Экономическое обозрение

Отечественный автопром: набираем скорость или снова тормозим

Отечественный автопром: набираем скорость или снова тормозим
Каких только невзгод не выпало на долю российского автопрома за последние три десятилетия. Чего стоили ударившие по всей экономике страны в «постперестроечный» период разрыв хозяйственных связей, отсутствие финансирования, грабительская «приватизация» и обнуление покупательной способности населения, которому долгое время было не до приобретения личного транспорта.


Что произошло с автопромом, набираем ли в этом плане скорость или снова тормозим. Разберёмся в материале.

Весьма ощутимым ударом именно для этой отрасли стала также либерализация торговли, благодаря которой в страну хлынул поток подержанных и не очень «иномарок», конкурировать с которыми по соотношению «цена-качество» устаревшие модели «Жигулей» и «Москвичей», конечно не могли. Несколько легче в этом смысле было производителям грузовой и тяжелой автомобильной техники, однако на их работе негативно сказывалось хроническое недофинансирование Вооруженных сил, прочих «силовых» и специальных структур, бывших их традиционными заказчиками, тяжелое положение в строительной отрасли и прочие подобные проблемы.

Тем не менее, производителям «железных коней» худо-бедно удалось дотянуть до 1998 года, когда разразившийся дефолт и девальвация отечественной валюты заставили-таки россиян забыть об импорте и вернуться к приобретению изделий отечественного производителя. Тем более, что многим флагманам отрасли, таким, как ВАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, удалось не только сохранить свои мощности и трудовые коллективы, но даже освоить выпуск ряда новых моделей. Выжившие и снова начавшие обретать почву под ногами автопроизводители начали объединяться в крупные холдинги, положившие начало современным «гигантам».

«Новый старт» отрасли, по сути, произошел в начале двухтысячных годов. Этот период был ознаменован рядом важнейших для нее решений и мер, принятых на самом высшем уровне. В 2002 году была, наконец, утверждена концепция ее развития. Однако, самой, пожалуй, действенной на тот момент подмогой отечественным производителям стало введение запретительных пошлин против импортного «металлолома на колесах». С их помощью, а также с введением ряда дополнительных требований, таких как утилизационный сбор и иные, к 2009 году ввоз подержанных авто в страну удалось, практически, обнулить.

В то же самое время с целью привлечения в Россию мировых автомобильных брендов, локализации их производств на нашей территории, было введено понятие «промышленной сборки» в самое ближайшее время привлекшее инвестиции в сотни миллионов долларов, благодаря которым в стране появились автомобильные заводы таких марок, как Mercedes, Hyundai, Volkswagen, Renault, Toyota, Nissan, Mazda, Ford и других.

Начиная с крупноузловой сборки с минимальной локализацией производства эти предприятия со временем все больше интегрируются в местную экономику. Особенно этому должен способствовать переход от концепции промышленной сборки со ввозом комплектующих из-за рубежа к заключению мировыми автопроизводителями специальных инвестиционных контрактов, стимулирующих их к расширению как можно более полного цикла производств в России.

Если говорить о динамике роста отечественного автопрома, то она, будучи в целом позитивной, достаточно неоднозначна. Демонстрируя стабильное увеличение, объемы выпуска, к примеру, легковых автомобилей достигли пиковых значений в 2013 году, после чего то снижались, то снова возрастали. Особо ощутимым был спад в 2015-2016 годах, затем началось восстановление роста количества сходящих с отечественных конвейеров машин. Начавшийся в 2019 году новый спад, естественно, усугубился пандемией коронавируса, заставившей остановить заводы. Впрочем, российский автопром вернулся к работе быстрее многих своих конкурентов из других стран.

Обновленная стратегия развития отрасли была утверждена правительством в 2018 году. Задачи, поставленные в ней весьма амбициозны – это не только доведение доли машин, произведенных в России до 80-90% реализуемых на внутреннем рынке, но и кардинальное расширение экспорта. Согласно изложенным в ней планам, к 2035 году выпуск одних только «легковушек» должен вырасти втрое и достичь количества, превышающего 4.2 миллиона единиц ежегодно.

Не менее важным для России является и дальнейшее развитие производства грузовых автомобилей. Несмотря на приход в страну таких «грандов» в данном сегменте, как Iveco, Caterpillar, Volvo, отечественный КамАЗ не только не сдает позиции, но и продолжает наращивать производство, традиционно оставаясь в числе лидеров по его объемам.

В свое время Владимир Путин заявлял о том, что в будущем видит нашу страну крупнейшим автопроизводителем Европы. До такого статуса нам, конечно, еще далеко, хотя в число 15 стран с наибольшим количеством выпуска автомобилей мы все-таки входим.

Насколько известно, в прошлом году российским правительством были выделены значительные средства для поддержки автомобилестроительной отрасли. В нынешнем году в рамках системных мер, направленных на стимулирование спроса и производства, она получит, как ожидается, государственную помощь в объеме 17, 5 миллиардов рублей. Насколько все это поможет нашему автопрому, начнет ли он набирать скорость или снова «забуксует» - покажет время.

Автор: Александр Харалужный

Использованы фотографии: из Википедии конвейер завода "Рослада"

Мы в Мы в Яндекс Дзен