Валюта «на замке»: закон, который заставил нервничать банковскую сферу РФ
15 044

Валюта «на замке»: закон, который заставил нервничать банковскую сферу РФ

Госдума РФ 8 июня, досрочно приняла во втором чтении закон, определяющий меры по противодействию деятельности нежелательных организаций на территории РФ и блокированию попыток их негативного влияния на политические институты российского общества. Изначально этот законопроект планировали рассмотреть 9 июня. В целом закон направлен на противодействие финансирования из-за рубежа структур, деятельность которых является нежелательной в РФ. Речь о многочисленных внешних переводах, донатах и других перечислениях, существенная часть которых идёт в иностранной валюте.


Учитывая сложность этого вопроса и множество требований к банковской системе, профильные организации направили законодателям свои предложения, чтобы во втором чтении были внесены соответствующие поправки. Но депутаты, видимо, сильно спешили и в результате, все предлагаемые банкирами изменения и корректировки так и остались в подвешенном состоянии. Будут ли далее внесены изменения в принятый документ, также остается неизвестным.

Однозначно можно сказать одно — если принятый документ сохраниться в существующей редакции, у банковских организаций объем бюрократической бумажной работы вырастет во много раз, а соответствовать новой норме закона в реальности будет практически невозможно. Дело в том, что положения закона содержат очень трудно реализуемые требования, для внедрения которых необходимы значительные затраты. Также не представляется возможным полностью автоматизировать эти процессы. Именно поэтому профильные ассоциации вносили свои предложения и замечания, но похоже шансов быть услышанными у них мало.

По данному вопросу Ассоциация банков России (АБР) направила также письмо в Государственную Думу, где было указано на ряд практически невыполнимых требований. Ведь под контроль попадут все валютные операции, независимо от их суммы и характера. Например, если частное лицо приобретет товар в зарубежном интернет-магазине, а затем сделает возврат, такая операция будет подлежать контролю.

Требования закона распространяются и на многие НКО, соответственно возрастет общее количество операций, попадающих под банковский контроль. Как уже отмечалось выше, автоматизировать такие процессы не получится, и дело здесь вот в чем: в SWIFT-сообщениях поле, в которое прописывается адрес плательщика, не имеет четкой структуры и заполняется каждым по-своему. Бывает, что указывают код страны, но могут и не указать. При попытке автоматизации данного процесса, будет возвращаться много ложных результатов из-за несовпадения так называемых словоформ. В результате все операции придется обрабатывать в ручном режиме.

Некоторые банки провели анализ предлагаемых законом нововведений и пришли к выводу: если в закон не будут внесены изменения, то при его применении в существующем виде регуляторная нагрузка по данным Сбербанка возрастет в 25 раз, по информации Альфа-банка — в 10 раз. Представители банковской сферы занервничали.

Что же нужно сделать, чтобы закон стал рабочим


Принятый закон должен вступить в силу 1 октября. До этого времени будет очень сложно успеть отладить процессы внутреннего контроля, чтобы соответствовать нормам принятого закона. Ведь необходимо увеличить штат сотрудников и успеть их обучить, придется перестраивать уже существующие внутренние процессы. Даже для крупных банков это будет достаточно дорого, а небольшим кредитным организациям это вообще будет не под силу. Кроме того, все затраты на проделываемую работу будут ложится на плечи клиентов.

Чтобы новые требования имели шанс быть реализованными на практике, по мнению Национального совета финансового рынка (НСФР), необходимо ввести ограничение на сумму операций, подлежащих контролю, например, это может быть 600 тыс. руб. Ассоциация банков России предлагает порог в 100 тыс. руб. Также, по мнению экспертов, необходимо перенести срок вступления закона в силу как минимум на полгода, чтобы дать возможность банкам хорошо подготовиться, чтобы валюта в России вообще не оказалась «на замке».

Несмотря на очевидные промахи и существующие недоработки, допущенные при принятии данного закона, банковское сообщество сомневается в принятии предложенных ими поправок в третьем чтении. В таких случаях возможно изменение отдельных формулировок, но не допускается внесений новых пунктов и положений. Бывают конечно исключительные случаи, когда повторно направляют законопроекты к процедуре второго чтения, но такое происходит достаточно редко.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас