Экономическое обозрение

На пути к «русскому Гонконгу»: РФ создает собственный офшор

На пути к «русскому Гонконгу»: РФ создает собственный офшор
Март этого года порадовал сообщениями о планируемом приходе в отечественный офшор на острове Русский сразу нескольких компаний. В частности, РБК проинформировал о том, что в качестве очередного резидента в специальном административном районе зарегистрирована компания «Donalink Ltd», являющая частью акционерного холдинга Андрея Мельниченко. За месяцы до него переехал с Кипра на дальневосточный остров основной акционер банка «Восточный» – «Finvision Holdings».


Значит ли это, что остров Русский наконец-то стал «нашим собственным Гонконгом». Нет, об этом пока говорить рано, хотя государство, несомненно, на пути к этой цели.

Дело в том, что проект создания налоговой «гавани» острова Русский имел под собой не только финансовую, но и вполне очевидную геополитическую основу. Четвёртая попытка российских властей войти в единое азиатское пространство благосостояния, попутно и частично нейтрализуя действие санкций.

Первые три попытки закончились провалом. Громко разрекламированный весной 2014 года «разворот на Восток» внезапно оказался разворотом в сторону одного лишь Китая, чем тот немедленно и воспользовался, получив от российских властей щедрые уступки, но отказавшись от ответных услуг. Ожидаемо рухнули и потуги выманить у Японии инвестиции, без реального прогресса по мирному договору – этот манёвр прошёл во времена Ельцина, но более он не работает. Не удалось и выгодно продать посредничество по КНДР – Ким Чен Ын и Дональд Трамп нашли в себе мужество разговаривать напрямую.

Остров Русский – последняя попытка выбраться из статуса азиатского экономического неудачника и транспортного тупика самого богатого региона мира. При определённых обстоятельствах амбициозный проект может «выстрелить», что пока далеко не очевидно.

Однако сравнение с Гонконгом не может играть по ряду причин. Помимо абсолютно объективных отличий от Русского (расположение на торговых путях, климат, незамерзающий порт), есть и исторические принципиальные различия. И главное из них: Гонконг не был частью КНР, над которой довлели санкции, а, напротив, более чем удобно защищался суверенитетом повсеместно уважаемой Великобритании. Весь мир знал, что Пекин использует британский эксклав для дипломатических и финансовых связей с другими странами, но многих такое положение вещей устраивало. Для неявного возвращения Поднебесной под властью коммунистов в глобальную экономику схема оказалась вполне рабочей и долгоиграющей. Собственно, именно по данной причине Народно освободительная армия не стала захватывать Гонконг, хотя могла сделать это ещё в пятидесятых.

Такой особый статус между двумя системами дал офшору невероятные преимущества. И к 1990 году ВВП Гонконга составлял 76,93 млрд. долларов, в то время, как ВВП Поднебесной находился на уровне 398,5 млрд. долларов. А уровень жизни гонконгцев был выше, чем в самой Великобритании.

Остров Русский находится всецело под суверенитетом РФ и не имеет даже особого политического статуса, который мог бы служить хоть частичным иммунитетом от санкций. Иными словами, на него распространяются ровно те же риски, что и на любую другую территорию РФ. Для создания полноценного «русского Гонконга» потребуется явно нечто большее, чем простые командно-бюрократические решения.

Александр Збитнев

Использованы фотографии: http://senatestate.senat.org/wp-content/uploads/2018/09/Pacific_Russia-1.jpg

Мы в Мы в Яндекс Дзен