
Как аддитивные технологии влияют на авиацию, космос, медицину и ТЭК?
Аддитивные технологии (3D-печать) становятся ключевым инструментом модернизации высокотехнологичных отраслей в России. Они ускоряют производство, снижают затраты и увеличивают независимость от внешних поставок, что особенно актуально в условиях санкций.
Особое внимание уделяется их применению в авиации, космической отрасли, медицине и ТЭК. Так, в 2021 году была утверждена «Стратегия развития аддитивных технологий в Российской Федерации на период до 2030 года», а в 2024 году объем отечественного рынка 3D-печати достиг 3,5 миллиарда рублей и вырос на 52,2% по сравнению с 2023 годом. Давайте рассмотрим эту тему подробнее.
Применение в авиации
Аддитивные технологии уже нашли широкое применение в российской авиационной промышленности, особенно в производстве двигателей. Хорошим примером стал турбовальный мотор ВК-650В, разработанный АО «ОДК-Климов».
В конструкции демонстрационного образца этого двигателя около 12% деталей изготовлены методом 3D-печати. К таким компонентам относятся кольцо центробежного колеса, корпуса уплотнения и подшипника компрессорной части, сопловые аппараты, корпусные элементы турбины и завихрители камеры сгорания.
Применение аддитивных технологий позволило ускорить изготовление демонстратора двигателя и сократить количество технологических операций. Кроме того, использование 3D-печати позволяет сделать детали легче, что неизбежно улучшает топливную эффективность и уменьшает затраты на производство за счет оптимизации процессов.
Проект ВК-650В реализуется в широкой кооперации с другими предприятиями отрасли. Так, детали и узлы компрессорной группы и вала свободной турбины изготавливаются на московском предприятии «ММП имени В.В. Чернышева», а узлы горячей части – на уфимском предприятии «ОДК-УМПО». Серийное производство силовой установки планируется начать в 2025 году.
Другой хороший пример – двигатель ПД-35 от «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК). Рабочие и сопловые лопатки турбины низкого давления силовой установки изготовлены также с применением аддитивных технологий. Также была представлена деталь вентилятора, напечатанная из полимерных композитных материалов – она на 30% легче своих аналогов.
«Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» (ВИАМ) завершил проект «Тантал», направленный на разработку и внедрение 3D-печати в процесс изготовления малоразмерных газотурбинных двигателей. В рамках проекта были созданы силовые установки МГТД-10, МГТД-20, МГТД-125 и МГТД-150. Их ключевые компоненты сделаны методом селективного лазерного наплавления из отечественных жаропрочных металлопорошков.
Один из таких двигателей – МГТД-125Э. Он уже успешно прошел летные испытания на беспилотном летательном аппарате «Дань-М», которому удалось достичь скорости 676 км/ч на высоте более 2 тысяч метров.
Другая российская компания Total Z предоставила 3D-принтеры для проектов в авиационной отрасли. Например, в «Корпорации "Иркут"» использовались принтеры Total Z Anyform 500 для создания деталей и прототипов для проекта МС-21. Также в «Центральном институте авиационного моторостроения» (ЦИАМ) применяются 3D-принтеры для экспериментальной печати.
Применение в космической отрасли
Аддитивные технологии используются в том числе в российской космической отрасли. Так, НПО «Энергомаш» внедряет 3D-печать в изготовление компонентов жидкостных ракетных двигателей. Например, смесительная головка силовой установки РД-0124, ранее состоявшая из 220 деталей, теперь изготавливается как цельный элемент, что сокращает трудоемкость производства на 20%.
АО «Решетнев» разработало спутник «Марафон-IoT», в конструкции которого применены элементы, изготовленные с помощью аддитивных технологий. Этот аппарат стал первым отечественным спутником, на котором в большом объеме использованы 3D-печатные компоненты.
Применение аддитивных технологий в создании малых спутников позволяет ускорить производство и снизить массу конструкций. Это особенно важно для элементов, таких как антенны, кронштейны и корпуса блоков связи. В итоге уменьшается стоимость запуска космической техники и появляется больше места для другой полезной нагрузки.
Применение в медицине
Аддитивные технологии в российской медицине развиваются не менее активно, чем в авиации и космонавтике. Вот несколько примеров реального их использования прямо сейчас:
1. Челюстно-лицевая хирургия. В этой сфере 3D-печать используется для создания индивидуальных имплантатов. Так, при восстановлении дефекта скуловой кости был применен титановый имплант, изготовленный по технологии селективного лазерного плавления (SLM), что обеспечило точную подгонку и интеграцию в ткани пациента.
2. Стоматология. В этой отрасли 3D-печать применяется для изготовления зубных имплантатов и протезов, в том числе из металлов.
3. Бионические протезы. Российские ученые успешно используют 3D-печать для создания бионических протезов. Например, был разработан эпитез ушной раковины, повторяющий рельеф отсутствующей части тела, с интеграцией электронных компонентов.
4. Предоперационное планирование. 3D-печать позволяет создавать точные модели органов пациента для подготовки к сложным операциям. Это помогает хирургам более точно составлять план операционного вмешательства и повышает шансы на успешный исход.
Аддитивные технологии в российской медицине способствуют персонализации лечения, повышению эффективности хирургических вмешательств и ускорению реабилитации пациентов.
Применение в топливно-энергетическом комплексе
Применение 3D печати нашлось и в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) России. Как и в остальных отраслях, здесь она способствует росту эффективности производства, снижению затрат и обеспечению технологической независимости. Рассмотрим несколько конкретных примеров.
Атомная энергетика
Государственная корпорация «Росатом» активно внедряет 3D-печать в производственные процессы. В частности, было изготовлено рабочее колесо насоса для «Сибирского химического комбината», что позволило значительно сократить сроки производства и повысить точность изготовления детали.
Теплоэнергетика
ГУП «ТЭК СПб» первым в стране начал использовать аддитивные технологии для производства запасных частей. Это позволило создавать детали, снятые с производства или недоступные для импорта, сокращая время простоя оборудования и повышая надежность теплоснабжения.
Нефтегазовая промышленность
Аддитивные технологии применяются для изготовления высокоточных форм для литья, что особенно актуально в удаленных и труднодоступных регионах – доставка возможна не всегда. Это позволяет быстро заменять изношенные детали, минимизировав потери от простоя оборудования.
Заключение
Аддитивные технологии в России демонстрируют устойчивый рост и становятся ключевым элементом технологического прогресса страны. По данным Ассоциации развития аддитивных технологий, объем российского рынка 3D-печати в 2022 году составил 6,1 миллиарда рублей, а к 2030 году прогнозируется его увеличение до 23 миллиардов рублей. Так или иначе, 3D-печать способствует укреплению технологического суверенитета России, а впереди нас ждут новые открытия.
Особое внимание уделяется их применению в авиации, космической отрасли, медицине и ТЭК. Так, в 2021 году была утверждена «Стратегия развития аддитивных технологий в Российской Федерации на период до 2030 года», а в 2024 году объем отечественного рынка 3D-печати достиг 3,5 миллиарда рублей и вырос на 52,2% по сравнению с 2023 годом. Давайте рассмотрим эту тему подробнее.
Применение в авиации
Аддитивные технологии уже нашли широкое применение в российской авиационной промышленности, особенно в производстве двигателей. Хорошим примером стал турбовальный мотор ВК-650В, разработанный АО «ОДК-Климов».
В конструкции демонстрационного образца этого двигателя около 12% деталей изготовлены методом 3D-печати. К таким компонентам относятся кольцо центробежного колеса, корпуса уплотнения и подшипника компрессорной части, сопловые аппараты, корпусные элементы турбины и завихрители камеры сгорания.
Применение аддитивных технологий позволило ускорить изготовление демонстратора двигателя и сократить количество технологических операций. Кроме того, использование 3D-печати позволяет сделать детали легче, что неизбежно улучшает топливную эффективность и уменьшает затраты на производство за счет оптимизации процессов.
Проект ВК-650В реализуется в широкой кооперации с другими предприятиями отрасли. Так, детали и узлы компрессорной группы и вала свободной турбины изготавливаются на московском предприятии «ММП имени В.В. Чернышева», а узлы горячей части – на уфимском предприятии «ОДК-УМПО». Серийное производство силовой установки планируется начать в 2025 году.
Другой хороший пример – двигатель ПД-35 от «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК). Рабочие и сопловые лопатки турбины низкого давления силовой установки изготовлены также с применением аддитивных технологий. Также была представлена деталь вентилятора, напечатанная из полимерных композитных материалов – она на 30% легче своих аналогов.
«Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» (ВИАМ) завершил проект «Тантал», направленный на разработку и внедрение 3D-печати в процесс изготовления малоразмерных газотурбинных двигателей. В рамках проекта были созданы силовые установки МГТД-10, МГТД-20, МГТД-125 и МГТД-150. Их ключевые компоненты сделаны методом селективного лазерного наплавления из отечественных жаропрочных металлопорошков.
Один из таких двигателей – МГТД-125Э. Он уже успешно прошел летные испытания на беспилотном летательном аппарате «Дань-М», которому удалось достичь скорости 676 км/ч на высоте более 2 тысяч метров.
Другая российская компания Total Z предоставила 3D-принтеры для проектов в авиационной отрасли. Например, в «Корпорации "Иркут"» использовались принтеры Total Z Anyform 500 для создания деталей и прототипов для проекта МС-21. Также в «Центральном институте авиационного моторостроения» (ЦИАМ) применяются 3D-принтеры для экспериментальной печати.
Применение в космической отрасли
Аддитивные технологии используются в том числе в российской космической отрасли. Так, НПО «Энергомаш» внедряет 3D-печать в изготовление компонентов жидкостных ракетных двигателей. Например, смесительная головка силовой установки РД-0124, ранее состоявшая из 220 деталей, теперь изготавливается как цельный элемент, что сокращает трудоемкость производства на 20%.
АО «Решетнев» разработало спутник «Марафон-IoT», в конструкции которого применены элементы, изготовленные с помощью аддитивных технологий. Этот аппарат стал первым отечественным спутником, на котором в большом объеме использованы 3D-печатные компоненты.
Применение аддитивных технологий в создании малых спутников позволяет ускорить производство и снизить массу конструкций. Это особенно важно для элементов, таких как антенны, кронштейны и корпуса блоков связи. В итоге уменьшается стоимость запуска космической техники и появляется больше места для другой полезной нагрузки.
Применение в медицине
Аддитивные технологии в российской медицине развиваются не менее активно, чем в авиации и космонавтике. Вот несколько примеров реального их использования прямо сейчас:
1. Челюстно-лицевая хирургия. В этой сфере 3D-печать используется для создания индивидуальных имплантатов. Так, при восстановлении дефекта скуловой кости был применен титановый имплант, изготовленный по технологии селективного лазерного плавления (SLM), что обеспечило точную подгонку и интеграцию в ткани пациента.
2. Стоматология. В этой отрасли 3D-печать применяется для изготовления зубных имплантатов и протезов, в том числе из металлов.
3. Бионические протезы. Российские ученые успешно используют 3D-печать для создания бионических протезов. Например, был разработан эпитез ушной раковины, повторяющий рельеф отсутствующей части тела, с интеграцией электронных компонентов.
4. Предоперационное планирование. 3D-печать позволяет создавать точные модели органов пациента для подготовки к сложным операциям. Это помогает хирургам более точно составлять план операционного вмешательства и повышает шансы на успешный исход.
Аддитивные технологии в российской медицине способствуют персонализации лечения, повышению эффективности хирургических вмешательств и ускорению реабилитации пациентов.
Применение в топливно-энергетическом комплексе
Применение 3D печати нашлось и в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) России. Как и в остальных отраслях, здесь она способствует росту эффективности производства, снижению затрат и обеспечению технологической независимости. Рассмотрим несколько конкретных примеров.
Атомная энергетика
Государственная корпорация «Росатом» активно внедряет 3D-печать в производственные процессы. В частности, было изготовлено рабочее колесо насоса для «Сибирского химического комбината», что позволило значительно сократить сроки производства и повысить точность изготовления детали.
Теплоэнергетика
ГУП «ТЭК СПб» первым в стране начал использовать аддитивные технологии для производства запасных частей. Это позволило создавать детали, снятые с производства или недоступные для импорта, сокращая время простоя оборудования и повышая надежность теплоснабжения.
Нефтегазовая промышленность
Аддитивные технологии применяются для изготовления высокоточных форм для литья, что особенно актуально в удаленных и труднодоступных регионах – доставка возможна не всегда. Это позволяет быстро заменять изношенные детали, минимизировав потери от простоя оборудования.
Заключение
Аддитивные технологии в России демонстрируют устойчивый рост и становятся ключевым элементом технологического прогресса страны. По данным Ассоциации развития аддитивных технологий, объем российского рынка 3D-печати в 2022 году составил 6,1 миллиарда рублей, а к 2030 году прогнозируется его увеличение до 23 миллиардов рублей. Так или иначе, 3D-печать способствует укреплению технологического суверенитета России, а впереди нас ждут новые открытия.
- Олег Донской
- youtube.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Золото обогатило США и Британию, но теперь может уничтожить доллар
Все чаще звучат прогнозы о том, что роль доллара в мировой финансовой системе будет снижаться, а вместо него валютные резервы будут накапливаться в золоте....

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Линию для конвейерной сборки электромобиля «Атом» запускают в Москве
На московской производственной площадке электромобилей «Атом» были запущены новые технологические линии. На объекте появился комплекс оборудования для...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Власти РФ выделяют рекордные объемы средств на ремонт автомобильных дорог
В 2024 году для реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» Росавтодор получил более одного триллиона рублей. Это беспрецедентная сумма...