
Отечественный автопром: набираем скорость или снова тормозим
Каких только невзгод не выпало на долю российского автопрома за последние три десятилетия. Чего стоили ударившие по всей экономике страны в «постперестроечный» период разрыв хозяйственных связей, отсутствие финансирования, грабительская «приватизация» и обнуление покупательной способности населения, которому долгое время было не до приобретения личного транспорта.
Что произошло с автопромом, набираем ли в этом плане скорость или снова тормозим. Разберёмся в материале.
Весьма ощутимым ударом именно для этой отрасли стала также либерализация торговли, благодаря которой в страну хлынул поток подержанных и не очень «иномарок», конкурировать с которыми по соотношению «цена-качество» устаревшие модели «Жигулей» и «Москвичей», конечно не могли. Несколько легче в этом смысле было производителям грузовой и тяжелой автомобильной техники, однако на их работе негативно сказывалось хроническое недофинансирование Вооруженных сил, прочих «силовых» и специальных структур, бывших их традиционными заказчиками, тяжелое положение в строительной отрасли и прочие подобные проблемы.
Тем не менее, производителям «железных коней» худо-бедно удалось дотянуть до 1998 года, когда разразившийся дефолт и девальвация отечественной валюты заставили-таки россиян забыть об импорте и вернуться к приобретению изделий отечественного производителя. Тем более, что многим флагманам отрасли, таким, как ВАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, удалось не только сохранить свои мощности и трудовые коллективы, но даже освоить выпуск ряда новых моделей. Выжившие и снова начавшие обретать почву под ногами автопроизводители начали объединяться в крупные холдинги, положившие начало современным «гигантам».
«Новый старт» отрасли, по сути, произошел в начале двухтысячных годов. Этот период был ознаменован рядом важнейших для нее решений и мер, принятых на самом высшем уровне. В 2002 году была, наконец, утверждена концепция ее развития. Однако, самой, пожалуй, действенной на тот момент подмогой отечественным производителям стало введение запретительных пошлин против импортного «металлолома на колесах». С их помощью, а также с введением ряда дополнительных требований, таких как утилизационный сбор и иные, к 2009 году ввоз подержанных авто в страну удалось, практически, обнулить.
В то же самое время с целью привлечения в Россию мировых автомобильных брендов, локализации их производств на нашей территории, было введено понятие «промышленной сборки» в самое ближайшее время привлекшее инвестиции в сотни миллионов долларов, благодаря которым в стране появились автомобильные заводы таких марок, как Mercedes, Hyundai, Volkswagen, Renault, Toyota, Nissan, Mazda, Ford и других.
Начиная с крупноузловой сборки с минимальной локализацией производства эти предприятия со временем все больше интегрируются в местную экономику. Особенно этому должен способствовать переход от концепции промышленной сборки со ввозом комплектующих из-за рубежа к заключению мировыми автопроизводителями специальных инвестиционных контрактов, стимулирующих их к расширению как можно более полного цикла производств в России.
Если говорить о динамике роста отечественного автопрома, то она, будучи в целом позитивной, достаточно неоднозначна. Демонстрируя стабильное увеличение, объемы выпуска, к примеру, легковых автомобилей достигли пиковых значений в 2013 году, после чего то снижались, то снова возрастали. Особо ощутимым был спад в 2015-2016 годах, затем началось восстановление роста количества сходящих с отечественных конвейеров машин. Начавшийся в 2019 году новый спад, естественно, усугубился пандемией коронавируса, заставившей остановить заводы. Впрочем, российский автопром вернулся к работе быстрее многих своих конкурентов из других стран.
Обновленная стратегия развития отрасли была утверждена правительством в 2018 году. Задачи, поставленные в ней весьма амбициозны – это не только доведение доли машин, произведенных в России до 80-90% реализуемых на внутреннем рынке, но и кардинальное расширение экспорта. Согласно изложенным в ней планам, к 2035 году выпуск одних только «легковушек» должен вырасти втрое и достичь количества, превышающего 4.2 миллиона единиц ежегодно.
Не менее важным для России является и дальнейшее развитие производства грузовых автомобилей. Несмотря на приход в страну таких «грандов» в данном сегменте, как Iveco, Caterpillar, Volvo, отечественный КамАЗ не только не сдает позиции, но и продолжает наращивать производство, традиционно оставаясь в числе лидеров по его объемам.
В свое время Владимир Путин заявлял о том, что в будущем видит нашу страну крупнейшим автопроизводителем Европы. До такого статуса нам, конечно, еще далеко, хотя в число 15 стран с наибольшим количеством выпуска автомобилей мы все-таки входим.
Насколько известно, в прошлом году российским правительством были выделены значительные средства для поддержки автомобилестроительной отрасли. В нынешнем году в рамках системных мер, направленных на стимулирование спроса и производства, она получит, как ожидается, государственную помощь в объеме 17, 5 миллиардов рублей. Насколько все это поможет нашему автопрому, начнет ли он набирать скорость или снова «забуксует» - покажет время.
Автор: Александр Харалужный
Что произошло с автопромом, набираем ли в этом плане скорость или снова тормозим. Разберёмся в материале.
Весьма ощутимым ударом именно для этой отрасли стала также либерализация торговли, благодаря которой в страну хлынул поток подержанных и не очень «иномарок», конкурировать с которыми по соотношению «цена-качество» устаревшие модели «Жигулей» и «Москвичей», конечно не могли. Несколько легче в этом смысле было производителям грузовой и тяжелой автомобильной техники, однако на их работе негативно сказывалось хроническое недофинансирование Вооруженных сил, прочих «силовых» и специальных структур, бывших их традиционными заказчиками, тяжелое положение в строительной отрасли и прочие подобные проблемы.
Тем не менее, производителям «железных коней» худо-бедно удалось дотянуть до 1998 года, когда разразившийся дефолт и девальвация отечественной валюты заставили-таки россиян забыть об импорте и вернуться к приобретению изделий отечественного производителя. Тем более, что многим флагманам отрасли, таким, как ВАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, удалось не только сохранить свои мощности и трудовые коллективы, но даже освоить выпуск ряда новых моделей. Выжившие и снова начавшие обретать почву под ногами автопроизводители начали объединяться в крупные холдинги, положившие начало современным «гигантам».
«Новый старт» отрасли, по сути, произошел в начале двухтысячных годов. Этот период был ознаменован рядом важнейших для нее решений и мер, принятых на самом высшем уровне. В 2002 году была, наконец, утверждена концепция ее развития. Однако, самой, пожалуй, действенной на тот момент подмогой отечественным производителям стало введение запретительных пошлин против импортного «металлолома на колесах». С их помощью, а также с введением ряда дополнительных требований, таких как утилизационный сбор и иные, к 2009 году ввоз подержанных авто в страну удалось, практически, обнулить.
В то же самое время с целью привлечения в Россию мировых автомобильных брендов, локализации их производств на нашей территории, было введено понятие «промышленной сборки» в самое ближайшее время привлекшее инвестиции в сотни миллионов долларов, благодаря которым в стране появились автомобильные заводы таких марок, как Mercedes, Hyundai, Volkswagen, Renault, Toyota, Nissan, Mazda, Ford и других.
Начиная с крупноузловой сборки с минимальной локализацией производства эти предприятия со временем все больше интегрируются в местную экономику. Особенно этому должен способствовать переход от концепции промышленной сборки со ввозом комплектующих из-за рубежа к заключению мировыми автопроизводителями специальных инвестиционных контрактов, стимулирующих их к расширению как можно более полного цикла производств в России.
Если говорить о динамике роста отечественного автопрома, то она, будучи в целом позитивной, достаточно неоднозначна. Демонстрируя стабильное увеличение, объемы выпуска, к примеру, легковых автомобилей достигли пиковых значений в 2013 году, после чего то снижались, то снова возрастали. Особо ощутимым был спад в 2015-2016 годах, затем началось восстановление роста количества сходящих с отечественных конвейеров машин. Начавшийся в 2019 году новый спад, естественно, усугубился пандемией коронавируса, заставившей остановить заводы. Впрочем, российский автопром вернулся к работе быстрее многих своих конкурентов из других стран.
Обновленная стратегия развития отрасли была утверждена правительством в 2018 году. Задачи, поставленные в ней весьма амбициозны – это не только доведение доли машин, произведенных в России до 80-90% реализуемых на внутреннем рынке, но и кардинальное расширение экспорта. Согласно изложенным в ней планам, к 2035 году выпуск одних только «легковушек» должен вырасти втрое и достичь количества, превышающего 4.2 миллиона единиц ежегодно.
Не менее важным для России является и дальнейшее развитие производства грузовых автомобилей. Несмотря на приход в страну таких «грандов» в данном сегменте, как Iveco, Caterpillar, Volvo, отечественный КамАЗ не только не сдает позиции, но и продолжает наращивать производство, традиционно оставаясь в числе лидеров по его объемам.
В свое время Владимир Путин заявлял о том, что в будущем видит нашу страну крупнейшим автопроизводителем Европы. До такого статуса нам, конечно, еще далеко, хотя в число 15 стран с наибольшим количеством выпуска автомобилей мы все-таки входим.
Насколько известно, в прошлом году российским правительством были выделены значительные средства для поддержки автомобилестроительной отрасли. В нынешнем году в рамках системных мер, направленных на стимулирование спроса и производства, она получит, как ожидается, государственную помощь в объеме 17, 5 миллиардов рублей. Насколько все это поможет нашему автопрому, начнет ли он набирать скорость или снова «забуксует» - покажет время.
Автор: Александр Харалужный
- из Википедии конвейер завода "Рослада"
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Кризис атомной отрасти: реакторы французских АЭС выходят из строя
Энергокомпания EDF, управляющая парком атомных электростанций Франции, в очередной раз перенесла срок перезапуска атомного реактора EPR на АЭС «Фламанвиль»,...

Россия займется поставками "новой нефти"
Чтобы не отставать от таких глобальных конкурентов в сфере искусственного интеллекта (ИИ), как Китай и США, России предстоит оперативно решить вопрос с...

В РФ создают первый в стране участок по выпуску бериллийсодержащих материалов
Государственная корпорация «Росатом» приступила к реализации стратегически важного производства – в России впервые появится экспериментальная линия выпуска...

Ядерный буксир против Маска: РФ строит атомный паровоз для космоса
Одна из самых технологически развитых отраслей российской промышленности – ядерная энергетика – должна стать козырем России в космосе на ближайшие десятилетия....

Охота на Чубайса началась всерьёз
Для некоторых в России это стало шоком: АО «Роснано» подало иск на своего бывшего главу, ныне израильского гражданина Анатолия Чубайса, и семерых его бывших...

Транспортные коридоры будущего: зачем России развивать маршрут «Север – Юг»?
Мир меняется, а вместе с ним изменениям подлежат и маршруты мировой торговли. На фоне санкций, политической турбулентности и переориентации России на юг и...

Япония, догоняй! В России внезапно для Запада грянула серверная революция
Ситуацию не афишируют, но наши чипмейкеры возможно уже освоили и 28-нм техпроцесс...

Россия бросает вызов Китаю. Суперпроект закончит "игру в калькулятор"
Ранее посол Китайской Народной Республики в России Чжан Ханьхуэй заявил, что поставлять газ из нашей страны в Китай через Казахстан, скорее всего, не...

Нефтяные перипетии: как падение цен на нефть тянет Россию на Запад
В мире, где цены на нефть меняются быстрее, чем мысли у Билла Гейтса о новых инвестициях, интересные события происходят вокруг российской нефти. Последние...

В России миллионы тунеядцев, а плодят их Минтруда с Минэкономразвития
Министерства гордятся победой над безработицей, но на самом деле это не более, чем миф...

Вот почему Россия теряет космос
Космические пуски РФ упали до исторического минимума. А Роскосмос в 2024 г. наполовину провалил планы по запускам ракет. Так безрадостно началось десятилетие...

Дяденька Путин, прости: непреклонный Запад признал, что без России ему конец
У российского хора имени Пятницкого появился очень серьезный соперник: вчера западные СМИ превзошли себя и синхронно изобразили массовый плач Ярославны, от...

Чехия приготовила удар по всей российской нефти
Чехия сегодня празднует полный отказ от российской нефти. Она была одной из трех европейских стран, которые сохранили возможность покупать российскую нефть...

Минпромторг РФ готов выделить 14 миллиардов на улучшение двигателей для МС-21
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации собирается выделить 14,2 миллиарда рублей на доработку турбовентиляторного двигателя ПД-14. Этот...

Европа не откроет своё небо для России и грозит конфискацией самолетов
Россия лоббирует возобновление авиасообщения с США в рамках соглашения о прекращении огня на Украине, однако Евросоюз продолжает настаивать на ужесточении...

У «Газпрома» и Турции наступил момент истины
Глава «Газпрома» принял руководителя главной турецкой газовой госкомпании Botas. Для обеих сторон переговоры в этом году имеют стратегическое значение....