Как пишет экономист, не стоит обольщаться тем, что Россия обещает закончить учения в течение шести дней. Даже такого мизерного срока достаточно, чтобы Украина лишилась регулярного зернового экспорта, а также отгрузки за рубеж продукции металлургической промышленности, железной руды. Все дело в том, что под предлогом учений, российские силы могут остаться в обозначенной выше акватории морей на длительный срок, допустим, на месяц или два. Тогда для украинской экономики этот шаг обернется настоящим коллапсом и многомиллиардными убытками, уверен Кущ.
Порты Украины пострадают в экономическом и социальном плане очень сильно. МИД республики уже выразил ноту протеста, так как подобные действия, когда в планах учений не предусмотрено торговое судоходство, противоречат международной практике.
Украинский эксперт жалуется, что даже в самые серьезные моменты, когда напряжение между Москвой и Киевом нарастало, не было полноценной блокады, которая готовится в 2022 году. Даже в момент присоединения Крыма к РФ, а также блокировки Керченского пролива, полной остановки работы портов не было.
Россияне тогда осуществляли лишь то, что в международном праве называют «избыточное применение права на досмотр». Россия задерживала суда, владельцы грузов несли убытки, так как фрахт стоит денег. Но блокировка портов, причем сразу на Азовском и Черном морях, это впервые
- пишет экономист.
Его главное опасение состоит в том, что РФ в целом будет использовать уже обкатанную технологию в дальнейшем и уже не ограничится сроком нескольких дней. В этом случае ситуация будет катастрофической. По мнению эксперта, прослеживается некоторая последовательность. До 2014 года Украина поставляла в Китай и Индию экспортное зерно (пшеница, кукуруза), другие грузы через Россию, посредством железнодорожного сообщения. Потом этот путь по известной причине перекрыли.
И у Киева в данный момент только один вариант выгодных поставок на экспорт – морской. Теперь он также может пострадать из-за перекрытия черноморских судоходных путей, резюмировал Кущ.