
Газовые надежды России: «Сила Сибири – 2» и реалии восточного экспорта
В 2000-х годах Россия громогласно объявила о своем намерении продлить свои газовые горизонты в Азию, задумав новый трубопровод – «Сила Сибири – 2». Душевных обещаний о грядущих поставках «голубого топлива» в Поднебесную оказалось много, но за каждым шагом скрывалась осторожная расчетливость. Почему же столь амбициозный проект до сих пор не увидел света у южных рубежей России?
Долгожданная магистраль
Планировалось, что «Сила Сибири – 2» станет основой для удвоения поставок углеводородов на Восток. Однако прежде, чем начинать строительство магистрали стоимостью до $15 млрд, необходимо было оценить потенциал азиатского рынка. В противном случае трубопровод рисковал оказаться полупустым, и мечты об окупаемости ушли бы в небытие вместе с ускользающими объемами газа.
Промышленность Китая, создававшая оптимизм, не задержалась в развивающейся стагнации. Китайские аналитики уверенно сообщали о ежегодных приростах на 10–12%, что как будто подкрепляло уверенность в том, что «Сила Сибири – 2» будет нагружена под завязку.
Переплетение интересов: Монголия и Казахстан
Обсуждая варианты маршрутов, Москва и Пекин пришли к выводу, что параллельные пути с «Силой Сибири – 1» будут наилучшим выбором. Здесь на сцену выходят Монголия и Казахстан, каждая из которых сбивает с толку своим подходом: Монголия предлагает интересный рынок, а Казахстан уже имеет подходящие транспортные линии. Сложный выбор: как уговорить соседей, чтобы все остались довольны и не начали укладывать свои трубы поперек всей карты?
Отложенный старт
Тем не менее, годы шли, а нитка мимоходом продолжала оставаться лишь на бумаге. В августе 2024 года Монголия, исключившая российскую трубу из своего стратегического развития, наглядно показала, что одним планом дело не ограничивается. Добавьте к этому стагнацию экономики Китая, и картина становится совсем не радужной.
Однако Владимир Путин, все же заявил, что проектная документация для трубопровода «Союз Восток», проходящего через Монголию, завершена и готова к экспертизе. А вот вице-премьер Александр Новак, вдохновленный собственными планами, подтвердил разработку маршрута через Казахстан. Похоже, идущая на мировые просторы идея все-таки не завершилась столь быстро.
Скидки на горизонте
Однако продолжает сохраняться проблема, связанная со сложностью поиска компромиссов между Россией и Китаем. Генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов объясняет значительную часть трудностей именно ценой на газ. Пекин, обладая практическим монополией, требует серьезных скидок на сырье. По прогнозам Минэкономразвития, российский газ для Китая будет стоить на 28% меньше, чем для европейских покупателей. Более того, потребности нашего восточного соседа в скидках могут расти и дальше.
Таким образом, «Сила Сибири – 2» продолжает оставаться в состоянии ожидания, застигнутой между желанием России увеличить экспорт и требованиями Китая о снижении цен. На текущий момент впору задаться вопросом: кто кого? Удастся ли достичь компромисса, или проект окажется на дне очередной бумажной версии? Остается надеяться, что надежды на успех однажды конвертируются в действия, а не просто останутся очередным анекдотом о газовых трубах в поднебесной дали.
Китай: друг и требовательный сосед
Китай выступает главным покупателем российского газа, и их сотрудничество напоминает несколько неловкий, но интересный танец. С одной стороны, у России есть ресурсы, а с другой – у Китая новые требования, которые Москва, скорее всего, не сможет игнорировать. В конце концов, дама – уже не так проста, как хотелось бы.
Тем не менее, за одиннадцать месяцев 2024 года Россия экспортировала в Поднебесную более 29 миллиардов кубометров трубопроводного газа, что на 40% больше, чем в том же периоде прошлого года. По всей видимости, российские газовики взяли за правило не упускать возможность, когда дело касается китайских потребностей. Так, в октябре-ноябре даже были установлены рекорды по суточной транспортировке газа.
Восхождение на энергетические высоты: «Сила Сибири – 1»
