
Газовые надежды России: «Сила Сибири – 2» и реалии восточного экспорта
В 2000-х годах Россия громогласно объявила о своем намерении продлить свои газовые горизонты в Азию, задумав новый трубопровод – «Сила Сибири – 2». Душевных обещаний о грядущих поставках «голубого топлива» в Поднебесную оказалось много, но за каждым шагом скрывалась осторожная расчетливость. Почему же столь амбициозный проект до сих пор не увидел света у южных рубежей России?
Долгожданная магистраль
Планировалось, что «Сила Сибири – 2» станет основой для удвоения поставок углеводородов на Восток. Однако прежде, чем начинать строительство магистрали стоимостью до $15 млрд, необходимо было оценить потенциал азиатского рынка. В противном случае трубопровод рисковал оказаться полупустым, и мечты об окупаемости ушли бы в небытие вместе с ускользающими объемами газа.
Промышленность Китая, создававшая оптимизм, не задержалась в развивающейся стагнации. Китайские аналитики уверенно сообщали о ежегодных приростах на 10–12%, что как будто подкрепляло уверенность в том, что «Сила Сибири – 2» будет нагружена под завязку.
Переплетение интересов: Монголия и Казахстан
Обсуждая варианты маршрутов, Москва и Пекин пришли к выводу, что параллельные пути с «Силой Сибири – 1» будут наилучшим выбором. Здесь на сцену выходят Монголия и Казахстан, каждая из которых сбивает с толку своим подходом: Монголия предлагает интересный рынок, а Казахстан уже имеет подходящие транспортные линии. Сложный выбор: как уговорить соседей, чтобы все остались довольны и не начали укладывать свои трубы поперек всей карты?
Отложенный старт
Тем не менее, годы шли, а нитка мимоходом продолжала оставаться лишь на бумаге. В августе 2024 года Монголия, исключившая российскую трубу из своего стратегического развития, наглядно показала, что одним планом дело не ограничивается. Добавьте к этому стагнацию экономики Китая, и картина становится совсем не радужной.
Однако Владимир Путин, все же заявил, что проектная документация для трубопровода «Союз Восток», проходящего через Монголию, завершена и готова к экспертизе. А вот вице-премьер Александр Новак, вдохновленный собственными планами, подтвердил разработку маршрута через Казахстан. Похоже, идущая на мировые просторы идея все-таки не завершилась столь быстро.
Скидки на горизонте
Однако продолжает сохраняться проблема, связанная со сложностью поиска компромиссов между Россией и Китаем. Генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов объясняет значительную часть трудностей именно ценой на газ. Пекин, обладая практическим монополией, требует серьезных скидок на сырье. По прогнозам Минэкономразвития, российский газ для Китая будет стоить на 28% меньше, чем для европейских покупателей. Более того, потребности нашего восточного соседа в скидках могут расти и дальше.
Таким образом, «Сила Сибири – 2» продолжает оставаться в состоянии ожидания, застигнутой между желанием России увеличить экспорт и требованиями Китая о снижении цен. На текущий момент впору задаться вопросом: кто кого? Удастся ли достичь компромисса, или проект окажется на дне очередной бумажной версии? Остается надеяться, что надежды на успех однажды конвертируются в действия, а не просто останутся очередным анекдотом о газовых трубах в поднебесной дали.
Китай: друг и требовательный сосед
Китай выступает главным покупателем российского газа, и их сотрудничество напоминает несколько неловкий, но интересный танец. С одной стороны, у России есть ресурсы, а с другой – у Китая новые требования, которые Москва, скорее всего, не сможет игнорировать. В конце концов, дама – уже не так проста, как хотелось бы.
Тем не менее, за одиннадцать месяцев 2024 года Россия экспортировала в Поднебесную более 29 миллиардов кубометров трубопроводного газа, что на 40% больше, чем в том же периоде прошлого года. По всей видимости, российские газовики взяли за правило не упускать возможность, когда дело касается китайских потребностей. Так, в октябре-ноябре даже были установлены рекорды по суточной транспортировке газа.
Восхождение на энергетические высоты: «Сила Сибири – 1»
Первоначальная версия газопровода, «Сила Сибири – 1», прекрасно облегчила жизнь московским экспортерам: это как если бы вы нашли старую карту к сокровищам в своем кармане. Основным потребителем стал Китай, и занимает он свое место на пьедестале процессинга российской энергии вполне охотно.
Суммарные запасы Ковыктинского и Чаяндинского месторождений достигают колоссальных 3 триллионов кубометров. Да, это не просто цифра – это новогодний подарок всем, кто любит «погазовать». При наблюдаемых темпах увеличения поставок трубопровод обещает выйти на проектную мощность в 2025 году, а не в 2027, как планировалось ранее. Настоящая магия, не правда ли?
Восток – дело тонкое: трудности на горизонте
Но тут всплывают и проблемы. Сложности с реализацией второго этапа газопровода «Сила Сибири – 2» продолжают вызывать беспокойство. Несмотря на то, что Восток манит как свободный Wi-Fi в кафе, у Москвы на этом пути есть свои преграды. Судя по всему, не все так просто, как хотелось бы.
Китай, решивший позаботиться о своих интересах, выдвигает новые требования к проекту, и РФ похоже, будет вынуждена подстраиваться под новую реальность. В конце концов, никакая дружба не может быть построена на песке, особенно когда дело касается миллиардных контрактов.
Новый глобус и новые рынки: управляем рисками
Азиатский топливный рынок после ухода европейских покупателей стал для России довольно удобным местом сбыта. Тут нет занудных бюрократических проволочек, нет «разговоров о погоде» с политическими взглядами. Прямо в сердце Азии русские газовики находят надежного партнера, способного удовлетворить растущие потребности в энергоносителях.
Эта ситуация обоюдовыгодна: восточный регион, использующий российские углеводороды, значительно поднялся в международной торговле за десятилетие. Учитывая, что потребности промышленных мощностей только растут, ясности ждут все – от президента до последнего чиновника, пытающегося уговорить соседа подойти к делу серьезно.
Несмотря на растущие требования со стороны Китая и неопределенности с «Силой Сибири – 2», Россия не собирается опускать руки. Энергетические компании работают над созданием новых альтернативных маршрутов для поставок, продумывают стратегии, как обойти проблемы и добиться желаемого успеха.
Долгожданная магистраль
Планировалось, что «Сила Сибири – 2» станет основой для удвоения поставок углеводородов на Восток. Однако прежде, чем начинать строительство магистрали стоимостью до $15 млрд, необходимо было оценить потенциал азиатского рынка. В противном случае трубопровод рисковал оказаться полупустым, и мечты об окупаемости ушли бы в небытие вместе с ускользающими объемами газа.
Промышленность Китая, создававшая оптимизм, не задержалась в развивающейся стагнации. Китайские аналитики уверенно сообщали о ежегодных приростах на 10–12%, что как будто подкрепляло уверенность в том, что «Сила Сибири – 2» будет нагружена под завязку.
Переплетение интересов: Монголия и Казахстан
Обсуждая варианты маршрутов, Москва и Пекин пришли к выводу, что параллельные пути с «Силой Сибири – 1» будут наилучшим выбором. Здесь на сцену выходят Монголия и Казахстан, каждая из которых сбивает с толку своим подходом: Монголия предлагает интересный рынок, а Казахстан уже имеет подходящие транспортные линии. Сложный выбор: как уговорить соседей, чтобы все остались довольны и не начали укладывать свои трубы поперек всей карты?
Отложенный старт
Тем не менее, годы шли, а нитка мимоходом продолжала оставаться лишь на бумаге. В августе 2024 года Монголия, исключившая российскую трубу из своего стратегического развития, наглядно показала, что одним планом дело не ограничивается. Добавьте к этому стагнацию экономики Китая, и картина становится совсем не радужной.
Однако Владимир Путин, все же заявил, что проектная документация для трубопровода «Союз Восток», проходящего через Монголию, завершена и готова к экспертизе. А вот вице-премьер Александр Новак, вдохновленный собственными планами, подтвердил разработку маршрута через Казахстан. Похоже, идущая на мировые просторы идея все-таки не завершилась столь быстро.
Скидки на горизонте
Однако продолжает сохраняться проблема, связанная со сложностью поиска компромиссов между Россией и Китаем. Генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов объясняет значительную часть трудностей именно ценой на газ. Пекин, обладая практическим монополией, требует серьезных скидок на сырье. По прогнозам Минэкономразвития, российский газ для Китая будет стоить на 28% меньше, чем для европейских покупателей. Более того, потребности нашего восточного соседа в скидках могут расти и дальше.
Таким образом, «Сила Сибири – 2» продолжает оставаться в состоянии ожидания, застигнутой между желанием России увеличить экспорт и требованиями Китая о снижении цен. На текущий момент впору задаться вопросом: кто кого? Удастся ли достичь компромисса, или проект окажется на дне очередной бумажной версии? Остается надеяться, что надежды на успех однажды конвертируются в действия, а не просто останутся очередным анекдотом о газовых трубах в поднебесной дали.
Китай: друг и требовательный сосед
Китай выступает главным покупателем российского газа, и их сотрудничество напоминает несколько неловкий, но интересный танец. С одной стороны, у России есть ресурсы, а с другой – у Китая новые требования, которые Москва, скорее всего, не сможет игнорировать. В конце концов, дама – уже не так проста, как хотелось бы.
Тем не менее, за одиннадцать месяцев 2024 года Россия экспортировала в Поднебесную более 29 миллиардов кубометров трубопроводного газа, что на 40% больше, чем в том же периоде прошлого года. По всей видимости, российские газовики взяли за правило не упускать возможность, когда дело касается китайских потребностей. Так, в октябре-ноябре даже были установлены рекорды по суточной транспортировке газа.
Восхождение на энергетические высоты: «Сила Сибири – 1»
Первоначальная версия газопровода, «Сила Сибири – 1», прекрасно облегчила жизнь московским экспортерам: это как если бы вы нашли старую карту к сокровищам в своем кармане. Основным потребителем стал Китай, и занимает он свое место на пьедестале процессинга российской энергии вполне охотно.
Суммарные запасы Ковыктинского и Чаяндинского месторождений достигают колоссальных 3 триллионов кубометров. Да, это не просто цифра – это новогодний подарок всем, кто любит «погазовать». При наблюдаемых темпах увеличения поставок трубопровод обещает выйти на проектную мощность в 2025 году, а не в 2027, как планировалось ранее. Настоящая магия, не правда ли?
Восток – дело тонкое: трудности на горизонте
Но тут всплывают и проблемы. Сложности с реализацией второго этапа газопровода «Сила Сибири – 2» продолжают вызывать беспокойство. Несмотря на то, что Восток манит как свободный Wi-Fi в кафе, у Москвы на этом пути есть свои преграды. Судя по всему, не все так просто, как хотелось бы.
Китай, решивший позаботиться о своих интересах, выдвигает новые требования к проекту, и РФ похоже, будет вынуждена подстраиваться под новую реальность. В конце концов, никакая дружба не может быть построена на песке, особенно когда дело касается миллиардных контрактов.
Новый глобус и новые рынки: управляем рисками
Азиатский топливный рынок после ухода европейских покупателей стал для России довольно удобным местом сбыта. Тут нет занудных бюрократических проволочек, нет «разговоров о погоде» с политическими взглядами. Прямо в сердце Азии русские газовики находят надежного партнера, способного удовлетворить растущие потребности в энергоносителях.
Эта ситуация обоюдовыгодна: восточный регион, использующий российские углеводороды, значительно поднялся в международной торговле за десятилетие. Учитывая, что потребности промышленных мощностей только растут, ясности ждут все – от президента до последнего чиновника, пытающегося уговорить соседа подойти к делу серьезно.
Несмотря на растущие требования со стороны Китая и неопределенности с «Силой Сибири – 2», Россия не собирается опускать руки. Энергетические компании работают над созданием новых альтернативных маршрутов для поставок, продумывают стратегии, как обойти проблемы и добиться желаемого успеха.
- Павел Журавлев
- kremlin.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Власти РФ собираются создать в стране отрасль глубокой переработки угля
Заместитель министра энергетики Российской Федерации Дмитрий Исламов рассказал в интервью ТАСС, что уже в обозримом будущем в нашей стране может появиться...

Цена электроэнергии добила крупнейший металлургический завод Украины
Крупнейший металлургический завод Украины оказался на грани остановки из-за самых высоких в Европе цен на электроэнергию. Помощь материнской компании в сотни...

Турист ушел: Анапа теряет деньги и репутацию
В декабре 2024 года Черное море стало свидетелем одного из самых серьезных экологических бедствий: тысячи тонн мазута, выброшенного с потерпевших крушение...

Герман Греф: 2026 год будет непростым для российского бизнеса
На недавнем годовом собрании акционеров Сбербанка Герман Греф (глава банка) заявил, что 2026 год станет непростым для бизнеса и кредитных организаций. По его...

Россия нанесла серию чувствительных ударов по бизнес-интересам Азербайджана
Россия разнесла НПЗ на Украине, которые работали на азербайджанском сырье. Инцидент в Екатеринбурге был лишь поводом для обострения с Баку....

Российские застройщики начинают чистку кадров
Как можно понять из исследования hh.ru, в 2025 году 21% российских компаний планируют сократить штат сотрудников, что представляет собой рост на 12% по...

Wildberries и Ozon захватывают рынок
Федеральная антимонопольная служба выдала предостережение Wildberries из-за обновленной оферты, в которой говорится об обязательном открытии счетов в дочернем...

В Приморье появится новый деревообрабатывающий завод
Компания «ДЛПК» планирует построить в Приморском крае (на территории свободного порта Владивосток) деревообрабатывающий завод. Сообщается, что инвестиции в...

Завод «Янтарь» передал Индии фрегат Tamal
На судостроительном заводе «Янтарь» (входит в состав «Объединенной судостроительной корпорации») в Калининграде состоялась передача военно-морским силам (ВМС)...

Чем может ответить Россия Азербайджану
В случае торговой войны Азербайджан может поставить под сомнение статус своей страны как торгового хаба...

Самоуверенные немцы глупейшим образом загубили «Мерседес»
Соотношение цены, качества и эффективности меняется. И это китайская разработка....

Российские заводы переходят на 4-дневку или останавливаются
Предприниматели и экономисты признают, что в стране кризис, курс на самодостаточную экономику себя не оправдал...

«Росатом» ищет покупателей на турецкую АЭС
«Росатом» ведет переговоры о продаже 49% проекта АЭС «Аккую». Об этом сообщил председатель совета директоров АО «Аккую Нуклеар» Антон Дедусенко....

Автомобилистов прижмут к стенке: новый сбор ударит по кошелькам россиян
Власти России готовят нововведение, которое позволит изъять средства из частного импорта и направить их на поддержку внутреннего автопрома...

Украинцы по ошибке подорвали танкер с казахской нефтью
Они просто перепутали. Судно грузилось в Усть-Луге – российский порт. Украинцы просто документы не видели таможенные...

Украина получила базу перелётов россиян за 16 лет. Чем это грозит
К ВСУ попали конфиденциальные данные из 664 млн записей. Взлом выявил уязвимость системы, элементы которой по-прежнему связаны с западными сервисами...