
Инженерные школы России: высокотехнологичное будущее страны
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации отчиталось о распределении программы финансирования на развитие передовых инженерных школ (ПИШ). Сообщается, что в 2025 году на данный формат поддержки будет направлено порядка 4,1 миллиарда рублей.
Отметим, что инженерные школы необходимы для качественной подготовки специалистов, востребованных в критически важных производственных сферах, в том числе отраслях, которые ориентируются на экспорт. Для этого на основе высших учебных заведений создаются специальные научные и образовательные площадки для повышения квалификации и профильного обучения студентов.
Деньги получат 20 отечественных вузов в рамках программы развития ПИШ. Образовательные учреждения выбраны по итогам специального отбора с мониторингом эффективности. Итоги – 5 вузов получат 311, 8 миллиона рублей, 10 вузов – по 210,1 миллиона рублей, а еще 5 высших школ – по 88,1 миллиона рублей.
Каждая инженерная школа работает по отдельному техническому направлению. Кураторами выступают компании-партнеры с соответствующим профилем. Предоставляемое финансирование включает в себя не только государственную поддержку, но и собственные инвестиции предприятий.
Важно отметить, что в работе передовых инженерных школ большое внимание уделяется практике. Для студентов организуют стажировки на производственных объектах, а во всех образовательных этапах участвуют сотрудники крупных компаний. Кроме того, преподаватели вузов сами повышают свою квалификацию на действующих предприятиях.
В деятельность ПИШ вовлечены высокотехнологичные компании России. Среди них отмечены: «Ростех», «Камаз», «Роскосмос», «Алмаз-Антей», «Газпром нефть», «Объединенная приборостроительная корпорация», «Росатом» и многие другие – более 250 предприятий.
Кроме того, уточним, что данная программа направлена не только на студентов высших учебных заведений, но и на школьников. Для учащихся организованы инженерные проекты и программы профориентации.
Первые итоги функционирования передовых инженерных школ можно считать положительными. По отчетам Министерства науки и образования РФ, в 2024 году через ПИШ прошли обучение больше 6 тысяч студентов, а 1,5 тысячи учащихся успешно стажировались на производствах. Кроме того, в прошлом году 13,5 тысячи инженеров на базе этого проекта повысили квалификацию.
По словам премьер-министра РФ Михаила Мишустина, технологические изменения в будущем страны невозможны без качественной подготовки ученых, инженеров и изобретателей. Более 50 передовых инженерных школ призваны решить задачу с обеспечением промышленности высококвалифицированными кадрами.
Руководитель АНО «Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом» Кирилл Семион подчеркнул важность совместной работы вузов и промышленных компаний, поскольку от этого зависит качество образовательного процесса для подготовки инженерных кадров.
Директор Академии кибербезопасности Innostage Евгения Кузьмина считает, что синергия бизнеса и высших учебных заведений поможет привлекать специалистов с нестандартным подходом к решению сложных производственных задач.
Подобный формат поможет решать кадровые вопросы и привлекать инженеров под конкретные запросы компаний. Также это позволит сформировать потенциал рынка труда в целом по стране. Проект передовых инженерных школ – успешный пример интеграции образования и бизнеса, который положительно скажется на важных задачах, связанных с развитие экономики страны.
Отметим, что инженерные школы необходимы для качественной подготовки специалистов, востребованных в критически важных производственных сферах, в том числе отраслях, которые ориентируются на экспорт. Для этого на основе высших учебных заведений создаются специальные научные и образовательные площадки для повышения квалификации и профильного обучения студентов.
Деньги получат 20 отечественных вузов в рамках программы развития ПИШ. Образовательные учреждения выбраны по итогам специального отбора с мониторингом эффективности. Итоги – 5 вузов получат 311, 8 миллиона рублей, 10 вузов – по 210,1 миллиона рублей, а еще 5 высших школ – по 88,1 миллиона рублей.
Каждая инженерная школа работает по отдельному техническому направлению. Кураторами выступают компании-партнеры с соответствующим профилем. Предоставляемое финансирование включает в себя не только государственную поддержку, но и собственные инвестиции предприятий.
Важно отметить, что в работе передовых инженерных школ большое внимание уделяется практике. Для студентов организуют стажировки на производственных объектах, а во всех образовательных этапах участвуют сотрудники крупных компаний. Кроме того, преподаватели вузов сами повышают свою квалификацию на действующих предприятиях.
В деятельность ПИШ вовлечены высокотехнологичные компании России. Среди них отмечены: «Ростех», «Камаз», «Роскосмос», «Алмаз-Антей», «Газпром нефть», «Объединенная приборостроительная корпорация», «Росатом» и многие другие – более 250 предприятий.
Кроме того, уточним, что данная программа направлена не только на студентов высших учебных заведений, но и на школьников. Для учащихся организованы инженерные проекты и программы профориентации.
Первые итоги функционирования передовых инженерных школ можно считать положительными. По отчетам Министерства науки и образования РФ, в 2024 году через ПИШ прошли обучение больше 6 тысяч студентов, а 1,5 тысячи учащихся успешно стажировались на производствах. Кроме того, в прошлом году 13,5 тысячи инженеров на базе этого проекта повысили квалификацию.
По словам премьер-министра РФ Михаила Мишустина, технологические изменения в будущем страны невозможны без качественной подготовки ученых, инженеров и изобретателей. Более 50 передовых инженерных школ призваны решить задачу с обеспечением промышленности высококвалифицированными кадрами.
Руководитель АНО «Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом» Кирилл Семион подчеркнул важность совместной работы вузов и промышленных компаний, поскольку от этого зависит качество образовательного процесса для подготовки инженерных кадров.
Директор Академии кибербезопасности Innostage Евгения Кузьмина считает, что синергия бизнеса и высших учебных заведений поможет привлекать специалистов с нестандартным подходом к решению сложных производственных задач.
Подобный формат поможет решать кадровые вопросы и привлекать инженеров под конкретные запросы компаний. Также это позволит сформировать потенциал рынка труда в целом по стране. Проект передовых инженерных школ – успешный пример интеграции образования и бизнеса, который положительно скажется на важных задачах, связанных с развитие экономики страны.
- Элина Симцова
- minobrnauki.gov.ru
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Золото обогатило США и Британию, но теперь может уничтожить доллар
Все чаще звучат прогнозы о том, что роль доллара в мировой финансовой системе будет снижаться, а вместо него валютные резервы будут накапливаться в золоте....

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Линию для конвейерной сборки электромобиля «Атом» запускают в Москве
На московской производственной площадке электромобилей «Атом» были запущены новые технологические линии. На объекте появился комплекс оборудования для...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Власти РФ выделяют рекордные объемы средств на ремонт автомобильных дорог
В 2024 году для реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» Росавтодор получил более одного триллиона рублей. Это беспрецедентная сумма...