Интеграция ЕАЭС – краеугольный камень экономической судьбы России
274

Интеграция ЕАЭС – краеугольный камень экономической судьбы России

Академик РАН Сергей Глазьев называет Союз «собственным центром силы». Однако вопрос и в текущих насущных проблемах пока еще растущей отечественной промышленности: кадровый дефицит, скорое достижение пределов рынка и прекращение промышленного роста.


12–13 декабря в Москве прошло заседание глав правительств стран СНГ и ЕАЭС. Основные посылы заявлений – интеграционные процессы развиваются, товарооборот и взаимные инвестиции растут, страны хотят снижения торговых барьеров в рамках всего СНГ, приобщения к «технологическому суверенитету» и кооперации, развитие ЕАЭС – будет главным трендом интеграции Содружества.

С момента развала Советского Союза руководство России стало настойчиво генерировать и тестировать различные формы эффективной межгосударственной кооперации и интеграции

– пишут «РИА Новости».

Попробуем разобраться в «различных формах». Хотя все давно теоретически обосновано и протестировано. ЕАЭС развивается по концептуальной модели.

«Колхоз – дело добровольное»

СНГ – многоуровневая интеграция, ядром которой является ЕАЭС – единая таможенная зона. Пока в ней реализовано лишь свободное движение товаров.

Внешний контур интеграции – это свободные экономические зоны ЕАЭС, например, с Вьетнамом и Ираном. Следующие перспективные контуры – это стратагема «Большая Евразия» и объединение БРИКС.

ЕАЭС – ключ к результативному освоению последующих интеграционных контуров. Такая «матрешка-интегро». Привлекательность Союза будет расти по мере увеличения товарооборота, взаимных инвестиций и реализации нижеприведенных эффектов.

Сущность интеграции и ее экономические эффекты

Экономическая интеграция – это объединение национальных рынков. Реализуется по 4-м трекам – свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, как правило, последовательно. Основные субъекты и интересанты – государства, союзы государств, международные организации и транснациональные корпорации («если, конечно, они у вас есть»).

Эффект №1. Увеличение емкости рынка

Это главный эффект. Для России ЕАЭС и СНГ – это рынок для промышленной продукции и пространство для создания цепочек кооперации с едиными техническими стандартами (ГОСТами).

От емкости рынка и параметров спроса зависит масштаб, эффективность и конкурентоспособность национальных (транснациональных) производителей. Подробнее о факторах конкурентного преимущества страны – в материале «Российское экономическое чудо» – миф или реальность?».

Например, Китай предлагает ЕАЭС зону свободной торговли. Для российских производителей это пока чревато большими рыночными потерями, вплоть до поглощения целых секторов экономики.

Технологическое развитие – функция от емкости рынка. Для окупаемости ключевых технологий нужен рынок в 200–300 млн человек. Для России развитие рынков – это стимулирование корпоративных инвестиций в НИОКР.

Эффект №2. Повышение производительности на основе кооперации и специализации

Интеграция стимулирует международную кооперацию и углубление специализации. Последняя, в свою очередь, повышает производительность труда. Для российских компаний это снижение себестоимости за счет более низких издержек в странах Содружества. Для последних – это возможность создания технологичных производств с высокой добавленной стоимостью на своей территории.

К интеграции и кооперации лучше приобщаться своевременно и развивать компетенции, промышленную культуру, точность изготовления и качество изделий, а то могут достаться «хвосты от самолетов» (как Испании в проекте Airbus).

Развитие кооперации вызывает кратное превышение темпов роста экспорта над ростом ВВП и связывает экономики по рукам и ногам.

Эффект №3. Эффекты экспорта капитала

Для страны-реципиента иностранные инвестиции – это создание рабочих мест, импорт технологий, экономическое развитие, рост уровня образования, квалификации и благосостояния граждан.

