
Над «Северным потоком-2» нависла угроза: Дания пошла на делимитацию
Спор о границах в Балтийском море между Данией и Польшей длился с 1970-х годов и касался вод, примыкающих к датскому острову Борнхольм с юга (так называемая «серая зона»). В феврале 2018 года, спустя 40 лет обсуждения пограничной проблемы, указанные страны приступили к ее фактическому решению. 1 ноября текущего года внешнеполитическими ведомствами было заявлено о намерении поставить точку в этом деле.
Действительно, долго ждать не пришлось. 19 ноября, согласно сообщению польского МИД, была осуществлена делимитация границ:
Данное соглашение должно пройти ратификацию в парламентах обоих стран, после чего вступит в силу. Однако долго этого ждать не придется: уже высказано стремление как можно скорее легитимировать договоренности. Суть соглашения на текущий момент еще не раскрыта, но, если принять во внимание ориентацию руководства обоих государств на США, этого особо и не требуется.

Дело в том, что «Северный поток-2» проходит именно в водах южнее Борнхольма. Когда в конце 2000-х годов встал вопрос о строительстве его предшественника, СП-1, было решено, избегая возможных угроз, провести трубопровод не через исключительную экономическую зону Дании (которая оспаривалась Польшей), а непосредственно в принадлежащих ей водах.
Однако в ситуации с СП-2 ситуация серьезно изменилась. Копенгаген явно затягивает выдачу разрешения на прокладку газопровода, ссылаясь на необходимость проведения экологической оценки (которая при этом ведется лишь на уровне консультаций). В целом, для датского руководства характерен явно проамериканский курс, касается это отношений хоть с Китаем или тем же Ираном. Поэтому ожидать одобрения не приходится, по крайней мере, в ближайшем будущем. При этом через несколько недель «труба» уже приблизится к Борнхольму.

Выходом из этой ситуации могла бы стать прокладка газопровода в исключительной экономической зоне Дании. Здесь Копенгаген был бы бессилен, так как международное законодательство дает право беспрепятственного прохода через нее транспорта, к которому относят трубопроводы. Но, как можно предположить с высокой долей вероятности, после подписания соглашения о делитимации границ воды южнее Борнхольма отошли Польше.
При этом Варшава в текущем году, в рамках антимонопольного расследования в отношении Газпрома, уже заявляла о том, что не позволит прокладывать СП-2 в своей исключительной экономической зоне (фактически игнорируя нормы международного права). В итоге может получиться так, что СП-2 придется резко развернуть в другое направление, обходя Борнхольм с севера. Но тогда возникает вопрос: что может помешать Дании последовать примеру Польши и, не обращая внимания на международный закон, запретить прокладку трубопровода в своей исключительной экономической зоне?
Действительно, долго ждать не пришлось. 19 ноября, согласно сообщению польского МИД, была осуществлена делимитация границ:
Министры иностранных дел Польши и Дании встретились сегодня в Брюсселе и подписали соглашение о делимитации морских пространств в Балтийском море.
Данное соглашение должно пройти ратификацию в парламентах обоих стран, после чего вступит в силу. Однако долго этого ждать не придется: уже высказано стремление как можно скорее легитимировать договоренности. Суть соглашения на текущий момент еще не раскрыта, но, если принять во внимание ориентацию руководства обоих государств на США, этого особо и не требуется.

Дело в том, что «Северный поток-2» проходит именно в водах южнее Борнхольма. Когда в конце 2000-х годов встал вопрос о строительстве его предшественника, СП-1, было решено, избегая возможных угроз, провести трубопровод не через исключительную экономическую зону Дании (которая оспаривалась Польшей), а непосредственно в принадлежащих ей водах.
Однако в ситуации с СП-2 ситуация серьезно изменилась. Копенгаген явно затягивает выдачу разрешения на прокладку газопровода, ссылаясь на необходимость проведения экологической оценки (которая при этом ведется лишь на уровне консультаций). В целом, для датского руководства характерен явно проамериканский курс, касается это отношений хоть с Китаем или тем же Ираном. Поэтому ожидать одобрения не приходится, по крайней мере, в ближайшем будущем. При этом через несколько недель «труба» уже приблизится к Борнхольму.

