
Как аддитивные технологии влияют на авиацию, космос, медицину и ТЭК?
Аддитивные технологии (3D-печать) становятся ключевым инструментом модернизации высокотехнологичных отраслей в России. Они ускоряют производство, снижают затраты и увеличивают независимость от внешних поставок, что особенно актуально в условиях санкций.
Особое внимание уделяется их применению в авиации, космической отрасли, медицине и ТЭК. Так, в 2021 году была утверждена «Стратегия развития аддитивных технологий в Российской Федерации на период до 2030 года», а в 2024 году объем отечественного рынка 3D-печати достиг 3,5 миллиарда рублей и вырос на 52,2% по сравнению с 2023 годом. Давайте рассмотрим эту тему подробнее.
Применение в авиации
Аддитивные технологии уже нашли широкое применение в российской авиационной промышленности, особенно в производстве двигателей. Хорошим примером стал турбовальный мотор ВК-650В, разработанный АО «ОДК-Климов».
В конструкции демонстрационного образца этого двигателя около 12% деталей изготовлены методом 3D-печати. К таким компонентам относятся кольцо центробежного колеса, корпуса уплотнения и подшипника компрессорной части, сопловые аппараты, корпусные элементы турбины и завихрители камеры сгорания.
Применение аддитивных технологий позволило ускорить изготовление демонстратора двигателя и сократить количество технологических операций. Кроме того, использование 3D-печати позволяет сделать детали легче, что неизбежно улучшает топливную эффективность и уменьшает затраты на производство за счет оптимизации процессов.
Проект ВК-650В реализуется в широкой кооперации с другими предприятиями отрасли. Так, детали и узлы компрессорной группы и вала свободной турбины изготавливаются на московском предприятии «ММП имени В.В. Чернышева», а узлы горячей части – на уфимском предприятии «ОДК-УМПО». Серийное производство силовой установки планируется начать в 2025 году.
Другой хороший пример – двигатель ПД-35 от «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК). Рабочие и сопловые лопатки турбины низкого давления силовой установки изготовлены также с применением аддитивных технологий. Также была представлена деталь вентилятора, напечатанная из полимерных композитных материалов – она на 30% легче своих аналогов.
«Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» (ВИАМ) завершил проект «Тантал», направленный на разработку и внедрение 3D-печати в процесс изготовления малоразмерных газотурбинных двигателей. В рамках проекта были созданы силовые установки МГТД-10, МГТД-20, МГТД-125 и МГТД-150. Их ключевые компоненты сделаны методом селективного лазерного наплавления из отечественных жаропрочных металлопорошков.
Один из таких двигателей – МГТД-125Э. Он уже успешно прошел летные испытания на беспилотном летательном аппарате «Дань-М», которому удалось достичь скорости 676 км/ч на высоте более 2 тысяч метров.
Другая российская компания Total Z предоставила 3D-принтеры для проектов в авиационной отрасли. Например, в «Корпорации "Иркут"» использовались принтеры Total Z Anyform 500 для создания деталей и прототипов для проекта МС-21. Также в «Центральном институте авиационного моторостроения» (ЦИАМ) применяются 3D-принтеры для экспериментальной печати.
Применение в космической отрасли
Аддитивные технологии используются в том числе в российской космической отрасли. Так, НПО «Энергомаш» внедряет 3D-печать в изготовление компонентов жидкостных ракетных двигателей. Например, смесительная головка силовой установки РД-0124, ранее состоявшая из 220 деталей, теперь изготавливается как цельный элемент, что сокращает трудоемкость производства на 20%.
АО «Решетнев» разработало спутник «Марафон-IoT», в конструкции которого применены элементы, изготовленные с помощью аддитивных технологий. Этот аппарат стал первым отечественным спутником, на котором в большом объеме использованы 3D-печатные компоненты.
Применение аддитивных технологий в создании малых спутников позволяет ускорить производство и снизить массу конструкций. Это особенно важно для элементов, таких как антенны, кронштейны и корпуса блоков связи. В итоге уменьшается стоимость запуска космической техники и появляется больше места для другой полезной нагрузки.
Применение в медицине
Аддитивные технологии в российской медицине развиваются не менее активно, чем в авиации и космонавтике. Вот несколько примеров реального их использования прямо сейчас:
1. Челюстно-лицевая хирургия. В этой сфере 3D-печать используется для создания индивидуальных имплантатов. Так, при восстановлении дефекта скуловой кости был применен титановый имплант, изготовленный по технологии селективного лазерного плавления (SLM), что обеспечило точную подгонку и интеграцию в ткани пациента.
2. Стоматология. В этой отрасли 3D-печать применяется для изготовления зубных имплантатов и протезов, в том числе из металлов.
