
Газовые надежды России: «Сила Сибири – 2» и реалии восточного экспорта
В 2000-х годах Россия громогласно объявила о своем намерении продлить свои газовые горизонты в Азию, задумав новый трубопровод – «Сила Сибири – 2». Душевных обещаний о грядущих поставках «голубого топлива» в Поднебесную оказалось много, но за каждым шагом скрывалась осторожная расчетливость. Почему же столь амбициозный проект до сих пор не увидел света у южных рубежей России?
Долгожданная магистраль
Планировалось, что «Сила Сибири – 2» станет основой для удвоения поставок углеводородов на Восток. Однако прежде, чем начинать строительство магистрали стоимостью до $15 млрд, необходимо было оценить потенциал азиатского рынка. В противном случае трубопровод рисковал оказаться полупустым, и мечты об окупаемости ушли бы в небытие вместе с ускользающими объемами газа.
Промышленность Китая, создававшая оптимизм, не задержалась в развивающейся стагнации. Китайские аналитики уверенно сообщали о ежегодных приростах на 10–12%, что как будто подкрепляло уверенность в том, что «Сила Сибири – 2» будет нагружена под завязку.
Переплетение интересов: Монголия и Казахстан
Обсуждая варианты маршрутов, Москва и Пекин пришли к выводу, что параллельные пути с «Силой Сибири – 1» будут наилучшим выбором. Здесь на сцену выходят Монголия и Казахстан, каждая из которых сбивает с толку своим подходом: Монголия предлагает интересный рынок, а Казахстан уже имеет подходящие транспортные линии. Сложный выбор: как уговорить соседей, чтобы все остались довольны и не начали укладывать свои трубы поперек всей карты?
Отложенный старт
Тем не менее, годы шли, а нитка мимоходом продолжала оставаться лишь на бумаге. В августе 2024 года Монголия, исключившая российскую трубу из своего стратегического развития, наглядно показала, что одним планом дело не ограничивается. Добавьте к этому стагнацию экономики Китая, и картина становится совсем не радужной.
Однако Владимир Путин, все же заявил, что проектная документация для трубопровода «Союз Восток», проходящего через Монголию, завершена и готова к экспертизе. А вот вице-премьер Александр Новак, вдохновленный собственными планами, подтвердил разработку маршрута через Казахстан. Похоже, идущая на мировые просторы идея все-таки не завершилась столь быстро.
Скидки на горизонте
Однако продолжает сохраняться проблема, связанная со сложностью поиска компромиссов между Россией и Китаем. Генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов объясняет значительную часть трудностей именно ценой на газ. Пекин, обладая практическим монополией, требует серьезных скидок на сырье. По прогнозам Минэкономразвития, российский газ для Китая будет стоить на 28% меньше, чем для европейских покупателей. Более того, потребности нашего восточного соседа в скидках могут расти и дальше.
Таким образом, «Сила Сибири – 2» продолжает оставаться в состоянии ожидания, застигнутой между желанием России увеличить экспорт и требованиями Китая о снижении цен. На текущий момент впору задаться вопросом: кто кого? Удастся ли достичь компромисса, или проект окажется на дне очередной бумажной версии? Остается надеяться, что надежды на успех однажды конвертируются в действия, а не просто останутся очередным анекдотом о газовых трубах в поднебесной дали.
Китай: друг и требовательный сосед
Китай выступает главным покупателем российского газа, и их сотрудничество напоминает несколько неловкий, но интересный танец. С одной стороны, у России есть ресурсы, а с другой – у Китая новые требования, которые Москва, скорее всего, не сможет игнорировать. В конце концов, дама – уже не так проста, как хотелось бы.
Тем не менее, за одиннадцать месяцев 2024 года Россия экспортировала в Поднебесную более 29 миллиардов кубометров трубопроводного газа, что на 40% больше, чем в том же периоде прошлого года. По всей видимости, российские газовики взяли за правило не упускать возможность, когда дело касается китайских потребностей. Так, в октябре-ноябре даже были установлены рекорды по суточной транспортировке газа.
Восхождение на энергетические высоты: «Сила Сибири – 1»
Первоначальная версия газопровода, «Сила Сибири – 1», прекрасно облегчила жизнь московским экспортерам: это как если бы вы нашли старую карту к сокровищам в своем кармане. Основным потребителем стал Китай, и занимает он свое место на пьедестале процессинга российской энергии вполне охотно.
Суммарные запасы Ковыктинского и Чаяндинского месторождений достигают колоссальных 3 триллионов кубометров. Да, это не просто цифра – это новогодний подарок всем, кто любит «погазовать». При наблюдаемых темпах увеличения поставок трубопровод обещает выйти на проектную мощность в 2025 году, а не в 2027, как планировалось ранее. Настоящая магия, не правда ли?
Восток – дело тонкое: трудности на горизонте
Но тут всплывают и проблемы. Сложности с реализацией второго этапа газопровода «Сила Сибири – 2» продолжают вызывать беспокойство. Несмотря на то, что Восток манит как свободный Wi-Fi в кафе, у Москвы на этом пути есть свои преграды. Судя по всему, не все так просто, как хотелось бы.
Китай, решивший позаботиться о своих интересах, выдвигает новые требования к проекту, и РФ похоже, будет вынуждена подстраиваться под новую реальность. В конце концов, никакая дружба не может быть построена на песке, особенно когда дело касается миллиардных контрактов.
Новый глобус и новые рынки: управляем рисками
Азиатский топливный рынок после ухода европейских покупателей стал для России довольно удобным местом сбыта. Тут нет занудных бюрократических проволочек, нет «разговоров о погоде» с политическими взглядами. Прямо в сердце Азии русские газовики находят надежного партнера, способного удовлетворить растущие потребности в энергоносителях.
Эта ситуация обоюдовыгодна: восточный регион, использующий российские углеводороды, значительно поднялся в международной торговле за десятилетие. Учитывая, что потребности промышленных мощностей только растут, ясности ждут все – от президента до последнего чиновника, пытающегося уговорить соседа подойти к делу серьезно.
Несмотря на растущие требования со стороны Китая и неопределенности с «Силой Сибири – 2», Россия не собирается опускать руки. Энергетические компании работают над созданием новых альтернативных маршрутов для поставок, продумывают стратегии, как обойти проблемы и добиться желаемого успеха.
Долгожданная магистраль
Планировалось, что «Сила Сибири – 2» станет основой для удвоения поставок углеводородов на Восток. Однако прежде, чем начинать строительство магистрали стоимостью до $15 млрд, необходимо было оценить потенциал азиатского рынка. В противном случае трубопровод рисковал оказаться полупустым, и мечты об окупаемости ушли бы в небытие вместе с ускользающими объемами газа.
Промышленность Китая, создававшая оптимизм, не задержалась в развивающейся стагнации. Китайские аналитики уверенно сообщали о ежегодных приростах на 10–12%, что как будто подкрепляло уверенность в том, что «Сила Сибири – 2» будет нагружена под завязку.
Переплетение интересов: Монголия и Казахстан
Обсуждая варианты маршрутов, Москва и Пекин пришли к выводу, что параллельные пути с «Силой Сибири – 1» будут наилучшим выбором. Здесь на сцену выходят Монголия и Казахстан, каждая из которых сбивает с толку своим подходом: Монголия предлагает интересный рынок, а Казахстан уже имеет подходящие транспортные линии. Сложный выбор: как уговорить соседей, чтобы все остались довольны и не начали укладывать свои трубы поперек всей карты?
Отложенный старт
Тем не менее, годы шли, а нитка мимоходом продолжала оставаться лишь на бумаге. В августе 2024 года Монголия, исключившая российскую трубу из своего стратегического развития, наглядно показала, что одним планом дело не ограничивается. Добавьте к этому стагнацию экономики Китая, и картина становится совсем не радужной.
Однако Владимир Путин, все же заявил, что проектная документация для трубопровода «Союз Восток», проходящего через Монголию, завершена и готова к экспертизе. А вот вице-премьер Александр Новак, вдохновленный собственными планами, подтвердил разработку маршрута через Казахстан. Похоже, идущая на мировые просторы идея все-таки не завершилась столь быстро.
Скидки на горизонте
Однако продолжает сохраняться проблема, связанная со сложностью поиска компромиссов между Россией и Китаем. Генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов объясняет значительную часть трудностей именно ценой на газ. Пекин, обладая практическим монополией, требует серьезных скидок на сырье. По прогнозам Минэкономразвития, российский газ для Китая будет стоить на 28% меньше, чем для европейских покупателей. Более того, потребности нашего восточного соседа в скидках могут расти и дальше.
Таким образом, «Сила Сибири – 2» продолжает оставаться в состоянии ожидания, застигнутой между желанием России увеличить экспорт и требованиями Китая о снижении цен. На текущий момент впору задаться вопросом: кто кого? Удастся ли достичь компромисса, или проект окажется на дне очередной бумажной версии? Остается надеяться, что надежды на успех однажды конвертируются в действия, а не просто останутся очередным анекдотом о газовых трубах в поднебесной дали.
Китай: друг и требовательный сосед
Китай выступает главным покупателем российского газа, и их сотрудничество напоминает несколько неловкий, но интересный танец. С одной стороны, у России есть ресурсы, а с другой – у Китая новые требования, которые Москва, скорее всего, не сможет игнорировать. В конце концов, дама – уже не так проста, как хотелось бы.
Тем не менее, за одиннадцать месяцев 2024 года Россия экспортировала в Поднебесную более 29 миллиардов кубометров трубопроводного газа, что на 40% больше, чем в том же периоде прошлого года. По всей видимости, российские газовики взяли за правило не упускать возможность, когда дело касается китайских потребностей. Так, в октябре-ноябре даже были установлены рекорды по суточной транспортировке газа.
Восхождение на энергетические высоты: «Сила Сибири – 1»
Первоначальная версия газопровода, «Сила Сибири – 1», прекрасно облегчила жизнь московским экспортерам: это как если бы вы нашли старую карту к сокровищам в своем кармане. Основным потребителем стал Китай, и занимает он свое место на пьедестале процессинга российской энергии вполне охотно.
Суммарные запасы Ковыктинского и Чаяндинского месторождений достигают колоссальных 3 триллионов кубометров. Да, это не просто цифра – это новогодний подарок всем, кто любит «погазовать». При наблюдаемых темпах увеличения поставок трубопровод обещает выйти на проектную мощность в 2025 году, а не в 2027, как планировалось ранее. Настоящая магия, не правда ли?
Восток – дело тонкое: трудности на горизонте
Но тут всплывают и проблемы. Сложности с реализацией второго этапа газопровода «Сила Сибири – 2» продолжают вызывать беспокойство. Несмотря на то, что Восток манит как свободный Wi-Fi в кафе, у Москвы на этом пути есть свои преграды. Судя по всему, не все так просто, как хотелось бы.
Китай, решивший позаботиться о своих интересах, выдвигает новые требования к проекту, и РФ похоже, будет вынуждена подстраиваться под новую реальность. В конце концов, никакая дружба не может быть построена на песке, особенно когда дело касается миллиардных контрактов.
Новый глобус и новые рынки: управляем рисками
Азиатский топливный рынок после ухода европейских покупателей стал для России довольно удобным местом сбыта. Тут нет занудных бюрократических проволочек, нет «разговоров о погоде» с политическими взглядами. Прямо в сердце Азии русские газовики находят надежного партнера, способного удовлетворить растущие потребности в энергоносителях.
Эта ситуация обоюдовыгодна: восточный регион, использующий российские углеводороды, значительно поднялся в международной торговле за десятилетие. Учитывая, что потребности промышленных мощностей только растут, ясности ждут все – от президента до последнего чиновника, пытающегося уговорить соседа подойти к делу серьезно.
Несмотря на растущие требования со стороны Китая и неопределенности с «Силой Сибири – 2», Россия не собирается опускать руки. Энергетические компании работают над созданием новых альтернативных маршрутов для поставок, продумывают стратегии, как обойти проблемы и добиться желаемого успеха.
- Павел Журавлев
- kremlin.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

600 км через тундру: зачем России стройка века на краю Баренцева моря?
Россия строит «ворота в Арктику», которые изменят баланс сил в мировой торговле. Что скрывается за проектом Индига и почему он вызывает такой ажиотаж?...

Российская делегация привезла с собой на Аляску чемоданы долларов
Госсекретарь США выдал публике неприглядную изнанку короткого визита главы державы на Аляску....

Правительство РФ резко увеличит число мест в СИЗО. Для кого готовят?
Планируется масштабное расширение вместимости мест для содержания временно задержанных и арестованных. Выделены огромные бюджетные средства....

Конец США, Канаде и Бразилии: энергетический пафос Трампа угодил в ловушку ОПЕК+
Вашингтон не получит своего профита даже при всем давлении, которое он оказывает на любые независимые страны и объединения....

Известны сроки ремонта: РФ потеряла более 13% нефтеперерабатывающих мощностей
Украине дорого обойдется энергетическая война с Россией. НПЗ починят, а то, что потеряет Киев после ответных ударов будет уже не восстановить....

В Латвии стараются спасти умирающий без русских туристов ресторанный бизнес
Оголтелая русофобия литовской элиты уничтожила некогда прибыльный сектор и повесила его на шею бюджету....

130 млрд на дорогу будущего: как Ленский мост изменит жизнь в Якутии
Четыре десятилетия мечтаний — и вот первая свая вбита. Ленский мост обещает не просто соединить берега Лены, а изменить будущее всего региона....

Индия приняла окончательное решение по российской нефти
Вашингтон очень скоро пожалеет, что испортил отношения с Нью-Дели и попытался за счет Индии насолить Москве....

В России готовятся полностью заменить мигрантов
Использование труда иностранных рабочих всегда будет связано как с позитивными моментами для государства, так и грозящей опасностью....

«Маяк» для вывода средств: в РФ выявили крупных пособников киевского режима
В Крыму выявили масштабную мошенническую сеть, которая выводила огромные средства на Украину. СМИ рассказали о семье пособников Киева...

«Младший брат» МС-21: Ростех разрабатывает новый самолёт
«Ростех» анонсировал создание необычной версии уже знакомого лайнера. Его назвали «младшим братом» флагманской модели...

В авиастроительной отрасли России грядут перемены
Но без промышленной революции от них вряд ли будет толк...

Российский завод по добыче гелия выдержал атаку украинских БПЛА
Киев проводит целенаправленные атаки на энергетическую и промышленную инфраструктуру России. Подобные демонстративные акции имеют также целью сорвать мирный...

В Венгрии разочарованы сроками ремонта нефтепровода «Дружба»
Российская сторона делает все возможное и даже больше, однако сохраняется опасность повторных ударов украинских БПЛА по критически важной магистрали....

Пенсионная реформа-2: нас ждет отказ от пенсий?
Заявление знаменитой фигуристки, а ныне депутата Госдумы от «Единой России» Родниной о жизни пожилых людей, шокировало россиян...

Азербайджану дорого обходится попытка сменить хозяина
Идет попытка со стороны Баку снизить давление со стороны Лондона и сменить Вritish Petroleum на Exxon Mobil....