
Отечественный автопром: набираем скорость или снова тормозим
Каких только невзгод не выпало на долю российского автопрома за последние три десятилетия. Чего стоили ударившие по всей экономике страны в «постперестроечный» период разрыв хозяйственных связей, отсутствие финансирования, грабительская «приватизация» и обнуление покупательной способности населения, которому долгое время было не до приобретения личного транспорта.
Что произошло с автопромом, набираем ли в этом плане скорость или снова тормозим. Разберёмся в материале.
Весьма ощутимым ударом именно для этой отрасли стала также либерализация торговли, благодаря которой в страну хлынул поток подержанных и не очень «иномарок», конкурировать с которыми по соотношению «цена-качество» устаревшие модели «Жигулей» и «Москвичей», конечно не могли. Несколько легче в этом смысле было производителям грузовой и тяжелой автомобильной техники, однако на их работе негативно сказывалось хроническое недофинансирование Вооруженных сил, прочих «силовых» и специальных структур, бывших их традиционными заказчиками, тяжелое положение в строительной отрасли и прочие подобные проблемы.
Тем не менее, производителям «железных коней» худо-бедно удалось дотянуть до 1998 года, когда разразившийся дефолт и девальвация отечественной валюты заставили-таки россиян забыть об импорте и вернуться к приобретению изделий отечественного производителя. Тем более, что многим флагманам отрасли, таким, как ВАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, удалось не только сохранить свои мощности и трудовые коллективы, но даже освоить выпуск ряда новых моделей. Выжившие и снова начавшие обретать почву под ногами автопроизводители начали объединяться в крупные холдинги, положившие начало современным «гигантам».
«Новый старт» отрасли, по сути, произошел в начале двухтысячных годов. Этот период был ознаменован рядом важнейших для нее решений и мер, принятых на самом высшем уровне. В 2002 году была, наконец, утверждена концепция ее развития. Однако, самой, пожалуй, действенной на тот момент подмогой отечественным производителям стало введение запретительных пошлин против импортного «металлолома на колесах». С их помощью, а также с введением ряда дополнительных требований, таких как утилизационный сбор и иные, к 2009 году ввоз подержанных авто в страну удалось, практически, обнулить.
В то же самое время с целью привлечения в Россию мировых автомобильных брендов, локализации их производств на нашей территории, было введено понятие «промышленной сборки» в самое ближайшее время привлекшее инвестиции в сотни миллионов долларов, благодаря которым в стране появились автомобильные заводы таких марок, как Mercedes, Hyundai, Volkswagen, Renault, Toyota, Nissan, Mazda, Ford и других.
Начиная с крупноузловой сборки с минимальной локализацией производства эти предприятия со временем все больше интегрируются в местную экономику. Особенно этому должен способствовать переход от концепции промышленной сборки со ввозом комплектующих из-за рубежа к заключению мировыми автопроизводителями специальных инвестиционных контрактов, стимулирующих их к расширению как можно более полного цикла производств в России.
Если говорить о динамике роста отечественного автопрома, то она, будучи в целом позитивной, достаточно неоднозначна. Демонстрируя стабильное увеличение, объемы выпуска, к примеру, легковых автомобилей достигли пиковых значений в 2013 году, после чего то снижались, то снова возрастали. Особо ощутимым был спад в 2015-2016 годах, затем началось восстановление роста количества сходящих с отечественных конвейеров машин. Начавшийся в 2019 году новый спад, естественно, усугубился пандемией коронавируса, заставившей остановить заводы. Впрочем, российский автопром вернулся к работе быстрее многих своих конкурентов из других стран.
Обновленная стратегия развития отрасли была утверждена правительством в 2018 году. Задачи, поставленные в ней весьма амбициозны – это не только доведение доли машин, произведенных в России до 80-90% реализуемых на внутреннем рынке, но и кардинальное расширение экспорта. Согласно изложенным в ней планам, к 2035 году выпуск одних только «легковушек» должен вырасти втрое и достичь количества, превышающего 4.2 миллиона единиц ежегодно.
Не менее важным для России является и дальнейшее развитие производства грузовых автомобилей. Несмотря на приход в страну таких «грандов» в данном сегменте, как Iveco, Caterpillar, Volvo, отечественный КамАЗ не только не сдает позиции, но и продолжает наращивать производство, традиционно оставаясь в числе лидеров по его объемам.
В свое время Владимир Путин заявлял о том, что в будущем видит нашу страну крупнейшим автопроизводителем Европы. До такого статуса нам, конечно, еще далеко, хотя в число 15 стран с наибольшим количеством выпуска автомобилей мы все-таки входим.
Насколько известно, в прошлом году российским правительством были выделены значительные средства для поддержки автомобилестроительной отрасли. В нынешнем году в рамках системных мер, направленных на стимулирование спроса и производства, она получит, как ожидается, государственную помощь в объеме 17, 5 миллиардов рублей. Насколько все это поможет нашему автопрому, начнет ли он набирать скорость или снова «забуксует» - покажет время.
Автор: Александр Харалужный
Что произошло с автопромом, набираем ли в этом плане скорость или снова тормозим. Разберёмся в материале.
Весьма ощутимым ударом именно для этой отрасли стала также либерализация торговли, благодаря которой в страну хлынул поток подержанных и не очень «иномарок», конкурировать с которыми по соотношению «цена-качество» устаревшие модели «Жигулей» и «Москвичей», конечно не могли. Несколько легче в этом смысле было производителям грузовой и тяжелой автомобильной техники, однако на их работе негативно сказывалось хроническое недофинансирование Вооруженных сил, прочих «силовых» и специальных структур, бывших их традиционными заказчиками, тяжелое положение в строительной отрасли и прочие подобные проблемы.
Тем не менее, производителям «железных коней» худо-бедно удалось дотянуть до 1998 года, когда разразившийся дефолт и девальвация отечественной валюты заставили-таки россиян забыть об импорте и вернуться к приобретению изделий отечественного производителя. Тем более, что многим флагманам отрасли, таким, как ВАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, удалось не только сохранить свои мощности и трудовые коллективы, но даже освоить выпуск ряда новых моделей. Выжившие и снова начавшие обретать почву под ногами автопроизводители начали объединяться в крупные холдинги, положившие начало современным «гигантам».
«Новый старт» отрасли, по сути, произошел в начале двухтысячных годов. Этот период был ознаменован рядом важнейших для нее решений и мер, принятых на самом высшем уровне. В 2002 году была, наконец, утверждена концепция ее развития. Однако, самой, пожалуй, действенной на тот момент подмогой отечественным производителям стало введение запретительных пошлин против импортного «металлолома на колесах». С их помощью, а также с введением ряда дополнительных требований, таких как утилизационный сбор и иные, к 2009 году ввоз подержанных авто в страну удалось, практически, обнулить.
В то же самое время с целью привлечения в Россию мировых автомобильных брендов, локализации их производств на нашей территории, было введено понятие «промышленной сборки» в самое ближайшее время привлекшее инвестиции в сотни миллионов долларов, благодаря которым в стране появились автомобильные заводы таких марок, как Mercedes, Hyundai, Volkswagen, Renault, Toyota, Nissan, Mazda, Ford и других.
Начиная с крупноузловой сборки с минимальной локализацией производства эти предприятия со временем все больше интегрируются в местную экономику. Особенно этому должен способствовать переход от концепции промышленной сборки со ввозом комплектующих из-за рубежа к заключению мировыми автопроизводителями специальных инвестиционных контрактов, стимулирующих их к расширению как можно более полного цикла производств в России.
Если говорить о динамике роста отечественного автопрома, то она, будучи в целом позитивной, достаточно неоднозначна. Демонстрируя стабильное увеличение, объемы выпуска, к примеру, легковых автомобилей достигли пиковых значений в 2013 году, после чего то снижались, то снова возрастали. Особо ощутимым был спад в 2015-2016 годах, затем началось восстановление роста количества сходящих с отечественных конвейеров машин. Начавшийся в 2019 году новый спад, естественно, усугубился пандемией коронавируса, заставившей остановить заводы. Впрочем, российский автопром вернулся к работе быстрее многих своих конкурентов из других стран.
Обновленная стратегия развития отрасли была утверждена правительством в 2018 году. Задачи, поставленные в ней весьма амбициозны – это не только доведение доли машин, произведенных в России до 80-90% реализуемых на внутреннем рынке, но и кардинальное расширение экспорта. Согласно изложенным в ней планам, к 2035 году выпуск одних только «легковушек» должен вырасти втрое и достичь количества, превышающего 4.2 миллиона единиц ежегодно.
Не менее важным для России является и дальнейшее развитие производства грузовых автомобилей. Несмотря на приход в страну таких «грандов» в данном сегменте, как Iveco, Caterpillar, Volvo, отечественный КамАЗ не только не сдает позиции, но и продолжает наращивать производство, традиционно оставаясь в числе лидеров по его объемам.
В свое время Владимир Путин заявлял о том, что в будущем видит нашу страну крупнейшим автопроизводителем Европы. До такого статуса нам, конечно, еще далеко, хотя в число 15 стран с наибольшим количеством выпуска автомобилей мы все-таки входим.
Насколько известно, в прошлом году российским правительством были выделены значительные средства для поддержки автомобилестроительной отрасли. В нынешнем году в рамках системных мер, направленных на стимулирование спроса и производства, она получит, как ожидается, государственную помощь в объеме 17, 5 миллиардов рублей. Насколько все это поможет нашему автопрому, начнет ли он набирать скорость или снова «забуксует» - покажет время.
Автор: Александр Харалужный
- из Википедии конвейер завода "Рослада"
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Осло напросился: Москва предъявила ультиматум норвежским рыбакам
Растет напряженность между Россией и Норвегией из-за использования совместных рыбных ресурсов....

В Техасе обнаружили новое «белое золото», могущее изменить мировой энергетический рынок
Разработка месторождения позволит региону занять лидирующую позицию во всем мире по новым энергетическим ресурсам....

Баку на грани срыва: основной источник дохода исчезает
Азербайджан начал агрессивную кампанию, которую он просто не может себе позволить, тем более что республика теряет экспортные рынки....

«Неаполь мертв»: вышедший из-под контроля туризм опустошает города Италии
Проблема приобретает характер национального бедствия для некогда прославленного мирового курорта....

Облегчения не ждать: стали известны три срока ремонта завода «Новатэка» в Усть-Луге
БПЛА Украины наносят повторные удары по уже недавно атакованным целям. Это усложняет ремонт и введение в строй инфраструктуры....

Запад споткнулся о собственный «ценовой порог» на нефть, уготованный России
Ограничения, введенные против отечественного сырья, не подействовали в России, зато хорошо приживутся на западном рынке....

Даже СССР такие расходы были не по карману: национальные интересы РФ все дороже
Свобода в принципе не может быть дешевой или легкодоступной. Ее достижение сулит напряжение – физическое и материальное....

Перспективный авиадвигатель: новый шаг в российской авиации
В России запланировано создание нового тяжелого авиадвигателя с тягой 26 тонн, который, как ожидается, станет революцией в отечественном авиастроении. Об этом...

Шумят, зато работают годами. Чем Россия заменила немецкие турбины
Немецкие тише, они эффективнее, но постоянно ломаются, потому что основная прибыль от этих двигателей – обслуживание и постоянный ремонт...

Денег нет. Все ушли на «золотые парашюты»
Нельзя повышать и зарплаты в банках, если они испытывают трудности...

У 14 самолетов SSJ-100 обнаружились проблемы с фюзеляжами
Ситуация с российскими воздушными судами Sukhoi Superjet 100 (RRJ-95) вызывает серьезные вопросы. Как стало известно из недавних материалов издания «Известия»,...

По цене металлолома: Киев продает крупнейший стратегический химзавод Украины
На Украине пытаются решить сразу две задачи – получить деньги и выжить еще некоторое время и отдать западным кураторам остатки ценного имущества....

Конец нефтяной мечты: Азербайджан остается без золотой жилы
Запад внимательно следит за нефтяными доходами России в условиях санкций, тогда как экспорт других нефтяных стран также снижается. В Азербайджане, где власти в...

Новый завод полного цикла по производству чипов появится в РФ
В России стартует амбициозный проект по запуску предприятия полного цикла, который будет производить микрочипы. Проект расположат на территории...

Медицинский исход: эксперты раскрыли причину бегства врачей из Петербурга
Привлекательные условия для трудоустройства врачей в сельские ЛПУ начали работать. Выпускница медвуза раскрыла преимущества переезда в Ленобласть...

Россия засыпана картошкой: рекордный урожай обрушил рынок
В России в этом году фиксируется хороший урожай картофеля. Однако это не радует аграриев и вызывает беспокойство у экспертов...