Для «инвестиционного донора» размещение производств за рубежом – это снижение издержек, дополнительные налоги, а также решение проблемы кадрового дефицита. Можно завозить мигрантов, но лучше создавать квалифицированные рабочие места в СНГ.

Страна – центр компетенций, как правило, получает преимущество в распределении добавленной стоимости: наиболее высокотехнологичные производства, плата за технологии и бренд.

Эффект №4. Качественные параметры спроса

Интеграция ведет к росту экономики и благосостояния населения. Последнее вызывает дифференциацию спроса. Люди начинают больше тратить, покупать более качественную, разнообразную, дорогую и сложную продукцию. России для развития спроса на свою промышленную продукцию нужно не просто максимально интегрировать страны СНГ в ЕАЭС, но и развивать это пространство экономически.

Эффект №5. Финансовая интеграция

Это финальная стадия интеграции. Для того, чтобы она созрела и заинтересовала участников нужно достичь высокого взаимного товарооборота и инвестиций. Тогда единая валюта и объединение финансовых рынков будут объективно востребованы.

С позиции теории оптимальных валютных зон ЕАЭС – это потенциальный самодостаточный макрокластер мировой экономики со своей валютой. Теоретически, в рамках таких экономических систем должно достигаться экономическое равновесие – внутреннее (минимальная инфляция при максимальной занятости) и внешнее (устойчивый платежный баланс). При этом от емкости обслуживаемого рынка зависит и стабильность валюты (спекулянтам «ушатать» ее сложно и дорого).

Проблемы ЕАЭС

Пока реализовано только свободное движение товаров. Необходимо урегулировать налоговые вопросы, либерализовать трансграничное движение по другим трекам, прежде всего, услуг и капитала.

Сейчас в Союзе только 5 стран (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения). По мере оптимизации и развития интеграции, роста товарооборота, инвестиций и эффективности, ЕАЭС будет становиться все более привлекательным для других стран Содружества.

СНГ имеет минимальную для самодостаточного кластера численность населения – около 290 млн человек. Гипотетически, в Союз могут войти Вьетнам, Иран и Северная Корея. Это еще 210 млн населения. 500-милионный макрокластер – оптимальный вариант. На таком рынке можно выращивать качественных технологически развитых «транснациональных монстров», хотя бы отдаленно напоминающих «Росатом» – мирового лидера отрасли.

Перспективы ЕАЭС

Потенциал рынка ближнего зарубежья сопоставим с российским – около 140 млн человек. При этом большинство стран в 1,5–4 раза беднее России (по ВВП на душу населения, до 8 раз – Таджикистан). Экономическое развитие этого пространства посредством экспорта капитала, технологий и развития кооперации – это почти удвоение рынка для нашей промышленной продукции. Кроме того, создание производств и рабочих мест позволит оптимизировать себестоимость и существенно разрешить проблемы кадрового дефицита и миграции.

Совокупный экономический потенциал СНГ сопоставим с текущими показателями экономики Индии. Его реализация – это билет для России в высшую лигу мировых интеграционных процессов, включая результативность объединения БРИКС, возможность реализации стратагемы «Большая Евразия» с превращением постсоветского пространства в реальный геоэкономический и геополитический центр евразийской интеграции.

О развитии рынков

В условиях эскалации санкций развитие рынков – это вопрос экономического выживания и стратегических перспектив России. О расширении внутреннего спроса и проблемах этого тренда мы писали в материале «ЦБ и правительство договорились об экономическом росте».

Второй тренд – развитие интеграционных процессов. Рост зарплат и интеграция дают мощный кумулятивный эффект. Именно эти два процесса легли в основу экономического успеха западных стран после Второй мировой войны. Подробнее – в материале «Высокие зарплаты создают высокотехнологичную экономику: история успеха Запада».

Емкость рынка в современной экономике – главная ценность. Именно она определяет экономическое и технологическое развитие, уровень жизни и многие другие производные факторы. За нее надо бороться.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас