
Автономные фуры покоряют трассы России
За два года в России беспилотные грузовики из робкого эксперимента с туманными перспективами превратились в реальный инструмент логистики. Сначала было любопытство, потом – первые рейсы с инженером за рулем, следящим за тем, чтобы машина не вильнула в ближайший кювет. А сегодня уже десятки фур ездят между городами, перевозя тонны груза без прямого участия водителя в управлении.
Как устроена экономика этого перехода, сколько все стоит и что мешает запуску «робофур» на полную мощность? Давайте разберемся по порядку прямо сейчас. В том числе изучим кейсы компаний «Яндекс и «Сбер, и других организаций, идущих к будущему.
Сколько стоит запустить беспилотный грузовик
Фура с автопилотом – это дорого. Обычный «Камаз» обходится в 8 миллионов рублей, а с системой автономного вождения машина дорожает в два и более раза – такие авто стоят от 14,5 до 19 миллиона рублей, все зависит от комплектации. Несколько «лишних» миллионов уходят на то, чтобы оснастить технику сенсорами, радами, камерами и софтом.
Дороги тоже требуют вложений. Чтобы фуры могли двигаться безопасно, трассы по типу М-11 превращаются в «умные коридоры» с камерами, связью V2X и цифровыми картами. Только на один такой проект государство выделило более 5 миллиардов рублей. Пустить грузовик с автопилотом по обычной грунтовой дороге пока что не представляется возможным.
Кроме того, каждая машина проходит испытания. Нужно построить полигоны, провести тысячи часов тестов, собрать и обработать терабайты данных, сертифицировать транспорт. Один только «Камаз» вложил более миллиарда рублей в создание испытательного центра в Набережных Челнах, и это – капля в море.
Пока серийного производства нет, и каждый беспилотник оформляется как индивидуальный эксперимент. Сертификация проходит через ФГУП «НАМИ», техника регистрируется в ГИБДД с особым статусом. Каждая машина подключается к системе «ЭРА-ГЛОНАСС».
Расчеты показывают: даже несмотря на высокую цену, к 2030 году такие машины смогут сократить себестоимость перевозок на 10% и ускорить доставку до 25%. Беспилотники не устают, не требуют перерывов и способны ехать почти безостановочно, особенно по длинным магистралям. Это их главное преимущество.
Что мешает развитию «робофур»
Долгое время главным барьером было законодательство. По правилам, на дороге обязательно должен быть водитель. Чтобы обойти это требование, с 2023 года правительство вводит экспериментальные правовые режимы – сначала на трассе М-11, позже на М-12 и М-4.
Вначале фуры двигались только с водителем в кабине, который хоть и не держался за руль, полностью контролировал машину в случае нештатных ситуаций. В 2024 году Минтранс РФ разрешил пересаживать шофера на пассажирское кресло – явный знак того, что беспилотная система работает стабильно. Однако полностью убрать человека с трассы пока нельзя: это возможно только на закрытых территориях или в рамках ограниченных экспериментов под строгим наблюдением со стороны.
С сентября 2025 года вступит в силу первый федеральный закон о высокоавтоматизированном транспорте. Он определит, какие дороги можно будет считать готовыми к передвижению беспилотных авто, кто отвечает за такие фуры (если, например, попадут в ДТП) и что нужно от оператора. До тех пор – только тесты и только строго по списку разрешенных трасс.
Navio («Сбер»): ставка на свои грузовики
«Сбер» первым вышел на реальные коммерческие перевозки. В 2023 году их фуры (тогда еще от бренда SberAutoTech) начали ездить между Москвой и Петербургом. Сегодня они работают под брендом Navio и на конец 2024 года имели уже 35 автономных тягачей на М-11.
Navio построил собственный прототип – электрический тягач без кабины, с круговым обзором и интеграцией в дорожную инфраструктуру. Работает почти весь день – до 23 часов в сутки. Среди клиентов уже есть крупные компании: «Магнит», X5, ПЭК, «Газпромнефть». Некоторые из них, например, «Магнит», довели число рейсов до 28 в неделю.
Параллельно Navio тестирует трассу М-12 и планирует выход на южные дороги. Машины работают через логистическое подразделение NatCar (аффилировано с компанией «Камаз»). Проект полностью интегрирован в инфраструктуру, использует цифровую модель дороги и онлайн-обмен данными.
«Яндекс»: масштабируемый подход
«Яндекс» начал позже, чем «Сбер», но быстро наверстывает упущенное. В 2024 году его беспилотник прошел маршрут от Подмосковья до Тулы – около 180 километров по М-4. В отличие от Navio, «Яндекс» использует серийный тягач Shacman X6000 и устанавливает на него собственный автопилот.
Решение получилось гибким: платформу можно перенести на другие машины. Уже в 2025 году «Яндекс» планирует выйти на трассы М-11 и М-12, а также запустить рефрижераторные фуры для перевозки скоропортящихся продуктов. Ставку делают на объединение технологий: логистика, нейросети, карты и опыт с роботакси.
Компания активно обучает ИИ, чередуя ручной и автономный режимы, чтобы система могла справляться с любыми ситуациями. Пока автомобильный парк скромный, но за счет ресурсов масштабирование становится вопросом времени.
«Камаз»: от завода до цифровой магистрали
«Камаз» – ключевой участник проекта по внедрению беспилотников и одновременно производитель, разработчик автопилота и оператор перевозок. Компания начала эксперименты с автономным транспортом еще в 2018 году, а в 2023-м стала первым участником федерального эксперимента на трассе М-11 «Нева».
Именно три беспилотных тягача «Камаза» вышли на маршрут первыми летом 2023 года. К середине 2024 года парк компании на трассе вырос до шести машин. Все они оборудованы собственным автопилотом, созданным при участии компании Cognitive Pilot (ранее – совместное предприятие «Сбера» и Cognitive Technologies).
«Камаз» активно участвует не только как производитель техники, но и как логист: компания учредила транспортную структуру NatCar, через которую проводятся реальные перевозки грузов в рамках эксперимента. Машины интегрированы в инфраструктуру цифровой дороги: работают с HD-картами, V2X и «ЭРА-ГЛОНАСС».
Помимо развития трассы, «Камаз» инвестировал более одного миллиарда рублей в собственный испытательный полигон в Набережных Челнах – сделали полноценную платформу для отработки автопилотных систем. Такие вложения позволяют моделировать сложные дорожные сценарии, чтобы подготовиться к ним заранее.
StarLine: прорыв из Санкт-Петербурга
StarLine – один из самых неожиданных участников рынка. Компания, ранее известная охранными системами и автосигнализациями, разработала свой автопилот и уже в 2023 году провела одни из первых публичных испытаний беспилотного грузовика на российских дорогах.
По информации РБК и CNews, StarLine оснастила свой прототип сразу несколькими типами датчиков, использовала цифровую модель дороги и обеспечила сопровождение машины инженерами в кабине. Испытания прошли на реальных участках трассы, а не на закрытых полигонах – это дало важный толчок всей отрасли.
В сентябре 2024 года фура StarLine участвовала в показательных заездах на М-11 в рамках международного форума «Цифровая транспортация». Тогда в кабине уже не было водителя за рулем – только инженер, сидевший на пассажирском месте. Таким образом, компания быстро продвинулась в сторону автономности.
StarLine делает ставку на модульность: ее автопилот потенциально может быть интегрирован в разные модели грузовиков, что делает технологию интересной как для производителей, так и для логистов.
EvoCargo: фуры без кабины
EvoCargo – российский стартап, который делает не просто автопилот, а полностью автономные электрогрузовики. В отличие от конкурентов, чьи машины пока ездят по федеральным трассам в тестовом режиме, роботофуры EvoCargo уже работают на вполне себе реальных объектах.
С 2021 года компания поставила более 150 беспилотников в эксплуатацию. Их используют крупнейшие компании: Wildberries, «Сибур», «Северсталь», «Евраз», «Газпромнефть-Снабжение», «Почта России» и другие. Машины курсируют по закрытым территориям: складам, портам, промышленным площадкам. Там нет светофоров, людских факторов и сложной навигации – идеальные условия для беспилотников, да и сажать водителей на пассажирское сиденье не приходится.
Техника EvoCargo полностью спроектирована с нуля: шасси, электродвигатель, система управления и диспетчеризации – все свое. Это не переделанный грузовик, а изначально роботизированная платформа без кабины. По техническим характеристикам машины сравнимы с аналогами от американской Outrider или шведской Einride.
Что ждет рынок беспилотных грузовиков?
Беспилотная логистика становится новой отраслью. У России есть и протяженные маршруты, и дефицит водителей, и поддержка от государства. Уже сегодня трасса М-11 превратилась в полноценный коридор с цифровыми картами и десятками автономных фур, и на очереди еще несколько магистралей.
Ожидается, что к 2030 году будут запущены 20 тысяч километров таких трасс. Если технологии подешевеют, а закон вступит в силу, автономные грузовики пойдут в серию и начнут менять рынок: сделают его дешевле, быстрее, безопаснее. Уже сейчас цифры впечатляют – миллионы километров без аварий и десятки тысяч тонн перевезенного груза. И это только начало.
Как устроена экономика этого перехода, сколько все стоит и что мешает запуску «робофур» на полную мощность? Давайте разберемся по порядку прямо сейчас. В том числе изучим кейсы компаний «Яндекс и «Сбер, и других организаций, идущих к будущему.
Сколько стоит запустить беспилотный грузовик
Фура с автопилотом – это дорого. Обычный «Камаз» обходится в 8 миллионов рублей, а с системой автономного вождения машина дорожает в два и более раза – такие авто стоят от 14,5 до 19 миллиона рублей, все зависит от комплектации. Несколько «лишних» миллионов уходят на то, чтобы оснастить технику сенсорами, радами, камерами и софтом.
Дороги тоже требуют вложений. Чтобы фуры могли двигаться безопасно, трассы по типу М-11 превращаются в «умные коридоры» с камерами, связью V2X и цифровыми картами. Только на один такой проект государство выделило более 5 миллиардов рублей. Пустить грузовик с автопилотом по обычной грунтовой дороге пока что не представляется возможным.
Кроме того, каждая машина проходит испытания. Нужно построить полигоны, провести тысячи часов тестов, собрать и обработать терабайты данных, сертифицировать транспорт. Один только «Камаз» вложил более миллиарда рублей в создание испытательного центра в Набережных Челнах, и это – капля в море.
Пока серийного производства нет, и каждый беспилотник оформляется как индивидуальный эксперимент. Сертификация проходит через ФГУП «НАМИ», техника регистрируется в ГИБДД с особым статусом. Каждая машина подключается к системе «ЭРА-ГЛОНАСС».
Расчеты показывают: даже несмотря на высокую цену, к 2030 году такие машины смогут сократить себестоимость перевозок на 10% и ускорить доставку до 25%. Беспилотники не устают, не требуют перерывов и способны ехать почти безостановочно, особенно по длинным магистралям. Это их главное преимущество.
Что мешает развитию «робофур»
Долгое время главным барьером было законодательство. По правилам, на дороге обязательно должен быть водитель. Чтобы обойти это требование, с 2023 года правительство вводит экспериментальные правовые режимы – сначала на трассе М-11, позже на М-12 и М-4.
Вначале фуры двигались только с водителем в кабине, который хоть и не держался за руль, полностью контролировал машину в случае нештатных ситуаций. В 2024 году Минтранс РФ разрешил пересаживать шофера на пассажирское кресло – явный знак того, что беспилотная система работает стабильно. Однако полностью убрать человека с трассы пока нельзя: это возможно только на закрытых территориях или в рамках ограниченных экспериментов под строгим наблюдением со стороны.
С сентября 2025 года вступит в силу первый федеральный закон о высокоавтоматизированном транспорте. Он определит, какие дороги можно будет считать готовыми к передвижению беспилотных авто, кто отвечает за такие фуры (если, например, попадут в ДТП) и что нужно от оператора. До тех пор – только тесты и только строго по списку разрешенных трасс.
Navio («Сбер»): ставка на свои грузовики
«Сбер» первым вышел на реальные коммерческие перевозки. В 2023 году их фуры (тогда еще от бренда SberAutoTech) начали ездить между Москвой и Петербургом. Сегодня они работают под брендом Navio и на конец 2024 года имели уже 35 автономных тягачей на М-11.
Navio построил собственный прототип – электрический тягач без кабины, с круговым обзором и интеграцией в дорожную инфраструктуру. Работает почти весь день – до 23 часов в сутки. Среди клиентов уже есть крупные компании: «Магнит», X5, ПЭК, «Газпромнефть». Некоторые из них, например, «Магнит», довели число рейсов до 28 в неделю.
Параллельно Navio тестирует трассу М-12 и планирует выход на южные дороги. Машины работают через логистическое подразделение NatCar (аффилировано с компанией «Камаз»). Проект полностью интегрирован в инфраструктуру, использует цифровую модель дороги и онлайн-обмен данными.
«Яндекс»: масштабируемый подход
«Яндекс» начал позже, чем «Сбер», но быстро наверстывает упущенное. В 2024 году его беспилотник прошел маршрут от Подмосковья до Тулы – около 180 километров по М-4. В отличие от Navio, «Яндекс» использует серийный тягач Shacman X6000 и устанавливает на него собственный автопилот.
Решение получилось гибким: платформу можно перенести на другие машины. Уже в 2025 году «Яндекс» планирует выйти на трассы М-11 и М-12, а также запустить рефрижераторные фуры для перевозки скоропортящихся продуктов. Ставку делают на объединение технологий: логистика, нейросети, карты и опыт с роботакси.
Компания активно обучает ИИ, чередуя ручной и автономный режимы, чтобы система могла справляться с любыми ситуациями. Пока автомобильный парк скромный, но за счет ресурсов масштабирование становится вопросом времени.
«Камаз»: от завода до цифровой магистрали
«Камаз» – ключевой участник проекта по внедрению беспилотников и одновременно производитель, разработчик автопилота и оператор перевозок. Компания начала эксперименты с автономным транспортом еще в 2018 году, а в 2023-м стала первым участником федерального эксперимента на трассе М-11 «Нева».
Именно три беспилотных тягача «Камаза» вышли на маршрут первыми летом 2023 года. К середине 2024 года парк компании на трассе вырос до шести машин. Все они оборудованы собственным автопилотом, созданным при участии компании Cognitive Pilot (ранее – совместное предприятие «Сбера» и Cognitive Technologies).
«Камаз» активно участвует не только как производитель техники, но и как логист: компания учредила транспортную структуру NatCar, через которую проводятся реальные перевозки грузов в рамках эксперимента. Машины интегрированы в инфраструктуру цифровой дороги: работают с HD-картами, V2X и «ЭРА-ГЛОНАСС».
Помимо развития трассы, «Камаз» инвестировал более одного миллиарда рублей в собственный испытательный полигон в Набережных Челнах – сделали полноценную платформу для отработки автопилотных систем. Такие вложения позволяют моделировать сложные дорожные сценарии, чтобы подготовиться к ним заранее.
StarLine: прорыв из Санкт-Петербурга
StarLine – один из самых неожиданных участников рынка. Компания, ранее известная охранными системами и автосигнализациями, разработала свой автопилот и уже в 2023 году провела одни из первых публичных испытаний беспилотного грузовика на российских дорогах.
По информации РБК и CNews, StarLine оснастила свой прототип сразу несколькими типами датчиков, использовала цифровую модель дороги и обеспечила сопровождение машины инженерами в кабине. Испытания прошли на реальных участках трассы, а не на закрытых полигонах – это дало важный толчок всей отрасли.
В сентябре 2024 года фура StarLine участвовала в показательных заездах на М-11 в рамках международного форума «Цифровая транспортация». Тогда в кабине уже не было водителя за рулем – только инженер, сидевший на пассажирском месте. Таким образом, компания быстро продвинулась в сторону автономности.
StarLine делает ставку на модульность: ее автопилот потенциально может быть интегрирован в разные модели грузовиков, что делает технологию интересной как для производителей, так и для логистов.
EvoCargo: фуры без кабины
EvoCargo – российский стартап, который делает не просто автопилот, а полностью автономные электрогрузовики. В отличие от конкурентов, чьи машины пока ездят по федеральным трассам в тестовом режиме, роботофуры EvoCargo уже работают на вполне себе реальных объектах.
С 2021 года компания поставила более 150 беспилотников в эксплуатацию. Их используют крупнейшие компании: Wildberries, «Сибур», «Северсталь», «Евраз», «Газпромнефть-Снабжение», «Почта России» и другие. Машины курсируют по закрытым территориям: складам, портам, промышленным площадкам. Там нет светофоров, людских факторов и сложной навигации – идеальные условия для беспилотников, да и сажать водителей на пассажирское сиденье не приходится.
Техника EvoCargo полностью спроектирована с нуля: шасси, электродвигатель, система управления и диспетчеризации – все свое. Это не переделанный грузовик, а изначально роботизированная платформа без кабины. По техническим характеристикам машины сравнимы с аналогами от американской Outrider или шведской Einride.
Что ждет рынок беспилотных грузовиков?
Беспилотная логистика становится новой отраслью. У России есть и протяженные маршруты, и дефицит водителей, и поддержка от государства. Уже сегодня трасса М-11 превратилась в полноценный коридор с цифровыми картами и десятками автономных фур, и на очереди еще несколько магистралей.
Ожидается, что к 2030 году будут запущены 20 тысяч километров таких трасс. Если технологии подешевеют, а закон вступит в силу, автономные грузовики пойдут в серию и начнут менять рынок: сделают его дешевле, быстрее, безопаснее. Уже сейчас цифры впечатляют – миллионы километров без аварий и десятки тысяч тонн перевезенного груза. И это только начало.
- Олег Донской
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Крупные государственные НПЗ Индии взбунтовались против власти: заводы не хотят покупать российскую нефть
Механизмы, которые защищали предприятия от вторичных санкций за оборот российского сырья, больше не работают, поэтому руководство заводов требует от властей...

«Забудьте про комфорт!»: в Госдуме призвали граждан России запасаться наличкой
Народные избранники не придумали ничего лучшего, как дать «дельные» советы и без того измученным инфляцией и неудобствами согражданам, терпящим украинскую...

Вызвали на ковер: Россия возмущена действиями Норвегии из-за санкций на рыболовство
Страны западной антироссийской коалиции пытаются ущипнуть Россию не только в военном плане, но и экономическом, ставя препятствия где только смогут придумать....

Простаивающий мегатерминал в Чите: экспорт российской пшеницы в Китай полностью прекратился
Китай превращается из палочки-выручалочки российской экономики в самого обычного привередливого клиента, с которым скорее тяжело вести бизнес и получить...

Москва прикрутила экспорт бензина в Казахстан: Астана переходит на экстренное самообеспечение
В самом начале месяца Россия ограничила поставки нефтепродуктов в определенные страны, среди которых центральноазиатская республика....

Стоимость отдыха в Сочи продолжает бить все немыслимые рекорды
Идет самый пик курортного сезона – горячие деньки как для туроператоров, так и для граждан, которые посвящают свои летние отпуска пляжному отдыху. В этом году...

Удивительная инициатива: жителей мегаполисов в РФ хотят обложить новым налогом
Общественность активно обсуждает инициативу, выдвинутую активистами движения «Отцы рядом», согласно которой жителей крупных и благополучных с финансовой точки...

К окончанию СВО: дефицит кадров в России зашкаливает, необходимо срочно менять внутренние приоритеты политики
Экономика государства сталкивается с самым серьезным вызовом за последние десять или больше лет. Дело совершенно не в демографии или плотности населения, а в...

США задушили экспорт российской нефти с помощью Ирана
Еще до истечения срока ультиматума Трампа, Вашингтон начал реализацию стратегии прекращения международной продажи сырья из России....

Желанные, но не нужные: немецкий люксовый автогигант рекордно уступил чешскому середняку
Мир автопрома перевернулся с ног на голову, когда бренд, ориентированный на массовый рынок, зарабатывает больше денег, чем тот, кто продает роскошные...

Павловский автобусный завод остановил конвейер
В стране не хватает грузовиков и автобусов, при этом весь рынок завален китайскими марками самого разного качества, пока свои собственные представители...

Время пришло: российским толстосумам припомнят донаты ВСУ
Крупная российская буржуазия либо уехала за рубеж, либо притихла в страхе перед правоохранительными органами....

Россия расторгает договор с США об утилизации плутония
В Америке разворовали миллиарды, выделенные на строительство завода, а теперь наверняка шум поднимут...

Потенциал есть, сообщения нет: Москве тяжело получить пользу от новых регионов
Расширение территорий требует особого подхода от руководства страны. Богатые новые регионы могут обеспечивать не только самих себя, но и всю Россию, только...

«Реанимация экономики» РФ превращается в средство залезания в карман россиянам
Макроэкономика России борется с двумя взаимоисключающими тенденциями, побороть которые одновременно не выйдет. Так что негативные последствия наступят или с...

На потеху Вашингтону: Китай раздирает изнутри промышленная ценовая война
Китайская нация славится древней мудростью, однако в погоне за прибылью даже они забывают простые правила поведения в бизнесе, который сталкивается не только...