
Продление срока эксплуатации лифтов: стоит ли бояться россиянам?
Совет Евразийской экономической комиссии сделал важный шаг, продлив срок эксплуатации российских лифтов, которые подлежат замене, до 15 февраля 2025 года. Этот шаг, без сомнения, вызвал множество вопросов и обсуждений среди жителей многоквартирных домов и управляющих компаний. Министерство строительства РФ ранее сообщало, что по всей стране замене подлежат 72 тысячи лифтов, но на деле этот процесс может оказаться более сложным.
Что изменилось?
По информации пресс-службы Минстроя, продление срока эксплуатации – это лишь временная мера. Отметим, что до 2030 года в стране потребуется заменить около 120 тысяч лифтов. Лифты, фактически выработавшие ресурс прочности, будут иметь приоритет при замене, именно исходя из их состояния будет определяться, когда произойдет замена. Заключение о замене или продлении срока эксплуатации будет выносить Ростехнадзор, но представителями организаций уже отмечаются проблемы с финансированием и недостаточностью ресурсов.
Картинка изнутри
На 2024 год в России насчитывается 581 тысяча лифтов, из которых 72 тысячи отработали стандартный срок службы в 25 лет. Представители Российского лифтового объединения (РЛО) выражают обеспокоенность: например, новость о том, что замена половины лифтов не включена в план капремонта, звучит как сигнал тревоги. Намеченные в рамках программы капитального ремонта объемы закупки лифтов в первой половине 2024 года составили 8,2 тысячи единиц, что на 39% меньше, чем годом ранее.
Сравнительно, в начале 2023 года наблюдался взрывной рост: 13,5 тысячи лифтов были закуплены на сумму 52,65 миллиарда рублей. Не обошлось без иронии: получается, что чем более современные лифты кто-то хочет установить, тем менее вероятно, что это произойдет.
Уход иностранных производителей и его последствия
При этом проблема замены старых лифтов обострилась из-за ухода иностранных производителей, таких как Otis и Kone, в 2022 году. Российские производители пытаются компенсировать уход, и, по данным Росстата, в первой половине 2024 года они произвели 12,9 тысячи лифтов, что на 9% больше по сравнению с годом ранее. Но это все еще капля в море по сравнению с объемами, которые необходимо заменить.
Особенно остро ситуация стоит в ряде регионов. Например, в Ульяновской, Ярославской и Астраханской областях проблема дефицита новых лифтов считается максимально серьезной.
Польза или зло?
Принимая во внимание огромные затраты на замену устаревшего лифтового оборудования, которые могут составить более 500 миллиардов рублей, становится понятным, что продление срока эксплуатации – это скорее временная мера, нежели решение проблемы. Для ее решения требуется внимание со стороны высших уровней государственной власти. Так, на текущий момент отсутствует единый федеральный орган, ответственный за контроль над заменой лифтов, и депутаты Госдумы уже поднимали этот вопрос, отмечая необходимость реальной системы управления.
Замена устаревших лифтов – это не просто технический вопрос, это вопрос безопасности и комфорта россиян. Люди не должны мириться с рисками, связанными с эксплуатацией старого оборудования. Возможно, пора начать активный диалог между властями, производителями и самими гражданами, чтобы не оказаться единственными жителями многоэтажек без современного комфорта.
Что изменилось?
По информации пресс-службы Минстроя, продление срока эксплуатации – это лишь временная мера. Отметим, что до 2030 года в стране потребуется заменить около 120 тысяч лифтов. Лифты, фактически выработавшие ресурс прочности, будут иметь приоритет при замене, именно исходя из их состояния будет определяться, когда произойдет замена. Заключение о замене или продлении срока эксплуатации будет выносить Ростехнадзор, но представителями организаций уже отмечаются проблемы с финансированием и недостаточностью ресурсов.
Картинка изнутри
На 2024 год в России насчитывается 581 тысяча лифтов, из которых 72 тысячи отработали стандартный срок службы в 25 лет. Представители Российского лифтового объединения (РЛО) выражают обеспокоенность: например, новость о том, что замена половины лифтов не включена в план капремонта, звучит как сигнал тревоги. Намеченные в рамках программы капитального ремонта объемы закупки лифтов в первой половине 2024 года составили 8,2 тысячи единиц, что на 39% меньше, чем годом ранее.
Сравнительно, в начале 2023 года наблюдался взрывной рост: 13,5 тысячи лифтов были закуплены на сумму 52,65 миллиарда рублей. Не обошлось без иронии: получается, что чем более современные лифты кто-то хочет установить, тем менее вероятно, что это произойдет.
Уход иностранных производителей и его последствия
При этом проблема замены старых лифтов обострилась из-за ухода иностранных производителей, таких как Otis и Kone, в 2022 году. Российские производители пытаются компенсировать уход, и, по данным Росстата, в первой половине 2024 года они произвели 12,9 тысячи лифтов, что на 9% больше по сравнению с годом ранее. Но это все еще капля в море по сравнению с объемами, которые необходимо заменить.
Особенно остро ситуация стоит в ряде регионов. Например, в Ульяновской, Ярославской и Астраханской областях проблема дефицита новых лифтов считается максимально серьезной.
Польза или зло?
Принимая во внимание огромные затраты на замену устаревшего лифтового оборудования, которые могут составить более 500 миллиардов рублей, становится понятным, что продление срока эксплуатации – это скорее временная мера, нежели решение проблемы. Для ее решения требуется внимание со стороны высших уровней государственной власти. Так, на текущий момент отсутствует единый федеральный орган, ответственный за контроль над заменой лифтов, и депутаты Госдумы уже поднимали этот вопрос, отмечая необходимость реальной системы управления.
Замена устаревших лифтов – это не просто технический вопрос, это вопрос безопасности и комфорта россиян. Люди не должны мириться с рисками, связанными с эксплуатацией старого оборудования. Возможно, пора начать активный диалог между властями, производителями и самими гражданами, чтобы не оказаться единственными жителями многоэтажек без современного комфорта.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Кризис атомной отрасти: реакторы французских АЭС выходят из строя
Энергокомпания EDF, управляющая парком атомных электростанций Франции, в очередной раз перенесла срок перезапуска атомного реактора EPR на АЭС «Фламанвиль»,...

В РФ создают первый в стране участок по выпуску бериллийсодержащих материалов
Государственная корпорация «Росатом» приступила к реализации стратегически важного производства – в России впервые появится экспериментальная линия выпуска...

Ядерный буксир против Маска: РФ строит атомный паровоз для космоса
Одна из самых технологически развитых отраслей российской промышленности – ядерная энергетика – должна стать козырем России в космосе на ближайшие десятилетия....

Охота на Чубайса началась всерьёз
Для некоторых в России это стало шоком: АО «Роснано» подало иск на своего бывшего главу, ныне израильского гражданина Анатолия Чубайса, и семерых его бывших...

Транспортные коридоры будущего: зачем России развивать маршрут «Север – Юг»?
Мир меняется, а вместе с ним изменениям подлежат и маршруты мировой торговли. На фоне санкций, политической турбулентности и переориентации России на юг и...

Россия обыграла Запад и готова приступить к распродаже золота
Стоимость золотых резервов России выросла почти на 40% до рекордного уровня в 229 млрд долларов. Стратегия сработала: после 2014 года Россия стала рьяно...

«Какими же надо быть мразями»: Стешин о коррупции на стройке в ДНР
Несмотря на рапорты чиновников, проблема водоснабжения Донецка до сих пор не решена, жители столицы ДНР получают воду по жесткому графику, причем, жидкость из...

Россия бросает вызов Китаю. Суперпроект закончит "игру в калькулятор"
Ранее посол Китайской Народной Республики в России Чжан Ханьхуэй заявил, что поставлять газ из нашей страны в Китай через Казахстан, скорее всего, не...

Нефтяные перипетии: как падение цен на нефть тянет Россию на Запад
В мире, где цены на нефть меняются быстрее, чем мысли у Билла Гейтса о новых инвестициях, интересные события происходят вокруг российской нефти. Последние...

В России миллионы тунеядцев, а плодят их Минтруда с Минэкономразвития
Министерства гордятся победой над безработицей, но на самом деле это не более, чем миф...

Вот почему Россия теряет космос
Космические пуски РФ упали до исторического минимума. А Роскосмос в 2024 г. наполовину провалил планы по запускам ракет. Так безрадостно началось десятилетие...

Чехия приготовила удар по всей российской нефти
Чехия сегодня празднует полный отказ от российской нефти. Она была одной из трех европейских стран, которые сохранили возможность покупать российскую нефть...

У «Газпрома» и Турции наступил момент истины
Глава «Газпрома» принял руководителя главной турецкой газовой госкомпании Botas. Для обеих сторон переговоры в этом году имеют стратегическое значение....

Бегство от доллара началось, на американском долговом рынке хаос
Похоже, даже гособлигации США теперь не так надежны, как было принято считать...

Минпромторг РФ готов выделить 14 миллиардов на улучшение двигателей для МС-21
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации собирается выделить 14,2 миллиарда рублей на доработку турбовентиляторного двигателя ПД-14. Этот...

В обмен на секретные сведения: РФ назвала жёсткие условия западным брендам
В России для западных компаний, желающих вернуться на рынок, установили новые требования. В их числе локализация производства и предоставление секретных...