
Дилерские центры в России: кризис, падение и бесперспективность
Автомобильный рынок в России переживает глубокий кризис. Несмотря на то, что цены на новые автомобили снижаются, продажи продолжают падать. Представители ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) под руководством Алексея Подщеколдина на пресс-конференции, посвященной итогам первой половины 2025 года, озвучили тревожные цифры и проблемы, которые угрожают дальнейшему существованию дилерских центров.
Российский авторынок: диагноз «критическое состояние»
Сложившаяся ситуация на российском авторынке вызывает серьезные опасения. Цены на автомобили снижаются, но это не приводит к улучшению финансового положения участников рынка – как производителей, так и дилеров. Например, Алексей Подщеколдин утверждает, что текущая структура авторынка не обеспечивает достаточной доходности, и это является тревожным сигналом.
Проблемы востребованности и структуры рынка
В Российской Федерации представлено 124 автомобильных бренда, что почти в 3 раза превышает количество брендов в США. Однако, как отметил глава РОАД, большую часть этих машин продать практически невозможно. Например, если в США, где ежегодно продают около 16 миллионов автомобилей, насчитывается 16,7 тысячи дилерских центров, то в России – всего 4 тысячи. Это приводит к тому, что средний объем продаж одной марки в России составляет 12,9 тысячи автомобилей в год, в то время как в США этот показатель достигает 355,5 тысячи – разница колоссальная.
Долгий путь к восстановлению
По мнению Алексея Подщеколдина, необходимым шагом для восстановления авторынка стало бы изменение условий кредитования.
– подчеркнул он.
Нормальная емкость российского авторынка составляет около 3 миллионов автомобилей в год – это минимально необходимый объем для остановки стремительного старения автопарка.
Демографические показатели автопарка
Согласно эксперту, в России насчитывается примерно 55 миллионов автомобилей, из которых 39 миллионов старше 10 лет. Чтобы не допустить роста этого числа, необходимо продавать как минимум 3 миллиона автомобилей в год. Если же объемы продаж останутся на текущем уровне, через пять лет 80% автопарка будут составлять автомобили, старше 10 лет, а половина из них – старше 20 лет.
Проблемы с автокомпонентами
Сложности не ограничиваются только финансовыми аспектами. Нехватка автокомпонентов также является одной из ключевых проблем. Например, производитель фильтров может произвести 3 миллиона единиц за 2–3 месяца, но не знает, что делать с излишками. Аналогичная ситуация наблюдается с производством свечей зажигания и стекол. Заводы работают на мощностях ниже своих возможностей, что свидетельствует о серьезных системных проблемах.
Необходимость разработки новых правил
РОАД призывает государство разработать четкие правила игры для автопроизводителей, аналогично тому, как это делается в Китае. Предлагаемые меры включают создание совместных предприятий с долей участия 50:50, обязательство зарубежных партнеров по поставке запчастей и наладке складов на территории России и предоставление всесторонней поддержки в обучении и ресурсах.
Ключевая ставка и кредиты: непосильное бремя
Одной из главных причин затруднительного положения на рынке является высокая ключевая ставка, которая заставляет коммерческие банки устанавливать процентные ставки по кредитам на уровне 27–30%. Это становится непреодолимым барьером как для дилеров, так и для потенциальных покупателей.
По словам Алексея Подщеколдина, многие компании работают с рентабельностью около 20%, для них такие ставки по кредитам становятся просто непосильными. Для сравнения, до 2023 года этот показатель для автомобильной отрасли составлял около 2,8%, а в прошлом году снизился до 1%. Исключение составляют лишь банковские депозиты, которые приносят 2% доходов без особых усилий.
– задается вопросом глава РОАД.
Упадок продаж и их причины
К сожалению, основные проблемы возникают не только из-за высоких ставок, но и из-за низкой покупательной способности населения. Опираясь на данные бюро кредитных историй, РОАД сообщает, что объем выдачи автокредитов снизился на 53%. При средней цене автомобиля в 3 миллиона рублей взять кредит под 30% для большинства россиян – слишком большие риски.
Поскольку деньги у населения отсутствуют, многие дилерские центры остаются переполненными. К сожалению, в этом году цены на автомобили ряда марок были снижены на 5–8% (это около 150–170 тысяч рублей), однако, несмотря на снижение цен, рынок продолжает падать.
– подчеркнул Алексей Подщеколдин, подводя итоги первого полугодия.
В 2025 году продажи рухнули на 27%, в итоге было продано всего 569,1 тысячи новых легковых и легких коммерческих автомобилей.
Стагнация и снижение покупательской способности
По прогнозам, если ничего не изменится в условиях кредитования, к концу года рынок может достигнуть не более 1,15 миллиона автомобилей. В противном случае, с изменениями в кредитной программе, количество продаж может вырасти до 1,3 миллиона, что все равно критически мало для России.
Алексей Подщеколдин также обрисовал еще одну проблемную ситуацию: в 2012 году каждый третий россиянин мог позволить себе новый автомобиль, а в первой половине 2025 года этот показатель снизился до всего лишь 16%. Рынок в денежном выражении просел на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что также свидетельствует о наличии сложностей.
– заключил Алексей Подщеколдин.
Необходимые меры для выживания
В свете сложившейся ситуации эксперты РОАД дали несколько предложений. Во-первых, необходимо снизить ключевую процентную ставку для коммерческих кредитов. Это позволит дилерам получать более приемлемые условия для ведения бизнеса и сделает покупку новых автомобилей более доступной для населения.
Во-вторых, следует вести активную работу по повышению финансовой грамотности у граждан, чтобы они понимали преимущества и последствия взятия автокредитов.
Российский авторынок: диагноз «критическое состояние»
Сложившаяся ситуация на российском авторынке вызывает серьезные опасения. Цены на автомобили снижаются, но это не приводит к улучшению финансового положения участников рынка – как производителей, так и дилеров. Например, Алексей Подщеколдин утверждает, что текущая структура авторынка не обеспечивает достаточной доходности, и это является тревожным сигналом.
Проблемы востребованности и структуры рынка
В Российской Федерации представлено 124 автомобильных бренда, что почти в 3 раза превышает количество брендов в США. Однако, как отметил глава РОАД, большую часть этих машин продать практически невозможно. Например, если в США, где ежегодно продают около 16 миллионов автомобилей, насчитывается 16,7 тысячи дилерских центров, то в России – всего 4 тысячи. Это приводит к тому, что средний объем продаж одной марки в России составляет 12,9 тысячи автомобилей в год, в то время как в США этот показатель достигает 355,5 тысячи – разница колоссальная.
Долгий путь к восстановлению
По мнению Алексея Подщеколдина, необходимым шагом для восстановления авторынка стало бы изменение условий кредитования.
Если мы хотим вывести рынок на уровень в 2 миллиона автомобилей в год и выше, государство должно принять меры по поддержке отрасли
– подчеркнул он.
Нормальная емкость российского авторынка составляет около 3 миллионов автомобилей в год – это минимально необходимый объем для остановки стремительного старения автопарка.
Демографические показатели автопарка
Согласно эксперту, в России насчитывается примерно 55 миллионов автомобилей, из которых 39 миллионов старше 10 лет. Чтобы не допустить роста этого числа, необходимо продавать как минимум 3 миллиона автомобилей в год. Если же объемы продаж останутся на текущем уровне, через пять лет 80% автопарка будут составлять автомобили, старше 10 лет, а половина из них – старше 20 лет.
Проблемы с автокомпонентами
Сложности не ограничиваются только финансовыми аспектами. Нехватка автокомпонентов также является одной из ключевых проблем. Например, производитель фильтров может произвести 3 миллиона единиц за 2–3 месяца, но не знает, что делать с излишками. Аналогичная ситуация наблюдается с производством свечей зажигания и стекол. Заводы работают на мощностях ниже своих возможностей, что свидетельствует о серьезных системных проблемах.
Необходимость разработки новых правил
РОАД призывает государство разработать четкие правила игры для автопроизводителей, аналогично тому, как это делается в Китае. Предлагаемые меры включают создание совместных предприятий с долей участия 50:50, обязательство зарубежных партнеров по поставке запчастей и наладке складов на территории России и предоставление всесторонней поддержки в обучении и ресурсах.
Ключевая ставка и кредиты: непосильное бремя
Одной из главных причин затруднительного положения на рынке является высокая ключевая ставка, которая заставляет коммерческие банки устанавливать процентные ставки по кредитам на уровне 27–30%. Это становится непреодолимым барьером как для дилеров, так и для потенциальных покупателей.
По словам Алексея Подщеколдина, многие компании работают с рентабельностью около 20%, для них такие ставки по кредитам становятся просто непосильными. Для сравнения, до 2023 года этот показатель для автомобильной отрасли составлял около 2,8%, а в прошлом году снизился до 1%. Исключение составляют лишь банковские депозиты, которые приносят 2% доходов без особых усилий.
Если просто положить деньги на депозит, можно зарабатывать столько же, ничего не делая. Зачем вообще заниматься бизнесом?
– задается вопросом глава РОАД.
Упадок продаж и их причины
К сожалению, основные проблемы возникают не только из-за высоких ставок, но и из-за низкой покупательной способности населения. Опираясь на данные бюро кредитных историй, РОАД сообщает, что объем выдачи автокредитов снизился на 53%. При средней цене автомобиля в 3 миллиона рублей взять кредит под 30% для большинства россиян – слишком большие риски.
Поскольку деньги у населения отсутствуют, многие дилерские центры остаются переполненными. К сожалению, в этом году цены на автомобили ряда марок были снижены на 5–8% (это около 150–170 тысяч рублей), однако, несмотря на снижение цен, рынок продолжает падать.
Когда цены снижаются, мы должны видеть рост продаж, а его нет
– подчеркнул Алексей Подщеколдин, подводя итоги первого полугодия.
В 2025 году продажи рухнули на 27%, в итоге было продано всего 569,1 тысячи новых легковых и легких коммерческих автомобилей.
Стагнация и снижение покупательской способности
По прогнозам, если ничего не изменится в условиях кредитования, к концу года рынок может достигнуть не более 1,15 миллиона автомобилей. В противном случае, с изменениями в кредитной программе, количество продаж может вырасти до 1,3 миллиона, что все равно критически мало для России.
Алексей Подщеколдин также обрисовал еще одну проблемную ситуацию: в 2012 году каждый третий россиянин мог позволить себе новый автомобиль, а в первой половине 2025 года этот показатель снизился до всего лишь 16%. Рынок в денежном выражении просел на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что также свидетельствует о наличии сложностей.
Это не просто рецессия; мы наблюдаем обвал рынка. Снижение цен как лекарство не сработало. Бизнес начал терпеть убытки – как производители, так и дилеры
– заключил Алексей Подщеколдин.
Необходимые меры для выживания
В свете сложившейся ситуации эксперты РОАД дали несколько предложений. Во-первых, необходимо снизить ключевую процентную ставку для коммерческих кредитов. Это позволит дилерам получать более приемлемые условия для ведения бизнеса и сделает покупку новых автомобилей более доступной для населения.
Во-вторых, следует вести активную работу по повышению финансовой грамотности у граждан, чтобы они понимали преимущества и последствия взятия автокредитов.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Крупные государственные НПЗ Индии взбунтовались против власти: заводы не хотят покупать российскую нефть
Механизмы, которые защищали предприятия от вторичных санкций за оборот российского сырья, больше не работают, поэтому руководство заводов требует от властей...

«Забудьте про комфорт!»: в Госдуме призвали граждан России запасаться наличкой
Народные избранники не придумали ничего лучшего, как дать «дельные» советы и без того измученным инфляцией и неудобствами согражданам, терпящим украинскую...

Вызвали на ковер: Россия возмущена действиями Норвегии из-за санкций на рыболовство
Страны западной антироссийской коалиции пытаются ущипнуть Россию не только в военном плане, но и экономическом, ставя препятствия где только смогут придумать....

Простаивающий мегатерминал в Чите: экспорт российской пшеницы в Китай полностью прекратился
Китай превращается из палочки-выручалочки российской экономики в самого обычного привередливого клиента, с которым скорее тяжело вести бизнес и получить...

Национализация аэропорта Домодедово вскрыла финансовые проблемы
Аэропорт Домодедово, один из крупнейших в России, стал объектом национализации и теперь находится в управлении Андрея Иванова, который недавно вступил в...

Удивительная инициатива: жителей мегаполисов в РФ хотят обложить новым налогом
Общественность активно обсуждает инициативу, выдвинутую активистами движения «Отцы рядом», согласно которой жителей крупных и благополучных с финансовой точки...

К окончанию СВО: дефицит кадров в России зашкаливает, необходимо срочно менять внутренние приоритеты политики
Экономика государства сталкивается с самым серьезным вызовом за последние десять или больше лет. Дело совершенно не в демографии или плотности населения, а в...

Павловский автобусный завод остановил конвейер
В стране не хватает грузовиков и автобусов, при этом весь рынок завален китайскими марками самого разного качества, пока свои собственные представители...

Желанные, но не нужные: немецкий люксовый автогигант рекордно уступил чешскому середняку
Мир автопрома перевернулся с ног на голову, когда бренд, ориентированный на массовый рынок, зарабатывает больше денег, чем тот, кто продает роскошные...

Россия расторгает договор с США об утилизации плутония
В Америке разворовали миллиарды, выделенные на строительство завода, а теперь наверняка шум поднимут...

США задушили экспорт российской нефти с помощью Ирана
Еще до истечения срока ультиматума Трампа, Вашингтон начал реализацию стратегии прекращения международной продажи сырья из России....

Абхазия сдулась, попытавшись нажиться на мазутных проблемах Анапы
«Бюджетный отдых» — это не про дешево, это про недалеко...

Потенциал есть, сообщения нет: Москве тяжело получить пользу от новых регионов
Расширение территорий требует особого подхода от руководства страны. Богатые новые регионы могут обеспечивать не только самих себя, но и всю Россию, только...

Мошенники в печали: россиянам дали мощное оружие против спама
С 1 августа россияне могут превратить свои мобильные телефоны в крепость, защищённую от нежелательных вторжений...

Под шумок: власти запустили массовый перевод накоплений в новую систему
Введение госпрограммы ПДС может стать рисковым шагом для миллионов россиян, которые рискуют остаться без значимой части своих накоплений...

«Реанимация экономики» РФ превращается в средство залезания в карман россиянам
Макроэкономика России борется с двумя взаимоисключающими тенденциями, побороть которые одновременно не выйдет. Так что негативные последствия наступят или с...