Экономическое обозрение

Новые убытки для Киева: международные страховщики приравняли Украину к Сомали

Новые убытки для Киева: международные страховщики приравняли Украину к Сомали
Украина продолжает пожинать плоды деятельности «коллективного Запада», активно продвигающего идею о «скором вторжении России». К уже имеющемуся внушительному количеству проблем экономического характера добавилась еще одна – международные страховые компании практически приравняли Украину к Сомали. Воды Азовского и Черного морей теперь имеют статус зоны повышенной опасности, нерекомендуемой для судоходства


Не далее как 15 февраля ассоциация страховых компаний Lloyd's Market Association обнародовала новый вариант Циркуляра JMLA-028, в котором судовладельцы и компании, занимающиеся морскими перевозками, могут ознакомиться с перечнем наиболее неблагоприятных морских путей с повышенным риском терроризма, военных действий и пиратства. Теперь к таковым относятся украинские территориальные воды. Ранее в циркуляре значились среди прочего территориальные воды Сомали.

Представители ассоциации утверждают, что данное решение было принято в силу все более возрастающих рисков в акватории Черного и Азовского морей из-за обострения российско-украинского конфликта, который того и гляди перейдет в стадию полноценного вооруженного противостоянии. В Lloyd's Market Association отмечают, что на данный момент никаких прискорбных инцидентов в данном районе не было, однако «перестраховаться будет не лишним».

Но, если для Lloyd's Market Association это всего лишь мера предосторожности, то для Киева - не только серьезные неприятности, но и новые очень внушительные убытки. Начать с того, что 60% товаров, экспортируемых из Украины, и 50% импортируемых доставляются именно морскими путями. В общей сложности объем морских грузоперевозок за 2021 год составил 153 миллиона тонн, среди которых, помимо прочего, нефтепродукты, уголь, продукты питания, и зерно.

Оказавшись в отнюдь не почетном Циркуляре, Украина имеет все шансы на то, что судоходство в ее территориальных водах может быть полностью блокировано. Все зависит от того, насколько быстрым будет рост рисков, связанных с угрозой войны. Но, даже если этого не произойдет, часть судов, в основном занятые перевозками коммерческих грузов, могут попросту отказаться от захода в украинские порты, отдав предпочтение более безопасным морским путям. Судовладельцы, предоставляющие свои корабли в лизинг также могут предпочесть другие логистические маршруты, тем самым сведя риск порчи или утраты своего имущества к минимуму.

В данном случае Украина рискует получить полноценный продовольственный и топливный кризис. Естественно, без каких-то запчастей или пластиковых изделий там какое-то время обойдутся, но вот для доставки таких стратегически важных товаров как зерно или нефть придется использовать другие маршруты. А для этого необходимо время. Насколько быстро Украине удастся переориентировать свои грузоперевозки на наземный и авиатранспорт предположить сложно. При этом необходимо помнить, что стоимость таких товаров будет в разы выше, в первую очередь для конечного потребителя.

Если же отбросить этот сценарий развития событий, и предположить, что торговые суда будут и впредь курсировать акваторией Черного и Азовского морей, «незалежной» все равно не удастся избежать роста цен на импортные товары. Причисление Украины, вернее ее водных пространств, к перечню «опасных» однозначно повлечет за собой повышение страховых ставок и для судов, и для грузов. В большинстве случаев оно составляет 30% от стандартной страховки.

Помимо этого, каждый судовладелец, решившийся зайти в потенциально опасную зону, должен будет обзавестись двумя страховыми договорами: Protect & Indemnity предусматривающий страхование ответственности перед третьими лицами и Hull & Machinery, непосредственно касающийся самого судна и его оборудования. К том уже не стоит забывать о так называемых «военных рисках», дополнительных страховых премиях и доплатах экипажам кораблей, которые лягут на плечи, а вернее на кошелек судовладельцев. В конечном итоге стоимость товаров, поставляемые морским путем, для украинских потребителей будет увеличена в разы.

Не стоит также забывать о том, какой ущерб будет нанесен украинскому судоходному бизнесу. По предварительным прогнозам, стоимость фрахта в украинских портах одной тонны груза может увеличиться в самом скором времени в пределах от 3 до 7 долларов. В свою очередь, это также повлечет рост цен на такие товары как руда, металлы, продукты агропромышленного комплекса.

Автор:

Использованы фотографии: украинский порт George Chernilevsky/wikimedia.org

Мы в Мы в Яндекс Дзен