3. Бионические протезы. Российские ученые успешно используют 3D-печать для создания бионических протезов. Например, был разработан эпитез ушной раковины, повторяющий рельеф отсутствующей части тела, с интеграцией электронных компонентов.
4. Предоперационное планирование. 3D-печать позволяет создавать точные модели органов пациента для подготовки к сложным операциям. Это помогает хирургам более точно составлять план операционного вмешательства и повышает шансы на успешный исход.
Аддитивные технологии в российской медицине способствуют персонализации лечения, повышению эффективности хирургических вмешательств и ускорению реабилитации пациентов.
Применение в топливно-энергетическом комплексе
Применение 3D печати нашлось и в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) России. Как и в остальных отраслях, здесь она способствует росту эффективности производства, снижению затрат и обеспечению технологической независимости. Рассмотрим несколько конкретных примеров.
Атомная энергетика
Государственная корпорация «Росатом» активно внедряет 3D-печать в производственные процессы. В частности, было изготовлено рабочее колесо насоса для «Сибирского химического комбината», что позволило значительно сократить сроки производства и повысить точность изготовления детали.
Теплоэнергетика
ГУП «ТЭК СПб» первым в стране начал использовать аддитивные технологии для производства запасных частей. Это позволило создавать детали, снятые с производства или недоступные для импорта, сокращая время простоя оборудования и повышая надежность теплоснабжения.
Нефтегазовая промышленность
Аддитивные технологии применяются для изготовления высокоточных форм для литья, что особенно актуально в удаленных и труднодоступных регионах – доставка возможна не всегда. Это позволяет быстро заменять изношенные детали, минимизировав потери от простоя оборудования.
Заключение
Аддитивные технологии в России демонстрируют устойчивый рост и становятся ключевым элементом технологического прогресса страны. По данным Ассоциации развития аддитивных технологий, объем российского рынка 3D-печати в 2022 году составил 6,1 миллиарда рублей, а к 2030 году прогнозируется его увеличение до 23 миллиардов рублей. Так или иначе, 3D-печать способствует укреплению технологического суверенитета России, а впереди нас ждут новые открытия.
Особое внимание уделяется их применению в авиации, космической отрасли, медицине и ТЭК. Так, в 2021 году была утверждена «Стратегия развития аддитивных технологий в Российской Федерации на период до 2030 года», а в 2024 году объем отечественного рынка 3D-печати достиг 3,5 миллиарда рублей и вырос на 52,2% по сравнению с 2023 годом. Давайте рассмотрим эту тему подробнее.
Применение в авиации
Аддитивные технологии уже нашли широкое применение в российской авиационной промышленности, особенно в производстве двигателей. Хорошим примером стал турбовальный мотор ВК-650В, разработанный АО «ОДК-Климов».
В конструкции демонстрационного образца этого двигателя около 12% деталей изготовлены методом 3D-печати. К таким компонентам относятся кольцо центробежного колеса, корпуса уплотнения и подшипника компрессорной части, сопловые аппараты, корпусные элементы турбины и завихрители камеры сгорания.
Применение аддитивных технологий позволило ускорить изготовление демонстратора двигателя и сократить количество технологических операций. Кроме того, использование 3D-печати позволяет сделать детали легче, что неизбежно улучшает топливную эффективность и уменьшает затраты на производство за счет оптимизации процессов.
Проект ВК-650В реализуется в широкой кооперации с другими предприятиями отрасли. Так, детали и узлы компрессорной группы и вала свободной турбины изготавливаются на московском предприятии «ММП имени В.В. Чернышева», а узлы горячей части – на уфимском предприятии «ОДК-УМПО». Серийное производство силовой установки планируется начать в 2025 году.
Другой хороший пример – двигатель ПД-35 от «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК). Рабочие и сопловые лопатки турбины низкого давления силовой установки изготовлены также с применением аддитивных технологий. Также была представлена деталь вентилятора, напечатанная из полимерных композитных материалов – она на 30% легче своих аналогов.
«Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» (ВИАМ) завершил проект «Тантал», направленный на разработку и внедрение 3D-печати в процесс изготовления малоразмерных газотурбинных двигателей. В рамках проекта были созданы силовые установки МГТД-10, МГТД-20, МГТД-125 и МГТД-150. Их ключевые компоненты сделаны методом селективного лазерного наплавления из отечественных жаропрочных металлопорошков.
Один из таких двигателей – МГТД-125Э. Он уже успешно прошел летные испытания на беспилотном летательном аппарате «Дань-М», которому удалось достичь скорости 676 км/ч на высоте более 2 тысяч метров.
Другая российская компания Total Z предоставила 3D-принтеры для проектов в авиационной отрасли. Например, в «Корпорации "Иркут"» использовались принтеры Total Z Anyform 500 для создания деталей и прототипов для проекта МС-21. Также в «Центральном институте авиационного моторостроения» (ЦИАМ) применяются 3D-принтеры для экспериментальной печати.
Применение в космической отрасли
Аддитивные технологии используются в том числе в российской космической отрасли. Так, НПО «Энергомаш» внедряет 3D-печать в изготовление компонентов жидкостных ракетных двигателей. Например, смесительная головка силовой установки РД-0124, ранее состоявшая из 220 деталей, теперь изготавливается как цельный элемент, что сокращает трудоемкость производства на 20%.
АО «Решетнев» разработало спутник «Марафон-IoT», в конструкции которого применены элементы, изготовленные с помощью аддитивных технологий. Этот аппарат стал первым отечественным спутником, на котором в большом объеме использованы 3D-печатные компоненты.
Применение аддитивных технологий в создании малых спутников позволяет ускорить производство и снизить массу конструкций. Это особенно важно для элементов, таких как антенны, кронштейны и корпуса блоков связи. В итоге уменьшается стоимость запуска космической техники и появляется больше места для другой полезной нагрузки.
Применение в медицине
Аддитивные технологии в российской медицине развиваются не менее активно, чем в авиации и космонавтике. Вот несколько примеров реального их использования прямо сейчас:
1. Челюстно-лицевая хирургия. В этой сфере 3D-печать используется для создания индивидуальных имплантатов. Так, при восстановлении дефекта скуловой кости был применен титановый имплант, изготовленный по технологии селективного лазерного плавления (SLM), что обеспечило точную подгонку и интеграцию в ткани пациента.
2. Стоматология. В этой отрасли 3D-печать применяется для изготовления зубных имплантатов и протезов, в том числе из металлов.
3. Бионические протезы. Российские ученые успешно используют 3D-печать для создания бионических протезов. Например, был разработан эпитез ушной раковины, повторяющий рельеф отсутствующей части тела, с интеграцией электронных компонентов.
4. Предоперационное планирование. 3D-печать позволяет создавать точные модели органов пациента для подготовки к сложным операциям. Это помогает хирургам более точно составлять план операционного вмешательства и повышает шансы на успешный исход.
Аддитивные технологии в российской медицине способствуют персонализации лечения, повышению эффективности хирургических вмешательств и ускорению реабилитации пациентов.
Применение в топливно-энергетическом комплексе
Применение 3D печати нашлось и в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) России. Как и в остальных отраслях, здесь она способствует росту эффективности производства, снижению затрат и обеспечению технологической независимости. Рассмотрим несколько конкретных примеров.
Атомная энергетика
Государственная корпорация «Росатом» активно внедряет 3D-печать в производственные процессы. В частности, было изготовлено рабочее колесо насоса для «Сибирского химического комбината», что позволило значительно сократить сроки производства и повысить точность изготовления детали.
Теплоэнергетика
ГУП «ТЭК СПб» первым в стране начал использовать аддитивные технологии для производства запасных частей. Это позволило создавать детали, снятые с производства или недоступные для импорта, сокращая время простоя оборудования и повышая надежность теплоснабжения.
Нефтегазовая промышленность
Аддитивные технологии применяются для изготовления высокоточных форм для литья, что особенно актуально в удаленных и труднодоступных регионах – доставка возможна не всегда. Это позволяет быстро заменять изношенные детали, минимизировав потери от простоя оборудования.
Заключение
Аддитивные технологии в России демонстрируют устойчивый рост и становятся ключевым элементом технологического прогресса страны. По данным Ассоциации развития аддитивных технологий, объем российского рынка 3D-печати в 2022 году составил 6,1 миллиарда рублей, а к 2030 году прогнозируется его увеличение до 23 миллиардов рублей. Так или иначе, 3D-печать способствует укреплению технологического суверенитета России, а впереди нас ждут новые открытия.
- Олег Донской
- youtube.com
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Кризис атомной отрасти: реакторы французских АЭС выходят из строя
Энергокомпания EDF, управляющая парком атомных электростанций Франции, в очередной раз перенесла срок перезапуска атомного реактора EPR на АЭС «Фламанвиль»,...

Россия займется поставками "новой нефти"
Чтобы не отставать от таких глобальных конкурентов в сфере искусственного интеллекта (ИИ), как Китай и США, России предстоит оперативно решить вопрос с...

Ядерный буксир против Маска: РФ строит атомный паровоз для космоса
Одна из самых технологически развитых отраслей российской промышленности – ядерная энергетика – должна стать козырем России в космосе на ближайшие десятилетия....

Транспортные коридоры будущего: зачем России развивать маршрут «Север – Юг»?
Мир меняется, а вместе с ним изменениям подлежат и маршруты мировой торговли. На фоне санкций, политической турбулентности и переориентации России на юг и...

Япония, догоняй! В России внезапно для Запада грянула серверная революция
Ситуацию не афишируют, но наши чипмейкеры возможно уже освоили и 28-нм техпроцесс...

Россия бросает вызов Китаю. Суперпроект закончит "игру в калькулятор"
Ранее посол Китайской Народной Республики в России Чжан Ханьхуэй заявил, что поставлять газ из нашей страны в Китай через Казахстан, скорее всего, не...

Нефтяные перипетии: как падение цен на нефть тянет Россию на Запад
В мире, где цены на нефть меняются быстрее, чем мысли у Билла Гейтса о новых инвестициях, интересные события происходят вокруг российской нефти. Последние...

Дяденька Путин, прости: непреклонный Запад признал, что без России ему конец
У российского хора имени Пятницкого появился очень серьезный соперник: вчера западные СМИ превзошли себя и синхронно изобразили массовый плач Ярославны, от...

Вот почему Россия теряет космос
Космические пуски РФ упали до исторического минимума. А Роскосмос в 2024 г. наполовину провалил планы по запускам ракет. Так безрадостно началось десятилетие...

В России миллионы тунеядцев, а плодят их Минтруда с Минэкономразвития
Министерства гордятся победой над безработицей, но на самом деле это не более, чем миф...

Чехия приготовила удар по всей российской нефти
Чехия сегодня празднует полный отказ от российской нефти. Она была одной из трех европейских стран, которые сохранили возможность покупать российскую нефть...

Европа не откроет своё небо для России и грозит конфискацией самолетов
Россия лоббирует возобновление авиасообщения с США в рамках соглашения о прекращении огня на Украине, однако Евросоюз продолжает настаивать на ужесточении...

Минпромторг РФ готов выделить 14 миллиардов на улучшение двигателей для МС-21
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации собирается выделить 14,2 миллиарда рублей на доработку турбовентиляторного двигателя ПД-14. Этот...

У «Газпрома» и Турции наступил момент истины
Глава «Газпрома» принял руководителя главной турецкой газовой госкомпании Botas. Для обеих сторон переговоры в этом году имеют стратегическое значение....

В обмен на секретные сведения: РФ назвала жёсткие условия западным брендам
В России для западных компаний, желающих вернуться на рынок, установили новые требования. В их числе локализация производства и предоставление секретных...

Дождутся ли власти РФ от отечественных заводов 27 новых видов сельхозтехники?
Правительство Российской Федерации планирует, что отечественные заводы к 2030 году представят 27 новых моделей сельскохозяйственной техники, однако реализация...