Выходом из этой ситуации могла бы стать прокладка газопровода в исключительной экономической зоне Дании. Здесь Копенгаген был бы бессилен, так как международное законодательство дает право беспрепятственного прохода через нее транспорта, к которому относят трубопроводы. Но, как можно предположить с высокой долей вероятности, после подписания соглашения о делитимации границ воды южнее Борнхольма отошли Польше.
При этом Варшава в текущем году, в рамках антимонопольного расследования в отношении Газпрома, уже заявляла о том, что не позволит прокладывать СП-2 в своей исключительной экономической зоне (фактически игнорируя нормы международного права). В итоге может получиться так, что СП-2 придется резко развернуть в другое направление, обходя Борнхольм с севера. Но тогда возникает вопрос: что может помешать Дании последовать примеру Польши и, не обращая внимания на международный закон, запретить прокладку трубопровода в своей исключительной экономической зоне?

- https://utro.ru ; https://regnum.ru ; https://www.vedomosti.ru ; https://www.msz.gov.pl
Наши новостные каналы
Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.
Рекомендуем для вас

Иран нанёс США экономический удар, погрузив в хаос мировой рынок удобрений
Боевые действия на Ближнем Востоке привели к остановке производства мочевины в Иране, что отразилось на мировых рынках удобрений. Мировые цены на удобрения...

Россия впервые построила сложнейший корабль
Россия впервые построила уникальный танкер высокого ледового класса для вывоза российского СПГ из Арктики на экспорт. Он заработает во второй половине этого...

Новые правила расчета средней зарплаты и отпускных
С первого сентября 2025 года средний заработок будут считать по-новому, что повлияет на суммы некоторых выплат: отпускных за неиспользованный отпуск, выходных...

Золото обогатило США и Британию, но теперь может уничтожить доллар
Все чаще звучат прогнозы о том, что роль доллара в мировой финансовой системе будет снижаться, а вместо него валютные резервы будут накапливаться в золоте....

Российские работодатели готовы перейти к урезанию зарплат своих сотрудников
По данным опроса, который провела издательская группа «Актион Бухгалтерия», каждая шестая из всех опрошенных российских компаний (16,5%) уже думает о снижении...

Кому повысят пенсии этим летом?
На пенсионные выплаты 2025 года в бюджете предусмотрели 824 миллиарда рублей. Эта цифра рассчитана с учетом ежегодной индексации. Этим летом некоторым...

Алексей Мордашов: ошибка, изменившая финансовую карьеру бизнесмена
Бизнесмен Алексей Мордашов, владелец контрольного пакета акций ПАО «Северсталь», в недавнем интервью рассказал по поводу своей самой крупной неудачи. В начале...

Линию для конвейерной сборки электромобиля «Атом» запускают в Москве
На московской производственной площадке электромобилей «Атом» были запущены новые технологические линии. На объекте появился комплекс оборудования для...

Почему импортозамещение в России никак не «взлетает»?
Импорт является значимой составляющей российской экономики, глубоко укорененной в нашей промышленной системе. Даже в условиях жестких санкций и глобальных...

«ОДК-Сатурн» обзавелся инновационными российскими станками
На предприятии «ОДК-Сатурн», входящем в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» (государственная корпорация «Ростех»), запустили в работу...

Острецов: Если загорится Ближний Восток, РФ придется срочно внедрять ЯРТ
Если цепочка поставок оттуда по каким-то причинам хотя бы ненадолго прервется, «черное золото» моментально взлетит в цене до нескольких сотен долларов за бочку...

Не пьют, не дебоширят: в РФ нашли достойную замену мигрантам из СНГ
Мигранты из Средней Азии покидают РФ. Девелоперы рассказали об особенностях работы с сотрудниками из отдалённых стран мира...

Новая Россия: переработка угля, строительный бум, поддержка рыболовства
Учёные Донбасса и Кузбасса работают над технологиями глубокой переработки угля, китайские активисты планируют открыть в ЛНР частную школу на 300 мест для своих...

Вопреки санкциям: южнокорейский автогигант придумал, как вернуться в РФ
Российские инсайдеры раскрыли, как известный южнокорейский автопроизводитель Hyundai намерен вернуться в РФ, минуя санкции...

Провал импортозамещения: крупнейший изготовитель серверов РФ на грани краха
Амбициозный проект по импортозамещению близок к краху. Тому подтверждение ситуация, в которую попал разработчик российских серверов...

Власти РФ выделяют рекордные объемы средств на ремонт автомобильных дорог
В 2024 году для реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» Росавтодор получил более одного триллиона рублей. Это беспрецедентная сумма...