Россия может потерять до $5 млрд экспорта из-за транзита газа через Украину
931

Россия может потерять до $5 млрд экспорта из-за транзита газа через Украину

31 декабря 2024 года заканчивается контракт на транзит российского газа через ГТС Украины. Какова вероятность и последствия различных сценариев развития событий?


Традиционно в экономическом планировании и прогнозировании принято оценивать степень, вероятность и величину риска.

Степень риска – максимальный ущерб

Через ГТС Украины в Европу прокачивается около 15 млрд кубометров газа в год. По данным Bloomberg, средняя цена российского газа в Европе в 2024 году имеет ориентир 320,3 доллара. То есть в денежном выражении это 4,8 млрд долларов.

За 9 месяцев 2024 года экспортная выручка России составила 318,2 млрд долларов. В пересчете на сопоставимый период доля газового экспорта через Украину в нем – 1,13%. Это не критично для национальной экономики, но может оказать определенное давление на рубль.

Более существенно, но также не критично это может отразиться на финансовых показателях «Газпрома». Выручка компании по данным отчетности по РСБУ за 9 месяцев 2024 года по курсу на 7 декабря составила 42,6 млрд долларов. Соответственно, потеря украинского транзита может обойтись до 11% объема продаж.

Россия уже пережила основные шоки от потери европейского газового рынка. С 2021 года экспорт российского трубного газа в Европу (без учета Турции) снизился на 110 млрд кубометров со 140 до менее 30 млрд кубометров к настоящему времени.

Сценарии

На основании агрегирования мнений экспертов и аналитиков можно выделить три основных сценария:

1. Продление контракта

Обычно переговоры по таким контрактам начинаются за год до их перезаключения, однако до настоящего времени коммуникация между «Газпромом» и «Нафтогазом» отсутствует.

У России с Украиной нет таких переговоров

– сообщил «Известиям» вице-премьер РФ Александр Новак 9 декабря.

При этом он уклонился от ответа на вопрос о поставках газа в Словакию и Австрию в 2025 году.

Вся логика событий и экспертных мнений говорит о том, что идут переговоры через третьих лиц, но продления контракта не будет.

2. Завершение контракта и прекращение транзита

На данный момент транзит газа продолжается только через ГТС «Суджа» в объеме около 42,4 млн кубометров в сутки. Газ поставляется в Словакию, Венгрию, Австрию и Чехию.

Теоретически значительную часть поставок через украинскую ГТС можно заместить другими источниками. Например, за счет увеличения поставок СПГ, а также наращивания определенных объемов по Турецкому потоку, через который прокачивается около 15 млрд кубометров в год в страны Южной и Юго-Восточной Европы – Грецию, Болгарию, Румынию, Венгрию, Сербию, Северную Македонию.

В наиболее критичном положении в случае остановки украинского транзита окажутся Австрия, Словакия и Приднестровье (регион Молдовы). Приднестровье уже готовится к отключению газа. Ситуация обостряется финансовым спором между «Газпромом» и Молдавией по вопросу задолженности за газ в сумме 709 млн долларов. Ситуацию могут разрешить поставки газа из Украины, но пока никаких договоренностей не достигнуто.

Доля поставок «Газпрома» через Украину в потреблении Словакии и Австрии составляют порядка 86% и 80% соответственно. Часть поставок можно заместить реверсом из Германии, Италии, Болгарии и Греции. Так же эти страны могут доставлять СПГ в прибрежные страны (например, Хорватию), придется платить за регазификацию и прокачку на свою территорию. Это будет дорого, полагает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Главным последствием для Европы станет дефицит газа и скачок цен. Это приведет к новому сокращению потребления, как это было в 2021–2022 годах, когда из-за высоких цен оно упало на 90 млрд кубометров в год.

То есть большую часть российского газа они не заменили, а просто сократили потребление, преимущественно в промышленном секторе. Прошла волна деиндустриализации – предприятия не могут позволить себе покупать газ по таким высоким ценам и оставаться рентабельными

– сказал Игорь Юшков «Известиям».

Это невыгодно и Украине. Страна потеряет 1,5 млрд долларов платы за транзит, а расходы на содержание ГТС лягут на население и предприятия в виде роста коммунальных тарифов.

3. Завершение контракта и сохранение транзита

Представители украинской стороны уже не раз заявляли, что готовы к продолжению транзита газа, но только не российского. Оптимальным вариантом является перенос точки передачи права собственности на газ на российско-украинскую границу. Украина будет прокачивать уже не российский, а европейский газ. Сохранение транзита выгодно для нее по экономическим и логистическим соображениям. Украина добывает газ на западе страны. При этом она откачивает транзитный газ из трубы для внутреннего потребления, а на западе замещает выбывшие объемы собственным газом.

Предлагались и локальные варианты, в частности по транзиту азербайджанского и казахстанского газа в Словакию. Однако, согласно мнению Игоря Юшкова, у Азербайджана экспортные возможности на пределе, а Казахстан в ближайшие годы превратится в нетто-импортера газа.

Многие эксперты полагают, что такое решение ориентировано на краткосрочную перспективу, как минимум, до весны следующего года. Как будут развиваться события дальше сложно сказать, но два наиболее видимых фактора стоит выделить.

«Ёжики плакали, кололись, но продолжали есть кактус»

Ряд экспертов полагают, что «предел отказа» европейцев от российского газа уже достигнут. Тем не менее, руководство ЕС продвигает план объединения по полному отказу от топлива из России к 2027 году. В середине октября представители Еврокомиссии утверждали, что готовы к прекращению транзита через Украину.

О новой волне деиндустриализации в Европе в результате сокращения поставок российского газа говорят многие аналитики и представители отрасли, включая главу «Газпрома» Алексея Миллера. Такое развитие ситуации усилит и без того острые противоречия между национальными интересами европейских государств и представителями транснациональных элит в руководстве Евросоюза.

«Превосходство» Трампа

В ведущих западных СМИ практически сформировалась базовая гипотеза, в том числе, на основе инсайдерских источников, о том, что Трамп будет склонять Европу к совместной торговой войне против Китая. Европейцам и, прежде всего, Германии, находящейся на грани рецессии, нужно будет предложить какую-то компенсацию за дополнительный экономический ущерб от такой войны. Наиболее реалистичным видится вариант с возобновлением поставок дешевого российского газа.

Кроме того, газовый вопрос может стать еще и частью некоего «масштабного российско-американского компромисса». В ноябре появились сообщения о том, что финансист из команды Трампа Стивен Линч хочет купить «Северный поток – 2».

Российская сторона не выражала желания продать трубопровод «Северный поток – 2»

– сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о намерениях заморского инвестора.

Общие выводы

Ситуация настолько неоднозначна, что даже Международное энергетическое агентство (МЭА) в октябре назвало будущее транзита российского газа через Украину «ключевой неопределенностью» в преддверии зимы 2024/25 года.

Вместе с тем, и Россия, и Украина, и европейские потребители заинтересованы в продолжении поставок. Текущая видимая социально-экономическая динамика указывает на то, что наиболее вероятным вариантом должно быть сохранение транзита без продления контракта, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Если же этого не произойдет, значит действует какая-то другая более сильная динамика пока не очевидная для глаз общественности.

Понятно, что для компенсации рисков потери европейского рынка России необходимо диверсифицировать поставки газа. Процесс идет, как на внутреннем, так и на внешнем контуре, но строительство инфраструктуры требует времени. На случай наиболее негативного сценария прекращения транзита ЦБ желательно подготовится к валютным интервенциям. В остальном же риск для российской экономики абсолютно не критичен.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас