Дилерские центры в России: кризис, падение и бесперспективность
Автомобильный рынок в России переживает глубокий кризис. Несмотря на то, что цены на новые автомобили снижаются, продажи продолжают падать. Представители ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) под руководством Алексея Подщеколдина на пресс-конференции, посвященной итогам первой половины 2025 года, озвучили тревожные цифры и проблемы, которые угрожают дальнейшему существованию дилерских центров.
Российский авторынок: диагноз «критическое состояние»
Сложившаяся ситуация на российском авторынке вызывает серьезные опасения. Цены на автомобили снижаются, но это не приводит к улучшению финансового положения участников рынка – как производителей, так и дилеров. Например, Алексей Подщеколдин утверждает, что текущая структура авторынка не обеспечивает достаточной доходности, и это является тревожным сигналом.
Проблемы востребованности и структуры рынка
В Российской Федерации представлено 124 автомобильных бренда, что почти в 3 раза превышает количество брендов в США. Однако, как отметил глава РОАД, большую часть этих машин продать практически невозможно. Например, если в США, где ежегодно продают около 16 миллионов автомобилей, насчитывается 16,7 тысячи дилерских центров, то в России – всего 4 тысячи. Это приводит к тому, что средний объем продаж одной марки в России составляет 12,9 тысячи автомобилей в год, в то время как в США этот показатель достигает 355,5 тысячи – разница колоссальная.
Долгий путь к восстановлению
По мнению Алексея Подщеколдина, необходимым шагом для восстановления авторынка стало бы изменение условий кредитования.
– подчеркнул он.
Нормальная емкость российского авторынка составляет около 3 миллионов автомобилей в год – это минимально необходимый объем для остановки стремительного старения автопарка.
Демографические показатели автопарка
Согласно эксперту, в России насчитывается примерно 55 миллионов автомобилей, из которых 39 миллионов старше 10 лет. Чтобы не допустить роста этого числа, необходимо продавать как минимум 3 миллиона автомобилей в год. Если же объемы продаж останутся на текущем уровне, через пять лет 80% автопарка будут составлять автомобили, старше 10 лет, а половина из них – старше 20 лет.
Проблемы с автокомпонентами
Сложности не ограничиваются только финансовыми аспектами. Нехватка автокомпонентов также является одной из ключевых проблем. Например, производитель фильтров может произвести 3 миллиона единиц за 2–3 месяца, но не знает, что делать с излишками. Аналогичная ситуация наблюдается с производством свечей зажигания и стекол. Заводы работают на мощностях ниже своих возможностей, что свидетельствует о серьезных системных проблемах.
Необходимость разработки новых правил
РОАД призывает государство разработать четкие правила игры для автопроизводителей, аналогично тому, как это делается в Китае. Предлагаемые меры включают создание совместных предприятий с долей участия 50:50, обязательство зарубежных партнеров по поставке запчастей и наладке складов на территории России и предоставление всесторонней поддержки в обучении и ресурсах.
Ключевая ставка и кредиты: непосильное бремя
Одной из главных причин затруднительного положения на рынке является высокая ключевая ставка, которая заставляет коммерческие банки устанавливать процентные ставки по кредитам на уровне 27–30%. Это становится непреодолимым барьером как для дилеров, так и для потенциальных покупателей.
По словам Алексея Подщеколдина, многие компании работают с рентабельностью около 20%, для них такие ставки по кредитам становятся просто непосильными. Для сравнения, до 2023 года этот показатель для автомобильной отрасли составлял около 2,8%, а в прошлом году снизился до 1%. Исключение составляют лишь банковские депозиты, которые приносят 2% доходов без особых усилий.
– задается вопросом глава РОАД.
Упадок продаж и их причины
К сожалению, основные проблемы возникают не только из-за высоких ставок, но и из-за низкой покупательной способности населения. Опираясь на данные бюро кредитных историй, РОАД сообщает, что объем выдачи автокредитов снизился на 53%. При средней цене автомобиля в 3 миллиона рублей взять кредит под 30% для большинства россиян – слишком большие риски.
Поскольку деньги у населения отсутствуют, многие дилерские центры остаются переполненными. К сожалению, в этом году цены на автомобили ряда марок были снижены на 5–8% (это около 150–170 тысяч рублей), однако, несмотря на снижение цен, рынок продолжает падать.
– подчеркнул Алексей Подщеколдин, подводя итоги первого полугодия.
В 2025 году продажи рухнули на 27%, в итоге было продано всего 569,1 тысячи новых легковых и легких коммерческих автомобилей.
Стагнация и снижение покупательской способности
По прогнозам, если ничего не изменится в условиях кредитования, к концу года рынок может достигнуть не более 1,15 миллиона автомобилей. В противном случае, с изменениями в кредитной программе, количество продаж может вырасти до 1,3 миллиона, что все равно критически мало для России.
Алексей Подщеколдин также обрисовал еще одну проблемную ситуацию: в 2012 году каждый третий россиянин мог позволить себе новый автомобиль, а в первой половине 2025 года этот показатель снизился до всего лишь 16%. Рынок в денежном выражении просел на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что также свидетельствует о наличии сложностей.
– заключил Алексей Подщеколдин.
Необходимые меры для выживания
В свете сложившейся ситуации эксперты РОАД дали несколько предложений. Во-первых, необходимо снизить ключевую процентную ставку для коммерческих кредитов. Это позволит дилерам получать более приемлемые условия для ведения бизнеса и сделает покупку новых автомобилей более доступной для населения.
Во-вторых, следует вести активную работу по повышению финансовой грамотности у граждан, чтобы они понимали преимущества и последствия взятия автокредитов.
Российский авторынок: диагноз «критическое состояние»
Сложившаяся ситуация на российском авторынке вызывает серьезные опасения. Цены на автомобили снижаются, но это не приводит к улучшению финансового положения участников рынка – как производителей, так и дилеров. Например, Алексей Подщеколдин утверждает, что текущая структура авторынка не обеспечивает достаточной доходности, и это является тревожным сигналом.
Проблемы востребованности и структуры рынка
В Российской Федерации представлено 124 автомобильных бренда, что почти в 3 раза превышает количество брендов в США. Однако, как отметил глава РОАД, большую часть этих машин продать практически невозможно. Например, если в США, где ежегодно продают около 16 миллионов автомобилей, насчитывается 16,7 тысячи дилерских центров, то в России – всего 4 тысячи. Это приводит к тому, что средний объем продаж одной марки в России составляет 12,9 тысячи автомобилей в год, в то время как в США этот показатель достигает 355,5 тысячи – разница колоссальная.
Долгий путь к восстановлению
По мнению Алексея Подщеколдина, необходимым шагом для восстановления авторынка стало бы изменение условий кредитования.
Если мы хотим вывести рынок на уровень в 2 миллиона автомобилей в год и выше, государство должно принять меры по поддержке отрасли
– подчеркнул он.
Нормальная емкость российского авторынка составляет около 3 миллионов автомобилей в год – это минимально необходимый объем для остановки стремительного старения автопарка.
Демографические показатели автопарка
Согласно эксперту, в России насчитывается примерно 55 миллионов автомобилей, из которых 39 миллионов старше 10 лет. Чтобы не допустить роста этого числа, необходимо продавать как минимум 3 миллиона автомобилей в год. Если же объемы продаж останутся на текущем уровне, через пять лет 80% автопарка будут составлять автомобили, старше 10 лет, а половина из них – старше 20 лет.
Проблемы с автокомпонентами
Сложности не ограничиваются только финансовыми аспектами. Нехватка автокомпонентов также является одной из ключевых проблем. Например, производитель фильтров может произвести 3 миллиона единиц за 2–3 месяца, но не знает, что делать с излишками. Аналогичная ситуация наблюдается с производством свечей зажигания и стекол. Заводы работают на мощностях ниже своих возможностей, что свидетельствует о серьезных системных проблемах.
Необходимость разработки новых правил
РОАД призывает государство разработать четкие правила игры для автопроизводителей, аналогично тому, как это делается в Китае. Предлагаемые меры включают создание совместных предприятий с долей участия 50:50, обязательство зарубежных партнеров по поставке запчастей и наладке складов на территории России и предоставление всесторонней поддержки в обучении и ресурсах.
Ключевая ставка и кредиты: непосильное бремя
Одной из главных причин затруднительного положения на рынке является высокая ключевая ставка, которая заставляет коммерческие банки устанавливать процентные ставки по кредитам на уровне 27–30%. Это становится непреодолимым барьером как для дилеров, так и для потенциальных покупателей.
По словам Алексея Подщеколдина, многие компании работают с рентабельностью около 20%, для них такие ставки по кредитам становятся просто непосильными. Для сравнения, до 2023 года этот показатель для автомобильной отрасли составлял около 2,8%, а в прошлом году снизился до 1%. Исключение составляют лишь банковские депозиты, которые приносят 2% доходов без особых усилий.
Если просто положить деньги на депозит, можно зарабатывать столько же, ничего не делая. Зачем вообще заниматься бизнесом?
– задается вопросом глава РОАД.
Упадок продаж и их причины
К сожалению, основные проблемы возникают не только из-за высоких ставок, но и из-за низкой покупательной способности населения. Опираясь на данные бюро кредитных историй, РОАД сообщает, что объем выдачи автокредитов снизился на 53%. При средней цене автомобиля в 3 миллиона рублей взять кредит под 30% для большинства россиян – слишком большие риски.
Поскольку деньги у населения отсутствуют, многие дилерские центры остаются переполненными. К сожалению, в этом году цены на автомобили ряда марок были снижены на 5–8% (это около 150–170 тысяч рублей), однако, несмотря на снижение цен, рынок продолжает падать.
Когда цены снижаются, мы должны видеть рост продаж, а его нет
– подчеркнул Алексей Подщеколдин, подводя итоги первого полугодия.
В 2025 году продажи рухнули на 27%, в итоге было продано всего 569,1 тысячи новых легковых и легких коммерческих автомобилей.
Стагнация и снижение покупательской способности
По прогнозам, если ничего не изменится в условиях кредитования, к концу года рынок может достигнуть не более 1,15 миллиона автомобилей. В противном случае, с изменениями в кредитной программе, количество продаж может вырасти до 1,3 миллиона, что все равно критически мало для России.
Алексей Подщеколдин также обрисовал еще одну проблемную ситуацию: в 2012 году каждый третий россиянин мог позволить себе новый автомобиль, а в первой половине 2025 года этот показатель снизился до всего лишь 16%. Рынок в денежном выражении просел на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что также свидетельствует о наличии сложностей.
Это не просто рецессия; мы наблюдаем обвал рынка. Снижение цен как лекарство не сработало. Бизнес начал терпеть убытки – как производители, так и дилеры
– заключил Алексей Подщеколдин.
Необходимые меры для выживания
В свете сложившейся ситуации эксперты РОАД дали несколько предложений. Во-первых, необходимо снизить ключевую процентную ставку для коммерческих кредитов. Это позволит дилерам получать более приемлемые условия для ведения бизнеса и сделает покупку новых автомобилей более доступной для населения.
Во-вторых, следует вести активную работу по повышению финансовой грамотности у граждан, чтобы они понимали преимущества и последствия взятия автокредитов.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Россия «взлетает» заново: даже в СССР не делали четыре типа самолетов одновременно
Западное давление и санкции приводят не только к негативу, но и упорному желания стать независимым и сильным....
Помочь невозможно: РФ «разрезала» энергосистему Украины натрое
У Киева огромные проблемы, теперь ему даже западные «партнеры» не в состоянии помочь....
Европа разорена: власти позволили мигрантам съесть весь бюджетный пирог
Рядовые граждане Европы невольно отдали свои накопления и пенсию на откуп миграционной политике и черной дыре на Украине....
Крупнейший НПЗ в мире перестарался с заменой российской нефти
Из-за санкций к «Роснефти» индийская Reliance закупила миллионы баррелей у альтернативных поставщиков. Однако сейчас вынуждена перепродавать. Связано ли это с...
Танкеры возвращаются в порт разгрузки: в КНР начали отдавать партии СПГ РФ обратно
Помимо санкций, еще много препятствий может встретиться на пути российского охлажденного газа, следующего к заказчику....
Саудовская Аравия пытается выкупить Индию и Китай у России
У Эр-Рияда свои «санкции» и заинтересованность в торговле нефтью, поэтому она борется с другом-конкурентом из России своими способами....
Нью-Йорк выбрал коммуниста. Что теперь будет?
5 ноября на выборах мэра Нью-Йорка одержал победу Зохран Мамдани - член демократической партии с социалистическими взглядами. Каковы основные положения...
Импортозамещение на крыльях: три новых российских самолёта на низком старте
«Байкал», «Освей», «Ладога» - Россия готовит три авиационные новинки, которые станут важным шагом для развития региональных авиаперевозок...
Обрушение ИИ: технологические гиганты США потеряли $800 миллиардов за день
Самый большой финансовый пузырь в истории готов вот-вот лопнуть, а пока с него «сливки» снимают вовлеченные крупнейшие компании....
Слишком выгодно, чтобы быть правдой: новые схемы обмана захлестнули страну
МВД назвало самые опасные схемы обмана: россиян массово разводят на «лёгкий заработок» и «выгодные кредиты»...
Амбициозный план Путина: Россия вступила в смертельную гонку с Западом
Россия предпримет попытки войти в мировую гонку редкоземельных металлов, передает CNBC. Как считают эксперты, Москва может начать сотрудничать в этой области с...
Крупнейшие заводы России начинает лихорадить
Задание правительства не выполнил: «Уралвагонзавод» наращивает долги и сокращает штат...
Новому среднемагистральнику МС-21 прилично «подрезали» крылья
Производитель пояснил основные причины существенных изменений в летных характеристиках....
Конец легенды АвтоВАЗа: Largus могут снять из-за смертельно опасной поломки
Легенду «АвтоВАЗа» хотят остановить — руль Lada Largus клинит, владельцы в панике, Росстандарт начал проверку...
ФАС взялась за маркетплейсы: Wildberries и Ozon меняют правила
После вмешательства ФАС крупнейшие маркетплейсы пересмотрели условия сотрудничества и изменили некоторые правила работы...
Микроэлектроника России ждет своего Лаврентия Берию
«Байкал» не лезет в отведенные рамки...