Отечественный автопром: набираем скорость или снова тормозим
Каких только невзгод не выпало на долю российского автопрома за последние три десятилетия. Чего стоили ударившие по всей экономике страны в «постперестроечный» период разрыв хозяйственных связей, отсутствие финансирования, грабительская «приватизация» и обнуление покупательной способности населения, которому долгое время было не до приобретения личного транспорта.
Что произошло с автопромом, набираем ли в этом плане скорость или снова тормозим. Разберёмся в материале.
Весьма ощутимым ударом именно для этой отрасли стала также либерализация торговли, благодаря которой в страну хлынул поток подержанных и не очень «иномарок», конкурировать с которыми по соотношению «цена-качество» устаревшие модели «Жигулей» и «Москвичей», конечно не могли. Несколько легче в этом смысле было производителям грузовой и тяжелой автомобильной техники, однако на их работе негативно сказывалось хроническое недофинансирование Вооруженных сил, прочих «силовых» и специальных структур, бывших их традиционными заказчиками, тяжелое положение в строительной отрасли и прочие подобные проблемы.
Тем не менее, производителям «железных коней» худо-бедно удалось дотянуть до 1998 года, когда разразившийся дефолт и девальвация отечественной валюты заставили-таки россиян забыть об импорте и вернуться к приобретению изделий отечественного производителя. Тем более, что многим флагманам отрасли, таким, как ВАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, удалось не только сохранить свои мощности и трудовые коллективы, но даже освоить выпуск ряда новых моделей. Выжившие и снова начавшие обретать почву под ногами автопроизводители начали объединяться в крупные холдинги, положившие начало современным «гигантам».
«Новый старт» отрасли, по сути, произошел в начале двухтысячных годов. Этот период был ознаменован рядом важнейших для нее решений и мер, принятых на самом высшем уровне. В 2002 году была, наконец, утверждена концепция ее развития. Однако, самой, пожалуй, действенной на тот момент подмогой отечественным производителям стало введение запретительных пошлин против импортного «металлолома на колесах». С их помощью, а также с введением ряда дополнительных требований, таких как утилизационный сбор и иные, к 2009 году ввоз подержанных авто в страну удалось, практически, обнулить.
В то же самое время с целью привлечения в Россию мировых автомобильных брендов, локализации их производств на нашей территории, было введено понятие «промышленной сборки» в самое ближайшее время привлекшее инвестиции в сотни миллионов долларов, благодаря которым в стране появились автомобильные заводы таких марок, как Mercedes, Hyundai, Volkswagen, Renault, Toyota, Nissan, Mazda, Ford и других.
Начиная с крупноузловой сборки с минимальной локализацией производства эти предприятия со временем все больше интегрируются в местную экономику. Особенно этому должен способствовать переход от концепции промышленной сборки со ввозом комплектующих из-за рубежа к заключению мировыми автопроизводителями специальных инвестиционных контрактов, стимулирующих их к расширению как можно более полного цикла производств в России.
Если говорить о динамике роста отечественного автопрома, то она, будучи в целом позитивной, достаточно неоднозначна. Демонстрируя стабильное увеличение, объемы выпуска, к примеру, легковых автомобилей достигли пиковых значений в 2013 году, после чего то снижались, то снова возрастали. Особо ощутимым был спад в 2015-2016 годах, затем началось восстановление роста количества сходящих с отечественных конвейеров машин. Начавшийся в 2019 году новый спад, естественно, усугубился пандемией коронавируса, заставившей остановить заводы. Впрочем, российский автопром вернулся к работе быстрее многих своих конкурентов из других стран.
Обновленная стратегия развития отрасли была утверждена правительством в 2018 году. Задачи, поставленные в ней весьма амбициозны – это не только доведение доли машин, произведенных в России до 80-90% реализуемых на внутреннем рынке, но и кардинальное расширение экспорта. Согласно изложенным в ней планам, к 2035 году выпуск одних только «легковушек» должен вырасти втрое и достичь количества, превышающего 4.2 миллиона единиц ежегодно.
Не менее важным для России является и дальнейшее развитие производства грузовых автомобилей. Несмотря на приход в страну таких «грандов» в данном сегменте, как Iveco, Caterpillar, Volvo, отечественный КамАЗ не только не сдает позиции, но и продолжает наращивать производство, традиционно оставаясь в числе лидеров по его объемам.
