Протон-М против Falcon-9: кто кого обходит?
Россия и США традиционно являются лидерами в мире в космической отрасли. У каждой из стран есть свои преимущества перед оппонентом и недостатки. Однако последние годы коммерческие успехи компании SpaceX оставляет Роскосмос практически без заказов на тяжёлые ракеты на международном рынке. Причин этому называется несколько, в том числе и исключительная поддержка компании Илона Маска со стороны американского правительства, за счёт чего корпорация может якобы искусственно занижать цену ракеты, демпингуя на международном рынке.
В чём проигрывает российская ракета?
Чтобы лучше разобраться в причинах, по которым Роскосмос уступает конкуренту из США, хотя ракета «Протон-М» по многим характеристиками ничуть не хуже Falcon 9, нужно обратить внимание на несколько деталей. Американская SpaceX на сегодняшний день обеспечила запуск 64 ракет своей разработки. Тяжёлых из них – 62 единицы. По официальным данным, стоимость Falcon 9 – $62 млн. Эксперты утверждают, что реальная цена подобного образца колеблется от $55 млн до $70 млн.
Главный её конкурент от Роскосмоса – это «Протон-М». Однако в итоге он проигрывает американскому аналогу на международном рынке. Причина не в технических характеристиках или сложности эксплуатации, а в затратах. Российской компании ещё в 2015 году пришлось снизить стоимость своей ракеты с $100 до $65 млн, но даже это уже не помогло. Образец Роскосмоса уступает Falcon 9 в страховых ставках, которые поднялись из-за высокой аварийности и сегодня вчетверо превышают страховку на американскую ракету.
Всё дело в заказчиках?
К слову, среди заказчиков компании Илона Маска есть космическое агентство США NASA, Пентагон, коммерческие и государственные компании, а также агентства других стран. Дело в том, что клиенты SpaceX — NASA и Пентагон — платят за пуски дороже. За подобное мероприятие по программе CRS для снабжения грузами Международной космической станции NASA выплачивает целых $133 млн. Впрочем, другие пуски ракет, если опустить все детали и расчёты в итоге обходятся для Falcon 9 несколько дешевле. Однако если считать заработок американской компании суммарно за все контракты, то средняя цена на ракеты по принципу подсчёта «затраты-заработок» всё же лучше, чем в случае с «Протоном-М» (учитывая траты на грузовой космический корабль, и обеспечение запуска).
Всё решают деньги?
Проблема для «Роскосмоса» в том, что он мало может заработать на своих пусках, к тому же государство в принципе не готово платить цену, близкую к $100 млн за ракету и её отправление в космос. В США ситуация другая. Вашингтон не смущает даже цена в $97 млн за ракету, ведь ближайшая альтернатива — Atlas 5 — обойдётся в $160 млн. Именно поэтому Илон Маск имеет отличную поддержку от государства и возможность успешно конкурировать на международном рынке. В этом плане Россия может соперничать с США только в области качества и инновационных технологий, когда технологическое преимущество будет настолько ощутимым, что цена отойдёт на второй план. Впрочем, в «Роскосмосе» активно ведётся разработка новых образцов «Ангара», а значит, борьба ещё не окончена.
В чём проигрывает российская ракета?
Чтобы лучше разобраться в причинах, по которым Роскосмос уступает конкуренту из США, хотя ракета «Протон-М» по многим характеристиками ничуть не хуже Falcon 9, нужно обратить внимание на несколько деталей. Американская SpaceX на сегодняшний день обеспечила запуск 64 ракет своей разработки. Тяжёлых из них – 62 единицы. По официальным данным, стоимость Falcon 9 – $62 млн. Эксперты утверждают, что реальная цена подобного образца колеблется от $55 млн до $70 млн.
Главный её конкурент от Роскосмоса – это «Протон-М». Однако в итоге он проигрывает американскому аналогу на международном рынке. Причина не в технических характеристиках или сложности эксплуатации, а в затратах. Российской компании ещё в 2015 году пришлось снизить стоимость своей ракеты с $100 до $65 млн, но даже это уже не помогло. Образец Роскосмоса уступает Falcon 9 в страховых ставках, которые поднялись из-за высокой аварийности и сегодня вчетверо превышают страховку на американскую ракету.
Всё дело в заказчиках?
К слову, среди заказчиков компании Илона Маска есть космическое агентство США NASA, Пентагон, коммерческие и государственные компании, а также агентства других стран. Дело в том, что клиенты SpaceX — NASA и Пентагон — платят за пуски дороже. За подобное мероприятие по программе CRS для снабжения грузами Международной космической станции NASA выплачивает целых $133 млн. Впрочем, другие пуски ракет, если опустить все детали и расчёты в итоге обходятся для Falcon 9 несколько дешевле. Однако если считать заработок американской компании суммарно за все контракты, то средняя цена на ракеты по принципу подсчёта «затраты-заработок» всё же лучше, чем в случае с «Протоном-М» (учитывая траты на грузовой космический корабль, и обеспечение запуска).
Всё решают деньги?
Проблема для «Роскосмоса» в том, что он мало может заработать на своих пусках, к тому же государство в принципе не готово платить цену, близкую к $100 млн за ракету и её отправление в космос. В США ситуация другая. Вашингтон не смущает даже цена в $97 млн за ракету, ведь ближайшая альтернатива — Atlas 5 — обойдётся в $160 млн. Именно поэтому Илон Маск имеет отличную поддержку от государства и возможность успешно конкурировать на международном рынке. В этом плане Россия может соперничать с США только в области качества и инновационных технологий, когда технологическое преимущество будет настолько ощутимым, что цена отойдёт на второй план. Впрочем, в «Роскосмосе» активно ведётся разработка новых образцов «Ангара», а значит, борьба ещё не окончена.
- globenews.info
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас
Китай начал массово возвращать российскую нефть обратно
Местные бизнесмены не прочь подзаработать на том, что уже стало предметом заработка и принесло прибыль....
«Уже не взлетит»: КАЗ третий год подряд не может собрать новый Ту-214
Этот новый российский авиалайнер мог бы помочь избавиться от зависимости от западных самолетов....
Россия отомстит Норвегии за притеснение своих рыбаков к концу года
Осло совсем не исправился и не собирается «сдавать назад» в своих недружелюбных действиях, значит Москве также надо начинать предпринимать меры....
Вьетнам быстро отказался от полетов на китайской гордости – авиалайнере COMAC C909
Во время полетов неисправностей выявлено не было, проблемы оказались гораздо глубже....
Новая реальность: украинцы остались и без света, и без газа
Украина заслужила тот энергетический шторм, который получила после того, как пыталась посеять бурю в России....
VW на грани банкротства, прекращен выпуск двух популярных моделей
Крупнейшей автомобильной компании Европы не хватает более десяти миллиардов евро на стабильную работу в следующем году....
Денег из Киева не ждите: во Львове воды нет уже три дня, скоро хлынет и канализация
Город не получит десять миллиардов гривен от центральной власти на восстановление изношенного водогона и сточных каналов....
«У нас всё забирают»: Запорожские фермеры пытаются достучаться до Кремля
«Новым территориям» срочно требуются прокураторы...
Под именем «Волга»: в России показали новую модель легенды автопрома
В России показали предсерийную версию обновлённой «Волги». Машина оказалась копией машины зарубежного производителя...
«Латентный друг»: Трамп вместо вреда, начал приносить большую пользу БРИКС
«Разогнанный» в воспаленном сознании президента США глобальный экономический альянс влиятельных государств процветает лучше, чем когда-либо....
Посмотрим через шесть месяцев: Трамп сорвался после слов Путина о санкциях
Путин поставил точку: Россия не боится санкций. Трамп в бешенстве, но встречу в Будапеште отменить не решился...
Взрыв на «Пластмасс»: СМИ назвали предварительную версию трагедии
Взрыв на оборонном предприятии в Копейске породил множество версий. СМИ сходятся на одной наиболее вероятной...
Триллионный бизнес: в городах неделями будут хранить энергию с помощью гравитации
В настоящее время ведется глобальная гонка за поиск долгосрочных решений в области хранения энергии, при этом венчурный капитал активно инвестирует в новые...
Норвежские суда останутся без российских вод и рыбы
Норвегия поставила под угрозу одно из последних экономических соглашений, до последнего времени соблюдавшихся между Россией и Западом – договор о добыче рыбных...
«Ничего неожиданного»: россиянам рассказали, к чему готовиться в магазинах
В России рассказали об изменениях цен на продукты. Эксперт назвал факторы, влияющие на стоимость продовольствия в магазинах...
Карты больше не в моде: россияне выбирают «живые» деньги
Россияне всё чаще возвращаются к старым привычкам. Часть граждан перестала доверять банкам и выбрала «живые» деньги...