» – инфляция – рост цен. Если совокупный спрос периодически не «охлаждать», это может вызвать «инфляционную спираль»: рост инфляции спроса (в результате превышения спроса над предложением) – повышение заработных плат – инфляция издержек (увеличение стоимости факторов производства) – производители закладывают рост издержек в цену – новый виток цен. Высокую инфляцию и инфляцию издержек подавить гораздо сложнее. В высоких диапазонах инфляция может приобрести неконтролируемый характер, как было в 90-е.

Текущая макроэкономическая политика России предполагает направление тренда инфляции к низким показателям. С этим связано и сокращение дефицита бюджета, снижение роста государственных расходов и их доли в ВВП при одновременном повышении налогов в 2025 году и доли государственных расходов в экономике. Начала цикла стимулирования эксперты ожидают не ранее второй половины 2025 – начала 2026 года.

Очевидно, что правительство и Банк России недостаточно четко разъясняют гражданам элементы своей экономической политики. Читайте наши материалы и узнаете много интересного и нового.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас