Экономическое обозрение

Династия Строгановых. Время расцвета «империи»

Династия Строгановых. Время расцвета «империи»
БЫЛОЕ



Продолжение. Начало — см. Эпоха Строгановых. Начало

Будущее - за Уралом


Когда Русское государство окончатель­но увязло в Ливонской войне, и Иван IV стал вновь добиваться дружбы с Англией, Строгановы решили использовать благоприятный момент, и в 1580 году снарядили очередную экспедицию на Восток. Одно судно должно было северным путем пройти до Китая, а второе - достичь устья Оби и подняться как можно дальше вверх по реке.

В 1574 году Иван Грозный выдал Григорию и Якову Строгановым грамоту, согласно которой они могли двигаться за Урал:

"Его царское величество, государь, царь и великий князь Иоанн Васильевич пожаловал им, Строгановым, все те места за Югорским Камнем, в Сибирской Украине, между Сибирью, Нагай и Тахчей и Тобол реку с реками и озерами с устья до вершин, где собираются ратные люди салтана Сибирского; на тех землях позволено им принимать всяких чинов людей, города и крепости строить, и на оных держать пушкарей и пищальников, а ясашных вогуличей от нападок и разъездов татарских защищать, да и в самом царстве Сибирском покорением онаго под Российскую Державу иметь старание; также по реке Иртышу и по Оби Великой людей населять, пашни пахать и угодьями владеть".

Таким образом, купеческое предприятие было недвусмысленно призвано решить задачу военно-политическую – завоевание Сибирского ханства, формально с середины XVI века считавшегося вассалом Московского царства, поскольку пришедший в то время к власти в ханстве энергичный Кучум, воспользовавшись трудным положением Руси, стал проводить агрессивную наступательную политику.

Пятнадцать лет Строгановы ничего не предпринимали для реализации дарованных данной грамотой соблазнительных возможностей. Семейные финансы, как мы знаем, переживали кризис. Кроме того, для решительного проникновения «за Камень» у них попросту не было военных сил. Но такие силы вскоре появились.

В 1579 году на Волге активизировалась шайка казаков (ограбившая, в том числе и русского посла в Персии). Строгановы, узнав о разбойниках, пригласили их к себе на службу, решив использовать их энергию в целях государевых. В грамоте, посланной Ермаку и его подельникам, им предлагалось "быть не разбойниками, а воинами царя Белого и …примириться с Россией". "Имеем крепости и земли, - писали Строгановы дальше, - но мало дружины; идите к нам оборонять Великую Пермь и восточный край христианства".

Ставка на Ермака


Приглашая на службу Ермака, Строгановы в первую очередь были озабочены защитой имеющихся владений, а не приобретением новых, поскольку беззастенчивый грабеж и угнетение при­уральских племен привели к вос­станию местного населения. В царской грамоте от 6 ноября 1581 года значилось:

«Били нам челом Семен да Максим Строгановы, а сказа­ли: приходил деи войною Пелымской князь с вогуличи на их слободы, и деревни многие выжгли…».

Если осенью 1581 года купцам не удалось отразить на­падение сравнительно малочисленных туземных отрядов, то спустя год, когда подошел отряд Ермака, ситуация коренным образом изменилась: вторгшийся в строгановские пределы татарский царевич Алей потерпел неудачу в бою с Ермаком и ушёл на север. Опытный казачий предводитель сообразил, что возникла благоприятная си­туация.

Алей был наследни­ком Кучума и при нём находились отборные отряды, которые теперь можно было не брать в расчет. Появилась возможность разобраться с Кучумом на его собственной территории.

Сейчас трудно сказать, каков именно был план Ермака и какую цель ставили перед ним Строгановы на пороге осени 1582 года. Вряд ли речь конкретно шла о разгроме Сибирского ханства и, тем более, о присоединении Сибири к России.

Не стоит забывать, что небольшому (600 человек) отряду казаков предстояло действовать в незнакомой местности, где их могли поджидать разные неожиданности. Скорее всего, отряд Ермака призван был ослабить военный потенциал Кучума и его вассалов и тем самым оградить владения Строгановых от новых вторжений.

Успех предприятия определялся уроном, который нанесут Кучуму казаки. В этой ситуации полное подчинение Сибирского ханства можно считать некоей задачей-максимум, которая не могла не занимать мысли Ермака Тимофеевича и его работодателей.

Ермак, получив вооружение и амуницию из государственных арсеналов (в том числе семипяденные пищали и испанские аркебузы), а также людские подкрепления из числа пленных литовцев и ливонцев, 1 сентября 1582 года выступил в поход.


По подсчетам исследователей, стоимость снаряжения Ермаковой дружины составляла не менее 10 тысяч рублей. Существует версия о том, что Строгановы проявили прижимистость, и казакам пришлось вспомнить разбойничье прошлое, чтобы «помочь» купцам обеспечить экспедицию всем необходимым.

По справедливой оценке ряда историков, экспедиция Ермака была типичным казачьим набегом, стремитель­ным и неодолимым. Уже 26 октября 1582 года атаман Ермак со своим отрядом был в покорённой столице сибирского ханства - городе Искер. Позже казаки разгромили основные силы противника под началом царевича Абалака.

Искушенный Ермак сделал вывод, что в столь удачно сложившихся обстоятельствах отчитываться ему следует не перед Строгановыми, а перед самим самодержцем. Можно с известной долей уверенности считать, что именно с этого момента начинается постепенный уход семьи Строгановых с первых ролей в государстве в тень или на заранее подготовленные бизнес-позиции.

Практически все они останутся наверху, не растеряют богатств, но уже никогда не будут играть роль своеобразного государства в государстве. Впрочем, начиная с Петра Великого такая роль в действительно самодержавной России уже не могла достаться никому. По определению.

Окончание следует

Автор:

Использованы фотографии: m.rusmir.media

Мы в Мы в Яндекс Дзен