Первоначальная версия газопровода, «Сила Сибири – 1», прекрасно облегчила жизнь московским экспортерам: это как если бы вы нашли старую карту к сокровищам в своем кармане. Основным потребителем стал Китай, и занимает он свое место на пьедестале процессинга российской энергии вполне охотно.
Суммарные запасы Ковыктинского и Чаяндинского месторождений достигают колоссальных 3 триллионов кубометров. Да, это не просто цифра – это новогодний подарок всем, кто любит «погазовать». При наблюдаемых темпах увеличения поставок трубопровод обещает выйти на проектную мощность в 2025 году, а не в 2027, как планировалось ранее. Настоящая магия, не правда ли?
Восток – дело тонкое: трудности на горизонте
Но тут всплывают и проблемы. Сложности с реализацией второго этапа газопровода «Сила Сибири – 2» продолжают вызывать беспокойство. Несмотря на то, что Восток манит как свободный Wi-Fi в кафе, у Москвы на этом пути есть свои преграды. Судя по всему, не все так просто, как хотелось бы.
Китай, решивший позаботиться о своих интересах, выдвигает новые требования к проекту, и РФ похоже, будет вынуждена подстраиваться под новую реальность. В конце концов, никакая дружба не может быть построена на песке, особенно когда дело касается миллиардных контрактов.
Новый глобус и новые рынки: управляем рисками
Азиатский топливный рынок после ухода европейских покупателей стал для России довольно удобным местом сбыта. Тут нет занудных бюрократических проволочек, нет «разговоров о погоде» с политическими взглядами. Прямо в сердце Азии русские газовики находят надежного партнера, способного удовлетворить растущие потребности в энергоносителях.
Эта ситуация обоюдовыгодна: восточный регион, использующий российские углеводороды, значительно поднялся в международной торговле за десятилетие. Учитывая, что потребности промышленных мощностей только растут, ясности ждут все – от президента до последнего чиновника, пытающегося уговорить соседа подойти к делу серьезно.
Несмотря на растущие требования со стороны Китая и неопределенности с «Силой Сибири – 2», Россия не собирается опускать руки. Энергетические компании работают над созданием новых альтернативных маршрутов для поставок, продумывают стратегии, как обойти проблемы и добиться желаемого успеха.
Долгожданная магистраль
Планировалось, что «Сила Сибири – 2» станет основой для удвоения поставок углеводородов на Восток. Однако прежде, чем начинать строительство магистрали стоимостью до $15 млрд, необходимо было оценить потенциал азиатского рынка. В противном случае трубопровод рисковал оказаться полупустым, и мечты об окупаемости ушли бы в небытие вместе с ускользающими объемами газа.
Промышленность Китая, создававшая оптимизм, не задержалась в развивающейся стагнации. Китайские аналитики уверенно сообщали о ежегодных приростах на 10–12%, что как будто подкрепляло уверенность в том, что «Сила Сибири – 2» будет нагружена под завязку.
Переплетение интересов: Монголия и Казахстан
Обсуждая варианты маршрутов, Москва и Пекин пришли к выводу, что параллельные пути с «Силой Сибири – 1» будут наилучшим выбором. Здесь на сцену выходят Монголия и Казахстан, каждая из которых сбивает с толку своим подходом: Монголия предлагает интересный рынок, а Казахстан уже имеет подходящие транспортные линии. Сложный выбор: как уговорить соседей, чтобы все остались довольны и не начали укладывать свои трубы поперек всей карты?
Отложенный старт
Тем не менее, годы шли, а нитка мимоходом продолжала оставаться лишь на бумаге. В августе 2024 года Монголия, исключившая российскую трубу из своего стратегического развития, наглядно показала, что одним планом дело не ограничивается. Добавьте к этому стагнацию экономики Китая, и картина становится совсем не радужной.
Однако Владимир Путин, все же заявил, что проектная документация для трубопровода «Союз Восток», проходящего через Монголию, завершена и готова к экспертизе. А вот вице-премьер Александр Новак, вдохновленный собственными планами, подтвердил разработку маршрута через Казахстан. Похоже, идущая на мировые просторы идея все-таки не завершилась столь быстро.
Скидки на горизонте
