
«Яндекс» запускает беспилотные грузовики для доставки товаров
«Яндекс» сделал шаг в будущее логистики, начав использовать беспилотные грузовики (БПГ) для транспортировки товаров. На первом этапе эти автомобили будут доставлять заказы из «Яндекс Маркета» по трассе М-4 «Дон» между Москвой и Тулой в дневное время. В перспективе они будут работать и в ночное время, а также выполнять обратные доставки без необходимости в водителе.
Характеристика и разработка грузовиков
Для создания беспилотного транспортного средства была выбрана китайская модель Shacman X6000, модифицированная инженерным подразделением «Яндекса», которое специализируется на безводительском транспорте. На начальной стадии проект сосредоточится на сборе данных для обучения искусственного интеллекта, что даст возможность в дальнейшем реализовать полностью автономные перевозки без живого водителя.
Применение таких инновационных методов сможет существенно нивелировать недостаток водительского состава, повысив тем самым эффективность и безопасность грузоперевозок. На сегодняшний день в российском законодательстве предусмотрено использование автопилота исключительно в рамках экспериментально-правовых режимов (ЭПР), что ограничивает движение БПГ определёнными маршрутами. С конца декабря ЭПР охватывает 38 регионов России, что создаёт условия для продолжения развития упорядочения в этой сфере.
Стратегическое развитие проекта
С сентября 2023 года БПГ начали свои рейсы по трассе М-11 «Нева», соединяющей Москву и Санкт-Петербург. К концу года парк БПГ «Яндекса» увеличится до 43 единиц, а в 2025 году планируется расширение до 93 автомобилей. В данном проекте участвуют не только «Яндекс», но и компания «Камаз», разработчик автопилотных технологий «Старлайн», а также Sberautotech, входящий в структуру «Сбер». Кроме того, Wildberries также запускает несколько своих БПГ по подобному маршруту, планируя нарастить их объем до 10-12 к концу года.
Перспективы и имиджевый аспект
Несмотря на многообещающие перспективы, эксперты отмечают, что на данном этапе проект «Яндекса» в большей части является имиджевым. Компания начала свои разработки в области автопилота еще в 2017 году и активно тестирует свои роботакси в таких городах, как Москва, Иннополис и Краснодар. В то же время на данный момент отсутствует реальный спрос на услуги беспилотной доставки, и рынок этих сервисов только начинает формироваться. Ожидается, что к 2027 году безводительские перевозки могут стать полноценной альтернативой и позволят решить проблему нехватки водительского состава.
Технические и правовые сложности
Проведение испытаний БПГ на трассах оправдано, так как в больших городских агломерациях часто возникают помехи для спутниковой навигации. На сегодня такие автомобили могут передвигаться без специальной инфраструктуры на дорогах. Однако в будущем появление такой инфраструктуры станет необходимым, что требует выработки единого стандарта для цифровых карт, а также создания правовой базы для контроля за возможными инцидентами с автоматическим транспортом.
Таким образом, реализация проекта «Яндекса» по использованию БПГ в сферах логистики открывает новые перспективы для индустрии. Тем не менее, еще предстоит преодолеть технологические и правовые барьеры, которые могут стать преградой на пути к созданию эффективной и безопасной системы безводительных грузоперевозок в ближайшие годы. БПГ не только отвечают на современные вызовы, но и закладывают фундамент для будущего развития логистических услуг в России.
Характеристика и разработка грузовиков
Для создания беспилотного транспортного средства была выбрана китайская модель Shacman X6000, модифицированная инженерным подразделением «Яндекса», которое специализируется на безводительском транспорте. На начальной стадии проект сосредоточится на сборе данных для обучения искусственного интеллекта, что даст возможность в дальнейшем реализовать полностью автономные перевозки без живого водителя.
Применение таких инновационных методов сможет существенно нивелировать недостаток водительского состава, повысив тем самым эффективность и безопасность грузоперевозок. На сегодняшний день в российском законодательстве предусмотрено использование автопилота исключительно в рамках экспериментально-правовых режимов (ЭПР), что ограничивает движение БПГ определёнными маршрутами. С конца декабря ЭПР охватывает 38 регионов России, что создаёт условия для продолжения развития упорядочения в этой сфере.
Стратегическое развитие проекта
С сентября 2023 года БПГ начали свои рейсы по трассе М-11 «Нева», соединяющей Москву и Санкт-Петербург. К концу года парк БПГ «Яндекса» увеличится до 43 единиц, а в 2025 году планируется расширение до 93 автомобилей. В данном проекте участвуют не только «Яндекс», но и компания «Камаз», разработчик автопилотных технологий «Старлайн», а также Sberautotech, входящий в структуру «Сбер». Кроме того, Wildberries также запускает несколько своих БПГ по подобному маршруту, планируя нарастить их объем до 10-12 к концу года.
Перспективы и имиджевый аспект
Несмотря на многообещающие перспективы, эксперты отмечают, что на данном этапе проект «Яндекса» в большей части является имиджевым. Компания начала свои разработки в области автопилота еще в 2017 году и активно тестирует свои роботакси в таких городах, как Москва, Иннополис и Краснодар. В то же время на данный момент отсутствует реальный спрос на услуги беспилотной доставки, и рынок этих сервисов только начинает формироваться. Ожидается, что к 2027 году безводительские перевозки могут стать полноценной альтернативой и позволят решить проблему нехватки водительского состава.
Технические и правовые сложности
Проведение испытаний БПГ на трассах оправдано, так как в больших городских агломерациях часто возникают помехи для спутниковой навигации. На сегодня такие автомобили могут передвигаться без специальной инфраструктуры на дорогах. Однако в будущем появление такой инфраструктуры станет необходимым, что требует выработки единого стандарта для цифровых карт, а также создания правовой базы для контроля за возможными инцидентами с автоматическим транспортом.
Таким образом, реализация проекта «Яндекса» по использованию БПГ в сферах логистики открывает новые перспективы для индустрии. Тем не менее, еще предстоит преодолеть технологические и правовые барьеры, которые могут стать преградой на пути к созданию эффективной и безопасной системы безводительных грузоперевозок в ближайшие годы. БПГ не только отвечают на современные вызовы, но и закладывают фундамент для будущего развития логистических услуг в России.
- Павел Журавлев
- pxhere.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Полный эстонской нефти танкер провела мимо России целая флотилия
Сразу три буксира обеспечили проводку танкера с эстонской нефтью из самого восточного порта страны мимо территориальных вод России, который считается...

Почему энергетика Украины живее всех живых даже после ракетных ударов
Украинская энергетика, питающая оборонную промышленность, в том числе, производство дронов и безэкипажных катеров ВСУ, причиняющих ущерб нашей стране,...

Уран под водой: затопление урановых шахт Украины
Председатель независимого профсоюза горняков Украины называет ситуацию на урановых шахтах в Кировоградской области критической. Укрэнерго обесточило шахты,...

«Госуслуги» сделают жизнь проще: получение налогового вычета больше не проблема
В России к началу 2026 года запланированы значительные изменения в процедуре оформления налогового вычета при продаже недвижимости и транспорта. Об этом...

Nissan возвращается в Россию?
Заглядывая в будущее, японский автоконцерн Nissan Motor, похоже, решил сделать хоть какую-то попытку заявить о себе в России. Как сообщает ТАСС со ссылкой на...

Сохранение советского наследия: в РФ начнут производство деталей для Як-42
Российское авиастроение продолжает наращивать потенциал и диверсифицировать производство. Завод «Сокол» получил одобрение на выпуск важных компонентов для...

Китай готов обрушить мировой автопром: дело в металлах
США, Европа и Япония бьют тревогу. Китай создал дефицит редкоземельных металлов для автомобильной промышленности – и уже есть первые пострадавшие: Ford и...

Колоссальные убытки «ОДК-Кузнецов»: космос под угрозой
Самарское предприятие «ОДК-Кузнецов», входящее в состав государственной корпорации «Ростех», продолжает сталкиваться с серьезными финансовыми трудностями. По...

Легенда под угрозой: спад продаж может убить завод сельхозтехники в РФ
Крупнейший в России завод по производству сельскохозяйственной техники переживает тяжёлое время. Сильное сокращение продаж может впоследствии привести к...

Удар по гиганту: в РЖД показали тревожные цифры сокращения перевозок
Российские железные дороги опубликовали статистику грузоперевозок. Общее количество жд-доставок уменьшилось, что сигнализирует о замедлении экономической...

«Северсталь» не сможет полностью отказаться от зарубежного ПО
В мире, где цифровые технологии играют все более важную роль, компании стремятся к внедрению отечественного программного обеспечения (ПО), что особенно...

Освоение Арктики: транзит по Севморпути востребован не только Китаем
Уже в текущем году, по оценке «Ростатома», ожидается 50-процентный рост перевозок грузов иностранными компаниями по СМП. С 2023 г. Китай выступает одним из...

Как Якутия становится водородным флагманом России?
Якутия, один из самых холодных регионов России, неожиданно для многих стала «горячей точкой» на мировой карте водородной энергетики. Далеко, холодно, проблемы...

Пенсионные взлеты: доплаты и индексации в России
В конце 2024 года средний размер федеральной доплаты к пенсии неработающих пенсионеров в России достигнет 2 882,47 рубля. Эти данные предоставил Социальный...

Средний класс Америки приказал долго жить и ускоренно сходит с ума
Новый доклад американского аналитического центра «Институт Людвига ко всеобщему экономическому процветанию» (LISEP) показал, что «истинный уровень безработицы»...

Взрыв цен и очереди: в Петербурге ожидают последствий удара по мигрантам
В Петербурге готовятся к повышению цен на доставку и такси из-за запрета на работу мигрантов. Представители отрасли рассказали об ожидаемых последствиях...