
Протон-М против Falcon-9: кто кого обходит?
Россия и США традиционно являются лидерами в мире в космической отрасли. У каждой из стран есть свои преимущества перед оппонентом и недостатки. Однако последние годы коммерческие успехи компании SpaceX оставляет Роскосмос практически без заказов на тяжёлые ракеты на международном рынке. Причин этому называется несколько, в том числе и исключительная поддержка компании Илона Маска со стороны американского правительства, за счёт чего корпорация может якобы искусственно занижать цену ракеты, демпингуя на международном рынке.
В чём проигрывает российская ракета?
Чтобы лучше разобраться в причинах, по которым Роскосмос уступает конкуренту из США, хотя ракета «Протон-М» по многим характеристиками ничуть не хуже Falcon 9, нужно обратить внимание на несколько деталей. Американская SpaceX на сегодняшний день обеспечила запуск 64 ракет своей разработки. Тяжёлых из них – 62 единицы. По официальным данным, стоимость Falcon 9 – $62 млн. Эксперты утверждают, что реальная цена подобного образца колеблется от $55 млн до $70 млн.
Главный её конкурент от Роскосмоса – это «Протон-М». Однако в итоге он проигрывает американскому аналогу на международном рынке. Причина не в технических характеристиках или сложности эксплуатации, а в затратах. Российской компании ещё в 2015 году пришлось снизить стоимость своей ракеты с $100 до $65 млн, но даже это уже не помогло. Образец Роскосмоса уступает Falcon 9 в страховых ставках, которые поднялись из-за высокой аварийности и сегодня вчетверо превышают страховку на американскую ракету.
Всё дело в заказчиках?
К слову, среди заказчиков компании Илона Маска есть космическое агентство США NASA, Пентагон, коммерческие и государственные компании, а также агентства других стран. Дело в том, что клиенты SpaceX — NASA и Пентагон — платят за пуски дороже. За подобное мероприятие по программе CRS для снабжения грузами Международной космической станции NASA выплачивает целых $133 млн. Впрочем, другие пуски ракет, если опустить все детали и расчёты в итоге обходятся для Falcon 9 несколько дешевле. Однако если считать заработок американской компании суммарно за все контракты, то средняя цена на ракеты по принципу подсчёта «затраты-заработок» всё же лучше, чем в случае с «Протоном-М» (учитывая траты на грузовой космический корабль, и обеспечение запуска).
Всё решают деньги?
Проблема для «Роскосмоса» в том, что он мало может заработать на своих пусках, к тому же государство в принципе не готово платить цену, близкую к $100 млн за ракету и её отправление в космос. В США ситуация другая. Вашингтон не смущает даже цена в $97 млн за ракету, ведь ближайшая альтернатива — Atlas 5 — обойдётся в $160 млн. Именно поэтому Илон Маск имеет отличную поддержку от государства и возможность успешно конкурировать на международном рынке. В этом плане Россия может соперничать с США только в области качества и инновационных технологий, когда технологическое преимущество будет настолько ощутимым, что цена отойдёт на второй план. Впрочем, в «Роскосмосе» активно ведётся разработка новых образцов «Ангара», а значит, борьба ещё не окончена.
В чём проигрывает российская ракета?
Чтобы лучше разобраться в причинах, по которым Роскосмос уступает конкуренту из США, хотя ракета «Протон-М» по многим характеристиками ничуть не хуже Falcon 9, нужно обратить внимание на несколько деталей. Американская SpaceX на сегодняшний день обеспечила запуск 64 ракет своей разработки. Тяжёлых из них – 62 единицы. По официальным данным, стоимость Falcon 9 – $62 млн. Эксперты утверждают, что реальная цена подобного образца колеблется от $55 млн до $70 млн.
Главный её конкурент от Роскосмоса – это «Протон-М». Однако в итоге он проигрывает американскому аналогу на международном рынке. Причина не в технических характеристиках или сложности эксплуатации, а в затратах. Российской компании ещё в 2015 году пришлось снизить стоимость своей ракеты с $100 до $65 млн, но даже это уже не помогло. Образец Роскосмоса уступает Falcon 9 в страховых ставках, которые поднялись из-за высокой аварийности и сегодня вчетверо превышают страховку на американскую ракету.
Всё дело в заказчиках?
К слову, среди заказчиков компании Илона Маска есть космическое агентство США NASA, Пентагон, коммерческие и государственные компании, а также агентства других стран. Дело в том, что клиенты SpaceX — NASA и Пентагон — платят за пуски дороже. За подобное мероприятие по программе CRS для снабжения грузами Международной космической станции NASA выплачивает целых $133 млн. Впрочем, другие пуски ракет, если опустить все детали и расчёты в итоге обходятся для Falcon 9 несколько дешевле. Однако если считать заработок американской компании суммарно за все контракты, то средняя цена на ракеты по принципу подсчёта «затраты-заработок» всё же лучше, чем в случае с «Протоном-М» (учитывая траты на грузовой космический корабль, и обеспечение запуска).
Всё решают деньги?
Проблема для «Роскосмоса» в том, что он мало может заработать на своих пусках, к тому же государство в принципе не готово платить цену, близкую к $100 млн за ракету и её отправление в космос. В США ситуация другая. Вашингтон не смущает даже цена в $97 млн за ракету, ведь ближайшая альтернатива — Atlas 5 — обойдётся в $160 млн. Именно поэтому Илон Маск имеет отличную поддержку от государства и возможность успешно конкурировать на международном рынке. В этом плане Россия может соперничать с США только в области качества и инновационных технологий, когда технологическое преимущество будет настолько ощутимым, что цена отойдёт на второй план. Впрочем, в «Роскосмосе» активно ведётся разработка новых образцов «Ангара», а значит, борьба ещё не окончена.
- globenews.info
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Китайцы просверлили лондонские слитки: афера века с золотом
Журналист и инженер Александр Садовников раскрыл детали беспрецедентного мошенничества на Лондонской бирже драгоценных металлов. Китайские покупатели приобрели...

Правительство РФ решило помочь рыболовам Астраханской области
Астраханская область, известная своими богатыми рыбными запасами, получит дополнительные средства для улучшения состояния своих водоемов. В соответствии с...

Закат подмосковной «Звезды»: в полку банкротов прибыло
Производитель военной электроники ФГУП «Электромеханический завод "Звезда"» (город Сергиев Посад), учредителем которого является Министерство...

Россия создала мировой авиационный прецедент
Российская авиационная промышленность сделала то, что казалось невозможным после развала Советского Союза: свой первый полет совершил полностью отечественный...

Запуск инструментального завода в Петербурге: станки с ЧПУ теперь в безопасности
В Санкт-Петербурге на территории станкостроительного завода «Вириал» состоялся запуск крупнейшего производства, специализирующегося на выпуске металлорежущей...

Убытки «Газпрома» и новый проект: перспективы «Восточной системы газоснабжения»
«Газпром» продолжает развивать свою инфраструктуру, несмотря на значительные финансовые трудности, с которыми он сталкивается в последние годы. Одним из...

Россия забурилась так, как на Западе не ожидали
Российские нефтекомпании бурят в этом году так, как не делали этого уже не менее пяти лет. Санкции не помешали выйти на максимум бурения в то время, как ОПЕК+...

Ипотеке грозит тотальный обвал
К концу этого года ипотека в России может показать худший результат с 2016-2017 годов. Об этом сообщило агентство Национальные кредитные рейтинги (НКР). Кроме...

Тысячи тонн: месторождение золота, о котором не хотят вспоминать в РФ
Первые сведения о золотоносности района относятся ко второй половине XIX века, когда были обнаружены россыпные проявления золота....

Сделка с дьяволом: РФ придется смириться с передачей «Северного потока»
В то время, как Европа собирается полностью отказаться от российских углеводородов, Вашингтон обещает оказать Москве содействие в восстановлении экспорта...

«Был бы ужас»: почему Путин не уволил Набиуллину
Михаил Хазин объяснил, почему Владимир Путин не уволил Эльвиру Набиуллину два года назад или ещё раньше: «Был бы ужас». Но шанс избавиться скоро появится,...

В России могут запретить игру «Мир танков»
Кажется, в российском игровом мире назревает настоящий триллер: Генеральная прокуратура подала иск в Таганский суд Москвы с просьбой запретить деятельность...

Прорыв импортозамещения в авиации: ОАК подготовила к запуску новый SJ-100
В России подошла к завершению подготовка первого полёта импортозамещённого лайнера SJ-100. Руководство «ОАК» анонсировало скорый запуск....

Почему россияне не несут деньги в банк при ставке 21%
Несмотря на всплеск интереса к банковским вкладам, большинство россиян по-прежнему остаются в стороне от активных сберегательных решений. 60% граждан не...

Росстандарт приостановил эксплуатацию грузовых автомобилей марки «Исток»
Важные новости из мира авто: Росстандарт приостановил выпуск и обращение грузовых автомобилей марки «Исток» типа 4749D категории N1. В опубликованном сообщении...

Денежное табу: россиян ждут жёсткие лимиты при купле-продаже недвижимости
В РФ хотят запретить приобретать за наличные жильё дороже миллиона рублей. Законопроект планируют принять летом....