
Протон-М против Falcon-9: кто кого обходит?
Россия и США традиционно являются лидерами в мире в космической отрасли. У каждой из стран есть свои преимущества перед оппонентом и недостатки. Однако последние годы коммерческие успехи компании SpaceX оставляет Роскосмос практически без заказов на тяжёлые ракеты на международном рынке. Причин этому называется несколько, в том числе и исключительная поддержка компании Илона Маска со стороны американского правительства, за счёт чего корпорация может якобы искусственно занижать цену ракеты, демпингуя на международном рынке.
В чём проигрывает российская ракета?
Чтобы лучше разобраться в причинах, по которым Роскосмос уступает конкуренту из США, хотя ракета «Протон-М» по многим характеристиками ничуть не хуже Falcon 9, нужно обратить внимание на несколько деталей. Американская SpaceX на сегодняшний день обеспечила запуск 64 ракет своей разработки. Тяжёлых из них – 62 единицы. По официальным данным, стоимость Falcon 9 – $62 млн. Эксперты утверждают, что реальная цена подобного образца колеблется от $55 млн до $70 млн.
Главный её конкурент от Роскосмоса – это «Протон-М». Однако в итоге он проигрывает американскому аналогу на международном рынке. Причина не в технических характеристиках или сложности эксплуатации, а в затратах. Российской компании ещё в 2015 году пришлось снизить стоимость своей ракеты с $100 до $65 млн, но даже это уже не помогло. Образец Роскосмоса уступает Falcon 9 в страховых ставках, которые поднялись из-за высокой аварийности и сегодня вчетверо превышают страховку на американскую ракету.
Всё дело в заказчиках?
К слову, среди заказчиков компании Илона Маска есть космическое агентство США NASA, Пентагон, коммерческие и государственные компании, а также агентства других стран. Дело в том, что клиенты SpaceX — NASA и Пентагон — платят за пуски дороже. За подобное мероприятие по программе CRS для снабжения грузами Международной космической станции NASA выплачивает целых $133 млн. Впрочем, другие пуски ракет, если опустить все детали и расчёты в итоге обходятся для Falcon 9 несколько дешевле. Однако если считать заработок американской компании суммарно за все контракты, то средняя цена на ракеты по принципу подсчёта «затраты-заработок» всё же лучше, чем в случае с «Протоном-М» (учитывая траты на грузовой космический корабль, и обеспечение запуска).
Всё решают деньги?
Проблема для «Роскосмоса» в том, что он мало может заработать на своих пусках, к тому же государство в принципе не готово платить цену, близкую к $100 млн за ракету и её отправление в космос. В США ситуация другая. Вашингтон не смущает даже цена в $97 млн за ракету, ведь ближайшая альтернатива — Atlas 5 — обойдётся в $160 млн. Именно поэтому Илон Маск имеет отличную поддержку от государства и возможность успешно конкурировать на международном рынке. В этом плане Россия может соперничать с США только в области качества и инновационных технологий, когда технологическое преимущество будет настолько ощутимым, что цена отойдёт на второй план. Впрочем, в «Роскосмосе» активно ведётся разработка новых образцов «Ангара», а значит, борьба ещё не окончена.
В чём проигрывает российская ракета?
Чтобы лучше разобраться в причинах, по которым Роскосмос уступает конкуренту из США, хотя ракета «Протон-М» по многим характеристиками ничуть не хуже Falcon 9, нужно обратить внимание на несколько деталей. Американская SpaceX на сегодняшний день обеспечила запуск 64 ракет своей разработки. Тяжёлых из них – 62 единицы. По официальным данным, стоимость Falcon 9 – $62 млн. Эксперты утверждают, что реальная цена подобного образца колеблется от $55 млн до $70 млн.
Главный её конкурент от Роскосмоса – это «Протон-М». Однако в итоге он проигрывает американскому аналогу на международном рынке. Причина не в технических характеристиках или сложности эксплуатации, а в затратах. Российской компании ещё в 2015 году пришлось снизить стоимость своей ракеты с $100 до $65 млн, но даже это уже не помогло. Образец Роскосмоса уступает Falcon 9 в страховых ставках, которые поднялись из-за высокой аварийности и сегодня вчетверо превышают страховку на американскую ракету.
Всё дело в заказчиках?
К слову, среди заказчиков компании Илона Маска есть космическое агентство США NASA, Пентагон, коммерческие и государственные компании, а также агентства других стран. Дело в том, что клиенты SpaceX — NASA и Пентагон — платят за пуски дороже. За подобное мероприятие по программе CRS для снабжения грузами Международной космической станции NASA выплачивает целых $133 млн. Впрочем, другие пуски ракет, если опустить все детали и расчёты в итоге обходятся для Falcon 9 несколько дешевле. Однако если считать заработок американской компании суммарно за все контракты, то средняя цена на ракеты по принципу подсчёта «затраты-заработок» всё же лучше, чем в случае с «Протоном-М» (учитывая траты на грузовой космический корабль, и обеспечение запуска).
Всё решают деньги?
Проблема для «Роскосмоса» в том, что он мало может заработать на своих пусках, к тому же государство в принципе не готово платить цену, близкую к $100 млн за ракету и её отправление в космос. В США ситуация другая. Вашингтон не смущает даже цена в $97 млн за ракету, ведь ближайшая альтернатива — Atlas 5 — обойдётся в $160 млн. Именно поэтому Илон Маск имеет отличную поддержку от государства и возможность успешно конкурировать на международном рынке. В этом плане Россия может соперничать с США только в области качества и инновационных технологий, когда технологическое преимущество будет настолько ощутимым, что цена отойдёт на второй план. Впрочем, в «Роскосмосе» активно ведётся разработка новых образцов «Ангара», а значит, борьба ещё не окончена.
- globenews.info
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Золото обогатило США и Британию, но теперь может уничтожить доллар
Все чаще звучат прогнозы о том, что роль доллара в мировой финансовой системе будет снижаться, а вместо него валютные резервы будут накапливаться в золоте....

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Линию для конвейерной сборки электромобиля «Атом» запускают в Москве
На московской производственной площадке электромобилей «Атом» были запущены новые технологические линии. На объекте появился комплекс оборудования для...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Власти РФ выделяют рекордные объемы средств на ремонт автомобильных дорог
В 2024 году для реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» Росавтодор получил более одного триллиона рублей. Это беспрецедентная сумма...