В свое время Владимир Путин заявлял о том, что в будущем видит нашу страну крупнейшим автопроизводителем Европы. До такого статуса нам, конечно, еще далеко, хотя в число 15 стран с наибольшим количеством выпуска автомобилей мы все-таки входим.
Насколько известно, в прошлом году российским правительством были выделены значительные средства для поддержки автомобилестроительной отрасли. В нынешнем году в рамках системных мер, направленных на стимулирование спроса и производства, она получит, как ожидается, государственную помощь в объеме 17, 5 миллиардов рублей. Насколько все это поможет нашему автопрому, начнет ли он набирать скорость или снова «забуксует» - покажет время.
Автор: Александр Харалужный
Что произошло с автопромом, набираем ли в этом плане скорость или снова тормозим. Разберёмся в материале.
Весьма ощутимым ударом именно для этой отрасли стала также либерализация торговли, благодаря которой в страну хлынул поток подержанных и не очень «иномарок», конкурировать с которыми по соотношению «цена-качество» устаревшие модели «Жигулей» и «Москвичей», конечно не могли. Несколько легче в этом смысле было производителям грузовой и тяжелой автомобильной техники, однако на их работе негативно сказывалось хроническое недофинансирование Вооруженных сил, прочих «силовых» и специальных структур, бывших их традиционными заказчиками, тяжелое положение в строительной отрасли и прочие подобные проблемы.
Тем не менее, производителям «железных коней» худо-бедно удалось дотянуть до 1998 года, когда разразившийся дефолт и девальвация отечественной валюты заставили-таки россиян забыть об импорте и вернуться к приобретению изделий отечественного производителя. Тем более, что многим флагманам отрасли, таким, как ВАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, удалось не только сохранить свои мощности и трудовые коллективы, но даже освоить выпуск ряда новых моделей. Выжившие и снова начавшие обретать почву под ногами автопроизводители начали объединяться в крупные холдинги, положившие начало современным «гигантам».
«Новый старт» отрасли, по сути, произошел в начале двухтысячных годов. Этот период был ознаменован рядом важнейших для нее решений и мер, принятых на самом высшем уровне. В 2002 году была, наконец, утверждена концепция ее развития. Однако, самой, пожалуй, действенной на тот момент подмогой отечественным производителям стало введение запретительных пошлин против импортного «металлолома на колесах». С их помощью, а также с введением ряда дополнительных требований, таких как утилизационный сбор и иные, к 2009 году ввоз подержанных авто в страну удалось, практически, обнулить.
В то же самое время с целью привлечения в Россию мировых автомобильных брендов, локализации их производств на нашей территории, было введено понятие «промышленной сборки» в самое ближайшее время привлекшее инвестиции в сотни миллионов долларов, благодаря которым в стране появились автомобильные заводы таких марок, как Mercedes, Hyundai, Volkswagen, Renault, Toyota, Nissan, Mazda, Ford и других.
Начиная с крупноузловой сборки с минимальной локализацией производства эти предприятия со временем все больше интегрируются в местную экономику. Особенно этому должен способствовать переход от концепции промышленной сборки со ввозом комплектующих из-за рубежа к заключению мировыми автопроизводителями специальных инвестиционных контрактов, стимулирующих их к расширению как можно более полного цикла производств в России.
Если говорить о динамике роста отечественного автопрома, то она, будучи в целом позитивной, достаточно неоднозначна. Демонстрируя стабильное увеличение, объемы выпуска, к примеру, легковых автомобилей достигли пиковых значений в 2013 году, после чего то снижались, то снова возрастали. Особо ощутимым был спад в 2015-2016 годах, затем началось восстановление роста количества сходящих с отечественных конвейеров машин. Начавшийся в 2019 году новый спад, естественно, усугубился пандемией коронавируса, заставившей остановить заводы. Впрочем, российский автопром вернулся к работе быстрее многих своих конкурентов из других стран.
Обновленная стратегия развития отрасли была утверждена правительством в 2018 году. Задачи, поставленные в ней весьма амбициозны – это не только доведение доли машин, произведенных в России до 80-90% реализуемых на внутреннем рынке, но и кардинальное расширение экспорта. Согласно изложенным в ней планам, к 2035 году выпуск одних только «легковушек» должен вырасти втрое и достичь количества, превышающего 4.2 миллиона единиц ежегодно.
Не менее важным для России является и дальнейшее развитие производства грузовых автомобилей. Несмотря на приход в страну таких «грандов» в данном сегменте, как Iveco, Caterpillar, Volvo, отечественный КамАЗ не только не сдает позиции, но и продолжает наращивать производство, традиционно оставаясь в числе лидеров по его объемам.
В свое время Владимир Путин заявлял о том, что в будущем видит нашу страну крупнейшим автопроизводителем Европы. До такого статуса нам, конечно, еще далеко, хотя в число 15 стран с наибольшим количеством выпуска автомобилей мы все-таки входим.
Насколько известно, в прошлом году российским правительством были выделены значительные средства для поддержки автомобилестроительной отрасли. В нынешнем году в рамках системных мер, направленных на стимулирование спроса и производства, она получит, как ожидается, государственную помощь в объеме 17, 5 миллиардов рублей. Насколько все это поможет нашему автопрому, начнет ли он набирать скорость или снова «забуксует» - покажет время.
Автор: Александр Харалужный
- из Википедии конвейер завода "Рослада"
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
В России заработал первый завод по переработке амаранта
В Воронежской области открыли уникальное предприятие – первое в стране производство по глубокой переработке амарантовой культуры. В торжественном церемонии...
Сибирские ученые придумали новый способ извлечения золота из отходов
Ученые «Уральского федерального университета» (УрФУ) совершили настоящий прорыв в области извлечения золота из сложных руд и техногенного сырья, разработав...
США хотят отрезать «Газпромбанк» от SWIFT
Согласно сообщениям различных средств массовой информации, США намереваются ввести новые санкции против одного из крупнейших государственных банков России –...
На заводе в Челябинске испытали импортозамещенные двигатели для поездов
Компания «Транснефть» объявила о завершении тестирования двигателей для отечественных электропоездов «Ласточка» и «Финист» на предприятии «Русские...
Не слабее ракет по Курску – США нанесли еще один удар по России
США ввели дополнительные санкции против ряда российских банков, чтобы нанести удар по экспорту российского газа в Европу, который начал опять расти...
Финансовый пузырь от Центробанка РФ: эксперты дали рекомендации по вкладам
Эксперты финансового рынка предупредили о потрясениях после подъёма ключевой ставки от ЦБ. Банковскую систему РФ встряхнут скачки инфляции....
«Ключевая ошибка» ЦБ РФ: Глазьев против Набиуллиной
В высших эшелонах власти идет подковерная схватка либералов и консерваторов, в том числе, среди экономистов. Именно она определит экономическое будущее России....
Катастрофа для «Новатэк»: единственный завод СПГ в России законсервирован
Агентство Bloomberg заявило, что единственный в России завод по сжижению газа остановлен. Предприятие прекратило работу из-за санкций против проекта «Арктик...
МС-21: новое поколение российских самолётов готовится принимать пассажиров
Мишустин заявил, что в 2025г ожидается завершение сертификации флагманского самолета МС-21 и начало его поставок в авиакомпании...
Паровоз без машиниста: РЖД покидают люди основной профессии
Главная причина нехватки кадров на «железке" — низкие зарплаты...
Где аппараты МРТ? Минпромторг РФ раскрыл провальные данные импортозамещения
Минпромторг раскрыл низкие показатели импортозамещения медоборудования в России. В ведомстве заявили, что поставленные правительством задачи не достигнуты....
Газовая лихорадка докатилась до Альп: Австрию начинает трясти вслед за ФРГ
Разрушенная европейцами система поставок российского топлива привела рынок к неопределенности...
В современных технологиях мы отстали навсегда
Россия презентовала суперкомпьютер нового поколения. Пора замахнуться и на бытовые?...
Беглый либерал-экономист сорвал антироссийский план украинского эфира
Ведущая-украинка явно хотела услышать прогноз о скором и неминуемом крахе экономики России. Вместо этого бежавший на Запад либерал озвучил совершенно иные...
США перестанет «топить» свои АЭС российским ураном
Правительство Российской Федерации приняло важное решение, касающееся экспорта обогащенного урана в США. Сообщается, что постановление о введении временных...
Евросоюз будет уничтожен, но страны вроде Венгрии и Словакии могут спастись
Между молотом и наковальней: в грядущей торговой войне Европа на стороне того, кто её прихлопнет...