
Как аддитивные технологии влияют на авиацию, космос, медицину и ТЭК?
Аддитивные технологии (3D-печать) становятся ключевым инструментом модернизации высокотехнологичных отраслей в России. Они ускоряют производство, снижают затраты и увеличивают независимость от внешних поставок, что особенно актуально в условиях санкций.
Особое внимание уделяется их применению в авиации, космической отрасли, медицине и ТЭК. Так, в 2021 году была утверждена «Стратегия развития аддитивных технологий в Российской Федерации на период до 2030 года», а в 2024 году объем отечественного рынка 3D-печати достиг 3,5 миллиарда рублей и вырос на 52,2% по сравнению с 2023 годом. Давайте рассмотрим эту тему подробнее.
Применение в авиации
Аддитивные технологии уже нашли широкое применение в российской авиационной промышленности, особенно в производстве двигателей. Хорошим примером стал турбовальный мотор ВК-650В, разработанный АО «ОДК-Климов».
В конструкции демонстрационного образца этого двигателя около 12% деталей изготовлены методом 3D-печати. К таким компонентам относятся кольцо центробежного колеса, корпуса уплотнения и подшипника компрессорной части, сопловые аппараты, корпусные элементы турбины и завихрители камеры сгорания.
Применение аддитивных технологий позволило ускорить изготовление демонстратора двигателя и сократить количество технологических операций. Кроме того, использование 3D-печати позволяет сделать детали легче, что неизбежно улучшает топливную эффективность и уменьшает затраты на производство за счет оптимизации процессов.
Проект ВК-650В реализуется в широкой кооперации с другими предприятиями отрасли. Так, детали и узлы компрессорной группы и вала свободной турбины изготавливаются на московском предприятии «ММП имени В.В. Чернышева», а узлы горячей части – на уфимском предприятии «ОДК-УМПО». Серийное производство силовой установки планируется начать в 2025 году.
Другой хороший пример – двигатель ПД-35 от «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК). Рабочие и сопловые лопатки турбины низкого давления силовой установки изготовлены также с применением аддитивных технологий. Также была представлена деталь вентилятора, напечатанная из полимерных композитных материалов – она на 30% легче своих аналогов.
«Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» (ВИАМ) завершил проект «Тантал», направленный на разработку и внедрение 3D-печати в процесс изготовления малоразмерных газотурбинных двигателей. В рамках проекта были созданы силовые установки МГТД-10, МГТД-20, МГТД-125 и МГТД-150. Их ключевые компоненты сделаны методом селективного лазерного наплавления из отечественных жаропрочных металлопорошков.
Один из таких двигателей – МГТД-125Э. Он уже успешно прошел летные испытания на беспилотном летательном аппарате «Дань-М», которому удалось достичь скорости 676 км/ч на высоте более 2 тысяч метров.
Другая российская компания Total Z предоставила 3D-принтеры для проектов в авиационной отрасли. Например, в «Корпорации "Иркут"» использовались принтеры Total Z Anyform 500 для создания деталей и прототипов для проекта МС-21. Также в «Центральном институте авиационного моторостроения» (ЦИАМ) применяются 3D-принтеры для экспериментальной печати.
Применение в космической отрасли
Аддитивные технологии используются в том числе в российской космической отрасли. Так, НПО «Энергомаш» внедряет 3D-печать в изготовление компонентов жидкостных ракетных двигателей. Например, смесительная головка силовой установки РД-0124, ранее состоявшая из 220 деталей, теперь изготавливается как цельный элемент, что сокращает трудоемкость производства на 20%.
АО «Решетнев» разработало спутник «Марафон-IoT», в конструкции которого применены элементы, изготовленные с помощью аддитивных технологий. Этот аппарат стал первым отечественным спутником, на котором в большом объеме использованы 3D-печатные компоненты.
Применение аддитивных технологий в создании малых спутников позволяет ускорить производство и снизить массу конструкций. Это особенно важно для элементов, таких как антенны, кронштейны и корпуса блоков связи. В итоге уменьшается стоимость запуска космической техники и появляется больше места для другой полезной нагрузки.
Применение в медицине
Аддитивные технологии в российской медицине развиваются не менее активно, чем в авиации и космонавтике. Вот несколько примеров реального их использования прямо сейчас:
1. Челюстно-лицевая хирургия. В этой сфере 3D-печать используется для создания индивидуальных имплантатов. Так, при восстановлении дефекта скуловой кости был применен титановый имплант, изготовленный по технологии селективного лазерного плавления (SLM), что обеспечило точную подгонку и интеграцию в ткани пациента.
2. Стоматология. В этой отрасли 3D-печать применяется для изготовления зубных имплантатов и протезов, в том числе из металлов.
3. Бионические протезы. Российские ученые успешно используют 3D-печать для создания бионических протезов. Например, был разработан эпитез ушной раковины, повторяющий рельеф отсутствующей части тела, с интеграцией электронных компонентов.
4. Предоперационное планирование. 3D-печать позволяет создавать точные модели органов пациента для подготовки к сложным операциям. Это помогает хирургам более точно составлять план операционного вмешательства и повышает шансы на успешный исход.
Аддитивные технологии в российской медицине способствуют персонализации лечения, повышению эффективности хирургических вмешательств и ускорению реабилитации пациентов.
Применение в топливно-энергетическом комплексе
Применение 3D печати нашлось и в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) России. Как и в остальных отраслях, здесь она способствует росту эффективности производства, снижению затрат и обеспечению технологической независимости. Рассмотрим несколько конкретных примеров.
Атомная энергетика
Государственная корпорация «Росатом» активно внедряет 3D-печать в производственные процессы. В частности, было изготовлено рабочее колесо насоса для «Сибирского химического комбината», что позволило значительно сократить сроки производства и повысить точность изготовления детали.
Теплоэнергетика
ГУП «ТЭК СПб» первым в стране начал использовать аддитивные технологии для производства запасных частей. Это позволило создавать детали, снятые с производства или недоступные для импорта, сокращая время простоя оборудования и повышая надежность теплоснабжения.
Нефтегазовая промышленность
Аддитивные технологии применяются для изготовления высокоточных форм для литья, что особенно актуально в удаленных и труднодоступных регионах – доставка возможна не всегда. Это позволяет быстро заменять изношенные детали, минимизировав потери от простоя оборудования.
Заключение
Аддитивные технологии в России демонстрируют устойчивый рост и становятся ключевым элементом технологического прогресса страны. По данным Ассоциации развития аддитивных технологий, объем российского рынка 3D-печати в 2022 году составил 6,1 миллиарда рублей, а к 2030 году прогнозируется его увеличение до 23 миллиардов рублей. Так или иначе, 3D-печать способствует укреплению технологического суверенитета России, а впереди нас ждут новые открытия.
Особое внимание уделяется их применению в авиации, космической отрасли, медицине и ТЭК. Так, в 2021 году была утверждена «Стратегия развития аддитивных технологий в Российской Федерации на период до 2030 года», а в 2024 году объем отечественного рынка 3D-печати достиг 3,5 миллиарда рублей и вырос на 52,2% по сравнению с 2023 годом. Давайте рассмотрим эту тему подробнее.
Применение в авиации
Аддитивные технологии уже нашли широкое применение в российской авиационной промышленности, особенно в производстве двигателей. Хорошим примером стал турбовальный мотор ВК-650В, разработанный АО «ОДК-Климов».
В конструкции демонстрационного образца этого двигателя около 12% деталей изготовлены методом 3D-печати. К таким компонентам относятся кольцо центробежного колеса, корпуса уплотнения и подшипника компрессорной части, сопловые аппараты, корпусные элементы турбины и завихрители камеры сгорания.
Применение аддитивных технологий позволило ускорить изготовление демонстратора двигателя и сократить количество технологических операций. Кроме того, использование 3D-печати позволяет сделать детали легче, что неизбежно улучшает топливную эффективность и уменьшает затраты на производство за счет оптимизации процессов.
Проект ВК-650В реализуется в широкой кооперации с другими предприятиями отрасли. Так, детали и узлы компрессорной группы и вала свободной турбины изготавливаются на московском предприятии «ММП имени В.В. Чернышева», а узлы горячей части – на уфимском предприятии «ОДК-УМПО». Серийное производство силовой установки планируется начать в 2025 году.
Другой хороший пример – двигатель ПД-35 от «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК). Рабочие и сопловые лопатки турбины низкого давления силовой установки изготовлены также с применением аддитивных технологий. Также была представлена деталь вентилятора, напечатанная из полимерных композитных материалов – она на 30% легче своих аналогов.
«Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» (ВИАМ) завершил проект «Тантал», направленный на разработку и внедрение 3D-печати в процесс изготовления малоразмерных газотурбинных двигателей. В рамках проекта были созданы силовые установки МГТД-10, МГТД-20, МГТД-125 и МГТД-150. Их ключевые компоненты сделаны методом селективного лазерного наплавления из отечественных жаропрочных металлопорошков.
Один из таких двигателей – МГТД-125Э. Он уже успешно прошел летные испытания на беспилотном летательном аппарате «Дань-М», которому удалось достичь скорости 676 км/ч на высоте более 2 тысяч метров.
Другая российская компания Total Z предоставила 3D-принтеры для проектов в авиационной отрасли. Например, в «Корпорации "Иркут"» использовались принтеры Total Z Anyform 500 для создания деталей и прототипов для проекта МС-21. Также в «Центральном институте авиационного моторостроения» (ЦИАМ) применяются 3D-принтеры для экспериментальной печати.
Применение в космической отрасли
Аддитивные технологии используются в том числе в российской космической отрасли. Так, НПО «Энергомаш» внедряет 3D-печать в изготовление компонентов жидкостных ракетных двигателей. Например, смесительная головка силовой установки РД-0124, ранее состоявшая из 220 деталей, теперь изготавливается как цельный элемент, что сокращает трудоемкость производства на 20%.
АО «Решетнев» разработало спутник «Марафон-IoT», в конструкции которого применены элементы, изготовленные с помощью аддитивных технологий. Этот аппарат стал первым отечественным спутником, на котором в большом объеме использованы 3D-печатные компоненты.
Применение аддитивных технологий в создании малых спутников позволяет ускорить производство и снизить массу конструкций. Это особенно важно для элементов, таких как антенны, кронштейны и корпуса блоков связи. В итоге уменьшается стоимость запуска космической техники и появляется больше места для другой полезной нагрузки.
Применение в медицине
Аддитивные технологии в российской медицине развиваются не менее активно, чем в авиации и космонавтике. Вот несколько примеров реального их использования прямо сейчас:
1. Челюстно-лицевая хирургия. В этой сфере 3D-печать используется для создания индивидуальных имплантатов. Так, при восстановлении дефекта скуловой кости был применен титановый имплант, изготовленный по технологии селективного лазерного плавления (SLM), что обеспечило точную подгонку и интеграцию в ткани пациента.
2. Стоматология. В этой отрасли 3D-печать применяется для изготовления зубных имплантатов и протезов, в том числе из металлов.
3. Бионические протезы. Российские ученые успешно используют 3D-печать для создания бионических протезов. Например, был разработан эпитез ушной раковины, повторяющий рельеф отсутствующей части тела, с интеграцией электронных компонентов.
4. Предоперационное планирование. 3D-печать позволяет создавать точные модели органов пациента для подготовки к сложным операциям. Это помогает хирургам более точно составлять план операционного вмешательства и повышает шансы на успешный исход.
Аддитивные технологии в российской медицине способствуют персонализации лечения, повышению эффективности хирургических вмешательств и ускорению реабилитации пациентов.
Применение в топливно-энергетическом комплексе
Применение 3D печати нашлось и в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) России. Как и в остальных отраслях, здесь она способствует росту эффективности производства, снижению затрат и обеспечению технологической независимости. Рассмотрим несколько конкретных примеров.
Атомная энергетика
Государственная корпорация «Росатом» активно внедряет 3D-печать в производственные процессы. В частности, было изготовлено рабочее колесо насоса для «Сибирского химического комбината», что позволило значительно сократить сроки производства и повысить точность изготовления детали.
Теплоэнергетика
ГУП «ТЭК СПб» первым в стране начал использовать аддитивные технологии для производства запасных частей. Это позволило создавать детали, снятые с производства или недоступные для импорта, сокращая время простоя оборудования и повышая надежность теплоснабжения.
Нефтегазовая промышленность
Аддитивные технологии применяются для изготовления высокоточных форм для литья, что особенно актуально в удаленных и труднодоступных регионах – доставка возможна не всегда. Это позволяет быстро заменять изношенные детали, минимизировав потери от простоя оборудования.
Заключение
Аддитивные технологии в России демонстрируют устойчивый рост и становятся ключевым элементом технологического прогресса страны. По данным Ассоциации развития аддитивных технологий, объем российского рынка 3D-печати в 2022 году составил 6,1 миллиарда рублей, а к 2030 году прогнозируется его увеличение до 23 миллиардов рублей. Так или иначе, 3D-печать способствует укреплению технологического суверенитета России, а впереди нас ждут новые открытия.
- Олег Донской
- youtube.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

600 км через тундру: зачем России стройка века на краю Баренцева моря?
Россия строит «ворота в Арктику», которые изменят баланс сил в мировой торговле. Что скрывается за проектом Индига и почему он вызывает такой ажиотаж?...

Правительство РФ резко увеличит число мест в СИЗО. Для кого готовят?
Планируется масштабное расширение вместимости мест для содержания временно задержанных и арестованных. Выделены огромные бюджетные средства....

В Техасе обнаружили новое «белое золото», могущее изменить мировой энергетический рынок
Разработка месторождения позволит региону занять лидирующую позицию во всем мире по новым энергетическим ресурсам....

Чужой среди своих: в РФ вернут государству американскую долю в военном предприятии
Времена слишком изменились, чтобы позволять одному из главных противников владеть технологическими секретами....

В России готовятся полностью заменить мигрантов
Использование труда иностранных рабочих всегда будет связано как с позитивными моментами для государства, так и грозящей опасностью....

Известны сроки ремонта: РФ потеряла более 13% нефтеперерабатывающих мощностей
Украине дорого обойдется энергетическая война с Россией. НПЗ починят, а то, что потеряет Киев после ответных ударов будет уже не восстановить....

Рынок в упадке: китайский автопром прощается с Россией
Происходит постепенный откат в автомобильном секторе после всплеска нескольких волн роста поставок....

Индия приняла окончательное решение по российской нефти
Вашингтон очень скоро пожалеет, что испортил отношения с Нью-Дели и попытался за счет Индии насолить Москве....

В Венгрии разочарованы сроками ремонта нефтепровода «Дружба»
Российская сторона делает все возможное и даже больше, однако сохраняется опасность повторных ударов украинских БПЛА по критически важной магистрали....

Российский завод по добыче гелия выдержал атаку украинских БПЛА
Киев проводит целенаправленные атаки на энергетическую и промышленную инфраструктуру России. Подобные демонстративные акции имеют также целью сорвать мирный...

Новая мегаплотина Китая начнет водную войну в Индии
Пекин строит самую большую в мире плотину вверх по течению Индии, но говорит, что не будет отводить воду....

«Младший брат» МС-21: Ростех разрабатывает новый самолёт
«Ростех» анонсировал создание необычной версии уже знакомого лайнера. Его назвали «младшим братом» флагманской модели...

В авиастроительной отрасли России грядут перемены
Но без промышленной революции от них вряд ли будет толк...

Денег нет. Все ушли на «золотые парашюты»
Нельзя повышать и зарплаты в банках, если они испытывают трудности...

«Ни рубля на СВО не отправили!»: в Госдуме нашли, кого ещё обложить налогом
В Госдуме заговорили о необходимости радикальной перестройки налоговой системы и пополнении списка облагаемых ресурсов...

Засуха как национальная ЧС: от Сибири до Черноземья погиб урожай
Россия оказалась во власти засухи. Погодная аномалия высветила множество насущных проблем, которые нуждаются в оперативном решении...