Однако продолжает сохраняться проблема, связанная со сложностью поиска компромиссов между Россией и Китаем. Генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов объясняет значительную часть трудностей именно ценой на газ. Пекин, обладая практическим монополией, требует серьезных скидок на сырье. По прогнозам Минэкономразвития, российский газ для Китая будет стоить на 28% меньше, чем для европейских покупателей. Более того, потребности нашего восточного соседа в скидках могут расти и дальше.
Таким образом, «Сила Сибири – 2» продолжает оставаться в состоянии ожидания, застигнутой между желанием России увеличить экспорт и требованиями Китая о снижении цен. На текущий момент впору задаться вопросом: кто кого? Удастся ли достичь компромисса, или проект окажется на дне очередной бумажной версии? Остается надеяться, что надежды на успех однажды конвертируются в действия, а не просто останутся очередным анекдотом о газовых трубах в поднебесной дали.
Китай: друг и требовательный сосед
Китай выступает главным покупателем российского газа, и их сотрудничество напоминает несколько неловкий, но интересный танец. С одной стороны, у России есть ресурсы, а с другой – у Китая новые требования, которые Москва, скорее всего, не сможет игнорировать. В конце концов, дама – уже не так проста, как хотелось бы.
Тем не менее, за одиннадцать месяцев 2024 года Россия экспортировала в Поднебесную более 29 миллиардов кубометров трубопроводного газа, что на 40% больше, чем в том же периоде прошлого года. По всей видимости, российские газовики взяли за правило не упускать возможность, когда дело касается китайских потребностей. Так, в октябре-ноябре даже были установлены рекорды по суточной транспортировке газа.
Восхождение на энергетические высоты: «Сила Сибири – 1»
Первоначальная версия газопровода, «Сила Сибири – 1», прекрасно облегчила жизнь московским экспортерам: это как если бы вы нашли старую карту к сокровищам в своем кармане. Основным потребителем стал Китай, и занимает он свое место на пьедестале процессинга российской энергии вполне охотно.
Суммарные запасы Ковыктинского и Чаяндинского месторождений достигают колоссальных 3 триллионов кубометров. Да, это не просто цифра – это новогодний подарок всем, кто любит «погазовать». При наблюдаемых темпах увеличения поставок трубопровод обещает выйти на проектную мощность в 2025 году, а не в 2027, как планировалось ранее. Настоящая магия, не правда ли?
Восток – дело тонкое: трудности на горизонте
Но тут всплывают и проблемы. Сложности с реализацией второго этапа газопровода «Сила Сибири – 2» продолжают вызывать беспокойство. Несмотря на то, что Восток манит как свободный Wi-Fi в кафе, у Москвы на этом пути есть свои преграды. Судя по всему, не все так просто, как хотелось бы.
Китай, решивший позаботиться о своих интересах, выдвигает новые требования к проекту, и РФ похоже, будет вынуждена подстраиваться под новую реальность. В конце концов, никакая дружба не может быть построена на песке, особенно когда дело касается миллиардных контрактов.
Новый глобус и новые рынки: управляем рисками
Азиатский топливный рынок после ухода европейских покупателей стал для России довольно удобным местом сбыта. Тут нет занудных бюрократических проволочек, нет «разговоров о погоде» с политическими взглядами. Прямо в сердце Азии русские газовики находят надежного партнера, способного удовлетворить растущие потребности в энергоносителях.
Эта ситуация обоюдовыгодна: восточный регион, использующий российские углеводороды, значительно поднялся в международной торговле за десятилетие. Учитывая, что потребности промышленных мощностей только растут, ясности ждут все – от президента до последнего чиновника, пытающегося уговорить соседа подойти к делу серьезно.
Несмотря на растущие требования со стороны Китая и неопределенности с «Силой Сибири – 2», Россия не собирается опускать руки. Энергетические компании работают над созданием новых альтернативных маршрутов для поставок, продумывают стратегии, как обойти проблемы и добиться желаемого успеха.
- Павел Журавлев
- kremlin.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Полный эстонской нефти танкер провела мимо России целая флотилия
Сразу три буксира обеспечили проводку танкера с эстонской нефтью из самого восточного порта страны мимо территориальных вод России, который считается...

Турецкой АЭС «Росатома» ставят палки в колеса, замедляя работы на трех блоках
Из-за задержки с поступлением $ 7 млрд замедляется строительство трех энергоблоков АЭС «Аккую», которую строит «Росатом». Как сообщает «Московский комсомолец —...

В России выпустили модернизированный сельскохозяйственный трактор КРТ-240
Компания «Ригель АВ-Белгород» представила новую модель трактора КРТ-240. Познакомиться с новинкой представители агропрома смогли на выставке «Золотая Нива...

Российские фермеры просят государство о помощи
Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) направила обращение к председателю правительства Михаилу...

Интерес соседей России к Волге простирается аж до Черного моря
Как-то уходит в сторону, что сверхинтенсивные нефтегазовые разработки в казахстанском секторе Каспия, сопредельном с волжской дельтой и российским сектором...

Обвал рынка бытовой техники наблюдается в России
В первом квартале 2025 года рынок холодильников в России столкнулся с серьезными изменениями. По информации, предоставленной представителем компании...

Российские работодатели начали отказываться от эйджизма
Хорошая новость для людей пожилого возраста, которые хотят сменить место работы или не желают уходить на заслуженный отдых: растет спрос на возрастных...

Казахстан открывает вторую фазу проекта по спасению Северного Арала
Предусматриваются реконструкция Кокаральской плотины и возведение нового гидроузла. Это позволит повысить уровень моря до 44 м по Балтийской системе, увеличить...

Ваш банковский перевод заблокирован: в РФ усилили контроль за гражданами
С 1 июня 2025 года в России вступили в силу изменения в законе о противодействии легализации преступных доходов. Теперь Росфинмониторинг получил право...

Колоссальные убытки «ОДК-Кузнецов»: космос под угрозой
Самарское предприятие «ОДК-Кузнецов», входящее в состав государственной корпорации «Ростех», продолжает сталкиваться с серьезными финансовыми трудностями. По...

Удар по гиганту: в РЖД показали тревожные цифры сокращения перевозок
Российские железные дороги опубликовали статистику грузоперевозок. Общее количество жд-доставок уменьшилось, что сигнализирует о замедлении экономической...

«Северсталь» не сможет полностью отказаться от зарубежного ПО
В мире, где цифровые технологии играют все более важную роль, компании стремятся к внедрению отечественного программного обеспечения (ПО), что особенно...

Скандал в ВПК: Минобороны отсудило у «Туполева» миллиарды по тайному иску
Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Минобороны РФ к АО «Туполев» на несколько миллиардов рублей. Причина взыскания и точные детали спора остаются...

Взрыв цен и очереди: в Петербурге ожидают последствий удара по мигрантам
В Петербурге готовятся к повышению цен на доставку и такси из-за запрета на работу мигрантов. Представители отрасли рассказали об ожидаемых последствиях...

«Череповецкий металлургический комбинат»: инновации в производстве
Внедрение современных технологий на «Череповецком металлургическом комбинате» (ЧерМК), который является важнейшей частью компании «Северсталь», стало основой...

Испытан «русский старлинк», Илону Маску придется подвинуться
У Запада шок — в России разработаны собственные технологии спутниковой 5G связи...